- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий
Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Меренкова Н.И. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Элективный курс
Изготовление гончарных изделий
Разработан Меренковой Н.И. МБОУ «СОШ№14»
Г. Камышин
Изготовление гончарных изделий.
Пояснительная записка.
Тип и вид элективного курса: художественно-эстетический профиль;
Предметно-ориентированный.
Компоненты программы: инвариантный компонент.
Направленность материалов элективного курса по специфике содержания:
Элективный курс «Изготовление гончарных изделий» входит в образовательную область «Искусство» и сопровождает дополнительную образовательную программу «Изготовление художественных керамических изделий». Предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы для ознакомления с основами художественного ремесла - гончарства, а также способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.
Методологическим основанием курса является практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реальных навыков работы на гончарном круге.
Цели программы элективного курса:
Ознакомление учащихся с традиционной техникой гончарного ремесла, формирование эстетического вкуса у ребят, осуществление пробы выбора учащимися художественно-эстетического профиля обучения.
Задачи обучения
1. Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
2. Развить художественно-творческие способности учащихся.
3. Обучить учащихся навыкам и приемам художественной обработки и декорирования гончарных изделий.
Объем часов: 10 часов.
Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов, проявляющие интерес к художественной деятельности.
Место проведения: мастерская трудового обучения.
Форма обучения: очная.
Новизна программы в системе предпрофильной подготовки заключается в расширении предметных компетенций в области художественного дополнительного образования, в частности, возможность попробовать свои силы в особой специфике работы на гончарном круге. Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня все более востребованными, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее. Курс выстроен таким образом, чтобы дать сумму всей прикладной информации, развить творческий, эстетический подход к окружающей жизни, поощрить стремление учеников к самостоятельному творческому труду, что обязательно будет востребовано
в их будущем.
Краткое содержание программы.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами материаловедения по керамике, с технологией керамического производства, с принципом действия гончарного станка, историей гончарства, особенностями рабочих инструментов гончара, с образцами народных промыслов. Учащиеся приобретают навыки работы на станке, выполняют собственный творческий проект.
Методы обучения и формы проведения занятий:
Объяснительно-иллюстративный, демонстрация роботы на станке педагогом, самостоятельная работа учащихся, исследовательский метод обучения;
Лекции, практические занятия.
Требования к обучающимся на элективном курсе «Изготовление гончарных изделий».
Учащиеся должны знать и уметь:
Правила безопасности труда и личной гигиены;
Свойства применяемых материалов;
Назначение инструментов и приспособлений, уход за ними;
Приемы лепки.
Прогнозируемый результат обучения:
Изготовление художественных керамических изделий простой, несложной формы с отделкой, сочетающей народные художественные традиции и современные требования.
Перечень необходимого оборудования для реализации программы
Глина, гончарный станок, инструменты: струна, шаблоны, скребки, ложечка, губка.
Учебно-тематический план элективного курса «Изготовление гончарных изделий».
№
Тема
Кол-во
часов
Содержание элективного
курса
Форма занятий
Форма подведения итогов
1
Вводное занятие.
1
Устройство гончарного круга, подго-
товка глины, инструменты, исторические данные.
Индивидуальные заня-
тия.
Беседа, выполнение
заданий.
2.
Приемы работы на гончарном
круге.
1
Вытягивание цилиндра, конуса, по-
лучение отверстия.
Индивидуальная работа
Выполнение заданий
3.
Изготовление цветочного горшка
цилиндрической формы.
1
Вытягивание горшка, обработка
Изделия, способы сушки.
Индивидуальная работа
Творческая работа
4.
Изготовление крынки с широким горлом.
1
Расширение заготовки, оформление
горлышка.
Индивидуальная работа
Творческая работа
5.
Изготовление миски и блюда.
1
Формовка в два этапа, отгибание краев.
Индивидуальная работа
Творческая работа
6.
Изготовление кувшина с узким горлом.
1
Формовка в два этапа, стягивание
краев.
Индивидуальная работа
Творческая работа
7.
Подготовка изделий к обжигу
Способы декорирования.
1
Шлифовка, лощение, глазурование
Индивидуальная работа
Творческая работа
8.
Изготовление вазы или кувшина
По собственному эскизу.
3
Эскиз, выполнение, декорирование
Индивидуальная работа
Творческая работа
Литература
Т. В. Челышева, Л. В. Ламыкина «Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль.»Москва 2004
Примерные программы по обучению учащихся изготовлению народных промыслов. Москва «Просвещение» 2000
Г.Федотов «Послушная глина» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997.
Вводное занятие.
Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в 4-тысячелетии до нашей эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры. Вначале гончарный круг был ручным. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддержать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накладывая спиралью заранее заготовленные жгуты. Ножной гончарный круг появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной. С его изобретением у мастера освободились обе руки для формовки сосудов, поскольку круг вращался ногой. К тому же за счет массивного маховика увеличилась мощность станка и продолжительность вращения круга. Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостенные сосуды. Причем время их изготовления значительно сократилось. На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоходные и водопроводные трубы, светильники и даже скворечники. Но основной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посуда: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое. Ножной гончарный круг, используемый повсеместно современными гончарами, мало чем отличается от древних образцов. Разве что ось у него стали делать из металла, а подшипники скольжения заменили на подшипники качения.
Устройство круга.
Для любительских работ удобен гончарный круг, укрепленный на переносной скамье. В середине скамьи сверлится отверстие и выбирается гнездо, куда вставляется подшипник качения (1а) вместе с осью(1б) и укрепленным на ней нижним кругом-маховиком (1в). Заостренная внизу ось упирается в упорный подшипник, представляющий собой прямоугольную стальную пластину с небольшим углублением в середине. Пластина в свою очередь привинчивается шурупами к продольной перекладине(1д), которая крепится к скамье с помощью клиньев (1е). Установив ось с маховиком, сверху привинчивают малый круг(1ж). По бокам к скамье прибивают две рейки, которые используют как подножки (1з).
Рис. 1
ИНСТРУМЕНТЫ ГОНЧАРА.
На разных стадиях формовки сосуда на гончарном круге применяют различные инструменты (рис.2). Струна, или проволока, используется для выравнивания верхнего края посуды, а также для срезания готового изделия с круга (2а). Ее изготавливают из тонкой стальной проволоки, струны балалайки или какого-либо другого струнного инструмента. Чтобы не порезать рук, на концах проволоки укрепляют круглые ручки, деревянные шарики (2ж) или мешочки из плотной ткани, набитые песком (2з). Отдельные части сосуда измеряют толщиномером или кронциркулем (26). При изготовлении одинаковых сосудов применяют шаблоны. Для выравнивания поверхности сосуда и других вспомогательных работ применяют цикли и скребки (2в). Клюшками, сделанными из стального прутка или толстой проволоки, удаляют лишнюю глину с подсохшей посуды, а также выполняют резьбу (2г). Среди инструментов гончара есть так называемая ложечка, которой он выбирает лишнюю глину внутри сосуда (2д). Рядом с гончарным кругом всегда должна находиться губка (2е). При необходимости ее подсушивают и увлажняют поверхность сосуда, а также разглаживают и выравнивают. В конце формовки губкой удаляют воду, накопившуюся внутри сосуда.
Рис.2
Занятие №2
Приемы работы на гончарном круге.
Перед началом работы поставьте на скамью посуду с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Здесь же должно находиться хорошо перемятое глиняное тесто, накрытое влажной тряпкой. Рядом с посудой для воды должны лежать губка, скребок, цикля и другие инструменты. Главные же инструменты - это руки гончара. Если они в порядке и на них нет ни ран, ни ссадин, то можно приступать к работе.
Перед тем как приступить к непосредственной формовке любого сосуда, глину необходимо отцентрировать и промять на гончарном круге. Отделив от приготовленной глины необходимых размеров кусок, придайте ему руками шарообразную форму (3.1). Сильным и резким движением бросьте ком как можно точнее в середину круга (3.2). Раскрутив круг, смочите руки водой. Затем прижмите ком к кругу и, медленно смещая вращающуюся глиняную массу немного от себя, к себе, влево, вправо, добейтесь того, чтобы она казалась неподвижной(3.3). Равномерно сдавливая ком с двух сторон, вытяните глину вверх конусом (3.4). Затем сомните конус, придав ему снова шарообразную форму (3.5). Из шара снова вытяните конус(3.6). Не отрывая рук от глиняной массы, этот процесс нужно повторить несколько раз. Благодаря нему происходит укрепление глины на круге и улучшение ее структуры. Опустив в последний раз конус, придайте заготовке шаровидную форму.
Рис. 3.
Занятие №3 (1 час)
Изготовление цветочного горшка цилиндрической формы.
Вдавите большой палец в середину промятой и отцентрированной глиняной заготовки (рис. 4.1). Полученное углубление расширьте так, чтобы в нее входил кулак (4.2). Затем введите в образованную полость кулак левой руки и косточками пальцев выровняйте дно будущего горшка (4.3). Вслед за этим начинайте вытягивать стенки сосуда вверх. При этом косточка указательного пальца правой руки должна скользить по внешней поверхнос ти сосуда, а косточки левой руки, находящейся внутри, прижимать к ней стенки (4.4). С каждым поворотом круга стенки становятся все тоньше, одновременно расширяясь и поднимаясь вверх. Формуя цветочный горшок, а также любой другой сосуд, помните, что дно и стенки его на всех стадиях обработки должны иметь одинаковую толщину. Только верх может быть более массивным, поскольку здесь сосредоточен резервный запас глины, необходимый для дальнейшей формовки.
Доведя стенки горшка до необходимой высоты, сделайте вдоль края венчик (4.5). Он должен быть в два-три раза толще, чем стенки горшка. Чтобы выровнять стенки готового горшка, нужно использовать циклю из дерева или пластмассы. Иногда ее называют гончарным ножом. Циклю прикладывают к внешней поверхности сосуда, а изнутри пальцами прижимают к ней стенку. Стенки обрабатывают циклей до тех пор, пока они окончательно не выпрямятся.
Не снимая с круга, на горшок можно при желании нанести простейшие узоры, состоящие из углубленных полос и волнистых линий(4.6). Чтобы получить ровную линию, кончик деревянной палочки прислоните к поверхности сосуда и не меняйте положение руки до тех пор, пока она не замкнется.
При проведении волнистой линии кончик палочки при медленном вращении круга то слегка поднимают, то опускают. Из готового цветочного горшка с помощью губки выбирают скопившуюся во время работы воду. После этого горшок срезают с круга струной (4.7) и осторожно, стараясь не давить на стенки, переносят на стеллаж для просушки.
рис. 4
Занятие №4 (1час)
Изготовление крынки с широким горлом.
Рис. 5.
Промежуточная форма при изготовлении на гончарном круге большинства сосудов - цилиндр. После центровки и проминки глиняной массы приступайте к формовке цилиндра. Начинайте с того, что сделайте внутри заготовки углубление (рис. 5.1). Постепенно расширяйте его (5.2), а когда в образовавшуюся полость будет проходить рука, косточками пальцев разровняйте дно и начинайте вытягивать стенки двумя руками (5.3). Одна рука должна находиться внутри цилиндра, другая - на внешней стороне боковой поверхности. Руки постепенно перемещайте снизу вверх. Медленным сближением рук добивайтесь получения тонких стенок. При этом не забывайте, что на всех участках стенки должны иметь одинаковую толщину.
Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь необходимой высоты цилиндра. Чтобы руки хорошо скользили и не рвали глину, не забывайте время от времени смачивать их водой.
Теперь приступайте к формовке из готового цилиндра основной части крынки - тулова (5.4). Мягко надавливая пальцами на стенки цилиндра с внутренней стороны, постепенно придавайте сосуду шарообразную форму. Рука внутри цилиндра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В результате вы получите тулово будущей крынки. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку, предварительно вытянув стенки до полной высоты крынки (5.5). Вылепив венчик, обработайте внешние поверхности крынки циклями, изгибы которых соответствуют ее форме (5.6). Затем снимите с круга оплывшую глину и губкой удалите накопившуюся внутри воду. Готовую крынку срежьте струной и снимите с круга (5.7).
Занятие №6 (1 час) Изготовление миски и блюда.
Изготовить на гончарном круге миску достаточно просто, не сложнее цветочного горшка. А вот блюдо сделать гораздо труднее, чем обычную высокую посуду. Края блюда сильно отогнуты и находятся всегда на весу: одно неосторожное движение - и вся работа пойдет насмарку. Сложность заключается еще и в том, что формовка блюда производится в два этапа, в промежутках между которыми глину обязательно подсушивают.
В начале первого этапа выполняется та же работа, что и при формовке цветочного горшка и крынки. То есть сначала делают углубление в хорошо промятой и отцентрированной заготовке (рис. 6.1), затем его расширяют (6.2), выравнивают дно и стенки и получают цилиндр, который, как известно, является промежуточной формой большинства сосудов (6.3). Для того чтобы превратить цилиндр в блюдо, очень осторожно отгибайте стенки циклей, придерживая их снизу рукой (6.4).
Если бы перед вами стояла задача изготовить миску, то достаточно было бы отогнуть стенки на сравнительно небольшой угол, несколько выгнуть их и сделать по краям венчик. Но если вы все же решили изготовить блюдо, то миска будет промежуточной формой. В отличие от миски, блюдо менее глубокое, в то же время у него более широкое дно.
Чтобы расширить дно, надо отодвинуть пальцами стенки, не забывая поддерживать их в это время снизу рукой (6.5). Чем шире будет дно, тем уже станут стенки. Расширив дно, окончательно отогните стенки с помощью цикли (6.6). После этого остановите круг, удалите со дна лишнюю влагу. Первый этап работы над блюдом окончен. Срежьте осторожно блюдо струной и снимите с гончарного круга и подсушите на стеллаже (6.7). Глина должна подсохнуть до кожетвердого состояния. Определить это состояние можно только с помощью периодических проб. Делайте их резцом или кончиком ножа с изнаночной стороны блюда. Если глина перестала прилипать к резцу, а на срезе появится глянцеватый блеск, то пора приступать ко второму этапу обработки блюда (6.8). На круг положите заранее сшитую круглую подушку с песком, а затем вверх дном блюдо. Медленно вращая круг, отцентруйте блюдо. После центровки можно приступать к обработке с помощью клюшек тыльной стороны блюда. Чтобы не нарушить центровку, нужно с большой осторожностью снимать стружку за стружкой. После обтачивания блюдо нужно досушить окончательно. Рис 6
Занятие №7 (1час)
Изготовление кувшина с узким горлом.
Этапы работы смотри на рисунке 4. Стягивание горлышка
происходит на последнем этапе.
Занятие№8 (1 час)
Подготовка изделия к обжигу. Способы декорирования.
Возникшие в процессе работы неровности на поверхности сосудов можно ликвидировать при помощи наждачной бумаги, используя ее по высохшей глиняной поверхности.
Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-то гладким предметом-камнем-голышом, полированной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.
Занятие №9 (3 часа)
Изготовление вазы или кувшина по собственному эскизу. Итоговая творческая работа учащегося с использованием всех приобретенных навыков и умений.