Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий

Краткое содержание программы.   В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами материаловедения по керамике, с технологией керамического производства, с принципом действия  гончарного станка, историей гончарства, особенностями рабочих инструментов гончара, с образцами народных промыслов. Учащиеся приобретают навыки работы на станке, выполняют собственный творческий проект. Тип и вид элективного курса: художественно-эстетический профиль; Предметно-ориентированный. Компоненты программы: инвариантны...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий

Элективный курс

Изготовление гончарных изделий

Разработан Меренковой Н.И. МБОУ «СОШ№14»


Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий



Г. Камышин


Изготовление гончарных изделий.

Пояснительная записка.

Тип и вид элективного курса: художественно-эстетический профиль;

Предметно-ориентированный.

Компоненты программы: инвариантный компонент.

Направленность материалов элективного курса по специфике содержания:

Элективный курс «Изготовление гончарных изделий» входит в образовательную область «Искусство» и сопровождает дополнительную образовательную программу «Изготовление художественных керамических изделий». Предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы для ознакомления с основами художественного ремесла - гончарства, а также способствует выбору учащимися дальнейшего профиля обучения.

Методологическим основанием курса является практико-ориентированный подход, связанный с получением учащимися реальных навыков работы на гончарном круге.

Цели программы элективного курса:

Ознакомление учащихся с традиционной техникой гончарного ремесла, формирование эстетического вкуса у ребят, осуществление пробы выбора учащимися художественно-эстетического профиля обучения.

Задачи обучения

1. Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

2. Развить художественно-творческие способности учащихся.

3. Обучить учащихся навыкам и приемам художественной обработки и декорирования гончарных изделий.

Объем часов: 10 часов.

Категория обучающихся: учащиеся 9-х классов, проявляющие интерес к художественной деятельности.

Место проведения: мастерская трудового обучения.

Форма обучения: очная.

Новизна программы в системе предпрофильной подготовки заключается в расширении предметных компетенций в области художественного дополнительного образования, в частности, возможность попробовать свои силы в особой специфике работы на гончарном круге. Профессия художника, дизайнера, мастера декоративного искусства становится сегодня все более востребованными, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее. Курс выстроен таким образом, чтобы дать сумму всей прикладной информации, развить творческий, эстетический подход к окружающей жизни, поощрить стремление учеников к самостоятельному творческому труду, что обязательно будет востребовано

в их будущем.

Краткое содержание программы.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с основами материаловедения по керамике, с технологией керамического производства, с принципом действия гончарного станка, историей гончарства, особенностями рабочих инструментов гончара, с образцами народных промыслов. Учащиеся приобретают навыки работы на станке, выполняют собственный творческий проект.

Методы обучения и формы проведения занятий:

Объяснительно-иллюстративный, демонстрация роботы на станке педагогом, самостоятельная работа учащихся, исследовательский метод обучения;

Лекции, практические занятия.

Требования к обучающимся на элективном курсе «Изготовление гончарных изделий».

Учащиеся должны знать и уметь:

Правила безопасности труда и личной гигиены;

Свойства применяемых материалов;

Назначение инструментов и приспособлений, уход за ними;

Приемы лепки.

Прогнозируемый результат обучения:

Изготовление художественных керамических изделий простой, несложной формы с отделкой, сочетающей народные художественные традиции и современные требования.

Перечень необходимого оборудования для реализации программы

Глина, гончарный станок, инструменты: струна, шаблоны, скребки, ложечка, губка.



















Учебно-тематический план элективного курса «Изготовление гончарных изделий».


Тема

Кол-во

часов

Содержание элективного

курса

Форма занятий

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие.

1

Устройство гончарного круга, подго-

товка глины, инструменты, исторические данные.

Индивидуальные заня-

тия.

Беседа, выполнение

заданий.

2.

Приемы работы на гончарном

круге.

1

Вытягивание цилиндра, конуса, по-

лучение отверстия.

Индивидуальная работа

Выполнение заданий

3.

Изготовление цветочного горшка

цилиндрической формы.

1

Вытягивание горшка, обработка

Изделия, способы сушки.

Индивидуальная работа

Творческая работа

4.

Изготовление крынки с широким горлом.

1

Расширение заготовки, оформление

горлышка.

Индивидуальная работа

Творческая работа

5.

Изготовление миски и блюда.

1

Формовка в два этапа, отгибание краев.

Индивидуальная работа

Творческая работа

6.

Изготовление кувшина с узким горлом.

1

Формовка в два этапа, стягивание

краев.

Индивидуальная работа

Творческая работа

7.

Подготовка изделий к обжигу

Способы декорирования.

1

Шлифовка, лощение, глазурование

Индивидуальная работа

Творческая работа

8.

Изготовление вазы или кувшина

По собственному эскизу.

3

Эскиз, выполнение, декорирование

Индивидуальная работа

Творческая работа

Литература

Т. В. Челышева, Л. В. Ламыкина «Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль.»Москва 2004

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению народных промыслов. Москва «Просвещение» 2000

Г.Федотов «Послушная глина» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997.







Вводное занятие.

Считается, что изобретатель круга жил в Вавилоне в 4-тысячелетии до нашей эры. Затем гончарный круг появился в Египте, Индии и Греции. В Европе он стал известен в 500-е годы до новой эры. Вначале гончарный круг был ручным. Гончар левой рукой раскручивал круг, а чтобы поддержать во время работы равномерное вращение, постоянно подкручивал его. Правой рукой мастер формовал сосуд, накла­дывая спиралью заранее заготовлен­ные жгуты. Ножной гончарный круг появился гораздо позже и во многих местах вытеснил ручной. С его изо­бретением у мастера освободились обе руки для формовки сосудов, пос­кольку круг вращался ногой. К тому же за счет массивного маховика уве­личилась мощность станка и продол­жительность вращения круга. Это дало возможность изготавливать более сложные по форме тонкостен­ные сосуды. Причем время их изго­товления значительно сократилось. На гончарном круге делали все, что только было можно: дымоход­ные и водопроводные трубы, све­тильники и даже скворечники. Но ос­новной продукцией, сходившей с гончарного круга, была все же посу­да: печные горшки, котлы, крынки, квашни, сковородки, судки, миски, чашки, масленки, солонки, кувшины, кружки и многое другое. Ножной гончарный круг, используемый пов­семестно современными гончарами, мало чем отличается от древних об­разцов. Разве что ось у него стали делать из металла, а подшипники скольжения заменили на подшипни­ки качения.

Устройство круга.

Для любительских работ удобен гончарный круг, укрепленный на переносной скамье. В середине скамьи сверлится отверстие и выбирается гнездо, куда вставляется подшипник качения (1а) вместе с осью(1б) и укрепленным на ней нижним кругом-маховиком (1в). Заостренная внизу ось упирается в упорный подшипник, представляющий собой прямоугольную стальную пластину с небольшим углублением в середине. Пластина в свою очередь привинчивается шурупами к продольной перекладине(1д), которая крепится к скамье с помощью клиньев (1е). Установив ось с маховиком, сверху привинчивают малый круг(1ж). По бокам к скамье прибивают две рейки, которые используют как подножки (1з).

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий


Рис. 1



ИНСТРУМЕНТЫ ГОНЧАРА.

На разных стадиях формовки сосу­да на гончарном круге применяют различные инструменты (рис.2). Струна, или проволока, использует­ся для выравнивания верхнего края посуды, а также для срезания гото­вого изделия с круга (2а). Ее изго­тавливают из тонкой стальной про­волоки, струны балалайки или како­го-либо другого струнного инстру­мента. Чтобы не порезать рук, на концах проволоки укрепляют круг­лые ручки, деревянные шарики (2ж) или мешочки из плотной ткани, на­битые песком (2з). Отдельные части сосуда измеряют толщиномером или кронциркулем (26). При изготовле­нии одинаковых сосудов применяют шаблоны. Для выравнивания повер­хности сосуда и других вспомога­тельных работ применяют цикли и скребки (2в). Клюшками, сделанны­ми из стального прутка или толстой проволоки, удаляют лишнюю глину с подсохшей посуды, а также выпол­няют резьбу (2г). Среди инструмен­тов гончара есть так называемая ло­жечка, которой он выбирает лиш­нюю глину внутри сосуда (2д). Ря­дом с гончарным кругом всегда до­лжна находиться губка (2е). При не­обходимости ее подсушивают и ув­лажняют поверхность сосуда, а так­же разглаживают и выравнивают. В конце формовки губкой удаляют воду, накопившуюся внутри сосуда.

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий

Рис.2

Занятие №2

Приемы работы на гончарном круге.

Перед началом работы поставьте на скамью посуду с водой для обрызгивания глины и смачивания рук. Здесь же должно находиться хорошо перемятое глиняное тесто, накрытое влажной тряпкой. Рядом с посудой для воды должны лежать губка, скребок, цикля и другие инструменты. Главные же инструменты - это руки гончара. Если они в порядке и на них нет ни ран, ни ссадин, то можно приступать к работе.

Перед тем как приступить к непосредственной формовке любого сосуда, глину необходимо отцентрировать и промять на гончарном круге. Отделив от приготовленной глины необходимых размеров кусок, придайте ему руками шарообразную форму (3.1). Сильным и резким движением бросьте ком как можно точнее в середину круга (3.2). Раскрутив круг, смочите руки водой. Затем прижмите ком к кругу и, медленно смещая вращающуюся глиняную массу немного от себя, к себе, влево, вправо, добейтесь того, чтобы она казалась неподвижной(3.3). Равномерно сдавливая ком с двух сторон, вытяните глину вверх конусом (3.4). Затем сомните конус, придав ему снова шарообразную форму (3.5). Из шара снова вытяните конус(3.6). Не отрывая рук от глиняной массы, этот процесс нужно повторить несколько раз. Благодаря нему происходит укрепление глины на круге и улучшение ее структуры. Опустив в последний раз конус, при­дайте заготовке шаровидную форму.

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий

Рис. 3.

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий


Занятие №3 (1 час)

Изготовление цветочного горшка цилиндрической формы.

Вдавите большой палец в середину промятой и отцентриро­ванной глиняной заготовки (рис. 4.1). Полученное углубление рас­ширьте так, чтобы в нее входил ку­лак (4.2). Затем введите в образован­ную полость кулак левой руки и кос­точками пальцев выровняйте дно будущего горшка (4.3). Вслед за этим начинайте вытягивать стенки сосу­да вверх. При этом косточка указа­тельного пальца правой руки долж­на скользить по внешней поверхнос ти сосуда, а косточки левой руки, на­ходящейся внутри, прижимать к ней стенки (4.4). С каждым поворотом круга стенки становятся все тоньше, одновременно расширяясь и подни­маясь вверх. Формуя цветочный горшок, а также любой другой со­суд, помните, что дно и стенки его на всех стадиях обработки должны иметь одинаковую толщину. Толь­ко верх может быть более массив­ным, поскольку здесь сосредоточен резервный запас глины, необходи­мый для дальнейшей формовки.

Доведя стенки горшка до необхо­димой высоты, сделайте вдоль края венчик (4.5). Он должен быть в два-три раза толще, чем стенки горшка. Чтобы выровнять стенки готового горшка, нужно использовать циклю из дерева или пластмассы. Иногда ее называют гончарным ножом. Цик­лю прикладывают к внешней повер­хности сосуда, а изнутри пальцами прижимают к ней стенку. Стенки об­рабатывают циклей до тех пор, пока они окончательно не выпрямятся.

Не снимая с круга, на горшок можно при желании нанести прос­тейшие узоры, состоящие из углуб­ленных полос и волнистых линий(4.6). Чтобы получить ровную линию, кончик деревянной палочки прислоните к поверхности сосуда и не меняйте положение руки до тех пор, пока она не замкнется.

При про­ведении волнистой линии кончик па­лочки при медленном вращении кру­га то слегка поднимают, то опускают. Из готового цветочного горшка с помощью губки выбирают скопив­шуюся во время работы воду. Пос­ле этого горшок срезают с круга струной (4.7) и осторожно, стараясь не давить на стенки, переносят на стеллаж для просушки.


Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий


Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий


рис. 4

Занятие №4 (1час)

Изготовление крынки с широким горлом.

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий

Рис. 5.


Промежуточная форма при изготовлении на гончар­ном круге большинства сосудов - цилиндр. После центровки и промин­ки глиняной массы приступайте к формовке цилиндра. Начинайте с того, что сделайте внутри заготовки углубление (рис. 5.1). Постепенно расширяйте его (5.2), а когда в обра­зовавшуюся полость будет прохо­дить рука, косточками пальцев раз­ровняйте дно и начинайте вытяги­вать стенки двумя руками (5.3). Одна рука должна находиться внутри ци­линдра, другая - на внешней сторо­не боковой поверхности. Руки посте­пенно перемещайте снизу вверх. Медленным сближением рук доби­вайтесь получения тонких стенок. При этом не забывайте, что на всех участках стенки должны иметь оди­наковую толщину.

Этот прием повторяйте до тех пор, пока не добьетесь необходимой высоты цилиндра. Чтобы руки хо­рошо скользили и не рвали глину, не забывайте время от времени смачи­вать их водой.

Теперь приступайте к формовке из готового цилиндра основной час­ти крынки - тулова (5.4). Мягко надавливая пальцами на стенки ци­линдра с внутренней стороны, пос­тепенно придавайте сосуду шарооб­разную форму. Рука внутри цилинд­ра и рука на внешней поверхности должны двигаться синхронно. В ре­зультате вы получите тулово буду­щей крынки. Точно так же, только теперь уже надавливая с внешней стороны, формуйте плечо и шейку, предварительно вытянув стенки до полной высоты крынки (5.5). Выле­пив венчик, обработайте внешние поверхности крынки циклями, изги­бы которых соответствуют ее фор­ме (5.6). Затем снимите с круга оп­лывшую глину и губкой удалите на­копившуюся внутри воду. Готовую крынку срежьте струной и снимите с круга (5.7).

Занятие №6 (1 час) Изготовление миски и блюда.

Изготовить на гончарном круге миску достаточно просто, не сложнее цветочного горшка. А вот блюдо сделать гораздо труднее, чем обычную высокую посуду. Края блюда сильно отогнуты и находят­ся всегда на весу: одно неосторож­ное движение - и вся работа пой­дет насмарку. Сложность заключа­ется еще и в том, что формовка блю­да производится в два этапа, в про­межутках между которыми глину обязательно подсушивают.

В начале первого этапа выполня­ется та же работа, что и при формов­ке цветочного горшка и крынки. То есть сначала делают углубление в хорошо промятой и отцентрирован­ной заготовке (рис. 6.1), затем его расширяют (6.2), выравнивают дно и стенки и получают цилиндр, кото­рый, как известно, является проме­жуточной формой большинства со­судов (6.3). Для того чтобы превра­тить цилиндр в блюдо, очень осто­рожно отгибайте стенки циклей, придерживая их снизу рукой (6.4).

Если бы перед вами стояла зада­ча изготовить миску, то достаточно было бы отогнуть стенки на сравни­тельно небольшой угол, несколько выгнуть их и сделать по краям вен­чик. Но если вы все же решили изго­товить блюдо, то миска будет про­межуточной формой. В отличие от миски, блюдо менее глубокое, в то же время у него более широкое дно.

Чтобы расширить дно, надо отодви­нуть пальцами стенки, не забывая поддерживать их в это время снизу рукой (6.5). Чем шире будет дно, тем уже станут стенки. Расширив дно, окончательно отогните стенки с по­мощью цикли (6.6). После этого ос­тановите круг, удалите со дна лиш­нюю влагу. Первый этап работы над блюдом окончен. Срежьте осторож­но блюдо струной и снимите с гон­чарного круга и подсушите на стел­лаже (6.7). Глина должна подсохнуть до кожетвердого состояния. Опреде­лить это состояние можно только с помощью периодических проб. Де­лайте их резцом или кончиком ножа с изнаночной стороны блюда. Если глина перестала прилипать к резцу, а на срезе появится глянцеватый блеск, то пора приступать ко второ­му этапу обработки блюда (6.8). На круг положите заранее сшитую круг­лую подушку с песком, а затем вверх дном блюдо. Медленно вращая круг, отцентруйте блюдо. После центровки можно приступать к об­работке с помощью клюшек тыль­ной стороны блюда. Чтобы не нару­шить центровку, нужно с большой осторожностью снимать стружку за стружкой. После обтачивания блю­до нужно досушить окончательно. Рис 6

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий

Занятие №7 (1час)

Изготовление кувшина с узким горлом.

Этапы работы смотри на рисунке 4. Стягивание горлышка

происходит на последнем этапе.

Занятие№8 (1 час)

Подготовка изделия к обжигу. Способы декорирования.

Возникшие в процессе работы неровности на поверхности сосудов можно ликвидировать при помощи наждачной бумаги, используя ее по высохшей глиняной поверхности.

Древний прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают почти до зеркального блеска каким-то гладким предметом-камнем-голышом, полированной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком и т. п.

Занятие №9 (3 часа)

Изготовление вазы или кувшина по собственному эскизу. Итоговая творческая работа учащегося с использованием всех приобретенных навыков и умений.

Программа элективного курса Изготовление гончарных изделий


© 2010-2022