- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по внеурочной деятельности Народные узоры
Программа по внеурочной деятельности Народные узоры
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дмитриева И.А. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа по внеурочной деятельности
« Народные узоры»
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Таким образом, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Внеурочная деятельность играет важную роль в развитии учащихся: помогает проявить и реализовать себя, как личность; открывает и развивает новые способности ребят; заполняет их свободное время. Это позволяет не только обучить основам художественного ремесла, но и способствовать формированию индивидуальности, стиля, творческого кредо молодого творца.
Занятия декоративно-прикладным искусством, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изучая декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению, создают не только полезные, но и красивые изделия. Работу ребят над созданием изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением росписи, можно смело назвать творческой.
. Эстетическая значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития ребят, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания даже в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды.
Задача педагога по внеурочной деятельности состоит в том, чтобы донести до ребят секреты изготовления изделий народного мастера, познакомить их с историей развития того или иного направления художественных промыслов, подарить радость творчества, научить работать. Руководитель внеурочной деятельности должен раскрыть способности учеников, помочь им в преодолении трудностей, привить им интерес к народному искусству.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности детей (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, которые должны быть предъявлены ученику (обязательный минимум) и сформированы у него (требования), но и содержание практической деятельности, которое включает конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования. Именно этот аспект примерных программ дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Народное искусство - не консервативная, мертвая художественная система, а система, постоянно развивающаяся. Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается еще и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного искусства -живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Знакомство школьников с, казалось бы, обычными художественными предметами должно стать поводом для серьезного разговора о сущности эстетического в искусстве и действительности, о становлении современного стиля и моды, о специфике системы изобразительно-выразительных средств декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусства.
Главной задачей на занятиях по внеурочной деятельности «Народные узоры» является задача привить любовь к творчеству, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности
Цель работы по внеурочной деятельности: организовывать содержательную и творческую деятельность учащихся, развивающую творческий потенциал личности, развивать художественные способности, а также - выявлять эти способности. Воспитывать ценностное отношение к народной культуре, окружающей среде через личное творчество.
Задачи:
-
научить учащихся выполнять элементы росписи в соответствии с народными традициями;
-
научить учащихся составлять композицию из элементов росписи, подходящую для конкретного изделия;
-
учить работать над индивидуальным изделием;
-
содействовать росту творческого потенциала личности.
Направление деятельности:
-
создание индивидуальных изделий;
-
создание оформления кабинета ИЗО;
-
реализация творческих отчётов работы по внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народные узоры» структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности и разработана на основе примерной программы художественно - эстетической направленности.
Программа внеурочной деятельности адресована учащимся начальной школы.
Задания направлены на освоение языка декоративно-прикладного искусства.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами, применяемыми в ДПИ; развитие стремления к общению с декоративно - прикладным искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
образовательные задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проводятся в классах 1 час в неделю для младшей школы. Рассчитана на четыре года обучения.
По ходу занятий учащиеся посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области ДПИ выдающихся мастеров.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки - ярмарки творческих работ школьников.
«Народные узоры»
Учебно-тематический план
Начальная школа
Учебно-тематическое планирование рабочей программы художественно - эстетической направленности «Народные узоры» рассчитано на 34 часа в год. Всего 136 часов сроком на 4 года. Разработано на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.
Содержание курса.
Первый год обучения
№
п/п
Темы
Количество часов
Виды деятельности
Всего
Теория
Практика
1.
Знакомство с разными видами росписи.
1
1
-
Познавательная, трудовая, краеведческая деятельность
2.
Краткие сведения по цветоведению.
1
1
-
Познавательная, трудовая, краеведческая деятельность
3.
Городецкая роспись
7
2
5
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
4.
Хохломская роспись
7
1
6
Трудовая, познавательная, художественное творчество, краеведческая деятельность
5.
Гжель
5
1
4
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
6.
Писанки
4
1
3
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
7.
Филимоновская
игрушка
4
1
3
Трудовая, познавательная, художественное творчество, краеведческая деятельность
8.
Дымковская игрушка
4
1
3
Трудовая, познавательная, художественное творчество, краеведческая деятельность
Итого:
33
9
24
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
№
по
разделу
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ
Кол-во часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата проведения
Дата проведения по факту
I четверть 9 нед. х 1 час = 9 часов
Введение
2
1.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с разными видами росписи.
1
2.
2.
Краткие сведения по цветоведению.
1
Городецкая роспись
7
3.
3.
История городецкой росписи.
1
4.
4.
Техника Городца.
1
5.
5.
Простейшие элементы росписи Городца (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки).
1
6.
6.
Простейшие элементы росписи Городца (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки).
1
7.
7.
Традиционные городецкие элементы и орнаменты.
1
8.
8.
Традиционные городецкие элементы и орнаменты.
1
9.
9.
Основы композиции в городецкой росписи (варианты расположения узора).
1
II четверть 7 нед. х 1 час = 7 часов
Хохломская роспись
7
10.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с хохломской росписью. История, традиции, художественные приемы.
1
11.
2.
Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик»).
1
12.
3.
Самостоятельное украшение шаблона ложки элементами травного орнамента (импровизация).
1
13.
4.
Травный орнамент (сложной формы с использованием ранее изученных элементов).
1
14.
5.
Самостоятельное украшение бумажного шаблона чашки травным узором (импровизация). Узор «листочки».
1
15.
6.
Упражнение в рисовании узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком.
1
16.
7.
Орнамент с «ягодками» и «листочками». Работа над орнаментальной полосой по образцу. Выставка работ учащихся.
1
III четверть 9 нед. х 1 час = 9 часов
Гжель
5
17.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Синеокая Гжель. Знакомство с гжельской керамикой.
1
18.
2.
Рисование элементов гжельской росписи (точки и прямые линии)
1
19.
3.
Роспись шаблона подноса.
1
20.
4.
Рисование традиционных гжельских орнаментов и бордюров.
1
21.
5.
Знакомство с элементом «капелькой». Роспись силуэта блюдца.
1
Писанки
4
22.
1.
Вводное занятие. Знакомство с писанками.
1
23.
2.
Секреты старинного мастерства. Чудо-писанки.
1
24.
3.
Декоративные строчки. Характерные элементы и орнаменты.
1
25.
4.
Роспись шаблонов писанок. Выставка работ учащихся.
1
IVчетверть 8 нед. х 1 час = 8 часов
Филимоновская игрушка
4
26.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с филимоновской игрушкой.
1
27.
2.
Рисование элементов филимоновской игрушки (полоски и елочки).
1
28.
3.
Рисование традиционных филимоновских орнаментов «Узор на ковре», «Цветок».
1
29.
4.
Роспись шаблонов филимоновской игрушки «Олешек и барашек».
1
Дымковская игрушка
4
30.
1.
История создания и виды дымковской игрушки.
1
31.
2.
Многоцветье Дымки. Дымковские узоры.
1
32.
3.
Рисование и роспись дымковской игрушки «Уточка с утятами».
1
33.
4.
Роспись силуэта дымковского коня. Выставка работ.
1
Второй год обучения
№
п/п
Темы
Количество часов
Виды деятельности
Всего
Теория
Практика
1.
Путешествие по народным промыслам.
1
1
_
Познавательная, трудовая, краеведческая деятельность
2.
Городецкая роспись
8
1
7
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
3.
Хохломская роспись
7
1
6
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
4.
Гжель
5
1
4
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
5.
Писанки
5
1
4
Художественное творчество, познавательная, краеведческая деятельность
6.
Филимоновская игрушка
4
1
3
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
7.
Дымковская игрушка
4
1
3
Художественное творчество, познавательная, краеведческая деятельность
Итого:
34
7
27
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
№
по
разделу
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ
Кол-во часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата проведения
Дата проведения по факту
I четверть 9 нед. х 1 час = 9 часов
Введение
1
1.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Путешествие по народным промыслам.
Городецкая роспись
8
2.
1.
Изучение техники росписи мастеров Городца.
1
3.
2.
Упражнения по обращению с кистью и гуашью на бумаге.
1
4.
3.
Рисование элементов классического «Городца» - цветы.
1
5.
4.
Рисование элементов Городца - листья.
1
6.
5.
Рисование элементов Городца - ягоды.
1
7.
6.
Составление композиций в круге, квадрате, овале, прямоугольнике.
1
8.
7.
Оформление изделия в стиле «Городец».
1
9.
8.
Итоговое занятие. Выставка работ учащихся.
1
II четверть 7 нед. х 1 час = 7 часов
Хохломская роспись
7
10.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Из истории хохломской росписи. Изучение техники Хохломы (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций.
1
11.
2.
Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» («осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик»).
1
12.
3.
«Подарок для Мишутки» - самостоятельное украшение шаблона ложки элементами травного орнамента (импровизация).
1
13.
4.
Травный орнамент «криуль». Главный элемент «криуля» - «завиток».
1
14.
5.
Самостоятельное украшение шаблона солонки травным узором.
1
15.
6.
Узоры «листочки» и «ягодки» (кистью и печаткой - тычком). Орнамент с «листочками» и «ягодками».
1
16.
7.
Роспись шаблона чашки с использованием изученных элементов Хохломы. Выставка работ учащихся.
1
III четверть 10 нед. х 1 час = 10 часов
Гжель
5
17.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Продолжение знакомства с традиционным русским художественным промыслом - «Гжельская керамика».
1
18.
2.
Освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).
1
19.
3.
Составление орнаментов «бордюры» в полосе.
1
20.
4.
Рисование праздничного блюда по шаблону.
1
21.
5.
Свободное рисование предметов в стиле Гжель.
1
Писанки
5
22.
1.
История писанки. Старинные секреты мастеров.
1
23.
2.
Знакомство с разнообразием чудо-писанки. Отработка элементов декоративных строчек и орнаментов.
1
24.
3.
Составление композиций с использованием солярных знаков (круг, сочетание кругов, круг с прямыми или волнистыми лучиками).
1
25.
4.
Роспись шаблона писанки «Весенние цветы».
1
26.
5.
Роспись силуэта писанки «Цветы - солнышки». Выставка работ учащихся.
1
IV четверть 8 нед. х 1 час = 8 часов
Филимоновская игрушкка
4
27.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Путешествие по народным промыслам: в село Филимоново.
1
28.
2.
Освоение элементов филимоновской игрушки.
1
29.
3.
Разноцветные орнаменты.
1
30.
4.
Роспись силуэтов «Сельские красавицы».
1
Дымковская игрушка
4
31.
1.
«Дымковская сказочная страна» - путешествие в мастерскую дымковских умельцев.
1
32.
2.
Применение различных приёмов работы кистью.
1
33.
3.
Составление эскизов для наряда крестьянки.
1
34.
4.
Роспись силуэта крестьянки.
1
Третий год обучения
№
п/п
Темы
Количество часов
Виды деятельности
Всего
Теория
Практика
1.
Городецкая роспись
9
1
8
Познавательная, трудовая, краеведческая деятельность
2.
Хохломская роспись
7
1
6
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
3.
Гжель
5
1
4
Игровая, досугово- развлекательная, художественное творчество, краеведческая
4.
Русская матрёшка
5
1
4
Художественное творчество, познавательная, краеведческая деятельность
5.
Филимоновская игрушка
4
1
3
Досугово- развлекательная
6.
Дымковская игрушка
4
1
3
Познавательная, трудовая, краеведческая деятельность
Итого:
34
6
28
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
№
по
разделу
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ
Кол-во часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата проведения
Дата проведения по факту
I четверть 9 нед. х 1 час = 9 часов
Городецкая роспись
9
1.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Искусство «Городецкой росписи», истоки развития промысла.
1
2.
2.
Технология изготовления и область применения росписи Городца.
1
3.
3.
Знакомство с понятиями подмалевок, замалевок и оживка
1
4.
4.
Упражнения в исполнении элементов городецкой росписи.
1
5.
5.
Отработка круговых движений для овладения рисования осевых цветных пятен (подмалевка).
1
6.
6.
Освоение метода «прикладывания» кисти. Упражнения по нанесению «оживки».
1
7.
7.
Прорисовка связующих элементов (листьев, стеблей, травки).
1
8.
8.
Выполнение композиции «Цветочная роспись» с использованием мотивов «бутон», «купавка», «розан».
2
9.
9.
II четверть 7 нед. х 1 час = 7 часов
Хохломская роспись
7
10.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Путешествие в «золотую» Хохлому.
1
11.
2.
Повторение простейших элементов травного орнамента, узоров «листочки» и «ягодки».
1
12.
3.
Отработка приёмов хохломской росписи.
1
13.
4.
Роспись шаблона «уточки» с использованием изученных элементов Хохломы.
1
14.
5.
Составление орнамента для вазочки.
1
15.
6.
Роспись шаблона вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента.
1
16.
7.
Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
1
III четверть 10 нед. х 1 час = 10 часов
Гжель
5
17.
1.
Инструктаж по технике безопасности. «Сине - голубое чудо Гжели» - традиционный русский художественный промысел.
1
18.
2.
Отработка навыков гжельских узоров.
1
19.
3.
Знакомство с традиционной техникой гжельского мазка - «мазок с тенью».
1
20.
4.
Украшения в исполнении элементов «Мазковая роспись». Цветочек.
1
21.
5.
Роспись силуэта чайника.
1
Русская матрёшка
5
22.
1.
История возникновения матрешки. Знакомство с разнообразием русской матрешки.
1
23.
2.
«Очень любим мы, Матрешки разноцветные одежки» - составление узора росписи матрешки
1
24.
3.
Роспись силуэта матрешки.
1
25.
26.
4.
5.
Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрешек)
2
IV четверть 8 нед. х 1 час = 8 часов
Филимоновская игрушка
4
27.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Заочная экскурсия к мастерам в с.Филимоново Одоевского района Тульской области
1
28.
2.
Закрепление умения составлять филимоновский узор на полосе
1
29.
3.
Составление эскиза «Всадники», «На ферме».
1
30.
4.
Роспись силуэтов филимоновских игрушек «Всадники», «На ферме».
1
Дымковская игрушка
4
31.
1.
Из истории дымковской игрушки, ее виды.
1
32.
2.
Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.
1
33.
3.
Составление узора для юбки «Барыни».
1
34.
4.
Роспись шаблона «Барыня - щеголиха».
1
Четвертый год обучения
№
п/п
Темы
Количество часов
Виды деятельности
Всего
Теория
Практика
1.
Городецкая роспись
9
1
8
Познавательная, трудовая, краеведческая деятельность
2.
Хохломская роспись
7
1
6
Познавательная, трудовая, художественное творчество, краеведческая деятельность
3.
Гжель
4
1
3
Игровая, досугово- развлекательная, художественное творчество, краеведческая
4.
Полхов Майдан
6
1
5
Художественное творчество, познавательная, краеведческая деятельность
5.
Филимоновская игрушка
4
1
3
Игровая, досугово- развлекательная, художественное творчество.
6.
Дымковская игрушка
4
1
3
Художественное творчество, познавательная.
Итого:
34
6
28
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
№
по
разделу
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ
Кол-во часов по разделу
Кол-во часов по теме
Дата проведения
Дата проведения по факту
I четверть 9 нед. х 1 час = 9 часов
Городецкая роспись
9
1.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Разнообразие нижегородских росписей.
1
2.
2.
История, традиции, художественные приёмы Городецкой росписи.
1
3.
3.
Рисование традиционных сюжетов Городецкой росписи.
1
4.
4.
Выполнение композиции с включением мотива «Птица».
1
5.
5.
Создание эскиза для блюда.
1
6.
6.
Нанесение рисунка на изделие.
1
7.
7.
Проработка изделия в цвете.
2
8.
8.
9.
9.
Выставка работ учащихся «Мастера и подмастерья».
1
II четверть 7 нед. х 1 час = 7 часов
Хохломская роспись
7
10.
1.
Инструктаж по технике безопасности. Краткие сведения о хохломской росписи. Повторение техники росписи хохломских мастеров.
1
11.
2.
Отработка приемов хохломской росписи
1
12.
3.
Создание эскиза для разделочной доски.
1
13.
4.
Самостоятельное украшение шаблона разделочной доски
1
14.
5.
Составление орнамента с «ягодками» и «листочками» для салфетницы.
1
15.
6.
Роспись шаблона салфетницы
1
16.
7.
Обобщающий урок. Выставка работ.
1
III четверть 10 нед. х 1 час = 10 часов
Гжель
4
17.
1.
Инструктаж по технике безопасности. «Расцветай, Гжель васильковая» - путешествие к гжельским мастерам.
1
18.
2.
Закрепление навыков гжельских узоров
1
19.
3.
Последовательность росписи птицы - традиционная техника декоративного изображения гжельских птиц.
1
20.
4.
«Синяя птица» - птица счастья. Рисование праздничного подноса.
1
.
Полхов - Майдан
6
21.
1.
Знакомство с Полховским Майданом. История, традиции, художественные приемы.
1
22.
2.
Приемы росписи простейших элементов «листья и веточки», «ягоды и бутоны», «цветочки».
1
23.
3.
Создание эскиза и роспись шаблона бочонка.
1
24.
4.
Упражнения в исполнении большой майданской розы. Подготовка шаблона вазы.
1
25.
5.
Роспись шаблона вазы в стиле Полхов-Майдан.
1
26.
6.
Создание эскизов матрешек с использованием элементов Похов-Майданской росписи
1
IV четверть 8 нед. х 1 час = 8 часов
Филимоновская игрушка
4
27.
1.
Инструктаж по технике безопасности. «Чудо филимоновских свистулек» - из истории создания промысла
1
28.
2.
Составление узора женской и мужской фигур филимоновской росписью.
1
29.
3.
Составление композиции «Танцующие пары» Роспись силуэта.
1
30.
4.
Рисование и роспись сюжета «Веселый праздник».
1
Дымковская игрушка
4
31.
1.
Слобода Дымково - родина дымковской игрушки.
1
32.
2.
Рисование элементов дымковской игрушки. Составление эскиза оперения хвоста индюка.
1
33.
3.
«Как у чудо-индюка все расписаны бока» - роспись шаблона кистью и печаткой - тычком.
1
34.
4.
«Веселое шествие дымковских игрушек». Выставка работ.
1