Урок ИЗО на тему «Зарубежный гость» (7 класс)

Описание методической разработки Урок изобразительного искусства с мультимедийной поддержкой. 7 класс общеобразовательной школы Форма учебной работы – классно-урочная Цели урока: ознакомить учеников с произведениями живописи авторов: И. Аргунова, Рембрандта;  расширять познания об изобразительном искусстве как хранителе костюмов всех времен;  раскрыть понятие «костюм», а такжеописать его особенности в зависимости от эпох;  Вызыввать интерес и мотивацию к учебной деятельности, а также толе...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Зарубежный гость

Цели:

  • познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи

(И. Аргунова, , Рембрандта); расширить знания об изобразительном искусстве как хранителе костюмов всех времен; дать понятие костюма и рассказать о его особенностях в разные эпохи;

  • продолжать формирование навыков работы в программе Paint;

  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности и толерант­ность к представителям других наций.

Оборудование:

для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды или репродукции картин: И. Аргу­нова «Портрет неизвестной в русском костюме», Рембрандта «Ночной дозор»;

для ученика : компьютер или ноутбук

Словарь: мода, костюм.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Введение в тему.

Слайд №2

Видеоролик о Санкт-Петербурге

Учитель.

Почему же мы с вами просмотрели этот ролик, кто как думает? В Петербурге очень много красивых мест, музеев. А как мы знаем, музеи являются хранителями нашей истории. Представьте себе на минуту, что на улицах города, среди современных машин, неоновых реклам, стекла и бетона, в людском потоке появляются японки в кимоно, девушки в старин­ных русских сарафанах, мужчины в клетчатых юбках. Насколько красочнее стало бы все вокруг! Не зря же именно традиционный народный костюм разных стран мира является основным источни­ком творческих идей для художников-модельеров. Что же означает термин мода?

Слайд № 3

Мода - слово латинское (modus - мера, способ, образ действий); для нас

оно означает временное преобладание тех или иных вкусов

Слайд № 4

Мода как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства, - явление эстетическое, часть художественной культуры отдельной страны, эпохи, человечества в целом

Почему же на уроке изобразительного искусства мы говорим об одежде? Да по­тому, что за многовековую историю человечества сохранилось и дошло до нас ничтожно малое количество материальных образцов одежды. Поэтому своеобразными хранителями костюмов всех вре­мен и народов стали живопись, скульптура, гравюра. Особенно бо­гатый материал дает нам живопись. Каждый живописец в прису­щей ему манере запечатлел образы современников и вместе с ними костюм, рожденный его веком.

С другой стороны, каждый художник, начиная, например, ра­боту над иллюстрацией литературного произведения, обязательно должен знать, как одевались люди в той или иной стране, в ту или иную эпоху.

Потому-то мы и посвящаем этой теме специальный урок.

Слайд № 5

III. Изучение нового материала.


  1. Изобразительное искусство как хранитель костю­мов всех времен.

Учитель. Источником наших знаний об одежде в первую очередь являются, конечно, произведения изобразительного искус­ства. Но при этом иногда возникают довольно сложные проблемы «перевода» форм одежды с языка живописи на язык реальной дей­ствительности. Изобразительное ис­кусство воспроизводит действительность не с точностью копии- слепка, но переводит ее на свой язык. Учет того, как изменяются действительные формы одежды в результате перевода их на язык искусства, составляет довольно трудную проблему каждого исто­рического костюма, представление о котором мы получаем по про­изведениям искусства.

Только натуралистическая живопись воспроизводит с доста­точной точностью современные ей костюмы. Но натурализм далеко не является всеобщим приемом искусства. Если бы по историче­ским композициям мастеров Ренессанса и барокко мы захотели изучать страницы истории, то были бы введены в заблуждение как относительно одежды, так и ее ношения. У Тициана, Кореджио, Тинторетто и многих других в их библейских картинах совершенно отсутствует местный колорит. А Рембрандт совершенно спутал бы наши представления не только об исторической, но и современной ему одежде голландского общества. На своих картинах он изобра­жал Саскию, одетую в какие-то фантастические ткани. И все-таки изобразительное искусство служит нам в качестве материальной базы для изучения истории одежды, особенностей национальной одежды, но некоторым критическим пересмотром.


  1. Понятие «костюм».

Слайд № 6

На многих языках мира существует три термина, каким обозна­чают предмет нашего разговора. Один заимствуется от итальянско­го слова «costume», что означает «обычай», «привычка». Другой является национальным словом, присущим данному языку, как, например, русское - «одежда». Третий термин объединяет в себе те черты, которые порознь заключены в понятии костюма и одежды. Это общее мы обозначаем русским словом «платье» или «наряды».

Костюм обладает своеобразной речью: он говорит нам о про­фессии, характере и других социальных признаках его носителя.


  1. Значение одежды в определении общественного поло­жения человека.

Как вы думаете, имелись ли различия в одежде первобытных людей, или набедренные повязки из растений и звериные шкуры, предназначенные для защиты от холода, жары, ушибов и царапин, были одинаковыми? (Ответы учащихся.)

Оказывается, различия имелись.

Ученик:

Уже тогда люди отличали бо­лее сильных, храбрых, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, из­готавливая особые украшения. У вождя племени, например, даже татуировка и раскраска тела были особенными.

С развитием человеческого общества, образованием госу­дарств, сменой исторических формаций костюм усложняется. Но из века в век в одежде с предельной четкостью отражается общест­венное положение людей разного достатка, разных сословий. Кос­тюм во все времена оставался социальным знаком, свидетельством общественного положения, показателем ранга человека.

Слайд № 7

Ученик :

Так, например, в период Средневековья и эпоху Возрождения существовали неписаные обычаи и специальные указы в отноше­нии костюма. Феодалы не могли наряжаться богаче короля, а раз­богатевшие горожане - соперничать с феодалом. Представители низших сословий не могли носить шелковую и бархатную одежду. И если одежда средневековой знати была непременно ярких цве­тов, то простой люд должен был довольствоваться землисто- серыми, коричневыми тонами.

Сейчас заглянем с вами в виртуальный мир и посмотрим, как чем отличались костюмы разных времен.

(связь с интернетом на адрес portnyashka-moda.narod.ru/epoha_vozrozhdeniya )

Слайд № 8

- Посмотрите на картину Рембрандта «Ночной дозор». Здесь мы видим костюм эпохи Возрождения. Как вы можете описать стиль этого костюма?

(Ответы учащихся.)

Да, в этом костюме преобладают вертикальные линии, неесте­ственно удлиняющие пропорции человеческой фигуры. Высокие головные уборы подобны островерхим башням

Рассмотрим некоторые произведения живописи, в которых ге­рои изображены в национальных костюмах.

Слайд № 9

Ученик:

В портрете И. Аргунова «Портрет неизвестной в русском кос­тюме» мы видим женщину в кокошнике и сарафане. У нее пре­красное русское лицо. Она одета в праздничный наряд. И сарафан, и кокошник расшиты золотыми нитями

Костюм любой эпохи, любого народа - это художественный образ. В его создании участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, вышивка и др. Но главное, что позволяет нам говорить о нем как о произведении искусства, - костюм создается руками художника.

Слайд № 10

Мир современной моды

youtube.com/watch?v=J18zIhOcl5w&feature=fvwrel

IV. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня вам предлагается нарисовать костюм по своему выбору. Работу эту мы с вами выполним с помощью компьютера в программе Paint.

Выполняя этот рисунок, надо помнить последовательность изо­бражения

1-й этап.

Для создания вашего рисунка вы можете использовать инструмент карандаш, фигуры, кривые и прямые. Делаем композиционный набросок. Определяем место и масштаб фигуры (силуэт) на экране

2-й этап.

Наметив, из множества инструментов вам необходимое, начните детальную проработку формы. Не забывайте, при использовании инструмента карандаш, не должно оставаться не соединенные линии, так как при заливке вашего костюма, может залиться и весь экран

3-й этап.

На заключительной стадии выявляем единство формы, обобщаем детали, добиваемся выразительности рисунка.

V. Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок по памяти или представлению на тему «Зарубежный гость» (костюм раз­ных стран мира).

Целевые обходы учителя:

1. Контроль за организацией рабочего места.

2. Контроль за правильностью выполнения приемов работы

Слайды № 11 ( аутотренинг)

Мои глаза закрываются.

Я успокаиваюсь.

Я расслабляюсь.

Я чувствую себя спокойно и легко.

Мое тело расслабляется.

Я спокойный человек.

Я уверен в себе.

Я способен достигнуть любой цели.

Я уверен в собственных силах.

Я способен решить любую задачу в жизни.

Я уверен в себе.

Я сильный человек.

Я спокойный и уверенный в себе человек.

Я могу достигнуть всего, что я хочу.

Я продолжаю двигаться к цели, что бы не случилось и в итоге я достигаю

любой цели.

Я постоянно помню, что я сильный, спокойный, уверенный в себе человек.

Я отдохнул.

Чувствую как наливаюсь легкостью.

Я чувствую прилив сил.

Я наливаюсь свежестью и бодростью.

Я полон энергии!

Мне хочется встать и действовать!

Глаза - открываются.

Я - встаю!

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.


VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2.Самоанализ деятельности учащихся.

3.Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Смогли ли вы решить сложную задачу изображения костюма при помощи компьютера?

- Были ли у вас затруднения в работе? Как вы их преодолевали?

- Довольны ли вы своей работой?

- Какой из представленных работ вам понравился более все­го и почему?

3. Выставление отметок.

VII. Слайд № 12

Домашнее задание: подобрать иллюстрации по теме «Костюмы разных эпох

© 2010-2022