• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Воплощение идей гуманной педагогики через организацию фасилитированной дискуссии на примере образовательной программы Образ и мысль

Воплощение идей гуманной педагогики через организацию фасилитированной дискуссии на примере образовательной программы Образ и мысль

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Воплощение идей гуманной педагогики через организацию фасилитированной дискуссии на примере образовательной программы «Образ и мысль».


Колосова Татьяна Васильевна,

заместитель директора по УВР

МАОУ СОШ №80, учитель МХК

г. Екатеринбург

В центре современного общего образования - ребенок, развивающуюся личность которого мы хотели бы видеть мыслящей, чувствующей, открытой для контактов с окружающим миром и обладающей широкими возможностями общения. Новые подходы к образовательному процессу трансформировали прежнюю, жестко регламентированную систему образования, построенную на субъектно-объектных отношениях, задали стремление к пересмотру роли и места гуманитарных дисциплин в школе, возрастанию роли предметов, которые связаны с изучением художественной культуры, искусства.

Очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур. Кроме того, искусство, в силу своей многомерности, может быть и наиболее подходящим с педагогической точки зрения фактором формирования самостоятельности и креативности мышления с самого раннего возраста. Процесс общения с произведениями изобразительного искусства - сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального - с эмоциями, фантазии - со здравым смыслом.

Инновационная образовательная технология «Образ и мысль» является национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления» - «Visual Thinking Strategies» («VTS»). Созданная учебная программа «Образ и мысль» в отличие от «VTS» адресована учащимся начальной (а не средней) ступени образования. Кроме того, учебная программа «Образ и мысль» имеет достаточное научно-методическое обеспечение и сопровождение в виде программы повышения квалификации педагогов. Но главное - была существенно обогащена цель программы. Проект «VTS» ориентирован на развитие визуального мышления, а цель программы «Образ и мысль» - создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Цель её содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего духовно-нравственного развития. Задачами курса занятий по программе «Образ и мысль» являются развитие у младших школьников:

  • навыков визуальной грамотности,

  • потребности всматриваться, вслушиваться и вдумываться,

  • способности осознавать и интерпретировать зрительные образы, представленные произведениями изобразительного искусства,

  • умений и навыков ведения коллективных дискуссий.

Вместе с тем, программа «Образ и мысль» не снижает роль искусства до «дидактического пособия» по составлению «рассказов по картинкам». Программа ориентирована на принцип самоценности искусства. Способность же искусства властно вовлекать людей в свое «энергетическое поле» дает основание для осознания процесса общения с художественным произведением как универсальной образовательной технологии, воздействующей на личность ребенка. Эта технология побуждает ребенка к изменениям, стимулирует глубинные личностные преобразования: способствует развитию чувственной и логической сфер, творческого мышления, воображения и фантазии, толерантности и коллективизма, обеспечивает становление системы ценностей и убеждений. Потому программа реализуется посредством личностно- ориентированных методик группового взаимодействия, арттерапии, развития мышления и др. Организация занятий требует определенного алгоритма вопросов открытого характера. Именно открытость вопроса, помноженная на открытость произведения искусства (объекта совместного рассматривания), обеспечивают вариативность, сугубую индивидуальность и неповторимость ответов детей. Это позволяет педагогу пользоваться алгоритмом вопросов и методикой парафразов в точном соответствии с уровнем развития, состоянием и настроением ребенка. Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Адекватное использование этих методик - важнейшее требование, ведущее к успешной реализации программы «Образ и мысль», предполагающее опору на соответствующие методические разработки и специальное обучение педагогов.

Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации. Важным дополнением к занятиям по программе «Образ и мысль» являются совместные (лучше регулярные) посещения учащимися и их родителями художественных экспозиций, обсуждение в кругу семьи впечатлений о просмотре на занятиях произведений искусства. Таким образом, программа обладает значительным потенциалом установления тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Стимулом развития ребенка служат произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Здесь нет правильных и неправильных ответов, мнение каждого значимо, каждый успешен.

Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная* групповая дискуссия.

Педагог выступает здесь подлинным фасилитатором, готовым быть личностью, быть и жить чувствами и мыслями момента. А когда эта подлинность включает в себя ценностное отношение, заботу, доверие и уважение к ученику, климат для эффективного процесса учения создан.

Прежде чем приступить к преподаванию по данной технологии, включая профессиональную подготовку и овладение методами и приемами, педагог должен пересмотреть видение цели собственной педагогической деятельности. Педагог должен понимать, что ребенок не является чистой доской, на которой можно написать все. Он не является и воском, из которого можно вылепить человека. Он обладает огромными внутренними силами. Ребенок - самое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу, воспитателю возможность превратиться в Волшебника. Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с душой ребенка, педагог сможет постепенно раскрыть безграничное множество задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Но для этого педагог должен быть честен с детьми и с самим собой, быть преданным своему делу. В этом случае он сможет направить ребенка на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование. Волшебство учителя в том и заключается, чтобы придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность. Вникнув и прочувствовав на себе технологию «Образ и мысль», я сама стала больше видеть и замечать то, на что раньше не обращала внимание. Только любовью, добротой и верой в ребенка можно пробудить в нем желание учиться и познавать мир.

Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии.

_________________________________________________________________________

*фасилитация - управление, направление, помощь

Замечен также терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого, дети прекращают заикаться, аутичный ребенок начинает работать с классом. Технология программы позволяет использовать приемы на других уроках, воспитывает в ребенке уверенность в себе, раскрывает его новые возможности, одаренность, учит учителей работать безотметочно. У нас, у учителей, замечательная привилегия - возможность и необходимость всю жизнь становиться человеком, потому что главное назначение нашей профессии - учить человечности, и, следовательно, самому учиться быть человеком.

Программа «Образ и мысль» способствует формированию толерантности детей и учителя. Лично меня поразило то, что за видимой простотой технологии скрывается глубина раскрытия возможностей детей. Вникнув и прочувствовав на себе технологию «Образ и мысль», я сама стала больше видеть и замечать то, на что раньше не обращала внимание. Только любовью, добротой и верой в ребенка можно пробудить в нем желание учиться и познавать мир.

Надо уметь быть доброжелательными и великодушными, учить без нравоучений, создавать атмосферу радости и открытости на уроке. Пусть некогда не покинет учителя желание творить и побуждать к творчеству.



4


© 2010-2022