- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса основной школы «Искусство » для 9 классаавторы программы Г. П. Серге¬ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса основной школы «Искусство » для 9 классаавторы программы Г. П. Серге¬ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бочарова И.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от «__» ____________20___г. Руководитель методического объединения____________
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________________
«__»____________20___г.
| «Утверждено» Директор школы ________________________
«__»________________20___г.
|
Комитет по образованию и делам молодёжи Косихинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Налобихинская средняя общеобразовательная школ им.
А.И Скурлатова»
а»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса
основной школы
« Искусство »
для 9 класса
Срок реализации 1 год
Составитель: Бочарова Ирина.Васильевна
Высшая квалификационная категория
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
-
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
-
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
-
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
-
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
-
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
-
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра - оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
-
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
-
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
-
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
•
-
использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
-
участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Контроль уровня обученности
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
17
Музыкально-поэтическая символика огня.
Текущий - письменный
контрольная работа
(тест)
34
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
Итоговый
Защита проекта
51
Художник и ученый.
Текущий - письменный
контрольная работа
(тест)
69
Исследовательский проект
«Пушкин - наше все»
Итоговый
Защита проекта
Раздел 4 «Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся»
При составлении контрольно измерительных материалов необходимо руководствоваться образовательным стандартом, рабочими программами по предмету, созданными на основе примерных, и деятельностным подходом, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности.
1. ведение конспекта - способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала;
отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение зада-
ния;
2. Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету
отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование
компьютерных технологий;
отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника без осмысления и отсут-
ствие собственной позиции;
отметка «2» ставится за невыполнение задания;
3. Критерии оценивания работы в форме защиты проекта (презентации)
отметка "5" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению
проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргу-
ментированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
отметка "4" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная
аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
отметка "3" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая
аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
отметка "2" - проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности.
4.Рефераты.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите
продемонстрировал методы исследовательской деятельности, глубокое владение теоретическим знаниями и практиче-
скими навыками, а также личную или общественную значимость работы.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик не достаточно чётко сформулировал свою позицию при защите, если имеют-
ся небольшие недочёты в структурно-содержательном компоненте.
Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно ло-
гична и убедительна. требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.
Ответственность за содержание и реализацию рабочей программы несет учитель
4.Учебно-тематический план
по искусству в 9- классах на 2015 - 16 учебный год
№ п/п
Название модуля
Кол-во
часов всего
В том числе
Теория
Практика
Контроль ЗУНов
9 класс
1
Воздействующая сила искусства.
9
9
9
2
Искусство предвосхищает будущее
7
7
7
3
Дар созидания. Практическая функция
11
11
10
1
4
Искусство и открытие мира для себя.
8
8
7
1
Итого:
34
5.Календарно-тематическое планирование
по искусству в 9 классе
№
Номер в теме
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата
Формы и методы обучения
Оснащение учебного процесса
Примечание
I
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
1
Тема урока 1
Искусство и власть.
3
Индивидуальная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
2
Тема урока 2
Какими средствами воздействует искусство?
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
3
Тема урока 3.
Храмовый синтез искусств
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
Фрагменты фильма
4
Тема урока 4.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
II.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
5
Тема урока 5.
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
6
Тема урока 6.
Предсказание в искусстве.
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
7
Тема урока 7
Художественное мышление в авангарде науки
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
Фрагменты фильма
8
Тема урока 8
Художник и ученый
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
III.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 11 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Тема урока 9
Эстетическое формирование искусством окружающей среды
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 10
Архитектура исторического города
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 11
Архитектура современного города
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
Фрагменты фильма
Тема урока 12
Специфика изображений в полиграфии
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 13
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 14
Декоративно-прикладное искусство
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
Фрагменты фильма
Тема урока 15
Музыка в быту.
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 16
Массовые, общедоступные искусства
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 17
Изобразительная природа кино. Музыка в кино
2
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
Фрагменты фильма
Тема урока 18
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов
1
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
презентация
IV.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Тема урока 19
Вопрос себе как первый шаг к творчеству
2
Индивидуальная, фронтальная Создание мозаичного портрета. Рисунок. Устный опрос
презентация
Тема урока 20
Литературные страницы.
2
Индивидуальная, фронтальная
презентация
Тема урока 21
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
4
Индивиду альная, фронтальная.
Рисунок. Устный опрос
Фрагменты фильма
Итого: 35 ч.
35
6.Материально-техническое обеспечение
ЦОР-Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on - line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.;
-
Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия) ;
-
Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010г.;
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.;
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред. В Я. Коровиной - М., 2005г.;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006г.;
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005г.
8. Лист корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту