Технология проектного обучения на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные образовательные технологии на уроках ИЗО

Изменения, которые происходят в обществе определяют вызовы к сфере образования.

Среди них - ускорение темпов развития общества. В результате

школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сегодня мы имеем слабые представления. Современные дети, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в середине начавшегося века и далее, будут жить в мире,который нам трудно сегодня представить. Однако нам необходимо сегодня стремиться к влиянию на этот будущий мир: только нашей сегодняшней заботой можно обеспечить его человечность. А человечность - это результат развития культуры в обществе. Образно говоря, культура это не «сундук с традициями», а живое, растущее древо, - то есть позитивный, реализованный, осмысленный и освоенный новыми поколениями результат социального опыта.

Сегодня смысл образования понят как развитие личности учащегося на основе

использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьника, его способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. То есть задача состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира.

Частичка «мета» переводится как «над», «за» пределами чего-то, как область

большая, чем сам предмет, как то, что за предметом. Метазнание» понимается как

понимание способов использования знаний, понимание смысла и назначения своих

знаний и умений.

Предметы эстетического цикла последовательно формируют:

- умения наблюдать окружающую жизнь на основе эстетических переживаний,

то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и

комического. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки

явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе

только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание

человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается

позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия.

развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются

действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения

образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в

явлении, способности целостного его видения.

развиваются способности самостоятельной активности в действиях с

различными материалами, понимание связей между характером материала и

продиктованными этим характером свойствами результата.

развивается способность действовать в неопределенных правилами и

образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность

решения. Немного существует учебных предметов, где ребенок обладает

такой свободой реального воплощения в конкретных видимых и

обсуждаемых результатах, где есть конструктивная игра, а затем

коммуникативная значимость результата творческих усилий ребенка.

учебные предметы музыка, изобразительное искусство

формируют способы ориентации растущего человека в истории культуры, в

национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной

самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях

современных социальных процессов. Умения видеть и понимать

человечески- значимые смыслы в материальной культуре, создающей среду

жизни, а, следовательно, воспитывающей многие качества определяющие

поведение человека, это необходимое условие личностной свободы

современного человека, его права на самоопределение, на выбор себя, на

свою идентичность. Это важнейшая сторона в современном содержании

этих предметов-предметов понимания мира, имеющая широкое

метапредметное значение.

Учитель на своих уроках должен использовать множество современных образовательных технологий, которые помогут ему в проведении урока и формировании основных УУД. При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД.

Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий. Использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы. Выбор проектного метода обоснован тем, чтобы учебный процесс стал более увлекательным для учащихся. Проектная деятельность является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации.

В основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую.

Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют учебную, учебно-методическую, научную, справочную литературу, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

В ходе выполнения проекта учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний, так и получение новых. Кроме того, формируются исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде.

Чтобы не пропал интерес к проектной деятельности задания нужно выбирать разноуровневые, опираясь на знания ребят, на их возрастные особенности, использовать межпредметную интеграцию не только по содержанию, но и по выполнению практических заданий

Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения

являются умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей,

умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения,

умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть иным,

умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и

др.

В качестве современных методов обучения следует также назвать:

- использование средств информационных технологий для решения

различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала.

сопровождающая показ этих слайдов и хоровод детей.

- использование исследовательского метода. Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся: ознакомление с областью и содержанием предметного исследования; формулировка целей и задач исследования; сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе); проведение исследования (теоретического или экспериментального)

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в

соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных

художественно-творческих задач даже с самыми маленькими нашими учениками.

- владение умением творческого видения с позиций художника, т.е.

-умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

- владение умением вести диалог, распределять функции и роли

в процессе выполнения как индивидуальных так и коллективных творческих работ.

-« Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий. Таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.


© 2010-2022