Самоанализ урока изобразительного искусства

В самоанализе урока изобразительного искусства указывается тип урока, вид урока. Урок предполагает реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к обучению. Дается характеристика класса, уровень развития художественно-творческих способностей,  используемых методыов и их соответствие теме урока. Раскрываются цели  и методы на каждом этапе урока, задачи урока: образовательные, развивающие и воспитательные.Описана совместно-индивидуальная форма работы. Указаны к...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока

изобразительного искусства


Общие сведения об уроке: урок изобразительного искусства проведён в МКОУ «Дубровинская основная общеобразовательная школа».

Учитель: Тищенко Наталья Ивановна.


Классы: 5 - 6

Тема: «Голубое чудо на фарфоре». Искусство Гжели.

Тип урока: комбинированный (повторение, сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями).

Вид урока: декоративное рисование.

Обучение ведётся по рабочей программе составленной на основе программ В.С. Кузина. Рабочая программа предполагает реализацию компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов к содержанию образования.

Характеристика классов:

В двух классах 10 учащихся. Наблюдается средний уровень развития художественно-творческих способностей. Тем не менее, дети любят рисовать и стремятся к тому, чтобы при выборе лучших работ их рисунки попадали на выставку или в методическую копилку учителя. Огорчаются, если что-то не получается в рисунке, стремятся выполнять рисунки аккуратно, с опорой на знания изобразительной грамоты.

Общая характеристика урока:

В 5 -6 классах идёт продолжение знакомства учащихся с народным искусством на примере традиционных народных художественных промыслов России. Данный урок является логическим продолжением предшествующих уроков по изучению народного искусства. Стремилась донести до школьников понимание того, что изделия традиционных промыслов - это творения ныне живущих мастеров и потому в них многое от нашего времени. Современные народные промыслы сохраняют верность традиции, воспроизводя ее через излюбленные образы и мотивы. А также научить учащихся понимать общую природу всех традиционных промыслов и в то же время их различать. Характеристика используемых методов обучения и их соответствие теме урока. В начале урока ведущими являлись словесные методы: рассказ и объяснение учителя, наглядные (богатая оснащённость наглядностью: (слайды, таблицы, репродукции, открытки, работы учащихся, пед. рисунки) и их демонстрация - наглядный показ. Широкое использование демонстраций было направленно на включение первой сигнальной системы учащихся на этапе восприятия учебного материала, что помогло преодолеть иногда возникающий разрыв между словом и представлением в сознании. На этапе выполнения творческой работы - практические методы: метод упражнений с постепенным нарастанием трудности упражнений. Творческая самостоятельная работа была направлена на развитие художественно-творческих способностей детей. Метод сравнения дал возможность смотреть на вещь-образ, на отдельные элементы орнамента одного промысла через призму другого, выявляя черты неповторимого своеобразия. Продумывала выбор метода проведения каждого отдельного этапа в зависимости от его содержания и поставленных целей и задач.

Цели урока: Познакомить учащихся с произведениями декоративно-прикладного искусства и видами Гжельской керамики, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи. Расширить знания детей о видах декоративно прикладного искусства.

Задачи урока:

Образовательные:

- научить учащихся определённым методам и техническим приёмам работы;

- расширить эстетическое познание о народном декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие:

- прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;

- развивать творческие способности и художественный вкус;

- развивать эстетическое восприятие, чувство формы и узора, ритма,

цвета.

Воспитательные:

- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру; любовь к Родине, уважение к её культуре и труду народных умельцев;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и внимание.

Учитель на уроке:

На данном уроке я постаралась реализовать поставленные цели и задачи урока: познакомила учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи, приемами рисования отдельных элементов росписи. Очень важным моментом для таких уроков считаю воспитание интереса к творчеству народных мастеров, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Структура урока соответствовала данному типу, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Изложение нового материала: сообщение темы урока - 1 мин.

  3. Повторение: «Узнай, о каком промысле идёт речь» - 3 мин.

  4. Беседа об истории развития Гжельской керамики, особенностях гжельской росписи - 10 мин.

  5. Физминутка и гимнастика для рук - 2 мин.

  6. Творческая работа - 20 мин.

  7. Выставка коллективной работы «Гжельский чайный сервиз» - 2 мин.

  8. Итог урока - 2 мин. Выставление оценок.

  9. Рефлексия - 2 мин.

10. Домашнее задание - 1 мин.

11. Уборка рабочего места - 1 мин.

Для данного урока была выбрана одна из форм организации коллективной изобразительной деятельности, а именно совместно-индивидуальная форма работы. Эта форма предполагает, что каждый учащийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.

Заранее была продумана композиция коллективной работы, расположение наглядного материала к уроку, общий фон, определена техника «сборки» коллективной композиции, продуман процесс выполнения и «монтаж» общей коллективной работы на классной доске. Среди наглядного материала была представлена последовательность росписи гжельской розы, которая является основным элементом росписи гжельской посуды.

На уроке в определенной последовательности сочетались словесные, наглядные и практические методы преподавания, которые позволили учесть специфику изложения учебного материала, последовательность выполнения работы в практической части урока, а также возрастные особенности и способности детей в данном классе. При проведении урока старалась создать тёплую атмосферу взаимопонимания через такие приемы, как интонация голоса, логическое ударение.

В логической последовательности урока познакомила с историей зарождения гжельского промысла, многообразием скульптурных форм посуды, мелкой пластики, особенностях гжельской росписи, ее основных элементах, которые используют мастера данного промысла. После изложения нового материала учащимся были заданы вопросы:

- Какое настроение у вас возникает при рассматривании гжельских изделий?

- За что гжель нравится всем и чем она отличается?

Дети отметили главную особенность Гжели - синий цвет, который делает предметы праздничными и нарядными.

Для проведения практической части урока заранее были подготовлены формы посуды, что позволило сократить время на самостоятельную работу учащихся. В начале практической работы учащиеся выполняли кратковременные упражнения на освоение гжельского кистевого мазка, а уже потом придумывали и выполняли композицию росписи на вырезанных из белой бумаги посудных формах. У некоторых детей возникали трудности в технике исполнения росписи, поэтому была проведена индивидуальная работа с показом учителя, начиная с того, как нужно набирать синюю краску на одну сторону кисти и выполнять «мазок с тенями», который является отличительной особенностью гжельской росписи.

Одним из требований к учащимся было соблюдение последовательности выполнения росписи на «заготовке-форме», а именно с чего начинать работу: выделить синей краской носик, ручки, подчеркнуть горлышко и основание посуды, а уже потом приступить к основной росписи «тулова посуды». При показе техники исполнения гжельского «мазка с тенями» было обращено внимание учащихся на постепенное «угасание» краски, которое придает особую выразительность росписи - игра тональных переходов от «темного к светлому». В ходе практической работы демонстрировались правильно начатые работы учащихся, обращалось внимание на последовательность в работе и выразительность в росписи, что позволило активизировать и стимулировать их деятельность на уроке.

Конечно, на мой взгляд, учитывая специфику предмета, достаточно сложно дать общую оценку практической деятельности каждому учащемуся индивидуально. Здесь необходимы не только знания, но и умения и навыки работы, характерные для данного промысла, которые могут быть сформированы на протяжении нескольких практических занятий.

На завершающей стадии урока при оценке работ учитывались следующие критерии: декоративность, выразительность, оригинальность композиции.

При закреплении нового материала учащимся были заданы вопросы:

- С каким народным промыслом познакомились сегодня на уроке?

- Где находится центр Гжельской керамики?

- Как называются изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому? Пример сосуда.

- Назовите главную отличительную особенность Гжели от других традиционных народных художественных промыслов?

При подведении итога урока весь класс был отмечен хорошей работой и своим вкладом в оформлении общей композиции «Гжельский чайный сервиз», учащиеся наглядно увидели свои успехи, результаты работы своих товарищей, всего класса.

В конце урока учащимся было дано домашнее задание для «микрогрупп»: найти материал об игрушке Русская матрёшка, подготовить раздаточный материал, а именно сделать для всего класса «заготовки-формы» к следующему уроку.

Вывод:

Считаю, что приобщению учащихся к искусству народных художественных промыслов способствовала особая эмоциональная атмосфера урока, которая создавалась показом подлинных произведений искусства знаменитой Гжельской керамики, включенной в художественную ткань урока музыкального произведения народной музыки, поэтическими материалами, раскрывающими отдельные моменты содержания урока. Были четко продуманы оборудование и материалы, необходимые на уроке для учителя и учащихся (наглядный материал: изделия гжельской керамики, таблицы с элементами росписи, открытки и т.д.), технические средства, «заготовки-формы» посуды для практической работы, художественные материалы. Была проведена работа над усвоением и закреплением учащимися нового материала. Индивидуальные работы получились достаточно декоративные, выразительные и оригинальные. Всем учащимся очень понравился итог урока, потому что они увидели результаты своего труда, общую коллективную композицию «Гжельский чайный сервиз», получилось настоящее «Голубое чудо на фарфоре», а именно так звучала тема урока в самом начале.

Все виды занятий изобразительным искусством отличаются друг от друга рядом особенностей, но имеют одно общее - возможность знакомить учащихся с миром прекрасного, воспитывать эстетическое отношение к действительности, учат восхищаться красотой.





© 2010-2022