- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Повышение интереса обучающихся и развитие их творчества во внеурочное время
Повышение интереса обучающихся и развитие их творчества во внеурочное время
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова О.Ф. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Повышение интереса обучающихся
и развитие их творчества во внеурочное время.
Орлова О.Ф., учитель ИЗО
«Творчество - это загадка,
которую художник задает сам себе»
( Станислав Ежи Лец).
Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать обучающихся познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. Именно сейчас в современной психолого-педагогической науке, в системе образования актуальным и значимым становится поиск новых подходов, невостребованных резервов достижений культуры, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
В МБОУ гимназии г.Зернограда уделяется большое внимание внеурочной деятельности школьников по предмету. Поэтому моя задача как учителя сформировать систему внеурочной деятельности школьников по изобразительному искусству, цели и задачи которой должны соответствовать основным целям и задачам обучения ИЗО.
Цели внеурочной деятельности школьников:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;
-
формирование самостоятельного приобретения знаний;
-
удовлетворение интересов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;
-
подготовка личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности школьников:
-
создание условий для выявления возможностей и интересов школьников;
-
организация внеурочной деятельности школьников с использованием разработанных методов, основанных на применении современных образовательных технологий;
-
формирование межличностных отношений между субъектами образовательного процесса;
-
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, дополнительного материала и др.);
-
создание системы мониторинга эффективности внеурочной деятельности.
Виды внеурочной работы в 2012/2013 учебном году:
-
игры, конкурсы, викторины и др.;
-
школьная олимпиада;
-
конкурс ребусов, кроссвордов;
-
выставка рисунков;
-
выставка творческих работ;
-
дополнительные занятия по предмету;
-
подготовка и участие в конкурсах разного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского).
Ожидаемые результаты образовательной деятельности во внеурочное время:
-
повышение познавательного интереса к изобразительному искусству;
-
развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
-
повышение уровня информационной грамотности обучающихся;
-
повышение уровня качества творческих работ обучающихся;
-
развитие личности школьника.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Учитель изобразительного искусства по моему мнению должен :
-
не навязывать свою манеру изображения;
-
уважать точку зрения воспитанника;
-
поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка;
-
не смеяться над необычными образами;
-
не мешать желанию ребенка, изобразить что-то по-своему.
Благодаря тому, что наша гимназия имеет очень хорошую интерактивную базу, возможность использования компьютеров и Интернета в урочное и во внеурочное время, у ребят появилась возможность участвовать не только в городских, региональных конкурсах рисунков, но и во всероссийских и международных конкурсах.
Я уделяю большое внимание работе с одаренными детьми, заинтересованными в более глубоком изучении предмета.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. В первую очередь, я стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха, нацеливание на то, что у них обязательно все получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе обучающихся. Стараюсь проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях, расположение к каждому ребенку, внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение. Общение с классом начинается еще на перемене.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. В 5-8 классах к темам мною разработан цикл контрольно-измерительных материалов на повторение и обобщение знаний, стартовый контроль, игры-головоломки, ребусы, кроссворды; урок - викторина «Аукцион знаний по декоративно-прикладному искусству», презентация «Викторина по ИЗО». Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений. Они также являются одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала: усвоение терминов, фактов, дат, имен. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением. Эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.
Важным условием развития художественного творчества обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности является использование технических средств обучения, особенно видео и аудиоаппаратуры, компьютера, мультимедиа проектора. Выводя художественные произведения, презентации через мультимедиа - проектор на большой экран, я наблюдаю огромную разницу в восприятии учениками художественного произведения, до и после использования этой техники. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,
применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды;
- применение компьютеров создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Для того чтобы снизить переутомляемость, я использую здоровьесберегающие технологии. Они позволяют мне сохранять и укреплять здоровье обучающихся.
В обучении я использую здоровьесберегающие компоненты:
-
Психологический компонент - для обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в лицее и семье, для обеспечения социально-эмоционального благополучия школьника.
-
Физкультурно-оздоровительный компонент (проведение физкультминуток, минуток покоя, пальчиковой гимнастики) - для укрепления здоровья ребенка, формирования правильной осанки, воспитываю привычку к повседневной физической активности.
-
Эмоционально-волевой компонент позволяет мне создать на уроке микроклимат для выражения положительных эмоций, формировать у учащихся такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь , достоинство.
-
Образовательный компонент позволяет мне изменить отношения учащихся к своему здоровью, способствует созданию благоприятного коммуникативного пространства для участников образовательного процесса.
Использование данных инноваций мной приводит к повышению качества знаний обучающихся.
Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «навыки души»- тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям действительности.
4