Повышение интереса обучающихся и развитие их творчества во внеурочное время

Повышение интереса обучающихся и развитие их творчества во внеурочное время. Орлова О.Ф., учитель ИЗО   «Творчество – это загадка,  которую художник задает сам себе» ( Станислав Ежи Лец).          Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать обучающихся  познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. Имен...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение интереса обучающихся

и развитие их творчества во внеурочное время.

Орлова О.Ф., учитель ИЗО


«Творчество - это загадка,

которую художник задает сам себе»

( Станислав Ежи Лец).

Наше время характеризуется гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитием его лучших качеств и коммуникативных навыков. Это значит, что обучение должно формировать обучающихся познавательные интересы, развивать их способности, побуждая к творческой деятельности. Именно сейчас в современной психолого-педагогической науке, в системе образования актуальным и значимым становится поиск новых подходов, невостребованных резервов достижений культуры, эффективных технологий воспитания и обучения с целью развития творчества с начала пути человека, с детства, воспитания духовности, самореализации и саморазвития.

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

В МБОУ гимназии г.Зернограда уделяется большое внимание внеурочной деятельности школьников по предмету. Поэтому моя задача как учителя сформировать систему внеурочной деятельности школьников по изобразительному искусству, цели и задачи которой должны соответствовать основным целям и задачам обучения ИЗО.

Цели внеурочной деятельности школьников:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников;

  • формирование самостоятельного приобретения знаний;

  • удовлетворение интересов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий;

  • подготовка личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности школьников:

  • создание условий для выявления возможностей и интересов школьников;

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием разработанных методов, основанных на применении современных образовательных технологий;

  • формирование межличностных отношений между субъектами образовательного процесса;

  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, дополнительного материала и др.);

  • создание системы мониторинга эффективности внеурочной деятельности.

Виды внеурочной работы в 2012/2013 учебном году:

  • игры, конкурсы, викторины и др.;

  • школьная олимпиада;

  • конкурс ребусов, кроссвордов;

  • выставка рисунков;

  • выставка творческих работ;

  • дополнительные занятия по предмету;

  • подготовка и участие в конкурсах разного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского).

Ожидаемые результаты образовательной деятельности во внеурочное время:

  • повышение познавательного интереса к изобразительному искусству;

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

  • повышение уровня информационной грамотности обучающихся;

  • повышение уровня качества творческих работ обучающихся;

  • развитие личности школьника.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Учитель изобразительного искусства по моему мнению должен :

  1. не навязывать свою манеру изображения;

  2. уважать точку зрения воспитанника;

  3. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка;

  4. не смеяться над необычными образами;

  5. не мешать желанию ребенка, изобразить что-то по-своему.

Благодаря тому, что наша гимназия имеет очень хорошую интерактивную базу, возможность использования компьютеров и Интернета в урочное и во внеурочное время, у ребят появилась возможность участвовать не только в городских, региональных конкурсах рисунков, но и во всероссийских и международных конкурсах.

Я уделяю большое внимание работе с одаренными детьми, заинтересованными в более глубоком изучении предмета.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. В первую очередь, я стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха, нацеливание на то, что у них обязательно все получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе обучающихся. Стараюсь проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях, расположение к каждому ребенку, внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение. Общение с классом начинается еще на перемене.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. В 5-8 классах к темам мною разработан цикл контрольно-измерительных материалов на повторение и обобщение знаний, стартовый контроль, игры-головоломки, ребусы, кроссворды; урок - викторина «Аукцион знаний по декоративно-прикладному искусству», презентация «Викторина по ИЗО». Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений. Они также являются одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала: усвоение терминов, фактов, дат, имен. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением. Эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.

Важным условием развития художественного творчества обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности является использование технических средств обучения, особенно видео и аудиоаппаратуры, компьютера, мультимедиа проектора. Выводя художественные произведения, презентации через мультимедиа - проектор на большой экран, я наблюдаю огромную разницу в восприятии учениками художественного произведения, до и после использования этой техники. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках ИЗО позволяет:

- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика,

применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды;

- применение компьютеров создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

Для того чтобы снизить переутомляемость, я использую здоровьесберегающие технологии. Они позволяют мне сохранять и укреплять здоровье обучающихся.

В обучении я использую здоровьесберегающие компоненты:

  • Психологический компонент - для обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в лицее и семье, для обеспечения социально-эмоционального благополучия школьника.

  • Физкультурно-оздоровительный компонент (проведение физкультминуток, минуток покоя, пальчиковой гимнастики) - для укрепления здоровья ребенка, формирования правильной осанки, воспитываю привычку к повседневной физической активности.

  • Эмоционально-волевой компонент позволяет мне создать на уроке микроклимат для выражения положительных эмоций, формировать у учащихся такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь , достоинство.

  • Образовательный компонент позволяет мне изменить отношения учащихся к своему здоровью, способствует созданию благоприятного коммуникативного пространства для участников образовательного процесса.

Использование данных инноваций мной приводит к повышению качества знаний обучающихся.

Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «навыки души»- тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям действительности.

4


© 2010-2022