Рабочая программа по ИЗО по программе Неменского (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству; учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Программа разработана для учащихся 6 класса общеобразовательных школ.

Общая тема курса «Изобразительное искусство в жизни человека».

В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Целью программы является: побуждение фантазии обучающегося, увлечение его творчеством, умения видеть силу художественных материалов и их возможности.

Задачи программы:

  • учить владеть образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;

  • формировать у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и в искусстве;

  • формировать художественно-творческую активность школьников.

Программа рассчитана на 5 годичное обучение (140 ч.) в 6 классе предусмотрено на реализацию - 35 часов (1 час в неделю).

Программа включает в себя четыре раздела:

1 раздел. «Виды изобразительного искусства» 7 часов

Тема урока

Содержание

Количество часов

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа с показом репродукций и фото. Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

1

Рисунок - основа изобразительного искусства

Линия и ее выразительные возможности

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности

Выразительные возможности линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

1

Пятно как средство выражения.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тональная шкала. Ритм пятен. Линия и пятно.

1

Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

1

Цвет в произведениях живописи.

Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Урок с использованием ИКТ.

1

Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. - и их выразительные свойства. Урок с использованием ИКТ.

1

Основы языка изображения.

(Обобщение темы)

Обобщение материала темы: «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие». Урок с использованием ИКТ.

1

2 раздел. «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов

Тема урока

Содержание

Количество часов

Реальность

и фантазия в творчестве художника

Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему. Условность и правдоподобие в ИЗО. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения натюрморта.

1

Изображение предметного мира - натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Натюрморт как жанр. Натюрморт из истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие форма. Линейные. Плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, в основе всего многообразия форм. Простые и сложные формы. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы

1

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

1

Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источники освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике, живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

1

Натюрморт в графике.

Геометрическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и видения окружающего мира. Материалы и инструменты и выразительность художественных техник.

1

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный), и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видения и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом настроение и переживания художника.

1

Выразительные возможности натюрморта.

(обобщение темы)

Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 века.

1

3 раздел. «Вглядываясь в человека. Портрет.» 12 часов

Тема урока

Содержание

Количество часов

Образ человека - главная тема искусства.

Беседа о портрете. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре

1

Конструкция головы человека

Знакомство с конструкцией головы человека. Большая цельная форма головы и ее частей. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица человека. Величина и форма глаза, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица - мимика.

1

Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматичная форма носа. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

3

Портрет в графике

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

1

Портрет в скульптуре

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

1

Сатирические образы человека.

Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура, дружеский жанр. .

1

Портрет в живописи. Цвет в портрете

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Композиция в парадном и лирическом портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета цвет и живописная фактура.

2

Великие художники-портретисты. Урок обобщение темы.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

2

4 раздел. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» 9 часов

Тема урока

Содержание

Количество часов

Жанры в ИЗО

Предмет изображения и картина мира в ИЗО. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в ИЗО: портрет, натюрморт, пейзаж. Тематическая картина: бытовой, исторический жанр.

1

Изображение пространства

Виды перспективы в ИЗО. Виды перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в Древнем Египте, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве 20 века и его образный смысл.

1

Правила линейной и воздушной перспективы.

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения горизонт и его высота. Уменьшение и удаление предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменение контрастности.

1

Пейзаж большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж как самостоятельный жанр искусства. Превращение пустоты в пространство. Древне китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя.

1

Пейзаж настроение. Природа и художник.

Пейзаж настроение как отклик на настроение художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже настроении.

1

Городской, сельский пейзаж

Разные образы города и села а истории искусства и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж»

2

Выразительные возможности ИЗО. Язык и смысл.

Обобщение материала по пройденным темам

1

Административная контрольная работа

1

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками истории, геометрии, технологии, МХК.

Итоговая аттестация - (контрольная работа в виде теста) проводится в конце учебного года.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Учебник:

Изобразительное искусство: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2013

Дополнительная литература:

  • Мастера русской живописи./М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов и др..М.: Издательство «Белый город», 2008

  • Большая серия знаний. Изобразительное искусство. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005

  • Большая серия знаний. Чудеса света. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005

  • Большая серия знаний. Мифы народов мира. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005

  • Большой самоучитель рисования/ Пер.с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006

Электронные учебники:

  • 5000 шедевров рисунка. М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.

  • Портрет. М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.

  • Гравюра. 5000 шедевров. М.: ООО «ДиректМедиа Паблишинг»,2003.

Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе.

Учащиеся должны знать:

  • место и значение изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности: линия, тон, пятно, цвет, формы, перспектива;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Учащиеся должны уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения;

  • анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки


Календарно - тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

Средства обучения

Дата

проведения

По плану

Факт.

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Инструктаж по ТБ.

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Знать:

- виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их выразительные возможности.

Устный опрос. Практическая работа.

-

Подобрать зрительный материал с видами искусств.

Учебник стр.8-23

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Виды изобразительного искусства».

2

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Линия и её выразительные возможности.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав которые колышет ветер (линейный ритм).

Знать:

- виды рисунка;

- ритм линий;

- роль ритма;

-графические материалы.

Уметь пользоваться графическими материалами.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Академический рисунок. Рисунок гипсовых тел.

Штриховка. Виды штриховки.

Учебник стр.25-29 стр. 30-33

Наблюдения за тем, где встречаются линии в природе. Учебник стр. 30-33

Учебник


3

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Знать понятия силуэт, тон, ритм.

Уметь: пользоваться графическими материалами;

- видеть и передавать характер освещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры деревьев с передачей тоновых отношений. Учебник стр.34-37

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация.

4

Цвет. Основы цветоведения.

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

Знать основные и составные цвета;

- тёплые и холодные цвета.

Уметь использовать выразительные средства гуаши.

Просмотр и обсуждение работ, выполненных на уроке.

Хроматические и ахроматические цвета. Нюанс. Контраст.

Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту. Учебник стр.38-42

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация -

5

Цвет в произведениях живописи.

Изображение осеннего букета с разным настроением - радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д..

Знать понятия:

локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства.

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка рисунка «Букет».

Художники-импрессионисты.

Подобрать материал с объёмными изображениями. Учебник стр.43-45

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Художники-импрессионисты».

6

Объёмные изображения в скульптуре.

Объёмные изображения животных из пластилина

Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

Уметь владеть приёмами лепки.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Художники-анималисты.

Найти иллюстрации с мелкой пластикой. Учебник стр.48-51

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Художники-анималисты».

7

Основы языка изображения.

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

-

Наблюдения за окружающим нас миром. Учебник стр.52-53

-

8

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

Выступления с анализом произведений, выполненных известными художниками.

-

Подобрать иллюстрации натюрмортов. Учебник стр.56-57

9

Изображение предметного мира - натюрморт.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

Знать:

- основные этапы развития натюрморта;

- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

Уметь составлять композицию натюрморта.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстрации с натюрмортами. Учебник стр. 58-61

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Жанр в изобразительном искусстве: натюрморт».

10

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллепипед, пирамида).

Знать:

- понятие формы;

- правила изображения и средства выразительности.

Уметь конструировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наброски с натуры простых по форме предметов быта. Учебник стр.62-63

Учебник

таблица

11

Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш).

Знать:

- правила объёмного изображения геометрических тел;

- понятие ракурса.

Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Наблюдения за одним и тем же предметом при разном освещении. Учебник стр.64 -67

Учебник

таблица «Изображение геометрических тел».

12

Освещение. Свет и тень.

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши.

Знать понятия свет, блик, рефлекс.

Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объёма.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстрации с изображением натюрморта в графике. Учебник стр. 68-73

-

13

Натюрморт в графике.

Практическая работа: выполнение натюрморта в технике гроттаж

Знать понятие гравюра и её свойства.

Уметь работать графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Зарисовки с натуры одного предмета (стакан, кастрюля и т.п.). Учебник стр.76-77

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Гравюра..».

14

Цвет в натюрморте.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

Знать имена художников и их произведения.

Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подготовить свои работы к итоговой выставке. Учебник стр.78-85

Мультимедийная презентация «Натюрморт в живописи».

15

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом произведений, выполненных на уроках.

Учебник стр.86-87

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Натюрморт в живописи».

16

Образ человека - главная тема искусства.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

Выступления с анализом произведений известных художников.

Подобрать зрительный ряд с изображением человека.

Учебник стр.90-101

Учебник

ИКТ

компьютер

мультимедиа презентация «Человек в истории искусства».

17

Конструкция головы человека и её пропорция.

Работа над изображением головы человека с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.).

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ.

Академический рисунок черепа и обрубовочной головы (гипс).

Подобрать зрительный ряд с изображением головы человека. Учебник стр.102-105

Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

18

Изображение головы человека в пространстве.

Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование головы по таблице

Знать закономерности конструкции головы человека.

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

Академический рисунок.

Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..

Учебник стр.106-107

-

19

Изображение головы человека в пространстве.

Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование головы по таблице

Знать закономерности конструкции головы человека.

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Академический рисунок.

-

20

Изображение головы человека в пространстве.

Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование головы по таблице

Знать закономерности конструкции головы человека.

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Академический рисунок.

Принести фотографию друга или любимого актёра, певца, художника и т.п..

Учебник стр.106-107

-

21

Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.

Уметь

- передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;

- пользоваться графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать репродукции с изображением скульптурных портретов. Учебник стр.112-115

Мультимедийная презентация «Портрет человека в графике».

22

Портрет в скульптуре.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

Знать:

- выразительные возможности скульптуры;

- особенности лепки пластическим материалом.

Уметь работать с пластическим материалом (пластилином, глиной).

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Жизнь и творчество О. Родена.

Подобрать комические изображения человека. Учебник стр.108-11

Мультимедийная презентация «Человек в скульптуре».

23

Сатирические образы человека.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

Знать

Сходство и различия карикатуры и дружеского шаржа.

Уметь

Подмечать и изображать индивидуальные особенности.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Комиксы и дружеские шаржи. Сходство и различия.

Присмотреться к лицам родных и близких людей. Подобрать репродукции портретов. Учебник стр.116-119

Мультимедийная презентация. Работа на компьютере в программе Paint.

24

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников технике акварельной живописи.

Знать:

- типы портретов (парадный, конный и т.д.);

-определение цвета и тона в живописи.

Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Портрет на фоне пейзажа. «Мона Лиза (Джоконда)».

Биография и творчество Рембрандта.

Подобрать репродукции портретов с картин известных художников. Учебник стр.122-125

Мультимедийная презентация «Портрет в живописи».

«Цвет и живописная натура».


25

Великие портретисты (обобщение темы).

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

Художники-портретисты

Подобрать материал о великих портретистах России

26

Великие портретисты (обобщение темы).

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

Уметь выражать своё мнение о произведениях искусства.

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках.

Художники-портретисты

Подобрать репродукции картин с изображением пейзажей. Учебник стр.126-129

27

Жанры в изобразительном искусстве.

Беседа «Изменение видения мира в разные эпохи». Тематическая картина.

Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж (исторический, бытовой, батальный и другие).

Аргументированно анализировать картины, написанные в разных жанрах.

Творчество художников Тульской области.

Зарисовки с натуры. Учебник стр.138-141

Мультимедийная презентация «Жанры изобразительного искусства».

28

Изображение пространства.

Беседа «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».

Знать понятия точка зрения и линия горизонта.

Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с изображением пространства Учебник стр.142-145

Мультимедийная презентация «Виды перспективы».

29

Правила линейной и воздушной перспективы.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов.

Знать правила воздушной перспективы.

Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с использованием правил линейной и воздушной перспективы. Учебник стр.146-147

Мультимедийная презентация «Линейная и воздушная перспективы».

30

Пейзаж- большой мир.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал с изображением пейзажа. Учебник стр.148-151

Мультимедийная презентация «Пейзаж в искусстве разных народов».

31

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Знать особенности роли колорита в пейзаже-настроении.

Уметь применять средства выражения - характер освещения, цветовые отношения.

Эстетическая оценка результата работы с анализом использования перспективы.

Биография и творчество художника - мариниста И.Айвазовского.

Подобрать иллюстративный материал, отражающий пейзаж-настроение. Учебник стр.152-155

Мультимедийная презентация «Пейзаж и творчество импрессионистов и русских художников 19 века».

32

Пейзаж в русской живописи

Поиск информации и создание презентации

Знать историю зарождения жанра в России, русских художников-пейзажистов, уметь создовать презентации

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Учебник стр.156-163

Компьютер

33

Городской пейзаж.

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликацией на картоне.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Подобрать иллюстративный материал на тему «Сельский пейзаж». Учебник стр.168-171

Мультимедийная презентация «Пейзажи 17 - начала 20 века».

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке. Зрители и экскурсоводы.

Уметь воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры.

Эстетическая оценка результата работы, проделанной в течение учебного года.

-

Наблюдения за окружающим миром. Рисование по впечатлениям (по желанию). Учебник стр.172

-

35

Контрольная работа

Тест















© 2010-2022