Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса Юный художник

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

КОРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОРСАКОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена на заседании

РМО учителей ИЗО, черчения

и технологии

Протокол от _________ № _____

Руководитель________________

Т.И. Воронина

«Утверждаю»

Директор школы ______________О.А. Клименко «____» ___________ 2015 г.

Приказ от _________ № ____









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный художник»

для обучающихся _5-ых_ классов

Общекультурное

(художественно-эстетическое) направление

Автор программы: учитель ИЗО,

черчения и технологии

высшей категории

Воронина Татьяна Ивановна



Корсаково 2015.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный художник» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них уважительного отношения к труду.

Поэтому так важно в неформальной обстановке раскрыть для учеников удивительный яркий и красочный мир предметов, показать глубинные исторические смыслы появления предметов декоративно-прикладного искусства и их элементов, а так же формирование умений ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики.

Опираясь на возрастные особенности при реализации программы, осуществляется личностно - ориентированный подход в обучении, особое внимание уделяется модели обучения в сотрудничестве, различным стилям общения.

Тематика и содержание занятий сориентирована на ребёнка, его мир. Отношения с учащимися строятся на принципах сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания, и взаимовыручки с использованием здоровьесберегающих методик. Работа на занятиях предполагает проявление активности детей, самостоятельности и инициативы. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Юный художник» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Юный художник» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Таким образом, программа внеурочной деятельности имеет художественно-эстетическую направленность.

Актуальность данной программы состоит в том, что она позволяет соединить новые формы обучения с освоением художественных традиций как родного края, так и других народов в художественно-творческой и изобразительной деятельности. Занятия по программе позволяют создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству, диктует необходимость для воспитанника экспериментировать с разными художественными материалами, понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Программа ориентирована на реализацию требований ФГОС в части художественно-творческой деятельности, овладения приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия с другими детьми и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Цель изучения предмета: создание условий для развития общекультурных и информационных компетенций школьников через художественно-творческую деятельность в процессе ознакомления с художественными промыслами

Задачи изучения предмета:

  • Совершенствование умений и навыков для разработки и создания творческого художественного проекта.

  • Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

  • Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

  • Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  • Организация информационной поддержки учащихся.

  • Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Описание места предмета в учебном плане ОУ

Данная программа внеурочной деятельности для 5 класса является программой художественно-эстетической направленности, которая призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности.

Учебная программа рассчитана на один год. В соответствии с учебным планом Корсаковской средней школы на внеурочную деятельность «Юный художник» в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 17 часов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- умение объективно оценивать собственную художест­венную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;

- умение вы­ражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.

Метапредметные результаты:

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Регулятивные:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные:

- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

Коммуникативные:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные результаты:

- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произ­ведениях искусства;

- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;

- создание композиции в процессе практической творческой работы;

- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изо­бразительных элементов, единства фор­мы и декора.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся должны знать и уметь:

- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;

- уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;

- уметь отличать различные виды искусства, жанры и техники выполнения;

- уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;

- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;

- правила безопасности труда;

- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.

Материально-техническое обеспечение

• Компьютер

• Мультимедийный проектор

• Принтер

• Художественные материалы и принадлежности (бумага, картон, ножницы, клей, кисти, краски)

Содержание предмета

Данная рабочая программа состоит из 4 разделов соответствующих основным направлениям развития творческой деятельности.

Раздел 1. Графика (2 часа).

Раздел содержит знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы карандашом, пастелью, тушью, ручками, восковыми мелками.

Содержит задания направленные на развитие графических способностей учащихся. В ходе изучения данного раздела школьники знакомятся с различными графическими техниками и приемами работы. Количество часов отведенных на этот раздел невелико, т.к. графические построения лежат в основе работы над живописными произведениями и входят в раздел «живопись».

Основные темы раздела:

Граттаж «Сказочный город» - 2ч.

Раздел 2. Живопись (6 часов).

Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

В ходе изучения данного раздела учащиеся закрепляют знания по воздушной перспективе. Отрабатывают навыки выполнения работы акварельными и гуашевыми красками. Знакомятся с основными жанрами живописи и художниками работавшими в этих жанрах.

Основные темы раздела:

Фрукты. Рисование с натуры. Акварель - 1ч.

Мое домашнее животное. Техника сухая кисть. - 1ч.

Копирование картины известного художника - 2ч.

Ветка яблони. Рисование с натуры. - 1ч.

Пейзаж с натуры. Гуашь. - 1 ч.

Раздел 3. Композиция (3 часа).

При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с основами композиции, осваивают такие понятия как ритм, плоскость композиции, композиционный центр. Данный раздел является синтетическим, т.к. объединяет в себе все те знания и навыки практической деятельности, что получили дети при изучении разделов «живопись» и «графика».

Основные темы раздела:

Анимация, мультипликация «Путешествие одуванчика» - 1 ч.

Масленица. Многофигурная композиция - 1 ч.

Композиция. Театральная афиша. - 1 ч.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство (6 часов).

В этом разделе ДПИ дети познакомятся с бумагой, которая стала универсальным материалом и используется везде. Используя ее для письма и рисования, люди не могли не обратить внимание на бумагу саму по себе. Складывая лист бумаги, можно получить удивительные фигурки и предметы, а если взять в руки ножницы, то из нее выйдет отличный орнамент. Знакомство с некоторыми видами бумажного творчества, которые переплетены между собой.

Основные темы раздела:

Бумагопластика «Открытка к Новому году» - 1 ч.

Зимний пейзаж. Декоративное рисование. Гуашь - 2 ч.

Блюдо из папье-маше. Гжель - 2ч.

Композиция ко Дню Победы. Декоративное рисование - 1 ч.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

Дата проведения

Дата

(по плану)

Дата

(по факту)

1.

Анимация, мультипликация «Путешествие одуванчика»

Знакомятся с искусством анимации. Работают над коллективной композицией.

2.

Фрукты. Рисование с натуры. Акварель

Рисуют с натуры. Знакомятся с понятиями свет, тень, полутень, блик, рефлекс.

3

Граттаж «Сказочный город»

Знакомятся с техникой граттаж. Выполняют эскиз в цвете. Заполняют цветом фон работы.

4

Граттаж «Сказочный город»

Покрывают фон работы воском, выполняют гравюры.

5

Мое домашнее животное. Техника сухая кисть.

Осваивают новую технику рисования. Работают в технике сухая кисть.

6-7

Копирование картины известного художника.

Развивают внимание, навыки копирования, наблюдательность.

8

Бумагопластика «Открытка к Новому году»

Выполняют открытки в техники прорезывания.

9-10

Зимний пейзаж. Декоративное рисование. Гуашь

Выполняют пейзаж на тонированной бумаге.

11.

Масленица. Многофигурная композиция

Работают над многофигурной композицией.

12-13.

Блюдо из папье-маше. Гжель

Работают в технике папье-маше

14.

Композиция. Театральная афиша.

Работают с цветом, шрифтом.

15.

Композиция ко Дню Победы. Декоративное рисование.

Выполняют декоративную композицию.

16.

Ветка яблони. Рисование с натуры.

Рисуют с натуры ветки яблони. Работают на пленере.

17.

Пейзаж с натуры. Гуашь.

Рисуют с натуры пейзаж. Работают на пленере.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство / В.В.Алексеева. _М.,1991

  2. Алёхин А. Д. Когда начинается искусство / А.Д. Алёхин. - М.,1994

  3. Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,1990.

  4. Горяева Н.А.Первые шаги в мире искусства /Н.А.Горяева.- М.,1991

  5. Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М:Малыш, 2000.

  6. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2004.

  7. Коротеева Е.И.Азбука аппликации / Е.И.Коротеева. -М.,2009.

  8. Коротеева Е.И.Графика. Первые шаги / И.И.Коротеева. - М.,2009.

  9. Коротеева Е.И.Живопись.Первые шаги/ Коротеева Е.И. / М.,2009

  10. Неменский Б.М. Педагогика искуства / Б.М. Неменский. - М.,2007. - (Библиотека учителя).

  11. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред.В.А.Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение,2011. - 111с. - (Стандарты второго поколения)

  12. Сокольникова Н., Основы живописи, основы рисунка. - М: Титул, 1996.



9


© 2010-2022