• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья «Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников в системе дополнительного образования школы»

Статья «Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников в системе дополнительного образования школы»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников в системе дополнительного образования школы»

Задача развития творческой личности в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании", является одной из социально значимых задач современного развития российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Уровень сформированности творческой личности в современном обществе, должен быть высок настолько, чтобы позволить человеку самоопределиться в жизни, быть хозяином своей судьбы.

В системе образования России очень активно развивается сфера дополнительного образования детей. У нее прочный фундамент и замечательные традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания и внеурочной работы с детьми. Для развития детей дополнительное образование обладает богатым творческим потенциалом. Это дает ребенку свободу и право выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами и склонностями. По сравнению с другими образовательными сферами дополнительное образование имеет ряд преимуществ:

- «выравнивает» стартовые возможности личности;

- способствует выбору ребенком индивидуальной образовательной траектории;

- обеспечивает ребенку «ситуацию успеха»;

- способствует реализации ребенком своих способностей и интересов.

России, как и любому государству, необходима социально активная личность. И поэтому основная проблема, стоящая перед педагогом дополнительного образования - как помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты учащихся.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с раннего возраста, так как творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь. Становление творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности.

Одним из весьма эффективных средств формирования художественно -творческих способностей младших школьников традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций: восприятие, воображение, гибкость мышления и др. В психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения изобразительной деятельности, которое давало бы полное представление о её специфике, задачах, функциях и средствах. Наиболее содержательным в этом отношении показалось определение Т.С. Комаровой: «Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому».

В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность личности школьника и, прежде всего, активности познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности. Занятия изобразительным искусством (уроки, факультативы, кружки, внешкольные мероприятия и др.) в общеобразовательной школе являются ценнейшей возможностью формирования художественно-творческих способностей младших школьников.

В систему дополнительного образования дети приходят добровольно по своему собственному желанию. Художественная студия - это творческая атмосфера для коллективной и индивидуальной деятельности. Погружаясь в мир совместного творчества во время групповых занятий, дети от 7 до 10 лет взаимодействуют между собой. Творческие задания в группе становятся импульсом к самостоятельному, индивидуальному творческому решению. Изображая, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения.

Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.

А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства? Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что для тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

  1. Накопление впечатлений.

  2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.

  3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.

  4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

  1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения.

  2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровые импровизации, диалога, наблюдения, сравнения.

  3. Формирование знаний, умений и навыков.

Особенности изобразительной деятельности ребенка изучаются психологами с разных сторон. Рассматривается, как происходит возрастная эволюция образного мышления, проводится психологический анализ процесса изображения, анализ связи умственного развития и изобразительного искусства, а также связи между личностью ребенка и образом, созданным им. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детское творчество с точки зрения его психологической значимости изучено еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих его природу. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Образное мышление в изобразительной деятельности при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Изображают дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Задача преподавателя изобразительного искусства - формировать и развивать творческое мышление ребенка, чтобы вести его в реальный мир. Без знаний особенностей изобразительной деятельности младших школьников нельзя грамотно выстроить программу их обучения и развития творческих способностей. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С. Выготский).

Для грамотного руководства детским творчеством, необходимо знание особенностей изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти индивидуальный подход к каждому ребенку, в установлении с ним контакта, посредством чего получить возможность развивать его художественные способности и эстетические чувства. Взрослым, которые причастны к изобразительной деятельности детей и хотят им в этом помочь, прежде всего, необходимо понимание того, как рисует и почему они так рисует. В рисунках детей младшего школьного возраста многое может показаться непонятным, неправильным, лишенным логики. В большинстве случаев для детей этого возраста характерно то, что они просто любят рисовать.

Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик, воспитанник нашел свою нишу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, активно проживая их в собственном творчестве. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию.

Дополнительное образование тесно связано с каждой ступенью обучения. Главная его цель выявить зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возрастными возможностями и потребностями школьников.

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

© 2010-2022