• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Комплексная система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству обучающихся 5-6-7 классов

Комплексная система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству обучающихся 5-6-7 классов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексная система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству обучающихся 5-6-7 классов

Литвинова Татьяна Владимировна, учитель ИЗО

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика. Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся - одно из направлений модернизации российского образования в свете ФГОС.

ФГОС впервые нацелил педагогическое сообщество на комплексную систему оценивания учебных достижений учащихся, т.е. оценивание предметных и метапредметных учебных достижений одновременно в ходе учебного занятия. При этом личностные результаты мы не оцениваем, а осуществляем мониторинг по выявлению изменений личностных качеств.

Оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д.

Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи.

Оценка −это словесная характеристика результатов действий. Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное).
Комплексный подход к оценке результатов позволяет вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп: предметных, метапредметных и личностных.
Достижение опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.
Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.

Ниже представлены возможные формы диалогового (внешняя оценка + самооценка) оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства.

Формы контроля уровня обученности по изобразительному искусству.
1. Творческие работы (индивидуальные и коллективные)
2. Выполнение и презентация проектных работ (минипроекты)
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
4. Тесты
5. Викторины. Кроссворды
6. Портфолио (Под портфолио обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат. )
7. Комплексная итоговая работа

Рефлексия:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Лист самооценки:

1.На уроке я работал… - активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я… - доволен / не доволен
3.Урок для меня показался…- коротким / длинным
4.За урок я -не устал / устал
5.Мое настроение - стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был -понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен/не интересен

Алгоритм самооценивания работы.

Обучить детей порядку самооценки можно с помощью алгоритма.

Не все ученики сразу психологически готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Поэтому формированию самооценивания нужно учить. Сначала ученики учатся обозначать своё настроение. Учитель даёт возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На обороте альбомного листа или в дневнике учащиеся обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Затем даётся учащимся возможность оценить содержание своей работы. На данном этапе используется коллективная самооценка.

Для публичной самооценки результатов своей работы сначала выбирается наиболее подготовленный ученик (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

  • Такие художественные работы мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый уровень)

  • В этой работе мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)

  • Такие работы мы никогда не учились выполнять или нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный уровень)

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Таким образом, на уроке ученик сам учится оценивать свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Алгоритм самооценки проекта.

1. В начале этого проекта у меня была цель: ….
2. Особенно хорошо мне удалось: …
3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: …
4. Свой результат могу оценить так (на выбор):
-Максимальный уровень -«Превосходно»
-Цель достигнута, и результат я оцениваю как очень высокий
для меня. Я удивил сам себя-Повышенный уровень-«Отлично»
Цель достигнута, и этот результат лучше обычного-Необходимый уровень-«Хорошо»
Цель достигнута, и этот результат похож на то, как я делаю обычно-«Нормально»
Цель достигнута не полностью, в следующий раз нужно сделать лучше-«Удовлетворительно»
Критерии оценки работы в группе.
1. Планирование.
2. Распределение обязанностей.
3. Работа по алгоритму.
4. Соблюдение временного режима.
5. Активное участие в работе группы каждого члена группы.
6. Креативное отношение к работе.
7. Самостоятельность выполнения работы.
8. Оригинальность работы.
9. Активность участия в презентации работы.

Карта наблюдения за работой участников группы в процессе выполнения проекта.

-планирование (в начале занятия , в первые 10-15 мин.)
-Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта (в середине занятий , по итечении 20-30 мин.)
- Соответствие исполнения проекта плану (ближе к концу занятия , по истечению 30-35 мин.)
-Контроль продвижения по заданию ( в конце занятия , в последние 5 мин.)
-Представление результатов (В конце занятия)
- Конфликты и их разрешение ( в последние 5 мин.)
-Особенности поведения и коммуникации учеников (в конце занятия , 5мин.)
Результаты голосования (после подведения итогов)

Лист самооценки работы в группе.

1.Название группы.
2.Фамилия имя
3.Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.
-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
а) да, все работали одинаково.
б) нет. Работал только один.
Ввкто-то работал больше, а кто-то меньше.
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
а) работали дружно, ссор не было.
б) работали дружно, спорили, но не ссорились.
в) очень трудно было договориться, не всегда получалось.
- Тебе понравился результат работы группы?
а)да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.
в) нет, не нравится.
- Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужный бал в строке.
- 0 (Почти все сделали без меня),1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

10(Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась).

Критерии анализа художественного произведения.

-История создания (автор, название, время создания, сведения из биографии и пр.)
-Вид, жанр.
-Художественная техника
-Сюжет, образы.
- Композиция
- Колорит
- Прочие приемы.
- Стиль, направление, течение
- Проблематика
- Мастерство художника.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

• Активность участия.
• Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
• Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
• Самостоятельность.
• Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
• Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
• Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
• Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Инструментарий критериев при выполнении практических творческих работ.
1. Компоновка листа.
2. Организация плоскости листа
- многоплановость (ближе- ниже, дальше - выше, ближе - больше, дальше - меньше, 1, 2, 3 …план);
- линия горизонта;
- способ загораживания;
3. Использование композиционных правил, принципов, законов:
- ритм;
- центр композиции;
- симметрия;
- асимметрия;
- статика;
- динамика;
- цельности;
- жизненности;
4. Линейная перспектива.
5. Воздушная перспектива.
6. Для живописи (и не только):
- механическое смешивание;
- теплые цвета;
- холодные цвета;
- многочисленность оттенков;
- нюансы;
-
7. Для графики (и не только)
- выразительность линии;
- выразительность пятна;
- растяжка тона;
-
8. Декоративная переработка форм растительного и животного мира.
9. Владение техникой выполнения
10. Оригинальность работы
11.Самостоятельность выполнения работы.
12.Законченность работы.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Критерии оценивания основываются на трех уровнях успешности:
• Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.
• Программный повышенный уровень (дополнительный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

• Максимальный уровень (НЕ обязательный)

В оценивании результатов учебной работы участвуют учитель и ученик, которые по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка и самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную оценку. Родители, совместно с учителем и учащимся периодически анализируют результаты учебной деятельности ученика, через таблицы требований.
Оценивание учебных достижений обучающихся по изобразительному искусству осуществляется с учетом особенностей данного предмета, на основе осознанного действия начиная с начальной школы.
Отметки выставляются на основе планируемых результатов и с учетом индивидуального роста каждого ученика по отметочной шкале:

Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока.


При невыполнении заданий необходимого уровня в течение семи дней ученик имеет возможность воспользоваться правом пересдачи.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства
должны отражать:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Метапредметные результаты УУД.

Регулятивные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения, составлять план и последовательность действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для регуляции своего действия, преобразовывать практическую задачу в познавательную, концентрировать волю, предвидеть возможности получения конкретного результата, вносить необходимые дополнения и изменения в действия, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок Вносить необходимые коррективы после завершения работы.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, подводить под понятие на основе выделения существенных признаков, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. использовать общие приемы решения задач, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ориентироваться в разнообразии способов решения задач, создавать модели для решения задач. сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни, рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, вести устный диалог, проявлять активность для решения познавательных задач. формулировать свои затруднения, слушать собеседника, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю, соблюдать правила общения, строить понятные для партнера высказывания , оказывать в сотрудничестве взаимопомощь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, формировать собственное мнение, обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения,
Личностные результаты:
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Ценностное отношение к природному миру
Понимание чувства других людей и сопереживание им.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов
Эмоционально-нравственная отзывчивость
Эмоционально-нравственная отзывчивость
Самооценка работы



© 2010-2022