Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по предмету «Искусство» для 8-9 классов.

Тема: «Архитектура Рима»

Российцева Надежда Михайловна, методист МБОУ ДО «ЦДЮТ» Симферопольского района Республики Крым.

Цель: О. Познакомиться с архитектурой Рима (новые типы сооружений, открытия римлян, терминология); дать понятие о триумфальной арке; выполнить эскизы триумфальной арки.

В. Прививать интерес к изобразительному искусству и истории; окружающему миру; понимать роль архитектуры в жизни людей.

Р. Совершенствовать графические навыки, развивать речь.

Оборудование: макет триумфальной арки, раздаточный материал.

Видеоряд с изображениями триумфальных арок, Колизея, Пантеона, акведуков.

Ученик в форме легионера, с римским мечом и щитом.

Ход работы.

  1. Организационный момент.

Учащиеся разделены на три группы:

Художники

Эксперты

Рабочие-легионеры

2. Сегодня мы познакомимся с главными достижениями архитектуры Древнего Рима; узнаем, какие открытия внесли римляне в искусство архитектуры; повторим некоторые термины и понятия.

У нас сегодня самостоятельно работают художники. Задания для них даны в инструкционных картах. Они выполняют эскизы элементов арки в виде растительных узоров: в круге, полосе и треугольнике.

А мы послушаем экспертов, которые расскажут о различии архитектуры Египта, Греции и Рима; о значении римской архитектуры. Послушаем строителей, которые расскажут о римских технологиях строительства.

1 эксперт.

С угасанием Греции и Египта на передний план выходит Римская Империя. Культура Рима приобрела черты всех покоренных стран. Главную роль в римском искусстве играла архитектура.

Основное место занимали общественные сооружения для большого количества людей (в Риме проживало 1 млн. 200 тыс. человек). Возводились 5-6 -этажные дома. В Египте и Греции не знали таких высот.

Амфитеатры, бани, акведуки, виадуки строятся по всей империи. Архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства и по масштабам строительства. Эти невероятно прочные сооружения сохранились до сих пор. Руины потрясают воображение и теперь. Строительство императорского Рима начал великий Октавиан Август: «Я получил Рим кирпичным, а оставлю его мраморным».

2 эксперт.

Такое строительство стало возможным благодаря изобретению бетона - смеси извести и вулканического пепла. Это первое изобретение римлян, благодаря которому стало возможным строить сооружения быстро и прочно. Бетон стал революционным нововведением в строительстве. Впоследствии постройки стали украшать штукатуркой под мрамор, фресками, барельефами, мозаикой.

Римляне проектировали арки и своды. Стало возможным строительство акведуков. Акведуки (мосты для подачи воды) тянулись по всей стране на много километров. Как следствие, Рим лучше других местностей был снабжен водой.

3 эксперт.

Арка- важнейшая часть римской архитектуры. Это второе открытие римлян (арка встречается в архитектуре мира и ранее, но в Риме она получила свое наибольшее распространение). Отсюда начинается ее торжественный марш через века и страны (до наших дней).

Колизей - амфитеатр, целиком состоящий из арок в три этажа, ажурный и легкий. Он сохранился до наших дней и иногда служит местом проведения концертов.

4 эксперт.

Третьим важным открытием, которым мир обязан Риму, является купол- сферическое покрытие стен, впервые примененное при строительстве терм -бань.

Пантеон до сих пор является вторым в мире сооружением по величине купола (43,2 метра) в диаметре. «Храм всех богов» имеет стены 6 метров высотой, а купол олицетворяет небосвод. До XII века Пантеон 200 лет оставался закрытым, после чего был перестроен в христианскую церковь. В 1520 г. здесь похоронен великий Рафаэль.

Римляне использовали строительные леса, подъемные механизмы, успешно решали сложные математические и технические задачи.

3. Итак, мы знаем, что такое арка- это дугообразное перекрытие между двумя опорами. Но римляне создали еще один особый вид арки - триумфальную, или монументальную.

Триумфальная арка- это отрезок мощной стены с одним или тремя проездами, украшенной барельефами, каменными фризами, карнизами. Такие арки возводили в местах великих событий или в честь великих лиц. К IV веку нашей эры в Риме уже было построено 55 арок, по империи их число достигало 350. Они являлись воплощением мощи, значительности Римской Империи. Арки прославляли военные победы Рима. Через арки проходили с победой римские войска во главе с императором.

5 ученик (легионер).

Я - императорский легионер. Большинство римских сооружений построено нами - легионерами. Мы воевали, копали землю, рубили лес, сооружали мосты и акведуки. Мы - отменные строители. Из лучших военных лагерей выросли города Вена, Париж, Лондон. По старым дорогам проложены современные автобаны. Мы воевали и строили, следуя науке, используя технические и инженерные усовершенствования.

Вслед за любимым императором мы проходили под аркой с победой. Три дня продолжался триумф. В первый день через арку проносили картины и деревянные скульптуры, изображавшие захваченные земли.

Во второй день через триумфальную арку проходили обозы с трофеями - бочками золота, серебра, драгоценными предметами. Глаза уставали от блеска драгоценностей. Проносили добытые в бою оружие и доспехи -латы, щиты, копья, стрелы и т.п. Мечи отправлялись на переплавку, и из них ковались мечи победителей - гладиусы.

И вот на третий день шествовали быки, предназначенные в жертву богам. За ними следовала повозка невиданной формы, влекомая парой вороных коней с золотой упряжью, на которой везли корону поверженного вражеского царя. За колесницей шел сам пленный царь со своими детьми. Следом на колеснице ехал триумфатор, загримированный под бога Юпитера, а за ним следовали его сыновья, воевавшие вместе с отцом.

6 ученик (легионер).

Самая совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная триумфальная арка служила основанием для скульптурной группы императора на колеснице.

Арка Тита, одна из лучших в Риме, была установлена в честь победы в иудейской войне. После смерти императора Тита приравнивали к богам: он пользовался любовью народа.

Все барельефы внутри прохода посвящены теме въезда Тита в Рим. На них изображены солдаты с трофеями, здесь же находится ниша, в которой хранится урна с прахом Тита. Надпись на арке даже важнее образа: «Сенат и народ римский Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».

1 эксперт.

Триумфальные арки стали традицией почти по всей Европе. В России их две: арка генштаба в Петербурге (Ленинграде) и триумфальная арка в Москве на Кутузовском проспекте, построенная при Александре I в честь разгрома Наполеона в Отечественной войне 1812 г.

4. А сейчас поиграем в «Поле чудес» и разгадаем кроссворд «Рим» (сопровождается демонстрацией изображений памятников архитектуры и рассказом учителя или учеников по данному вопросу).

5. Итог:

- Посмотрим, как наши художники справились с работой (Крепим нарисованные элементы на изображение или силуэт арки).

Таким образом, мы познакомились с архитектурой Рима и главными его открытиями.

- Итак, в чем же значение римской архитектуры?

- До XII века в Европе церкви строились с куполом, в арочном, так называемом, романском стиле.

- Какими изобретениями мир обязан Риму?

- Римляне изобрели цемент, арку, купол.

- Какая главная формула архитектуры? Кто ее вывел?

- «Прочность, польза, красота», формула Витрувия.

Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима







Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима




Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима














Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима

Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима

Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима

Методическая разработка урока Архитектура Древнего Рима


Методическая разработка урока Архитектура Древнего РимаМетодическая разработка урока Архитектура Древнего РимаМетодическая разработка урока Архитектура Древнего Рима


© 2010-2022