Пояснительная записка к образовательной программе

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА









Пояснительная записка.

Сегодняшнее время - это время глубоких преобразований.

Каждый день на ребёнка обрушивается огромное количество информации, в которой он должен уметь разбираться - оставлять важное для себя и отбрасывать ненужное.

Современной системе образования необходимо развитие творческой личности, способной решать проблемы общества. Поэтому главным условием организации занятий является разностороннее развитие и полихудожественное воспитание детей. Задача педагога - художника по возможности гармонично развивать данные природой задатки и формировать их способность воспринимать мир в художественных образах. Программа изокружка «Палитра» помогает преподавателю по организации диагностики детской одарённости, контроля за развитием познавательной деятельности способных учащихся, воспитания способного ребёнка как личности. Помимо выявления одарённых детей, занимаюсь и с неподготовленными в художественном отношении детьми, с которыми надо начинать с нуля.

Моя образовательная программа характеризуется комплексным подходом к освоению изобразительного искусства; её цель - приобщение ребёнка к художественно-творческому развитию, подготовка его к самостоятельной творческой деятельности. Она предоставляет большие возможности для способных или просто увлечённых детей освоить технологии акварельной и гуашевой живописи, попробовать себя в графике и скульптуре, испытать минуты наслаждения творческим процессом и совсем иными глазами увидеть произведения искусства.

Программа учитывает современные направления, формы и технологии обучения, передовой опыт педагогов, внедряющих в практику инновационные интегрированные направления работы, появление новых тенденций в искусстве.

Цель интегрированного обучения - научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать; сопоставлять свою целостную картину мира. Интеграция позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание художественного образования, обеспечивает творческий климат на занятиях.

Определяющий фактор в работе педагога - развитие учащихся. Творчество, его формирование и развитие - одна из главных проблем сегодняшнего дня, которую помогает решать метод проектов - интегрированный компонент системы образования.

Метод проектов - гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых произведений под контролем учителя.

Помимо метода проектной деятельности в программе немало других методических приемов, которые позволяют решать задачи художественно-эстетического развития детей:

  • Метод творческого сотрудничества.

  • Метод наглядности.

  • Метод эмоционального погружения.

  • Метод сравнения.

  • Метод дифференциации.

  • Метод анализа.

Окружающий нас мир многообразен и многолик. Начало освоения изобразительного искусства в кружке связано с необходимостью познакомить детей с предметами: академический рисунок, живопись, станковая композиция, скульптура.

Рисунок. В основе лежит академический рисунок с решением задач передачи трехмерного пространства, объема натуры, ее материальности и обработка учащимися приемов и навыков технического оформления передачи рисунков. Учащиеся приобретают приемы и навыки работы линией, пятном, штриховкой. Овладевают знаниями по выполнению рисунков карандашом, тушью. Учатся делать как быстрые наброски, рисунки, так и длительные решающие задачи большой изобразительной силы.

Живопись. В основе лежит академическое преподавание этого предмета с решением задач передачи трехмерного пространства, объема, материальности натуры, изучение колористических особенностей заданий. Главным материалом для изучения учащимися живописи является акварель и частично гуашь. Учащиеся овладевают техникой быстрого письма акварелью и письмом лессировками при выполнении работ длительного по времени исполнения, изучают основы цветоведения, делают этюды разных по сложности задач.

Станковая композиция. В основе преподавания предмета «композиция» лежит развитие у учащихся особого умения не только компоновать изображаемое на картинной плоскости, но и переосмысливать увиденное, прочувствованное, результатом которого является создание образа композиции, где формат листа, техника исполнения, жанр изображения чутко подбираются и воплощаются в решение на картинной плоскости. Многие композиции являются результатом работы учащихся по темам конкретных конкурсов детского творчества. Учащиеся закрепляют полученные приемы работы различными материалами рисунка и живописи и расширяют спектр своих знаний по изобразительному искусству.

Скульптура. В основе лежит преподавание академических приемов работы по скульптуре. Учащиеся имеют возможность работать в пластилине и глине. Изучают приемы работы с натуры и по представлению. Знакомятся с приемами работы по выполнению круглой скульптуры и рельефов. Приобретают умение изображать натюрморт, фигуру человека, животных, птиц, растений, орнамента и т.д.

Освоение изобразительного искусства на занятиях в кружке направлено на достижение следующих целей:

  • развитие у детей эмоционально-ценностного отношения к произведениям художественной культуры, окружающей действительности, природе;

  • получение учащимися знаний о мире искусств;

  • развитие у детей зрительского восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, творческого воображения и умения выражать в отчётливых образах реальный мир и мир воображаемый;

  • систематическое и целенаправленное формирование у школьников умений, навыков, способов работы с художественными материалами;

  • воспитание у учеников эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к своему народу, родной природе, народной многонациональной культуре, общечеловеческим культурным ценностям.

Фактор развития осуществляется в программе в трёх направлениях работы.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму:

  • освоение детьми выразительных возможностей художественного языка композиции, цвета, формы, пространства и средств художественной выразительности в изобразительном искусстве: ритма, симметрии, асимметрии, динамики, статики, силуэта, колорита, объема, света, линии, пятна и др.;

  • развитие представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (в общечеловеческих, национальных, региональных, родовых, семейных, художественных традициях);

  • изучение видов и жанров изобразительного искусства, их развития, появления новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека, особенностей профессии художника - творца;

  • отображение окружающего мира (природы, быта человека) в творчестве детей (в живописи, графике, композиции, скульптуре);

  • развитие у детей желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, организации пространства и композиции.

  1. Развитие фантазии и воображения: воспитание творческой инициативы учащихся, потребности выражать себя в каком-либо виде изобразительной деятельности. Это направление формирует в ученике способность самостоятельно решать поставленную задачу и развивает художественно-образное мышление учащихся. Одним из важнейших условий развития фантазии и воображения является внедрение в процесс освоения изобразительного искусства разных искусств. Полихудожественный подход позволяет развивать художественное и ассоциативное мышление, формировать способность анализировать и сопоставлять художественные произведения, приобретать опыт обобщения и переноса образов художественной формы с одного искусства на другое, развивает фантазию, творческие способности и индивидуальность каждого ребенка.

  2. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства: систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию, пониманию и оценке эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности; формирование способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить произведения искусства. Школьники получают представление о видах искусства, их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, выразительные особенности языка произведений искусства, накапливают знания и представления об искусстве.

Учебный материал программы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Однако структура, образовательные задачи, принципы организации обучения выстроены с учетом того, что учебный материал может быть использован при любом количестве часов в неделю, если есть возможность их увеличить. Занятия разных направлений чередуются.

По окончанию занятий к уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования:

Ученик должен:

  1. знать и понимать:

  • основные художественно-изобразительные средства графики, живописи, композиции, скульптуры;

  • основные закономерности конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, Цветоведения, композиции;

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

  1. уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного искусства и скульптуры;

  • работать с линией, тоном, цветом, пространством, формой, использовать основы светотени, цветоведения;

  • владеть навыками изображения натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, животных, птиц; выполнять на доступном уровне тематическую композицию, применяя основные законы композиции, перспективы;

  • различать основные и составные теплые и холодные цвета;

  • использовать художественные материалы (акварель, гуашь, пластилин, глину и др.)

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного внимания) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства и др.

полученные знания, умения и навыки подтверждаются участием в выставках, конкурсах творческих работ по дополнительному образованию.


© 2010-2022