• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Статья Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках эстетического цикла через метод проектов

Статья Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках эстетического цикла через метод проектов

В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом  передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо так же уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы они были адаптированы к современной жизни».      Функционально грамотный человек способен вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, поэтому проблема обучения функциональной грамотности должна рассматриваться не как  смысловая проблема, а  деятельностная, позволяющая переориентировать  личность от пассивной к активной, творческой.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках эстетического цикла через метод проектов

Пашковская Ю.А.

учитель ИЗО и черчения

Гимназия № 45

Назаренко Н.В.

учитель технологии и ИЗО

Гимназия № 45

В Послании народу Глава государства Н.А. Назарбаев выделил следующее: «В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо так же уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, чтобы они были адаптированы к современной жизни».

Функционально грамотный человек способен вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, поэтому проблема обучения функциональной грамотности должна рассматриваться не как смысловая проблема, а деятельностная, позволяющая переориентировать личность от пассивной к активной, творческой.

Поэтому, прежде всего, нужно определять сферу интересов, связанных с творчеством, в рамках педагогических проблем.

Результатом творческой, проектной работы школьников является: рост их интеллектуальной активности, стремление к работе, требующей собственного вклада в дело. Пребывание в «состоянии творчества» помогает быстрее продвигаться к поставленной цели.

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладевать знаниями, то эффективность познавательного процесса возрастает.

Однако часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. На наш взгляд, самая главная задача учителя - создание условий для успешного учения школьников, так как они вполне осознают зависимость будущего от успехов в овладении знаниями. Как известно учение - ведущий вид их деятельности, так что успех, как достижение, поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в близком окружении, способствует успешному учению.

В любой учебной дисциплине после главного вопроса - содержания обучения сразу же встаёт второй, - какие методы и приемы целесообразно использовать при обучении детей? Школьный эстетический курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками, чертежниками и технологами. Изучение данных дисциплин призвано сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать самостоятельность, творческий подход, формировать индивидуальность ребёнка.

Каждый учитель четко понимает важность и необходимость своего предмета в школе, как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе по данным предметам, значимым, как закрепить умения учащихся, что бы они сохранились на всю жизнь? С этой целью используем различные художественные техники и материалы прикладной деятельности, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника положительных мотивов. Природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. Работать дополнительно по собственному желанию (помимо уроков в школе), резко сокращается. В процессе обучения предпочтение отдается предметам ЕМ цикла. Такая позиция многих родителей и педагогов приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку и у него пропадает интерес к предметам искусства.

Современная жизнь делает заявку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и в группе, готового и способного самостоятельно учиться новому в жизни, самостоятельно находить и применять нужную информацию. Но без предметов искусства он будет «духовно беден».

Современный урок предметов эстетического цикла значительно отличается от традиционного, требует компетентностного подхода, через творческую деятельность и использование современных методов. Например, метод поэтапных открытий - позволяет постепенно входить, вживаться в тему. Метод индивидуальной и коллективной поисковой, исследовательской работы - активизирует деятельность ребенка, повышает его мотивацию. Метод проектов позволяет переориентировать усилия личности от пассивной к активной, социально адаптироваться, функционировать в современном обществе. Рассмотрим формирование функциональной грамотности, через применение данных методов, на примере отдельных тем использованных на уроках.

«Юрта-национальное жилище» - декоративная работа.

Перед изучением данной темы дети получают творческое домашнее задание: познакомиться с данным жилищем через беседы с родителями, бабушками, посещение библиотек, изучение литературы. Собранный материал доводится до всего класса в виде сообщений, выступлений, дети приносят фотографии, пишут мини - сочинения, составляют загадки, кроссворды и только после этого выполняют творческую работу, рисуют, выполняют коллажи, создают макеты.

«Архитектурные памятники нашего города». Перед изучением данной темы дети получают творческое задание на тему «История создания дома моего», «Старинные постройки нашего города» и т. д. На ориентировочно - поисковом этапе вхождения в тему делают сообщения, читают сочинения, показывают фотографии, просто рассказывают о том, что удалось узнать.

«Народные ремесла в прошлые века» - обучающиеся собирают материал по всем предметам старины: как называется предмет, из чего он сделан, как им пользовались, пользуются ли сейчас, какой предмет заменил «старый» и т. д., изучают предмет, изображают его в различных видах творчества.

«Пейзаж» - совместный межпредметный проект учащиеся выполняют не

только изображения, коллажи, но вышивки. В рамках проекта учащиеся собирают дополнительный материал, который выходит за рамки предметного содержания. Они разрабатывают сюжет и создают эскиз, более глубоко изучают технологии вышивки.

«Вышивка»

Изучив историю вышивки, виды вышивок, учащиеся подбирают материал, выполняют творческий проект, разрабатывают пояснительную записку.

«Лоскутное шитье»

Содержание данного проекта направлено на изучение этапов проектирования и создания оригинальных изделий из лоскутов. В ходе занятий у детей происходит знакомство с историей лоскутного шитья, развитие творческого воображения, формирование интереса к ДПИ.

«Архитектурно-строительные чертежи». На уроках черчения учащимся предлагается осуществить Проект "Дом моей мечты", который оформляется на двух стандартных листах формата А3. На одном листе - план местности, проектируемый дом, участок, с подъездными путями, прогулочные дорожки и вспомогательные помещения. На другом листе - фасад дома своей мечты, с планом и разрезом дома.

Таким образом, на примере отдельных тем уроков показана работа по развитию творческой, проектной деятельности на уроках.

Анализ анкетирования учащихся показал, что:

90% учащихся- с удовольствием работают над проектом

6% - работа в группе

4% - испытывают сложности при поиске информации, индивидуальной работе

Это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также социально адаптироваться в среде ровесников.

В процессе работы у учащихся развиваются организаторские и рефлексивные способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки, расширяются и углубляются знания по предметам. Конечно самое ценное в том, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач. Учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, формирует функциональную грамотность.

Список литературы:


  1. Послание Президента РК Н.А. Назарбаева от 27 января 2012г

  2. «Педагогика 21-го века на пороге школы» (информационн-методический дайджест) А. А. Жайтапова, Г.А. Рудик,Е.В. Белошниченко, А.С. Сатывалдиева

  3. Терминологический словарь современного педагога,1999г.

  4. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению, М., 1997;

  5. ГордееваТ.О. Мотивация достижения. М.: Смысл,2002;

© 2010-2022