- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Поурочные планы ИЗО 2 класс 3 четверть
Поурочные планы ИЗО 2 класс 3 четверть
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Короткова Н.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поурочное планирование 2 класс «Атамура» - 3 четверть
Изобразительное искусство
Урок №18
Тема. Внутреннее убранство юрты.
Цель: расширение знаний о культурно-бытовых традициях своего народа. Воспитание любви и уважения к ним.
Программные задачи: познакомить учащихся с внутренним убранством юрты, с различными видами казахских национальных ковров.
Наглядный материал. Подлинные произведения искусства казахского народа, принесенные педагогом и детьми из дома, репродукции работ народных умельцев, иллюстрации из учебника.
Если есть возможность, желательно этот урок провести в краеведческом музее или музее изобразительного искусства, где есть образцы творчества народных умельцев и макет юрты.
Содержание урока. - На предыдущем уроке мы подробно разобрались в строении юрты и ее сборке. Теперь самое время заглянуть внутрь юрты. Внутреннее пространство юрты разделено на определенные части, имеющие свое назначение. Место у входа предназначено для хозяйственных целей. Справа от входа - женская половина и все вещи, связанные с женским трудом, - домашняя утварь, припасы еды. Слева от входа - мужская половина, где хранили седла, оружие, конскую сбрую. У стенки напротив входа находилась горка - сундук, в котором хранилось основное имущество, а сверху на него складывались одеяла, корпе-ше, войлочные ковры.
Перед горкой располагался тор - самое почетное место для гостей, а в центре - очаг. Это место было священным. Мы уже говорили о том, что внутри юрта - это настоящий музей декоративно-прикладного искусства казахского народа. Различные по ширине и узору тканые ленты прикрывали места соединения креплений и служили украшением юрты. С купольных ободов внутрь юрты спускались ленты для перевязывания жердей во время перевозки юрты, они украшались пышными кистями и помпонами. Все стены юрты и пол застилались и занавешивались войлочными и ткаными коврами.
Надо научить второклассников видеть разницу в технологии изготовления казахских ковров, в этом им поможет текст в учебнике. Дети должны запомнить названия казахских ковров - тускииз, текемет, сырмак, шымши, познакомиться с технологией их изготовления и различать визуально.
Отдельный разговор будет о казахском орнаменте. Он имеет растительное, животное, геометрическое и солярное происхождение и очень символичен. Дети также должны научиться различать основные орнаменты и знать их названия - бараний рог, маралий и олений рог, верблюжий след, птичий след и другие. Самый распространенный узор казахского орнамента - бараний рог (кошкдр мушз). Он использовался почти во всех казахских коврах и не только в них, потому что баран был символом благополучия, благосостояния и власти. Гости в прежние времена по узорам казахских ковров, украшающих юрту, могли узнать об истории происхождения семьи, ее состоянии и социальном статусе.
После рассказа учителя учащимся предлагается создать эскиз казахского национального ковра, который на следующем уроке они смогут выполнить в технике гуаши или цветными фломастерами. Чтобы облегчить работу детям, стоит предложить им сначала выполнить задания в рабочей тетради №2 на с. 6, 7, и только после этого - в альбоме. Из отдельных рисунков можно создать большой I разноцветный ковер, который украсит уголок кабинета I рисования. В конце урока можно провести своеобразное I соревнование - дети должны называть различные пред-1 меты, украшающие юрту, и объяснять их предназначение. I За каждый ответ ребенок получает жетон. Набравший I большее количество жетонов становится победителем и I ему присваивается звание знатока.
Урок №19
Тема. Понятие симметрии. Симметрия в природе. Упражнения по теме. Монотипия.
Цель: развитие чувства симметрии.
Программные задачи: познакомить детей с понятием и явлением симметрии. Выявить проявление симметрии в природе.
Наглядный материал. Иллюстрации в учебнике.
Рабочий материал. Бумага, простой карандаш, кисть, акварельные краски, цветная бумага, ножницы, клей.
Рекомендации к уроку. Эта тема не представляет сложности для детей. Они прекрасно понимают и воспринимают явление симметрии, поскольку сталкиваются с ним ежедневно. Только, возможно, никогда не задумывались над I ним. Поэтому урок можно построить так, чтобы дети как I бы сами совершили удивительное открытие. Если в плане понимания тема несложна, то выполнение симметричных работ представляет для детей гораздо больше сложностей. Выполнить симметричное изображение в технике монотипии или аппликации для них не составит большого труда, а вот нарисовать симметричный рисунок детям второго класса сложно. Но, тем не менее, пусть они попытаются это сделать. Хотя бы для того на первых порах, чтобы понять, какой удивительной мастерицей является природа.
Содержание урока. С самого начала урока учитель интригующе заявляет, что он может показывать фокусы.
- Не верите? Тогда смотрите!
Он берет заранее подготовленные рисунки - половинку солнышка, бабочки, лица человека. И обращает внимание детей, что это только половинка изображения, но сейчас, ничего не дорисовывая, он сделает так, что ребята увидят полное изображение. Учитель должен проявить актерское мастерство и сделать все, чтобы заинтриговать детей. На столе у него лежит зеркало, закрытое платком. Он может предложить детям угадать, с помощью какого предмета половинки изображения можно увидеть как полное изображение. Затем учитель из-под платка достает зеркало и по очереди прикладывает к нему рисунки. Дети наглядно убеждаются, что рисунки стали завершенными. Что же произошло? Мы приложили рисунок к зеркалу, и правая половинка отразилась в зеркале с левой стороны и изображение стало полным - половинка круга превратилась ь круг, половинка листика - в полный листик. Такое строение, когда обе стороны в предмете одинаковы, называется симметричным. Есть много видов симметрии, мы пока рассматриваем только одну - зеркальную симметрию, при которой обе половинки предмета (правая и левая, верхняя и нижняя) при сложении полностью совпадают. Давайте подумаем и приведем примеры зеркальной симметрии в окружающем нас мире (помочь в этом детям может учебник, а дальше они сами назовут немало таких примеров). Мы уже сталкивались с зеркальной симметрией, когда рисовали листья деревьев, но тогда мы еще не знали названия этого явления.
- Сейчас вы в рабочих тетрадях (с. 12-13) попробуете
создать несколько симметричных изображений, дорисовав
вторые половинки предметов. Потом попробуете сами полностью нарисовать симметричное изображение (5 минут).
После того как дети справились с заданием, учитель останавливается на некоторых работах. Абсолютно симметричного изображения, конечно же, не получилось ни у кого. Да на уроках рисования этого и не требуется, но такое задание хорошо развивает глазомер, точность руки. Но учитель должен обратить внимание еще вот на какой момент -более точные изображения получились у детей, которые провели линию, делящую предмет на две части. Эта линия называется осевой. Когда есть определенная точка отсчета, нарисовать точный рисунок гораздо проще.
Но можно создать более точное симметричное изображение способом монотипии и аппликации, когда рисунок вырезается из сложенного пополам листочка бумаги. Некоторые художники возвели такое изображение в ранг искусства (см. иллюстрации в тетради). Далее детям предлагается создать симметричное изображение двумя этими способами.
Итог урока. - Итак, для чего же нам нужно знать о симметрии? Ну, конечно же, эти знания пригодятся нам при рисовании и людей, и животных, и натюрмортов, потому что большая часть того, что окружает нас, симметрична.
А на следующем уроке мы начнем работу по созданию орнамента. Помните, мы говорили с вами, что в орнаменте все элементы расположены в строго определенном порядке. Вскоре вы узнаете также, что одним из важнейших условий орнамента является симметрия. Но об этом мы с вами поговорим позже.
Урок №20
Тема. Работа над декорированием растительных форм.
Цель: развитие декоративных способностей учащихся.
Программные задачи: научить трансформировать различные растительные формы и декорировать их.
Наглядный материал. Иллюстрации в учебнике, репродукции произведений народных промыслов (хохломская, гжельская роспись, растительные узоры в казахских национальных коврах).
Рабочий материал. Бумага, простой и цветные карандаши.
Рекомендации к уроку. Этот урок посвящен работе по декорированию растительных форм. Но детям сразу надо объяснить, для чего они это делают, что конечным результатом последующих трех уроков должен стать созданный ими растительный орнамент. Детей надо настроить на то, что создание орнамента - это сложный процесс, и надо много знать и уметь для того, чтобы получился красивый орнамент. Они должны понимать логическую связь в определенной последовательности уроков. Пусть дети сами предположат, что им надо знать и уметь для создания орнамента и что они уже знают и умеют. А умеют они уже многое - работать в цвете, выразительно рисовать, декорировать форму, они знают, что такое симметрия, и могут создавать симметричное изображение, а в орнаменте соблюдение симметрии необходимо. Словом, можно смело браться за работу.
Содержание урока. В учебнике достаточно подробно описана последовательность работы над орнаментом. Работа над декорированием растительных форм - первая стадия работы над растительным орнаментом. Для начала желательно вспомнить, какие цветы знают дети (можно ограничить тему созданием орнамента из весенних цветов и трав).
Затем рассмотреть внимательно фотографии цветов, представленные в учебнике, и сравнить их с изображением цветов в различных узорах и орнаментах. Определить, в чем же заключается разница между настоящим цветком и декоративным. А разница в том, что каждый настоящий цветок имеет свои особенности (цвет, форму) и, зная эти особенности, мы можем на фотографии или в живописном произведении, или в реальности точно определить, что это за цветок. По-другому обстоит дело с декоративными цветами. Декоративный цветок - это некий образ цветка, мы видим лепестки, серединку цветка, тычинки, но они несколько обобщены и видоизменены, и поэтому мы можем только догадываться, что это за цветок. В учебнике на примере декоративной ромашки легко в этом убедиться. При декорировании художник разрабатывает новую форму лепестков, новый рисунок, но при этом сохраняет основное строение цветка.
Далее детям предлагается выполнить задание из рабочей тетради №2 с. 14-15 (нарисовать разные листики, лепестки, разные формы цветов и т.д).
Следующий этап заключается непосредственно в декорировании. Каждый из цветков надо продекорировать, то есть украсить дополнительными деталями его серединку, лепестки, стебелек. Надо продекорировать несколько цветков и несколько листьев. Таким образом, мы получим детали нашего будущего орнамента.
Домашнее задание. Рабочая тетрадь №2, с. 16.
Урок №21
Тема. Составление орнамента «Цветочные мотивы».
Цель: развитие декоративных способностей учащихся.
Программные задачи: научить составлять простейший растительный орнамент в полосе, используя декоративные формы, правила симметрии.
Наглядный материал. Различные растительные орнаменты, встречающиеся в декоративной росписи посуды, ковров, вышивка, кружева и т.д.
Рабочий материал. Бумага, линейка, простой и цветные карандаши.
Рекомендации к уроку. Детям предстоит создать первый растительный орнамент. Понятно, что это будет простейший орнамент. В учебнике представлены орнаменты, выполненные детьми. Но этого недостаточно для того, чтобы дети поняли процесс выполнения орнамента. Чтобы внести полную ясность, учителю надо самому на доске показать, в какой последовательности идет работа над орнаментом - разметить полосу на части, пометить середину, в ней нарисовать деталь орнамента, в следующей части - другую деталь, потом снова первую и так чередовать детали. Если кто-то из детей пожелает выполнить более сложный орнамент, не стоит ему в этом препятствовать.
Содержание урока. - Итак, на прошлом уроке мы поработали над декорированием растительных форм. У нас получились очень красивые декоративные цветы и листья. Теперь мы можем использовать их в своем орнаменте. Орнаменты бывают круговыми, то есть детали располагаются по кругу, некоторые орнаменты закомпонованы в квадрат. Мы будем выполнять орнамент, закомпонованный в полосе - полосной орнамент.
Полосной орнамент отличается от простого рисунка или узора тем, что все его детали располагаются в строгом порядке. Одна деталь чередуется с другой через строго определенное расстояние. Орнаменты всегда симметричны. Начавшись с определенной детали, орнамент заканчивается ею же. Каждая деталь должна повториться в полосном орнаменте не менее двух раз. Есть разные виды орнаментов -зооморфный (животный), астральный (с использованием изображений звезд и других небесных светил). Наш орнамент будет растительным, в качестве основных элементов мы будем использовать формы растений и цветов, которые создали на прошлом уроке.
Работа над орнаментом должна проходить в определенной последовательности:
-
определяется размер и формат полосы, если орнамент не выполняется в рабочей тетради;
-
полоса размечается на несколько одинаковых частей, чтобы определить их точное количество, надо решить, сколько элементов будет использовано в орнаменте. Для начала - не более двух. Если используются два элемента, то количество частей, на которые надо поделить полосу, должно быть нечетным (условно: 1 - цветок, 2 - листок, 3 - цветок, 4 - листок, 5 - цветок). Если полосной орнамент будет состоять из одного основного элемента, то количество частей должно быть не менее трех;
-
в каждой части рисуется определенный элемент орнамента. Для этого можно использовать копирку и перевести через нее те цветы, которые дети нарисовали на прошлом уроке. Но надо еще раз подчеркнуть, что из всего нарисованного они могут выбрать только два элемента и чередовать их. Но лучше нарисовать орнамент, не пользуясь копиркой. Естественно, первый орнамент от руки будет недостаточно четким и симметричным, но, выполняя его, дети будут тренировать свой глазомер, будут стараться повторять рисунок как можно точнее, располагать элементы через равное расстояние, а это неплохое упражнение для глазомера художника;
-
после выполнения рисунка простым карандашом (обратите внимание, что на карандаш не надо сильно давить) можно приступать к работе в цвете. Здесь, как всегда, надо определить общую цветовую гамму, настроение. Работа выполняется цветными карандашами. Стоит обратить внимание и на то, что штрих при закрашивании лучше всего класть по форме - серединку закрашивать круговыми движениями, в лепестках тоже следовать за формой, тогда рисунок будет выглядеть выразительнее и аккуратнее, а в орнаменте это немаловажно;
-
фон орнамента может быть белым или цветным -все зависит от замысла.
Можно предложить выполнить орнамент в рабочей тетради (с. 17).
Итог урока. Во время обсуждения надо, как всегда, обратить внимание и на оригинальность, и на удачное цветовое решение, и на красивое декорирование, а также на симметричность орнамента. При обсуждении предложить ребятам подумать, как можно использовать получившиеся орнаменты - может, какой-то из них подойдет к росписи чашки или в качестве эскиза к вышивке. Дети должны учиться «примерять» то, что они рисуют, к жизни - красивый рисунок можно оформить в рамку и украсить им комнату. Маленький рисунок можно аккуратно вырезать и наклеить на сложенную пополам плотную бумагу, посмотреть, как еще можно его дополнительно оформить - получится красивая открытка. Кстати, полоску орнамента тоже можно поместить на открытку, которой затем поздравить кого-либо с праздником.
Урок №22
Тема. В мире животных. Изучение фигуры животного в различных положениях (лежа, сидя, стоя).
Цель: развитие рисовальных способностей, используя приобретенные знания и умения.
Программные задачи: научить рисовать фигуру животного в различных позах. Научить видеть многообразие животных форм.
Наглядный материал. Иллюстрации в учебнике, репродукции произведений художников-анималистов: В. Ва-тагина, И. Ефимова, Н. Чарушина и др.
Рабочий материал. Бумага, простой карандаш, черный фломастер.
Рекомендации к уроку. В прошлом году дети уже пытались рисовать различных животных, они учились воспринимать сложную форму как сумму нескольких простых форм. В этом году их задача усложняется, они должны научиться изображать животных в различных положениях. Вполне понятно, что дети этого возраста не могут анатомически правильно рисовать животных и учить их этому тщетно. Но научить их замечать, видеть, что одно и то же животное выглядит по-разному, когда сидит, двигается, лежит, можно, как можно научить их любоваться красотой пластики животных. Так же можно научить их схватывать глазом основную конструкцию животного, находящегося в различных положениях, а это уже будет шагом вперед в изучении животных и их дальнейших зарисовках.
Содержание урока. Хорошо было бы на доске закрепить фотографии животных, если такой возможности нет, то надо вместе с детьми рассмотреть и проанализировать иллюстрации в учебнике. При этом обратить внимание на то, что животные в разных положениях выглядят по-разному, а характер формы частей тела у них не изменяется -голова воспринимается как круг, овал или треугольник, туловище - овал, лапы - узкие овалы или треугольники. А что же тогда изменяется? Изменяется, оказывается, расположение этих частей относительно друг друга. Детям предлагается внимательно рассмотреть схемы, приведенные в учебнике. Учитель должен их прокомментировать.
После этого детям предлагается схематично нарисовать кошку в разных положениях. Не бойтесь, если дети повторят схемы, приведенные в учебнике. Повторение этих схем поможет детям понять, как располагаются относительно друг друга части тела животного при различных положениях и в движении. После того, как дети выполнят несколько рисунков, можно предложить им выполнить на доске вариант, который отсутствует в учебнике, например, кошка выгнула спину. При выполнении ребенком рисунка на доске учитель корректирует и комментирует его рисунок.
Затем можно перейти к выполнению заданий в рабочей тетради (с. 18-19). Следует помнить об опасности, под-
стерегающей детей в этом возрасте: они очень быстро схватывают любые схемы и начинают пользоваться ими, потому что так проще нарисовать сложную форму, а схема -это не рисунок, а упрощенный чертеж. И если дети привыкнут пользоваться такими схемами, рисуя человека и животных, то их рисунки утратят присущую этому возрасту выразительность и непосредственность и будут напоминать сухие чертежи, будучи псевдоправильными и псевдореальными. Чтобы этого не случилось, нельзя ограничиваться показом подобных схем, надо показать ребенку различные варианты создания образа животного в различных положениях и в движении. На это и направлены задания в рабочей тетради, в которых детям предлагается увидеть образ животного в кляксе, в каракуле.
Помимо того, что подобные задания хорошо развивают фантазию ребенка, они направлены еще на расширение границ творческих решений. Поэтому не стоит пренебрегать ими. Желательно, чтобы дети выполнили часть этих заданий в классе, а часть - в качестве домашнего задания. Это поможет им интереснее справиться со следующей темой. После того как дети выполнили несколько схем, предложите им поиграть в забавную игру. Она называется «Зарядка для зверей». Учитель зачитывает стихи и раздает детям отдельные двустишия, наиболее интересные с точки зрения рисунка животного в движении (они должны быть написаны на отдельных листочках). При этом он говорит, что соревнования проводятся не только у животных, но и у детей: кто из них нарисует наиболее быстро, интересно и выразительно животное, о котором говорится в стихах, тот и становится победителем в соревновании. Для этого можно изготовить несколько шуТЛИВЬИ медалей. Дети рисуют простым карандашом животпы х па небольших листочках бумаги размером примерно 15x15 см. Затем рисунок для большей выразительности можно обвести черным фломастером.
Задание в форме соревнования хорошо раскрепощает детей. Необходимость быстро нарисовать животное, выполняющее определенные движения, и в то же время шутливый тон стихов снимают напряжение и страх неудачи, в результате часто получаются весьма оригинальные и выразительные РИСУНКИ ЖИВОТНЫЕ
Аист делает зарядку -
То вприскочку, то вприсядку.
Белка бегает с шестом, Машет в воздухе хвостом.
Волк играет с зайцем в мячик. Это что-нибудь да значит.
Гуси спорят и галдят: А гагары победят!
Динго по бревну ходила -Увидала крокодила.
Ёж надел трусы и майку, Сколько дыр в них? Угадай-ка!
-
Жаба, чем ты недовольна?
-
Проглотила мяч футбольный.
Зебра, конь, олень и вол -Все играют в баскетбол.
И пингвины и тритон -Все играют в бадминтон.
Кот надеть коньки не может, Кто из вас ему поможет?
Лев летит на мотоцикле. Что ж такого? Все привыкли.
Мишка на велосипеде Мчится к финишу - к победе.
Носорогу-бегуну, Уступи дорогу, ну!
Осьминог надел перчатки, А тюлень удрал с площадки.
Пеликан ныряет ловко, Вот что значит тренировка!
Рак залез на сам<}Кат, Все вперед, а он назад.
Слон танцует на канате. Ты сумеешь так, приятель?
Тигр прыгнул дальше всех, Вот невиданный успех!
Утки плавали в канале. В результате - три медали.
Филин пешкой взял ферзя, За доской дремать нельзя.
Хомяки надули щеки, Спят, лентяи, на припеке.
Цапля - тренер по ходьбе. Даст советы и тебе.
Черепаха выжать штангу Помогла орангутангу.
Шершень, пчелы и жуки -Все летят вперегонки.
Щука шьет костюм купальный, Голубой, оригинальный.
Эму страуса берем
Мы в команду вратарем.
Юный заяц встал на лыжи.
Вот он - финиш! Ближе! Ближе!
Я сказать вам всем хочу: Слава шайбе и мячу!
Итог урока. На полу у доски учитель раскладывает все рисунки. Выбирают победителя. Главный критерий - выразительность и узнаваемость фигуры животного. Не обращайте пока внимания на пропорции, на правильность построения, главное - смелость, оригинальность и выразительность. Победители награждаются медалями. А лучшие работы учитель может наклеить на лист цветной бумаги -такой плакат украсит кабинет и послужит хорошим наглядным пособием в дальнейшей работе.
Урок №23
Тема. Композиция «В зоопарке».
Цель: закрепление полученных знаний и умений, приобретенных на предыдущих занятиях по композиции, живописи и графике.
Программные задачи: выполнить уравновешенную композицию с изображением фигур животных и людей.
Наглядный материал. Фотографии и рисунки животных в различных книгах. Зарисовки художников-анималистов.
Рабочий материал. Детям предоставляется возможность выбрать самостоятельно материалы для выполнения своей композиции. Может быть, кто-то захочет создать графическую работу фломастерами или цветными карандашами, выполнить композицию акварельными или гуашевы-ми красками, или цветными мелками.
Рекомендации к уроку. Желательно предварительно сводить детей в зоопарк, но, учитывая то, что далеко не везде они есть, надо подготовить к уроку выразительные фотографии животных, если есть возможность, показать видеофильм о животных. Работа итоговая, в ней дети должны продемонстрировать приобретенные знания и умения по многим темам.
Содержание урока. В начале урока учитель объясняет задачу детям. Она довольно сложная. Ребята уже могут рисовать разных животных в разных позах - это здорово получилось у них на прошлом уроке. С каждым уроком накапливаются их знания и умения. И эти знания и умения уже можно объединять, что дети и делают, выполняя различные задания. Например, они изучают строение человека и, выполняя задания по этой теме, применяют знания и умения, которые получили на уроках живописи, рисунка, композиции. Вот и сегодня им предстоит объединить все свои знания и умения. Потому что сегодня они будут рисовать зоопарк! А это значит, что им понадобится вспомнить все, что они знают... А что же им надо вспомнить? Пусть дети сами перечислят все знания, которые пригодятся им на уроке.
В зоопарке живут различные животные:
В зоопарке Кто -
крылатый, Кто -
усатый, Кто -
носатый.
А тут -ВЕРБЛЮД. Он горбатый, Он гордый, Он двугорбый!
Вот ЛИСЕНОК.
У лисенка
Любопытных два глазенка. И у каждого глазенка Сто вопросов для лисенка!
Только нос,
Хитрый нос,
Задает один вопрос:
- ИНТЕРЕСНО, А КОГДА
ПОДАЕТСЯ ЗДЕСЬ ЕДА?
А вот бревно. Живое оно. Оно
Не дубовое, Оно
не сосновое, Оно
Не еловое -КРОКОДИЛОВОЕ! Оно
Не черное, Оно
Не красное, Оно-Зеленое, Оно-Зубастое.
Олешка родился И... удивился!
Нос
Удивился,
Глаз Удивился,
Ухо торчком... Страшно кругом!
Олешки-крошки Не больше кошки!
Стоят малыши, Дрожат малыши,
Разъехались Ножки-карандаши...
Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину...
Мама
не Петина,
Мама
не Светина,
Мама не Гришкина,
Мама-
СЛОНИШКИНА...
-
Чьи ворота?
-
Где ворота?
Это совсем не ворота. ЭТО ЗЕВОТА У БЕГЕМОТА,
Бегемотик
Очень мил:
Он не тощ,
Он не хил,
Крошка упитан,
Вежлив,
Воспитан.
Он папин,
Он мамин,
Он гиппопотамин...
Э. Мошковская
- Создают зоопарк для того, чтобы все люди и, конечно же, дети могли наслаждаться удивительным зрелищем. Ведь это настоящее чудо - ну где еще человек может увидеть одновременно и белого медведя, и бегемота, и зебру, и моржа, и страуса... Все животные очень красивы - вам придется потрудиться, передавая особенности их строения, движения, подбирая цветовую гамму. В зоопарке растут разные деревья. Рисуя зоопарк, нам не обойтись без людей -
зрителей, которые пришли в зоопарк. Вот видите, сколько тем объединилось в одной.
На первом уроке темы детям предстоит придумать и продумать композицию, выбрать формат, материалы, которыми будет выполняться работа. После обсуждения за- I мысла дети приступают к выполнению рисунка. Ведется индивидуальная работа с детьми.
На втором уроке дети подбирают цветовую гамму и работают в цвете, завершая композицию.
Итог урока. Отбираются наиболее выразительные и интересные по композиции работы. При обсуждении обращается внимание на все основные моменты - композиционное и ] цветовое решение, выразительность рисунка, оригинальность. Если эта тема покажется учителю сложной, он может заменить ее другой - нарисовать животных по стихотворению, но уже не в виде быстрой зарисовки, как это было на прошлом уроке, а создать выразительный образ животного, используя все возможные выразительные средства, подобрав подходящий материал (краски, фломастеры, мелки), то есть рисунок должен получиться выставочного характера.
Стихи, которые также можно применить в ходе урока.
Зоопарк
Лучше в мире нет подарка -Подарите мне скорей! Воскресенье в зоопарке Среди птичек и зверей.
Там, где слон, как на столбах, На негнущихся ногах Боком трет ограды сетку, Просит хоботом конфетку.
Только гордый царь зверей -Лев - не смотрит на людей. Отвернулся от стыда, Что и сам попал сюда.
Важный толстый бегемот Разевает тут же рот: Что в кармане - все клади, Места хватит для еды. А медведей разной масти! Просят лакомые сласти: И на лапы тут же встанут, И станцуют - не обманут.
Это что там за казан Перевернутый лежит? Ой, да у него глаза? Черепаха или кит?...
Спит очковая змея, Волноваться ей нельзя: Если часто волноваться, Яду может не остаться.
Но зато кому не спится -Это самой дивной птице, Обо всем она не прочь Ворковать и день и ночь.
Говорливая такая, А зовется попугай. Но не верят попугаю: «Попка, ну-ка, попугай!»
Что за шеи, что за клювы? Вот кормилец пеликан Для детей своих, для любых, Прячет пищу в клюв-карман.
Клюв тяжел и у фламинго, Но легки его крыла, Перья краше у павлина, Когти остры у орла.
А у страуса - у птицы Ноги, как у скакуна, Только жаль, что не годится Для седла его спина.
Напоследок - к обезьянам. Ну-ка, что там есть в карманах -Всё поймают на лету, Очень любят высоту.
Живо лазают по сетке, Тесно им в просторной клетке, Раскачаются и - прыг! -За добычей - визг и крик!
Не досталось самой тихой. Может быть, она трусиха? Нет, с ужимками смешными Подошла и села с краю: Мол, с дикарками такими Я сегодня не играю.
День пошел уже на спад -Закрывают зоосад. Если что и не успели, На другой придем неделе В парк зеленый, чтобы новых Обрести друзей, знакомых.
О. Аскар
Урок №24
Тема. Строение человеческой фигуры. Сказка о частях тела. Анализ фигуры человека.
Цель: изучение строения фигуры человека. Развитие зрительной памяти, наблюдательности.
Программные задачи: вылепить фигуру человека в пластилине, используя полученные на уроке знания.
Наглядный материал. Иллюстрации в учебнике. Показ на доске. Демонстрация на детях.
Рабочий материал. Пластилин.
Рекомендации к уроку. Уроки по этой теме дети очень любят: они очень познавательны, и дети сами становятся активными участниками объяснения нового материала. При объяснении не акцентируйте внимания на пропорциях. Конечно, следует обратить внимание на то, что рука в локте, как и нога в колене, сгибается пополам. Но если у ребенка на рисунке не получится таких пропорций, не обращайте на это внимания. Главное, чтобы руки-ноги были подвижны, чтобы ребенок преодолел страх рисовать подвижную фигуру. Дети сначала должны научиться свободно и выразительно рисовать фигуру человека в движении, иначе их человечки будут похожи на пропорциональных, но неподвижных роботов. Чувство пропорций придет потом, как и потребность рисовать пропорционально сложенную фигуру.
Содержание урока. - Итак, мы начинаем очень важную тему - строение фигуры человека. Знания и умения, которые вы начнете приобретать сегодня, пригодятся в дальнейших работах. Ведь героями ваших рисунков очень часто становятся люди. И надо научиться рисовать их выразительно, не испытывая при этом никаких затруднений. А для этого надо много знать и уметь. Но сначала давайте послушаем сказку.
Учитель начинает читать сказку из учебника. Чтение стоит прерывать вопросами, адресованными к детям: «Какую работу каждый день выполняют наши руки, ноги? Для чего нужна голова, туловище?» Можно углубить вопросы, связав их, например, со спортом: «Что нужно, помимо прочего, для победы бегуну, конькобежцу, штангисту?» Или связав с профессиями: «Для чего хирургу нужны сильные точные руки?» Или с самим ребенком и его родными: «Какие руки должны быть у мамы?» и др. вопросы (см. учебник). Подобные вопросы нужны не столько для раскрытия основной темы, сколько для общего развития кругозора и мировоззрения ребенка. Он начинает задумываться о тех вещах, которые раньше не приходили ему в голову. А что может быть лучше думающего ребенка? Он начинает понимать, что его тело - сложный механизм, в котором каждая «деталь» имеет свое особое назначение, что все части тела необходимы человеку для нормального существования, что все их надо беречь и развивать.
После прочтения и обсуждения сказки следует начать показ строения фигуры человека. Сначала лучше всего это сделать на самих детях, вызвав к доске двух самых не похожих по конституции детей. И как на примере с листиками, когда мы говорили, что, несмотря на то, что они все очень разные, в них есть и много общего, так и в этом случае, несмотря на непохожесть фигур (один более низкий, другой высокий, один худой, другой упитанный и т.д.), все они имеют одинаковое строение.
Учителю желательно подготовить к этому уроку вылепленные из пластилина геометрические тела для составления фигурки человека.
- Итак, основа фигуры - туловище (демонстрация на ребенке) - похожа на цилиндр (учитель показывает цилиндр). На туловище сверху расположена голова. Она, как сама о себе сказала, всему голова - выше всех сидит, далеко глядит. Голова похожа на шар. (Ученики повторяют за учителем его действия, то есть создают из пластилина человечка.) Но, как вы уже знаете, голову в разные стороны поворачивает шея, о которой вы иногда забываете в своих рисунках, а она так нужна голове! А ну-ка, попробуйте поглядеть по разным сторонам, не поворачивая шею! Сложно? То-то же! Поэтому не забывайте о шее, когда рисуете и лепите своих человечков. Шея похожа на маленький цилиндр. А теперь соединим туловище, шею и голову (чтобы они хорошо держались, надо прикрепить голову к туловищу проволочкой, спичинкой или зубочисткой). Пока у на- \ шего человечка нет ни рук, ни ног. Сначала мы поставим I его на ноги. Посмотрите на ноги свои и друзей - они длинные, ведь им надо быстро ходить и бегать, а на коротких ножках далеко не убежишь. Ноги мы сделаем в виде длин- | ных и тонких (тоньше туловища) цилиндриков (можно конусов). Очень важная часть ноги - стопа. Она позволяет | человеку быть устойчивым (таким же образом, как крепи- ! лись предыдущие детали, к туловищу крепятся ноги).
Остались руки. Посмотри на свои руки и руки това- ] рищей. Они длинные и тонкие - тоньше туловища. В опущенном виде они достигают середины бедра (демонстрация на ребенке). Вот наши две руки из пластилина - тоже цилиндрики (или конусы). Они тоньше ног. И мы так же закрепим их на туловище. Можно при желании обозначить и кисть руки. Вот и получился у нас забавный человечек. Он стоит на двух ногах. Все части его тела соответствуют нашим. Оказывается, не так уж и сложно вылепить человечка. А помогли нам в этом геометрические тела.
Домашнее задание. Вылепить из пластилина по одной фигурке человека. Причем крепление должно проходить через туловище и достигать только середины руки и ноги (чтобы на уроке дети смогли согнуть руки или ноги, придав фигуре определенную позу).
Урок №25
Тема. Изучение и анализ положения частей тела при движении. Игра «Запомни и найди изменения». Простейшие зарисовки фигуры в движении.
Цель: изучение фигуры человека в движении.
Программные задачи: изучить изменения положения различных частей тела человека при движении. Развить зрительную память и наблюдательность.
Наглядный материал. Иллюстрации из учебника, фотографии людей в движении, репродукции работ художников, дети, позирующие классу.
Рабочий материал. Бумага, простой карандаш. Рекомендации к уроку. До этого дети лепили фигурку человека из пластилина, поэтому им будет легче понять, как надо рисовать фигуру человека.
Содержание урока. При объяснении можно воспользоваться иллюстрациями из учебника. Но гораздо лучше на доске или планшете нарисовать строение фигуры, используя геометрические формы, как показано в учебнике. Пока эта фигура неподвижна. После этого стоит перейти к изучению и рисованию фигуры человека в различных позах. Для этого вызвать по желанию одного-двух детей. Они будут моделями. Дети принимают по заданию учителя определенную позу - поднимают «штангу», несут на спине «тяжелый груз», сидят на стуле. Каждую позу учитель вместе с детьми анализирует (наклон туловища, положение руки, ног, головы). Затем дети делают быструю зарисовку-схему. Нацелить их на то, что не следует прорисовывать лицо, детали костюма, поскольку это только схема расположения всех частей.
После этого более сложное задание: проследить определенное движение, например, ходьбу. Теперь наши модели должны не просто принимать определенные позы, а двигаться - идти. И учитель вместе с учениками снова анализирует, как при ходьбе происходит смена положений всех частей тела. Как это лучше сделать? Поэтапно. Ходьбу надо разбить на этапы.
-
Первое движение вперед одной ногой и замер - начинается анализ.
-
Другая нога отрывается от пола и переносится вперед, фигура замерла - снова анализ.
Следующее задание - нарисовать несколько этапов ходьбы. Следует отметить, что пока не стоит добиваться анатомически правильных рисунков, это задача не общеобразовательной школы. На данном этапе мы должны на-
учить детей создавать выразительные подвижные композиции, чтобы они не испытывали затруднения при воплощении своего замысла, при создании композиции.
Далее можно предложить веселую игру, которая хорошо раскрепощает детей и развивает их зрительную память. Ребенок-ведущий принимает определенную позу, дети стараются запомнить ее. Потом они закрывают глаза, а когда открывают, в позе фигуры что-то изменилось. Дети должны определить, что именно и восстановить прежнюю позу. Желательно быстро ее зарисовать.
Более сложный вариант игры - фигура сначала на- i ходится в одной позе, потом, когда дети закрывают глаза, меняет ее, а дети молча должны нарисовать прежнюю позу. Тот, у кого это получится наиболее удачно, - победитель.
Работа с учебником. Надо самым тщательным образом рассмотреть фотографии, изображающие людей враз-личных движениях, и репродукции художников. Поиграть с детьми в какую-либо интересную игру, которую они очень любят. Группа из 2-3 детей между собой тихо договаривается, какую фотографию или произведение художника будет изображать. Дети стараются принять как можно более похожие позы. А остальные ребята должны отгадать, какую фотографию или картину они «оживили». Эта игра очень полезна, так как развивает и наблюдательность детей, и их творческие способности, и умение работать в коллективе, подчиняясь единому замыслу. Для «живых» картин можно подобрать и другие репродукции.
Итог урока. Пусть дети сами расскажут, что нового они узнали на прошедших уроках по изучению строения фигу- J ры человека, чему научились, помогут ли приобретенные знания им в дальнейшей работе.
Домашнее задание. Эта тема очень важна. Чем больше дети будут рисовать фигурки человека в различных позах, тем свободнее и увереннее они будут чувствовать себя при выполнении различных тематических композиций.
В рабочей тетради по этой теме имеется достаточное количество заданий, развивающих умения и навыки ребенка. Не стоит ограничивать детей конкретным заданием. Один ребенок захочет и выполнит одно, а кто-то выполнит все задания, тем более, что все они воспринимаются, как забава.
Урок №26
Тема. Композиция «Спорт, спорт, спорт», «Казахские национальные игры», «Игры во дворе», «Зимние забавы», «Летние забавы». Составление композиции. Рисунок. Работа в цвете.
Цель: закрепление знаний, приобретенных при изучении темы «Строение фигуры человека», обобщение знаний по рисунку, живописи и композиции.
Программные задачи: создать композицию по одной из предложенных тем, используя приобретенные знания.
Наглядный материал. Рисунки детей, произведения художников, иллюстрации из детских книг.
Рабочий материал. Бумага, простой карандаш, акварельные краски, кисточка, баночка для воды, палитра, цветные фломастеры, салфетки.
Рекомендации к уроку. На этих двух уроках закрепляются знания и умения, приобретенные в ходе предыдущих уроков. Созданные детьми композиции должны носить выставочный характер. Учитель должен настроить детей на серьезную работу - они должны создать итоговую композицию по пройденному материалу. В начале урока происходит обсуждение композиции и выполняется рисунок, в конце дети завершают работу в цвете.
Содержание урока. Как уже отмечалось ранее, учитель может заменить эту тему другой, по собственному выбору, главное, чтобы в композиции присутствовали фигуры людей в различных позах, в движении. На первом уроке дети составляют эскиз композиции, то есть определяют формат будущей композиции, ее размер, технику исполнения. Лучше составить 2-3 эскиза, чтобы можно было выбрать лучший. Следует сразу подчеркнуть, что композиция должна быть многофигурной, не менее 3-5 человек, позы людей должны быть интересны и разнообразны. Кроме того, композиция должна быть уравновешенной и хорошо закомпо-нованной в формате. После выполнения эскизов проводится обсуждение работ и выявляется тот эскиз, который ляжет в основу композиции.
Дети начинают работать в материале непосредственно над композицией. Выбор материала может быть свободный. Это может быть акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, смешанная техника. Работа может быть декоративной, графической или живописной.
Итог урока. Это одна из крупных итоговых работ, в которой дети должны проявить полученные за период обучения знания и умения. Поэтому при итоговом обсуждении работ важно отметить все аспекты знаний и умений, продемонстрированные детьми в своих работах. По окончании работы можно устроить выставку в кабинете.
Урок №27
Тема. Пейзаж «Родные просторы» (сельский, загородный, городской пейзаж в теплой или холодной гамме).
Цель: развитие умения обобщать и использовать приобретенные знания, умения.
Программные задачи: создать эскиз композиции пейзажа по одной из предложенных тем.
Наглядный материал. Репродукции произведений художников-пейзажистов.
Рабочий материал. Бумага, простой карандаш.
Рекомендации к уроку. Кто-то из детей захочет нарисовать весну в городе, а кто-то - весну в горах, кто-то - несколько деревьев или даже одно, но выполнит работу весьма живописно - здесь не может быть готовых рецептов. Но следует помнить о следующем - рамки задания можно раздвигать, но они должны быть, то есть задание должно быть поставлено четко - дети должны выполнить весенний пейзаж, работа должна быть живописной. Это значит, что в работе надо продемонстрировать все, чему дети научились за пройденный период. Предоставьте детям свободу выбора материала - это может быть гуашь, акварель или смешанная техника (гуашь, акварель, цветные мелки или карандаши). Для прорисовки тонких или мелких деталей (ветки деревьев, птички) можно допустить использование карандаша. Работы должны получиться выставочного характера.
Содержание урока. Начало урока можно посвятить обсуждению замысла. Дети по желанию могут рассказать о том, что они хотят изобразить в своей работе. Обсуждается общее настроение пейзажа. В процессе обсуждения также уточняется выбор формата для композиции. Этот мо- J мент не стоит недооценивать, в такие моменты обсуждения, во-первых, конкретизируется замысел самого ребенка -учитель наводящими вопросами и прямыми советами может помочь ему найти более интересное творческое решение, во-вторых, благодаря вопросам учителя (о композиции -формате и равновесии, о расположении и характере линий в пейзаже, о настроении пейзажа и т.д.), детям удается обнаружить весь багаж знаний, который они накопили за это время и которым в настоящий момент они могут воспользоваться, в-третьих, подобное обсуждение помогает детям, которым сложнее дается творческая работа, найти свое решение.
Учитель показывает несколько репродукций работ художников, обращая на данном этапе основное внимание на композицию пейзажа, на расположение и взаимоотношение основных деталей пейзажа, характер форм и линий. После этого начинается индивидуальная работа - дети приступают к выполнению композиции в рисунке. Учитель, наблюдая за ходом работы, дает индивидуальные советы по компоновке, по выразительности линий и форм, в необходимых случаях помогает ребенку при выполнении рисунка. Итог урока. К концу урока дети должны завершить композицию пейзажа в рисунке. Этот этап стоит зафиксировать в кратком обсуждении, основной мыслью которого должно быть то, что знания и умения - это небольшие кирпичики, из которых складывается красивое здание Мастерства. И чем прочнее будут наши знания и умения, тем прочнее и совершеннее будет наше мастерство. Для большей убедительности очень хорошо было бы показать детям одну из первых их работ, выполненных еще в первом классе. Пусть дети сами сравнят и выскажут свое мнение - выросло ли их мастерство (а оно должно вырасти!) за этот период и что помогло этому росту.
- Сегодня мы вспомнили все, чему научились, что узнали, и смогли применить эти знания в своей работе. Но это еще не все знания. На следующем уроке мы будем выполнять работу в цвете. И нам пригодятся все наши знания о цвете и живописи.