Конспект урока ИЗО в 7 классе

Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом. Задачи: Образовательная: ·  знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ; ·  знакомство с витражным искусством;   ·  изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража; Развивающая: ·  развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности. ·  развитие графических навыко...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж».

Преподаватель Арефьева Л.Н.

Цель урока: приобретение учащимися теоретических знаний о видах декоративно-прикладного искусства и постижение практических приемов работы с материалом.

Задачи:

Образовательная:

· знакомство с многообразием материалов и техник современного ДПИ;

· знакомство с витражным искусством;

· изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;

Развивающая:

· развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности.

· развитие графических навыков и образного мышления;

· развитие зрительной памяти и воображения;

· развитие фантазии, стилизация формы при умении создавать художественный образ;

· накопление практических навыков и развитие творческого отношения к работе;

· закрепление навыков художественного оформления работ.

Воспитательная:

· формирование эмоционально - ценностного отношения к предметам художественной культуры.

· воспитывать уважение и интерес к различным видам декоративного искусства.

· формирование художественной грамотности учащихся при выборе цветовой гаммы (колорита);

· формирование навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности в работе.

Оборудование для учителя:

Презентация «Искусство витража»

Мультимедийный проектор, компьютер

Образцы батика, коллажа

Оборудование для учащихся:

Картон, цветная бумага (пленка), тушь черная, клей, ножницы, канцелярский нож.

Ход урока.

Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня мы отправимся в путешествие на восток, где была создана художественная роспись ткани, познакомимся с художниками, которые могут моделировать и изменять художественную среду, создавая картины в технике коллажа и узнаем об искусстве витража. Но вначале мы поговорим о декоративно - прикладном искусстве.

Что такое декоративно - прикладное искусство? Зачем оно людям? Как осуществляется связь времен в этой области искусства?

Актуализация знаний о видах искусства в ходе беседы.

- «Что такое искусство?» (варианты ответов учащихся).

Слово искусство в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела.

В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.

Мир искусства широк и разнообразен. Тема сегодняшнего урока «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека».

- А что значит декоративное искусство?

-Умение художественно украсить любую вещь, применяемую в быту, дать ей особое звучание, оформить ее.

- Правильно. Мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и на улице, и дома. Среди этого многообразия есть предметы, которых удостоил особым вниманием художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного искусства. В сочетании слов декоративно-прикладное искусство, главное слово декор, что значит, украшение, имеет несомненное отличие, от других видов изоискусства.

Что делают мастера-художники?

Художник - прикладник, создавая свой художественный образ, прежде всего, знает художественные особенности материала, с которым он работает. Единичные авторские художественные произведения, в которых проявлена творческая индивидуальность, предназначаются не только для выставочного показа и являются произведениями декоративного искусства. Они приходят в наш дом. Поиски нового языка, нового стиля в декоративно прикладном искусстве, как и в других видах искусства, не замыкаются в традиционных рамках.

Декоративно - прикладное искусство может быть молодым и современным?

Конечно. Язык современного ДПИ богат и разнообразен, его материалы пластмасса, стекло, нитки даже бытовой мусор, который можно преобразить. Оно будет существовать до тех пор, пока будет существовать потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности, где любой предмет стакан, и ложка, и стол, ткань, ваза, и книга и так до последнего предмета будет значителен и интересен по мысли и по форме.

Зачем современному человеку декоративное искусство?

Итак, мы поняли, что декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека. Изделия из керамики, дерева, металла, стекла, текстиля являются древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, они знаменуют творческое развитие человека и его культуры? Художник в своеобразии и условности образного языка данного искусства осознает окружающий мир и может его преобразовать.

Батик - это искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Конспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классе

Когда появились ткани, основы этого метода - нанесение рисунка расплавленным воском - стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным на ткань, не пропускает через себя краситель, т. е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей - способ «батик».

Конспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классе

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Конспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классе

Коллаж (от фр. сollage - «наклеивание») технический прием в изобразительном искусстве, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Коллаж в изобразительное искусство был введен кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т. д.

Конспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классе

Жорж Брак - французский художник, основатель кубизма. Первым стал пользоваться техникой вырезки из газет, « Я скомпоновал в графику 3 куска обоев для получения контрастного эффекта». 1912 год. Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

Мы познакомимся с работами профессиональных художников, которые работали в технике коллажа. Художники - Курт Швиттерс, Роберт Раушенберг, Карло Кара, Джино Северини. Пикассо.

Конспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классе

В 1912 году В. Матвейс сформулировал два основных принципа нового искусства: принцип случайного и принцип свободного творчества. Игра с формой, построение произведения по принципу свободной или случайной организации художественных элементов создали условия для расцвета коллажа.

Конспект урока ИЗО в 7 классеКонспект урока ИЗО в 7 классе

В начале появления нового вида искусства художники разграничивали два момента: papiers colles - бумажные наклейки на бумажной основе (аппликации) и collage - живописное полотно с включенными в него реальными предметами. Сегодня оба понятия объединились, и определение «коллаж» применяется для любых работ на плоскости с включением «чужих» материалов. Газеты и обои, цветная бумага и кружева, шелк и береста, фольга и стеклярус, куски зеркала и древесины, металлические пластины и веревки - все пошло в ход. Предметы не столько изображаются, сколько непосредственно включаются в картину. Вклеиваются, вшиваются, пришиваются, привариваются. Коллаж дал возможность соединить реальность и воображение, поэтому особое пристрастие к этой технике питали художники, причастные к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма и сюрреализма.

Художественный витраж, старинная разновидность монументального искусства (наряду с фреской и мозаикой), - картины из цветного стекла, пропускающего свет. Их вставляют в оконные проемы, превращают в подсвеченные декоративные панно, монтируют в дверные полотна, решетки. Витражами украшают световые фонари потолков, створки ширм, столешницы, а еще абажуры ламп, ведь цветное стекло оживает только тогда, когда его пронизывает свет.

Витраж как предмет искусства уникален, дорог и долговечен. Как долговечно и его стекло. Презентация «Искусство витража»

Практическое задание. Создание эскиза витража с помощью картона и цветной бумаги (пленки).

Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. С какими видами ДПИ мы с вами познакомились на уроке?

2. Где можно использовать витражи по данным эскизам?

3. Почему витраж получил широкое распространение в средние века?

4. Для чего используют витраж современные архитекторы?

Методическая разработка к практическому заданию.

Как и любой другой художник, витражист начинал свою работу с эскиза. Изготавливался эскиз по пожеланиям заказчика, потом обязательно предоставлялся ему на осмотр и одобрение. Если композиция и цветовое решение устраивало заказчика, то художник-витражист переходил к главной части работы.

Мы попробуем сделать бумажную имитацию витража.

Она выполняется в определенной последовательности (таблица):

· 1 этап - выбор формата и составление эскиза композиции;

· 2 этап - корректировка эскиза, обводка толщиной до 5мм;

· 3 этап - соединение изображения с рамкой, зачернение;

· 4 этап - вырезание ножницами белых мест («сетка»);

· 5 этап - подклейка цветной бумаги;

· 6 этап - оформление работы на листе бумаги.

I. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции

II. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.

Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

III. Работа с эскизом.

1. Просмотр и показ получившихся рисунков. Данное изображение необходимо присоединить к рамке эскиза (ее толщина до 10мм), для этого используем линии связи толщиной 5мм. Работа требует особого внимания, так как все элементы рисунка должны быть «привязаны» к рамке. Получается рисунок - сетка. Далее черной акварелью (тушью) покрываем полученную «сетку», при этом следим, чтобы краска ложилась ровно, без разводов. Это этап зачернения.

Пока композиции сохнут, необходимо обратить внимание на технику безопасности работы с ножницами на следующем этапе выполнения нашего витража. Показ образцов готовых «сеток» и безопасных приемов работы с ножницами.

2. Вырезание белых мест в эскизах. Необходимо следить, чтобы случайно не разрезать линии соединения элементов композиции.

3. Подклейка цветной бумаги. От точности и аккуратности данного вида деятельности зависит качество выполненной работы. Под «сетку» в свободную нишу подкладываем выбранный лист цветной бумаги или пленки и карандашом аккуратно, без нажима, обводим форму ниши. Вырезаем цветную деталь немного больше (на 2 - 3мм), чем наметили. Этот запас необходим для нанесения клея на цветную бумагу. Так подклеиваем все пустоты нашей «сетки».

Во время выполнения работы следим за распределением и сочетанием цвета в композиции. Когда работа будет подклеена, еще раз обратить внимание на избыток клея, следы карандашной разметки. Все это необходимо аккуратно убрать.

Список литературы

1. Белов, В. И. Очерки о народной эстетике [Текст]: учеб, пособие / В. И. Белов. - Ленинград. Просвещение, 1984. - 122 с.

2. Василенко, В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X - ХХвв. [Текст]: учеб, пособие / В. М. Василенко. - М. Просвещение, 1974. - 325 с.

3. Искусство батика. Модные изделия изысканного дизайна с использованием техники батика: энциклопедия художника / Издательство «Внешсигма» - Москва, 2000. - 111 с.

4. Некрасова, М. А. Народное искусство России [Текст]: учеб, пособие / М. А. Некрасова. М. Просвещение, 1983. - 314 с.

5. Острой, О. С., Саксонова И. Х. Изобразительное и прикладное искусство: Библиографическое пособие [Текст]: учеб, пособие / О. С. Острой., И. Х. Саксонова. М. Педагогика, - 1986. - 93 с.

6. Ронделли, Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]: учеб, пособие / Л. Д. Ронделли. - М. Педагогика, 1984. - 138 с.

7. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст]: учеб, пособие / А. С. Хворостов. - М. Просвещение., 1988. - 125 с.


© 2010-2022