- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по Искусству 9 класс
Рабочая программа по Искусству 9 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лунина Л.В. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коммунарская средняя общеобразовательная школа»
Принята: Утверждаю:
Методическим советом школы директор школы
протокол № 5 Л. А.Маненкова .
от 31.08.2015 приказ № 36/5 от 31.08.2015
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
базовый уровень
разработана на основе авторской программы
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.
Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007г.
Составитель: Лунина Лариса Валерьевна, учитель ИЗО, I квалификационная категория
с.Кировское
2015 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по искусству для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «искусство», которые определены стандартом.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования всовременную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Авторская программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской конкретизирует и детализирует дидактические единицы, представленные в стандарте, расширяет их перечень в пределах регламентированной нагрузки учащихся, определяет логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала. Данная авторская программа вызывает профессиональный интерес учителя прежде всего потому, что на её основе созданы и издаются учебники по искусству для 8-9 классов. Эти учебники включены в Федеральный список учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в школах России.
Многие методы и формы обучения искусству обеспечивают реализацию личностно ориентированных технологий в образовательном пространстве современной школы. Главное направление личностно ориентированных технологий обучения искусству предусматривает формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.
В преподавании предмета «искусство» целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
-
определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
-
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
-
использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Тематический поурочный план
Искусство
9-й класс
(1ч/нед, 35 ч.)
№
п/п
Разделы.
Темы уроков.
Кол-во часов
Из них
Основные виды учебной деятельности обучающихся
По плану
Фактически
Изучение нового и закрепление
Практи
ческие занятия
Вид
конт
роля
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9ч)
1
Искусство и власть.
1
1
Предварительный
Работа со справочной литературой.
2
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.
1
1
Текущий
Работа с источниками информации (чтение, конспектирование).
3
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
4
Какими средствами воздействует искусство?
1
1
Текущий
Построение рассказа, ответа, аргументированной речи.
5
Композиция. Форма. Ритм. Фактура.
1
1
Текущий
Работа со справочной литературой.
6
Храмовый синтез искусств.
1
1
Текущий
Составление тезисов, библиографический поиск.
7
Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
8
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
1
1
Текущий
Построение рассказа ответа, аргументированной речи.
9
Общие законы восприятия композиции картины и сцены.
1
1
Тематический
Составление тезисов, библиографический поиск.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)
10
Дар предвосхищения.
1
1
Предварительный
Работа со справочной литературой.
11
Какие знания дает искусство?
1
1
Текущий
Составление тезисов, библиографический поиск.
12
Предсказание в искусстве.
1
1
Текущий
Работа с источниками информации (чтение, конспектирование).
13
Художественное мышление в авангарде науки.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
14
Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.
1
1
Текущий
Построение рассказа ответа, аргументированной речи.
15
Художник и ученый.
1
1
Текущий
Составление тезисов, библиографический поиск.
16
Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)
1
1
Тематический
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция(11 ч)
17
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
1
Предварительный
Работа со справочной литературой.
18
Архитектура исторического города.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
19
Архитектура современного города.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
20
Специфика изображений в полиграфии.
1
1
Текущий
Работа над идеей макета, коллажа.
21
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
1
Текущий
Работа над идеей макета, коллажа.
22
Декоративно-прикладное искусство.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
23
Музыка в быту.
1
1
Текущий
Составление тезисов, библиографический поиск.
24
Массовые, общедоступные искусства.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
25
Изобразительная природа кино.
1
1
Текущий
Составление тезисов, библиографический поиск.
26
Музыка в кино.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
27
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
1
1
Тематический
Построение рассказа ответа, аргументированной речи.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8ч)
28
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
1
1
Предварительный
Работа со справочной литературой.
29
Литературные страницы.
1
1
Текущий
Составление тезисов, библиографический поиск.
30
Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.
1
1
Текущий
Работа с источниками информации (чтение, конспектирование).
31
Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
1
1
Текущий
Работа над идеей макета, коллажа.
32
Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.
1
1
Текущий
Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.
33
Известные поэты и писатели о предназначении творчества.
1
1
Текущий
Приводить примеры о значении искусства
34
Подготовка исследовательского проекта «Пушкин - наше все».
1
1
Текущий
Построение рассказа ответа, аргументированной речи.
35
Исследовательский проект
«Пушкин - наше все».
1
1
Итоговый
Построение рассказа ответа, аргументированной речи.
Формы и способы проверки и контроля знаний:
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тестирование, защита проекта, самостоятельная работа.
На уроках применяются следующие виды контроля:
-
Виды контроля
Периодичность
Предварительный (П)
В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний
Текущий (Т)
На каждом уроке
Тематический (ТМ)
По окончании изучения темы
Итоговый (И)
В конце изучения раздела, учебного года
В соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007 на изучение искусства в 9 классе отводится в год 35 часов.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по данной рабочей программе
-
№
п/п
Наименование средств учебно-методического
и материально-технического обеспечения
1
Стандарт основного общего образования по искусству.
2
Примерная программа основного общего образования по искусству.
3
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2010. - 104с.
4
Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2012.-191 с.
5
Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов.
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся:
Оценка "5″ учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4″учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3″учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2″·учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1″учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Лист изменений и дополнений в программу
-
№
изме-
ненияНомера уроков
№
документа
утвержд.
измененияПодпись
учителяДата
Срок
введения
измененийизменённых
аннулированных
новых