Рабочая программа по Искусству 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коммунарская средняя общеобразовательная школа»




Принята: Утверждаю:

Методическим советом школы директор школы

протокол № 5 Л. А.Маненкова .

от 31.08.2015 приказ № 36/5 от 31.08.2015



Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» для 9 класса на 2013-2014 учебный год

базовый уровень

разработана на основе авторской программы

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007г.

Составитель: Лунина Лариса Валерьевна, учитель ИЗО, I квалификационная категория






с.Кировское

2015 год






Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по искусству для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «искусство», которые определены стандартом.

Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования всовременную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные

цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

- развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

- воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

- формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

- овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

- культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

- воспитание художественного вкуса;

- приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Авторская программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской конкретизирует и детализирует дидактические единицы, представленные в стандарте, расширяет их перечень в пределах регламентированной нагрузки учащихся, определяет логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала. Данная авторская программа вызывает профессиональный интерес учителя прежде всего потому, что на её основе созданы и издаются учебники по искусству для 8-9 классов. Эти учебники включены в Федеральный список учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в школах России.

Многие методы и формы обучения искусству обеспечивают реализацию личностно ориентированных технологий в образовательном пространстве современной школы. Главное направление личностно ориентированных технологий обучения искусству предусматривает формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

В преподавании предмета «искусство» целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.




























Тематический поурочный план

Искусство

9-й класс

(1ч/нед, 35 ч.)

п/п

Разделы.

Темы уроков.

Кол-во часов

Из них

Основные виды учебной деятельности обучающихся

По плану

Фактически

Изучение нового и закрепление

Практи

ческие занятия

Вид

конт

роля

Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9ч)



1

Искусство и власть.

1

1

Предварительный

Работа со справочной литературой.

2

Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.

1

1

Текущий

Работа с источниками информации (чтение, конспектирование).

3

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

4

Какими средствами воздействует искусство?

1

1

Текущий

Построение рассказа, ответа, аргументированной речи.

5

Композиция. Форма. Ритм. Фактура.

1

1

Текущий

Работа со справочной литературой.

6

Храмовый синтез искусств.

1

1

Текущий

Составление тезисов, библиографический поиск.

7

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

8

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

1

Текущий

Построение рассказа ответа, аргументированной речи.

9

Общие законы восприятия композиции картины и сцены.

1

1

Тематический

Составление тезисов, библиографический поиск.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 ч)



10

Дар предвосхищения.

1

1

Предварительный

Работа со справочной литературой.

11

Какие знания дает искусство?

1

1

Текущий

Составление тезисов, библиографический поиск.

12

Предсказание в искусстве.

1

1

Текущий

Работа с источниками информации (чтение, конспектирование).

13

Художественное мышление в авангарде науки.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

14

Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.

1

1

Текущий

Построение рассказа ответа, аргументированной речи.

15

Художник и ученый.

1

1

Текущий

Составление тезисов, библиографический поиск.

16

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

1

1

Тематический

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция(11 ч)



17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

1

Предварительный

Работа со справочной литературой.

18

Архитектура исторического города.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

19

Архитектура современного города.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

20

Специфика изображений в полиграфии.

1

1

Текущий

Работа над идеей макета, коллажа.

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

1

Текущий

Работа над идеей макета, коллажа.

22

Декоративно-прикладное искусство.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

23

Музыка в быту.

1

1

Текущий

Составление тезисов, библиографический поиск.

24

Массовые, общедоступные искусства.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

25

Изобразительная природа кино.

1

1

Текущий

Составление тезисов, библиографический поиск.

26

Музыка в кино.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

1

Тематический

Построение рассказа ответа, аргументированной речи.

Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8ч)



28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

1

Предварительный

Работа со справочной литературой.

29

Литературные страницы.

1

1

Текущий

Составление тезисов, библиографический поиск.

30

Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры.

1

1

Текущий

Работа с источниками информации (чтение, конспектирование).

31

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

1

1

Текущий

Работа над идеей макета, коллажа.

32

Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.

1

1

Текущий

Анализ художественного произведения одного вида искусства в разные эпохи.

33

Известные поэты и писатели о предназначении творчества.

1

1

Текущий

Приводить примеры о значении искусства

34

Подготовка исследовательского проекта «Пушкин - наше все».

1

1

Текущий

Построение рассказа ответа, аргументированной речи.

35

Исследовательский проект

«Пушкин - наше все».

1

1

Итоговый

Построение рассказа ответа, аргументированной речи.




Формы и способы проверки и контроля знаний:

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тестирование, защита проекта, самостоятельная работа.

На уроках применяются следующие виды контроля:

Виды контроля

Периодичность

Предварительный (П)

В начале изучения новой темы с целью актуализации знаний

Текущий (Т)

На каждом уроке

Тематический (ТМ)

По окончании изучения темы

Итоговый (И)

В конце изучения раздела, учебного года

В соответствии с авторской программой Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2007 на изучение искусства в 9 классе отводится в год 35 часов.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения по данной рабочей программе


п/п

Наименование средств учебно-методического

и материально-технического обеспечения


1

Стандарт основного общего образования по искусству.

2

Примерная программа основного общего образования по искусству.

3

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Программы «Искусство. 8-9 классы» - М.: Просвещение, 2010. - 104с.

4

Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2012.-191 с.

5

Справочные пособия, энциклопедии по искусству, словарь искусствоведческих терминов.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 - 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся:

Оценка "5″ учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4″учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3″учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2″·учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1″учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Лист изменений и дополнений в программу


изме-
нения

Номера уроков


документа
утвержд.
изменения

Подпись
учителя

Дата

Срок
введения
изменений

изменённых

аннулированных

новых





© 2010-2022