• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект по МХК на тему Северное Возрождение на примере картины И. Босха Семь смертных грехов

Конспект по МХК на тему Северное Возрождение на примере картины И. Босха Семь смертных грехов

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: "Северное Возрождение на примере картины И. Босха "Семь смертных грехов"

Методическое обоснование урока

Цель урока: определить особенности Северного Возрождения на примере картины И. Босха "Семь смертных грехов" и актуальность идей Босха в современном обществе.

Задачи:

Образовательная:

  • способствовать уяснению учащимися культуры Северного Возрождения

Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся идеи гуманизма и терпимости, понимание высокого искусства

Развивающая:

  • привить школьникам навыки анализа произведений искусства

  • привить школьникам навыки самостоятельной работы

Класс: 10

Уровень подготовки: средний

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, беседа, рассказ, метод образного видения, анализ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Литература:

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10 кл. "Академия", 2008.

  2. интернет-ресурсы

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об эпохе Возрождения, а именно поговорим о Северном Возрождении. К Северному Возрождению относится культура и искусство стран, расположенных к северу от Италии. К ним можно отнести Германию, Францию, Нидерланды. Мы с вами выясним, в чём особенности живописи Северного Возрождения на примере картины И.Босха "Семь смертных грехов", а затем посмотрим как идеи того времени, относительно места человека в мире и его греховного начала, нашли своё переосмысление в наше время. Итак, ребята, ваша задача на сегодняшнем занятии в том, чтобы ответить на следующий вопрос - насколько идеи Босха актуальны в современном обществе и актуальны ли они вообще?

А пока вспомните, чем отличается живопись в странах Северной Европы (именно она достигла наивысшего расцвета) от живописи Итальянского Возрождения?

Ответы учеников

Учитель: Ярким представителем Нидерландской живописи является Иероним Босх. Он жил во 2 пол. XV - начале XVI века. Его творчество показывает изначально человека, как греховного. Обратимся к его картине «Семь смертных грехов». Смертный грех в христианстве - тяжёлый грех, влекущий за собою потерю спасения души в случае отсутствия покаяния.

«Семь смертных грехов» - одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Эта работа обладает довольно усложненной структурой:

  • пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером.

  • в центре - нечто вроде всевидящего ока. В середине - подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.

  • ниже надпись на латыни: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.

Широкая полоса, идущая вокруг этого зрачка, напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки. Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах.

Сейчас мы посмотрим, как художник представил на картине грехи человеческие.

Задание: в тетрадях запишите в столбик все представленные грехи и попробуйте найти им противоположные качества - добродетели. В конце урока мы проверим ваши таблицы.

Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая гнев. Расскажите, что вы видите на изображении?

Ответы учеников

Учитель: Итак, на зелёной лужайке перед гостиницей - драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет, чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

Далее мы видим сцену показывающую гордыню. Расскажите, что изобразил художник?

Ответы учеников

Учитель: Ребята, мы видим интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

В центре - сцена, показывающая похоть, сладострастие. В палатке - две влюблённые пары, занятые прелюдией к полному выражению страсти. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты. Со времен раннего христианства отцы церкви всячески поносили "непристойные пляски и телодвижения", "низкие и бесстыдные песни", праздношатающихся потешников. Они клеймили бродячих актеров и актрис как "детей сатаны" и "вавилонских блудниц" - людей безнравственных, распущенных, возбуждаемых "демоном блуда". В связи с безнравственной музыкой бичевал разврат и Иероним Босх, который возводил в абсолют греховность земного существования. На его картинах музыкальные инструменты - символ похоти.

Теперь обратимся к фрагменту, которые изображает лень. Женщина, пришедшая к священнику, пытается призвать его выполнять свои обязанности, о которых он забыл (то ли уснув, то ли предавшись мечтам). Ребята, как вы думаете, почему даже лень отнесена к одному из семи смертных грехов?

Ответы учеников

Учитель: Теперь мы обратимся к изображению чревоугодия. Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться такие постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, "остервенело" грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший "пропойка" столь же неприятен. Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер. Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни, и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

Сейчас перед вами изображение алчности, жадности. Босх показывает в виде помощника шерифа, решение которого зависит от взятки. Как вы думаете, насколько этот сюжет актуален в наши дни?

Ответы учеников

Учитель: Последний фрагмент изображает зависть. Она изображается пожилой парой, завистливо глядящей на соседа с редкой и дорогой птичкой, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли. Собаки выражают фламандскую пословицу: "Две собаки с одной костью редко договариваются ". Как вы понимаете смысл пословицы?

Ответы учеников

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чём пытается напомнить людям И.Босх, используя изображения семи смертных грехов, о чём он заставляет задуматься?

Ответы учеников

Учитель: Правильно, художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние. Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" с которыми каждый встретится в конце жизни: смерть, страшный суд, ад, небесные врата.

Смерть. Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

Страшный суд. Четыре трубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

Ад. Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам. Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. Следующая лежит на каменной плите, готовая к расчленению. Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытает и угрожает демон, несущий сферу.

Небесные врата - рай. У входа Святой Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждан Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши. Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу. Но зоркий Архангел в красном плаще - на страже. Христос с открытой книгой, сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела. Справа - те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.

Итак, мы с вами увидели грехи людей в видении Иеронима Босха. Давайте проверим вашу таблицу "Грехи и добродетели".

Проверка таблицы

Учитель: Впрочем, и в наше время к сюжету о семи смертных грехах обращаются довольно часто. Так что же - спасенья нет? Ведь человек грешит каждый день. Правда, чаще всего - в помыслах. Но грехи прощаются, если человек раскаялся, исповедался и встал на путь Семи Добродетелей.

Сейчас мы посмотрим скульптурную композицию Шемякина М.М. «Дети - жертвы пороков взрослых» скульптурная композиция М. М. Шемякина, расположенная на Болотной площади Москвы. Композиция задумана автором как аллегория борьбы со злом и пороками: " композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься".

Ребята, посмотрев данную скульптурную композицию, давайте попытаемся с вами ответить на вопрос, изменилось ли на протяжении веков видение души и места человека в мире, какие идеи Босха до сих пор актуальны и в чём их смысл

Ответы учеников

Учитель: А сейчас я предлагаю выполнить небольшое творческое задание - изобразите любой смертный грех так, как вы его видите.

Домашнее задание: узнайте, почему смертных грехов именно семь.



© 2010-2022