• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Урок ИЗО для 2-4 класса по теме «Лепка из солёного теста декоративной подвески «Колокольчик»»

Урок ИЗО для 2-4 класса по теме «Лепка из солёного теста декоративной подвески «Колокольчик»»

Раньше перезвон колоколов и звучание бубенцом было обыденным делом на Руси. Теперь даже не каждый взрослый знает чем они друг от друга отличаются. данное занятие посвящено знакомству детей с колоколами, колокольчиками, их ролью в прошлом и настоящем. Практическая часть занятия посвящена изготовлению колокольчика-подвески из солёного теста и её декорированию. Объяснение материала сопровождается прослушиванием звона колокольчиков и бубенцов. материалы занятия могут быть использованы учителями МХК...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия


Тема: Лепка из солёного теста декоративной подвески «Колокольчик».


Адресат: 2-4 класс


Цель:

  • приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, закрепление навыков лепки, полученных на предыдущих занятиях.

Задачи:

  • Обучать детей сочетать частичное прямое подражание с самостоятельными действиями, выражающимися в придумывании и изготовлении декора для «колокольчика».

  • Обучать поэтапному выполнению работы;

  • Развивать у детей воображение;

  • Формировать у детей интерес к процессу и результату лепки;

  • Активизировать словарь детей.



Оборудование и материалы:

для педагога: план-конспект, готовый образец;

для детей: солёное тесто (по количеству детей), дощечки, ножи, стеки, кисточки, контур-рельефы, баночки с водой.


План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Цели и задачи занятия.

  3. Рассказ педагога о колокольчиках и колоколах.

  4. Физминутка для кистей рук.

  5. Техника безопасности с колющими и режущими инструментами.

  6. Демонстрация педагогом поэтапности выполнения работы.

  7. Выполнение работы детьми.

  8. Оценка готовых изделий.

  9. Тема следующего занятия.

Словарь терминов:

Декор (с лат. украшаю) - система украшений. Основное назначение - украсить поверхность предмета, более чётко выявить его форму.

Декор может быть из растительных элементов (ягод, цветов, листьев и т.д.), геометрических элементов (точек, линий, треугольников, квадратов и др.), зооморфных элементов (стилизованных фигурок животных, птиц, рыб и т.д.).

Оберёг - предмет, служащий охранять спокойствие жильцов, способный отгонять нечистую силу, защищающий от дурного глаза, неприятностей.

Суеверие - ошибочное, ложное верование во что-либо, вера в чудесное, сверхъестественное (в ворожбу, гадания, в приметы, знамения) /Словарь В.И. Даля.

Налепы - объёмные элементы декора.

Конспект занятия

Педагог.

С самых древних времён люди верили в чудеса, в сверхестественные силы, в приметы. Они были суеверными. А почему? Потому, что не могли противостоять явлениям природы, нападкам врагов, неприятностям, бедам, подстерегающим их. Люди пытались как-то защитить себя, оберечь от действия тёмных вил, от злых духов.

Для этого они изготавливали предметы и наделяли особыми свойствами, силой - верой в их положительную энергию. Назывались они оберегами, талисманами, амулетами.

- Какие талисманы для человека вы встречали в жизни?

(ответы детей)

Ещё есть простое средство защиты - обыкновенная булавки, приколотая к одежде вниз застёжкой.

Оберёгами могут быть камни, кольца, бусы, браслеты (демонстрация и короткий рассказ о них).

Для дома - венички, фигурки животных, статуэтки, колокольчики.

- А в вашем доме есть какие-либо талисманы или оберёги?

(ответы детей)

На Руси самым знаменитым является - Царь-колокол - это огромный колокол весом около 200 тонн. Отлит он из бронзы русскими мастерами Маториными в VIII веке (25 ноября 1735) года по приказу императрицы Анны Иоановны. Готовились к его выплавке 1.5 года. А сама плавка длилась 1 ч. 12 мин. После остывания колокола начались чеканные работы, но через 2 года во время пожара деревянных конструкций, окружающих колокол, на раскалённый металл попала вода и от колокола откололся кусок весом 11.5 т. Так он и остался бы в литейной яме, если бы в XIX веке его не решили установить в Москве в Кремле на постамент. На колоколе есть декор - портреты, надписи, украшения.

В чём же загадка колокола? Откуда в нём столько притягательных свойств, столько чудесных сил, обращённых к одушевлённой и неодушевлённой природе?

Колокол - это прежде всего, предмет церковный. Напутственной молитвой колокольный звон уже не мог быть пуст и прост. Он утешал, прекращал бури и молнии, освящал своим звоном воздух и изгонял из него вредоносные силы.

На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 г. Они выполняли функцию передачи информации, возвещая время трудиться и отдыхать, время веселья и скорби. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт или иная напасть - всех своим громким криком, торопливым, сбивчивым поднимает на ноги набат. Буря ли, вьюга - далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудившимся.

Типично русское явление - ямщицкие колокольчики. В конце XVIII века в России учредили «образцовую почту». Но западный рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто первым прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е гг. XVIII в. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае.

В 20-х годах прошлого века перестали изготавливать колокольчики (поддужные, станционные, пожарные, бубенцы, свадебные, коридорные, ямщицкие, ботала, ропотни и др.), но сейчас эта традиция возрождается, к счастью искусство колокольного литья и звона возрождается.

Посмотрите как велико разнообразие сувенирных колокольчиков. Нет пределу таланту художника, мастера.

(демонстрация на DVD

фотографий из колокольной галереи коллекции Салкуцана А.)

Подготовка к работе. «Пальчиковая гимнастика» (физминутка).

Педагог предлагает детям понаблюдать порядок выполнения работы и напоминает о правилах техники безопасности при работе со стеками и ножом.

Этапы выполнения работы:

  1. Разминание теста, раскатывание «шарика».

  2. Выкладывание шарика на дощечку, приплющивание, придание формы «колокольчику».

  3. Сглаживание и выравнивание.

  4. Декорирование «колокольчика» различными способами.

После изготовления образца педагог спрашивает у детей о том, какие элементы декора бывают помимо «геометрических». (растительные и зооморфные).

Педагог предлагает детям приступить к выполнению «колокольчика» и в процессе работы придумать свой декор для его украшения.

По окончании работы педагог и дети рассматривают готовые изделия, выделяют наиболее понравившиеся.

В конце занятия педагог предлагает определить тему следующего занятия.

Методические приёмы, использованные на занятии


  1. Беседа о колоколах.

  2. Рассматривание иллюстраций, видеозаписи на DVD.

  3. Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций видов коллекционных «колоколов»; графических изображений декоров; предметов-оберёгов.

  4. Музыкальный ряд: прослушивание звучания колокольчиков и бубенцов.

Список литературы


  1. Талисманы, амулеты, оберёги. Москва, Эксмо, 2004.

  2. Изольда Кискальт Солёное тесто. Москва, АСТ-Пресс - книга, 2003.


© 2010-2022