Рабочая программа по изо 6 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа с. Аксаково муниципального района Шенталинский Самарской области

Согласовано

Заместитель директора по УВР:

______________ И.А. Зиновьева

«_____» ______________ 20 ___ г.

Утверждаю

Директор ГБОУ ООШ с. Аксаково:

______________ О.Н. Зиновьева

«_____» ______________ 20 ___ г.




Рабочая программа

по изобразительному искусству 6 класса

учителя изобразительного искусства

Орловой Людмилы Ивановны











2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» предметной области «Искусство» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, на основе примерной программы «Искусство 5-9 классы» (ФГОС), руководители проекта: А.А. Кузнецов, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков, Москва «Просвещение», 2011 г. в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО). Используется учебно - методический комплект Шпикаловой Т.Я.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Изобразительное искусство входит в предметную область «Искусство» Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

  • формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики.

Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование на­выков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-приклад­ном творчестве.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления обучающихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала обучающихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.

В 6 классе мы ставим следующие задачи:

• воспитывать эстетическое отношение к произведениям тради­ционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символиче­ским языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира;

• формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства;

• формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобра­зительного искусства;

• давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композицион­ный поиск тематической композиции;

• раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества;

• развивать умения и навыки работы с различными изобрази­тельными материалами, а также творческого использования вы­разительных средств в процессе создания тематической и деко­ративной композиции;

• формировать навыки и умения художественного конструирова­ния с опорой на план проектируемого объекта;

• активизировать художественно-творческую деятельность обуча­ющихся в коллективных формах работы;

• расширять контакты обучающихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края;

• продолжать развивать умение обучающихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразитель­ного, народного и декоративно-прикладного искусства;

• развивать умение выражать эмоционально-личностное отноше­ние к родной культуре и произведениям, созданным народами мира.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа основного общего образования по изобразительному искусству составлена из расчета часов, указанных в учебном плане учреждении. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 6 классе в объеме 34 часа (по 1 часу в неделю). Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого раскрытия.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Обучение детей изобразительному искусству направлено на достижение комплекса следующих результатов.

Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

  • принятие мультикультурной картины современного мира;

в трудовой сфере:

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

в познавательной сфере:

  • умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

  • в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;

  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет обучающемуся возможность на ступени основного общего образования научиться:

в познавательной сфере:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;

  • приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

  • различать изученные виды пластических искусств;

  • воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;

  • описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

  • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

  • уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

в коммуникативной сфере:

  • ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

  • организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

в эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

  • развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

в трудовой сфере:

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:

  • возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства;

  • художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.

Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.

Необходимым условием эффективности системы оценивания результатов образовательной деятельности является оптимальное сочетание:

- коллективных (групповых) и индивидуальных форм оценивания;

- количественных и качественных показателей успешности образовательной деятельности;

- статичных (итоговых) и динамичных (процессуальных) методик оценивания;

- внутреннего (личностного) и внешнего (социально-репрезентативного) аспектов Образовательного портфолио обучающегося

- итоговая оценка обучающихся складывается по результатам оценки их художественной деятельности в процессе выполнения коллективных заданий или по результатам индивидуально-творческой деятельности при выполнении как отдельных заданий, так и итогового комплексного задания по завершении курса изобразительного искусства.

Оценка результатов художественной деятельности каждого обучающегося носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на уроках, в сфере внеклассной работы при оценке самостоятельной практико-ориентированной и художественно-творческой деятельности детей. Отметим, что участие обучающихся в различных формах проектной и культурно-досуговой деятельности семьи, класса, школы (выставки художественных работ, художественные конкурсы, оформление театральных спектаклей, интерьера класса, своей комнаты, сделанные собственными руками художественные подари - открытка, скульптура малых форм и др. проекты графического дизайна (реклама, Фирменный стиль, упаковка и т.п.), промышленного дизайна (посуда, ткани, одежда, бижутерия, парфюмерия и т.п.), арт-дизайна) является не только важнейшим условием становления художественно-эстетической культуры, но и одним из главных показателей успешности достижения планируемых результатов.

Критерии оценивания должны быть понятны и приняты обучающимися. Проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной (например, один обучающийся отвечает устно, остальные - письменно). Проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением знаний. Наиболее гибкий метод контроля - устная проверка знаний. Письменный контроль экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить подготовленность всего класса и каждого обучающегося, Отличается индивидуальным характером выполнения задания, однако не всегда подходит для проверки теоретических знаний на уроках изобразительного искусства, так как скорость письма не достаточна, и в целях экономии времени, рекомендуется проводить устный опрос.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение и неодобрение, награждение грамотами и медалями и т.д.). конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний обучающихся (смысловых и формальных). Одним из вариантов оценивания уровня подготовки обучающихся является папка достижений - портфолио, включающее лучшие творческие работы обучающегося, результаты участия в выставках и конкурсах различного уровня и т.д.

Критерии оценки художественно-творческой работы:

- адекватность выбранного художественного материала;

- оригинальность замысла;

- использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:

- решение проектной проблемы;

- новизна и оригинальность;

- владение материалом, в котором проект выполнен;

- экономичность;

- эстетичность.

Использование накопленной оценки позволяет отразить динамику индивидуальных достижений обучающимися, их продвижение в освоении планируемых результатов, наглядно продемонстрировать нарастающую успешность художественно-творческой деятельности, объем и глубину знания искусства и сведений о нем, достижение обучающимися более высоких уровней учебных действий репродуктивного и продуктивного характера.

Итоговая работа в соответствии с решаемой педагогической задачей может быть проведена в самых разных формах - от отчетной выставки художественных работ до формальной работы.

Использование информационно - коммуникативных технологий на всех этапах урока: при проверке домашнего задания (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point; презентации проектов обучающихся; мультимедийные презентации самих обучающихся), при повторении пройденного материала (электронные учебники, интерактивные кроссворды), при контроле знаний обучающихся (тестовые задания, созданные в программе Word с гиперссылкой и в HTML - коде, раздаточный материал; онлайн тесты в сети Интернет; участие в дистанционных конкурсах), при объяснении нового материала (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point; использование сети Интернет для сбора исторических справок и дополнительной информации; проведение исследовательских работ), при закреплении нового материала (электронные учебники; программы - тренажеры).

Использование проектной технологии

Проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей.

Структура учебных исследований, проектов в целом соответствует структуре научных и включает триаду обязательных разделов: подготовительная работа -> проведение собственно исследования -> презентация результатов.


Этапы включения обучающихся в проектную деятельность

Этапы

Деятельность

Результат

11

Подготовительный

Работа с научной и публицистической литературой; самостоятельный поиск и анализ информации

Устный доклад на уроке

2

2

Создание продукта проекта

Работа с литературными первоисточниками; оформление в соответствии со стандартами

Представление всех работ на уроках, а лучших - на конференциях в школе или научном обществе

33

3

Собственно проектная деятельность

Знакомство с методами проектирования; организация и проведение проектных работ

Публикация или представление результатов на научно-практических конференциях самого разного уровня, вплоть до международного

В планировании уроков предусмотрены:

  • вариативность тем заданий и выбора материала, техники для обучающихся;

  • вариативность и импровизация в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково - исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам творческих групп;

  • свободный выбор обучающимися литературного произведения в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;

  • вариативность задания по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;

  • выбор обучающихся произведения изобразительного искусства для анализа. (этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для использования на последующих уроках;

  • широкий выбор тематики и техники выполнения эскиза изделия с учётом национально - регионального компонента;

  • выражение собственного отношения к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию обучающихся.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Основное содержание образования в 6 классе

Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры

Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства. 8 часов.

Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).

Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 7 часов.

Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.

Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 часов.

Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.

Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 11 часов.

Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного искусства.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ уро-ка

Тема урока

(кол-во часов)

Основные

понятия

Этап учебной деятельности

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Сроки

Характеристика основных видов

деятельности

(предметный

результат)


Метапредметные

Познава-тельные

регулятивные

Коммуника-тивные

Личностные

Тема « Великолепие цветения природы и отображение его в искусстве натюрморта» (3 часа)

1-2

Осенний букет

Искусство натюрморта. Своеобразие техники исполнения. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете.

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Научаться: узнавать выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников

Получат возможность научиться: анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу

Выделяют и формулируют познавательную цель. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование адекватного положительного отношения к школе и к процессу учебной деятельности.

03.09.13г10.09.13г

3

Многообразие цветов в декоративной росписи

Сравнение изображений цветов в живописи и декоративном искусстве. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки с использованием приёмов стилизации цветов на основе натурных зарисовок

Комбини-рованный урок;

Выделяют и формулируют проблему. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Мотивация учения

17.09.13г

Тема «Сияние цветущей природы на лаковых подносах» (2 ч)

4

Искусство Жостова и Нижнего Тагила

Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров

Зарисовки - повтор элементов цветочной росписи подносов

Урок применения знаний и умений

Научаться: распознавать традиционных художественных промыслов

Получат возможность научиться: Видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости

Приобретение практических навыков и умения в изобразительной деятельности

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Принятие мульти-культур-ной картины современ-ного мира

24.09.13г

5

Твои любимые осенние цветы в росписи подноса

Своеобразие техники росписи на лаковых подносах в одном из центров народного мастерства

Эскиз росписи подноса

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несуществен-ных)

Прогназируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира

01.10.13г

Тема «Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве (3 ч)

6

Тема крестьянского труда и праздника в искусстве

Осенины - цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, с уборкой урожая

Зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений

Комбини-рованный урок;

Научаться: различать выдающиеся произведения отечественных и зарубежных художников

Получат возможность научиться: использовать основы художественного изображения пространства


Восприятие и анализ смысла (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Умение полно и точно выражать свои мысли

Строить жизненные планы

08.10.13г

7-8

Жатва

Художественные приёмы решения сюжетной композиции, посвящённой крестьянскому труду

Выполнение композиции в цвете

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Познание мира через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества

Составление плана и последователь-ности действий

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Развивитие художес-твенное мышление, вкус, воображение и фантазию, формирование единство эмоционального и интеллекту-ального восприятия на материале пластических искусств

15.10.13г22.10.13г

Тема « Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов Древнего мира» (5 ч)

9

Растительный орнамент Древнего Египта

Древний Египет - родина растительного орнамента.Зарисовки - повтор растительных мотивов древнеегипетского орнамента

Комбини-рованный урок;

Научаться: различать

виды орнамента, принципы построения орнаментальных композиций

Получат возможность научиться:

передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определённой исторической эпохи;

- применять приёмы художественного конструирования с использованием плана проектируемого объекта


Описание произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий

Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия.


Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, самоопреде-ление и самореализация личности на эстетическом уровне;

29.10.13г

10

Зооморфные мотивы в орнаменте Древнего Египта

Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Зарисовки - повтор отдельных зооморфных мотивов: жука - скарабея, сокола, шакала





12.11.13г

11

Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции

Вазопись и особенности её декора. Зарисовки - повтор орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (вазопись)

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несуществен-ных)

Сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Оценивание усваивае-мого содержания, исходя из личнос-тных ценностей

19.11.13г

12-13

Современный керамический сосуд в твоём исполнении

Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Проектирование объекта (вазы)

Комбини-рованный урок;

Оценка правильности выполнения действий, коррекция, работая со схемой

Научится осуществлять логическую операцию обобщать понятия

Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать

26.11.13г03.12.13г

Тема «Праздник встречи Нового года в культуре разных народов (3 ч)

14

Традиции встречи Нового года в культуре разных народов

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Зарисовки атрибутов новогодних карнавальных костюмов

Комбини-рованный урок;

Научаться: видеть

разнообразие выразительных средств изобразительного, народного и декоративно - прикладного искусства

Получат возможность научиться: Проявлять умение участвовать в разных видах коллективной работы, связанной с проведением школьных праздников

Выдвижении е гипотез и их обоснование.

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Будет сформиро-вано уважение ценностей

10.12.13г

15

Новый год шагает по планете

Общее и различное в обычаях новогоднего праздника. Передача новогоднего настроения, красочности, необычности действий

Комбини-рованный урок;

Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

Определение последователь-ности промежуточных целей с учетом конечного результата

Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы

Формирование навыков самостоя-тельной работы при выполнении творческих работ

17.12.13г

16

Свободная тема

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Выдвижении е гипотез и их обоснование.

Составление плана и последователь-ности действий

Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре

Формирование художес-твенного вкуса как способн-ости чувствовать

24.12.13г

Тема «Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве» (4 ч)

17

Каменные стражи Русской земли

Крепостная архитектура русского каменного зодчества - памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Зарисовки по памяти элементов крепостей

Комбиниро-ванный урок;

Научаться: различать

мифологические, сказочные, музыкально - поэтические образы русского народного искусства

Получат возможность научиться: различать произведения искусства разных видов и жанров своего народа и иных национальных культур, узнавать произведения народного искусства своего региона

Описывание произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, определения изученных понятий, логической цепи рассуждений

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Готовность к осознанному выбору дальнейший образова-тельной траектории

14.01.14г

18

Рыцарский замок в средневековой Европе

Средневековая архитектура стран Западной Европы. Выполнение силуэтов замков разных стилей из бумаги

Комбиниро-ванный урок;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искуства

21.01.14г

19

Военное облачение русского воина и доспехи рыцаря

Костюм средневекового воина - свидетель военных походов и сражений. Своеобразие воинского снаряжения богатыря

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Анализ смысла (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;


Определение последователь-ности промежуточных целей с учетом конечного результата

Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре

Принятие мультикультурной картины оовременного мира

28.01.14г

20

Батальная композиция

Сцены боевых действий. Составление коллективной композиции на исторические темы «Оборона города» и т.д

Комбиниро-ванный урок;

Самостоятель-ное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Составление плана и последовательности действий

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Формирование художес-твенного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всём многообразии их видов и жанров

04.02.14г

Тема «Прославление женщины в искусстве народов мира» (2 ч)

21

Тема прекрасной девы и женщины - матери в искусстве

Многообразие типов, характеров, чувств, настроений в изображении женщины поэтами, художниками Схематические зарисовки по представлению женского лица

Комбиниро-ванный урок;

Научаться: построению рисунка с натуры, правила линейной и воздушной перспективы, законы цветоведения

Получат возможность научиться: использовать элементарные основы изображения лица человека, передавать его образ

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Выделении-е и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы

Формирование навыков самостоя-тельной работы при выполнении творческих работ

11.02.14г

22

Личность женщины в портретно - исторической композиции

Признаки эпохи в женском портрете. Выполнение портретно - исторической композиции

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Описывание произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, определения изученных понятий, логической цепи рассуждений

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

18.02.14г

Тема «Народный костюм в зеркале истории» (2 ч)

23

Народный костюм России как культурное достояние народов мира

Эстетика народной одежды. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору разных губерний

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Научаться:

видеть проявления синтеза искусств на примере фольклорного фестиваля

Получат возможность научиться:

передавать собственное отношение к композиционному сюжету с использованием знаний о времени, месте происходящих событий, образе человека определённой исторической эпохи

Познание мира через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества

Составление плана и последователь-ности действий

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Формирование художественного вкуса

25.02.14г

24

Свободная тема

Комбиниро-ванный урок;

Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре

Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, самоопреде-ление и самореализация личности на эстетическом уровне;

04.03.14г

Тема «Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве» (4 ч)

25-26

Прилёт птиц

Символ птицы в народной игрушке Конструирование из бумаги щепной игрушки

Урок ознакомле-ния с новым материалом;

Научаться:

Видеть взаимосвязь между такими понятиями как форма художественной вещи, её назначение

Получат возможность научиться: видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости

Самостоятель-ное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Определение последователь-ности промежуточных целей с учетом конечного результата

Обучающиеся смогут подготовить мини проект: Определиться в небольшие группы

Формирование навыков самостоя-тельной работы при выполнении творческих работ

11.03.14г

27-28

Живая зябь

Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Работа над композицией пейзажа морской темы

Комбиниро-ванный урок;

.Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Мобилизации и сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре

Принятие мультикультурной картины мира современного мира

18.03.14г

Тема «Пасха - праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения Христа» (2 ч)

29

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

Пасха как праздник христианских традиций.Живописно - декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры

Комбиниро-ванный урок;

Научаться:

видеть

особенности материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Научатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечи-вающее личностный моральный выбор

25.03.14г

30

Свободная тема

Урок ознакомления с новым материалом;

Познание мира через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества

Составление плана и последователь-ности действий

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности, самоопреде-ление и самореализация личности на эстетическом уровне;

08.04.14г

Тема «Весеннее многообразие природных форм в искусстве (2 ч)

31

«Поле зыблется цветами»

Диалоги об искусстве.

Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве

Уроки графики

Коллективное панно «Земля пробуждается»

Комбиниро-ванный урок;

Научаться:

особенностям материалов, которыми можно пользоваться в художественной деятельности

Получат возможность научиться:

видеть и использовать цветовое богатство окружающей среды и передавать его в процессе изобразительной деятельности на плоскости


Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Формирование художественного вкуса

15.04.14г

32

«Радость моя, земля»

Диалоги об искусстве.

Природа - источник вдохновения и фантазии для художников

Уроки декоративного творчества

Коллективное панно «Земля пробуждается»

Урок применения знаний и умений

Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; .

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Смогут увидеть и объяснить в чем проявляются сложности в выстраивании отношений со сверстниками

Способ-ность к осознанию российской идентич-ности в поликуль-турном мире

22.04.14г

33-34

Свободная тема

Комбиниро-ванный урок;

Познание мира через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества

Определение последователь-ности промежуточных целей с учетом конечного результата

Научится осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре

Будет сформировано уважение ценностей

29.04.14г20.05.14г



МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Оснащение

  1. Художественные произведения и репродукции по творчеству выдающихся отечественных художников, скульпторов, архитекторов (А.Венецианов, А.Иванов, В.Перов, П.Федотов, А.Воронихин, А.Захаров, В.Баженов, И.Крамской, В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, А.Саврасов, В.Серов, И.Шишкин, И.Левитан, В.Поленов, М.Нестеров, К.Юон, Б.Кустодиев, А.Пластов, Ю.Пименов, А.Дейнека, А.Корин, Б.Неменский, Е.Чарушин, Ю.Васнецов, С.Коненков, В.Мухина, М.Аникушин, Е.Кибрик и др.).

  2. Художественные произведения и репродукции по творчеству классических и современных зарубежных художников (С.Боттичелли, С.Рафаэль, Леонардо да Винчи, Б.Микеланджело, Х.Рембрандт, Ф.Гойя, Э.Делакруа, Ж.-Б.Шарден, К.Моне, В.Ван-Гог, О.Ренуар, Э.Дега, П.Сезанн, А.Матисс, Р.Кент, Д.Сикейрос, Р.Гуттузо, П.Пикассо и др.).

  3. Коллекции произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях России (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и др.) и других стран (Лувр, Дрезденская галерея, Прадо, Метрополитен и др.).

  4. Изделия декоративно-прикладного искусства России (Дымка, Хохлома, Городец, Гжель, Жостово, Павловский Посад, Палех и другие промыслы русских областей и национальных республик).

  5. Экранные пособия

  6. Фонотека.

  7. Образцы работ (выполненные учителем и обучающимися) по темам уроков.

  8. Натюрмортный фонд: натурные объекты (драпировки, кувшины, чайники, вазы, модели геометрических тел из гипса или из дерева, муляжи фруктов, овощей, булок, цветы, листья деревьев и т.п.), натурные столики для натурных постановок (3-4 шт.) со специальными светильниками к ним.

  9. Раздаточные материалы для обучающихся - гербарий, наборы открыток с репродукциями работ художников.

  10. Принадлежности для учителя и обучающихся: указка, материалы для показа педагогического рисунка, различные материалы и инструменты в соответствии с типовой программой, баночки (пластмассовые) для воды и инструментов на парты и т.д.

Литература для обучающихся

  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. - М., Просвещение, 2012.


Литература для учителя

  1. Изобразительное искусство: авторская программа основного общего образования. window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания - М., Академия, 2008

  3. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Требования к предметным результатам:

  1. отдельные виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

  2. жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);

  3. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм, композиция);

  4. выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;

  5. наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

  6. значение изобразительного искусства в художественной культуре;

  7. уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  8. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);

  9. ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

  10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  11. восприятия и оценки произведений искусства;

  12. самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Диапозитивы по изобразительному искусству

  • Дымковские игрушки

  • Гжель

  • Жостово

  • Слайды картин отечественных художников

Учебно-методическое обеспечение

а) основная литература:

Учебник: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская «Изобразительное искусство 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 год;

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. - М.: Российское педагогическое агентство, 2012. - 98 с.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

в) дополнительная литература для обучающихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2012.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2010. - 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2011. - 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. - М.: ООО «Мир книги», 2011. - 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. - 37 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.


© 2010-2022