Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока. Структура урока введения нового знания по технологии деятельного метода. Основные цели:

1.ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Усвоение содержания учебной программы

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

УМК Б.Неменский

Тема:

«Русский народный праздничный костюм.»

Цель урока:

Познакомиться с русским народным костюмом, знакомство с его элементами и многообразием. Способствовать развитию национального самосознания учащихся, формировать уважения к русской культуре.

Задачи:


  • Предметные: формировать представление о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре

  • Метапредметные развивать эстетический и художественный вкус.

  • Личностные- интерес обучающихся к образному строю народного костюма

Межпредметные связи: технология, народное творчество, история.

Тип урока- комбинированный.

Педагогические технологии:

Основные понятия урока: рубаха, сарафан, епанечка, понева, душегрея, кокошник.

Оборудование средства обучения: презентация, учебник, раздаточный материал, художественные графические материалы по выбору (цветные карандаши, тушь, перо, масляная пастель, акварель.

Дидактическая схема урока (этапы цели примерное время в минутах)

Методы и технология учебного взаимодействия

Средства обучения

(визуальный ряд)

Деятельность

Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке

Учителя

Ученика

Организационный момент (1 мин.)

Объяснительно- иллюстративный метод

Информационный ресурс презентация посло-вицы и поговорки, Дидактический раздаточный материал, учебник стр. 50

Подготовить детей к парной и групповой формам работы

Подготовка к уроку.

Готовы к сотрудничеству в парах и в группах

Актуализация знаний (5-7 минут)

Объяснительно- иллюстративный метод

«Русский народный праздничный костюм.»

-Какие символические значения имеет вышивка на полотенце.

-Какой цвет преобладает в вышивках?

- Можно ли рассматривая эти изображения

назвать тему нашего урока? Обоснуйте.

Тема урока: «Русский народный праздничный костюм.»

Какую цель мы наметим на этот урок?

Узнать, что может рассказать нам русский народный праздничный костюм.

Фронтальная работа.

Главные мотивы: мать-земля, птица света, конь и т.д.

Обучающиеся дают разные ответы и выбираем обоснованный вариант темы.

Формирование новых понятий и способов действий

(10-15мин.)

Частично поисковый метод

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

-О чем может рассказать вышивка на костюме?

-Что может рассказать народный костюм о человеке?





Фронтальная работа.

Находят объяснение названий в учебнике и в словаре: сарафан, понева, кафтан, зипун, душегрея, епанечка.

Об образе жизни и деятельности о месте проживания человека, достатке, мастеровитосте, о семейном положении.

Метод проблемного изложения, объяснительно- иллюстративный метод, частично поисковый метод







Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм



Первая задача

-Какая вещь объединяет костюмы костюма? (говорим о рубахе).

Рубаха - основа женского и мужского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей владельца от «сглаза». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее хозяин.

-Еще что интересного вы можете добавить прочитав на стр.50 о рубахе на Русском Севере?

А о мужской рубахе что скажете? (стр.58)

Русская рубаха без цветных ластовок не живет.

«ластовок» - имеется ввиду птичек, изо6ражение птиц на вышивке».

Как вы думаете, верно ли примечание, которое я нашла в интернете к этой пословице?

(Какова пряха, такова на ней рубаха. )

Какие вы знаете еще пословицы и поговорки о рубахе?









Прочесть и пересказать текст о рачительности мастериц. (Работа в парах) Разные способы кроя рубахи можно увидеть, но везде в основе лежит ширина ткани, зависящая от ширины ткацкого станка. Исходя из ширины ткани кроили рубахи, а недостающие для свободы движения элементы пришивали, например, под рукавами вставлялись ластовки.







-На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези- «окошки» для рук.

-Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали.

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывались. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Вторая задача.

Можно ли по костюму определить место проживания?

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.

-Чем отличаются женские костюмы которые вы видите на экране?

Понева и сарафан

Метод проблемного изложения, объяснительно- иллюстративный метод,

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм



Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм



Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Да, северорусский костюм-это прежде всего нарядный сарафан.

Откройте конверт№2. Ознакомьтесь с материалами. Перескажите главное из того, что вы увидели.

-А поверх сарафана что одевали? (смотрите на стр. 52 сверху? перескажите).







А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.

Прочитаем, что означает слово «понева» на ст.53

Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.

Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник. Передник щедро

В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани,

Одевали его поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,

серебряным кружевом, узорными пуговицами.



На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода - душегрею.





Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм

Технологическая карта урока ИЗО Русский народный костюм



Третья задача.

Что можно узнать по женскому головному убору? На экране разные головные уборы.

-Чем отличались девичьи головные уборы от уборов замужних женщин?

-Смотрим учебник стр.54 и ответь на вопросы.

Праздничные головные уборы были различной формы и связывались с образом неба. Украшали их богатыми узорами, часто изображали солнце и звезды. К кокошнику подвешивали украшения из лент, жемчуга или бисера.




Применение сформированных способов действий(умения, Навыки)

Репродуктивный

Рассматриваем орнамент на головных уборах в учебнике.

А теперь посмотрите конверт №3. В нем вы найдете крупным планом выполненные вышивки на рубахе. Предлагаю вам скопировать мотивы орнамента, выполненные на одном из головных уборов, или попробовать воспроизвести вышивку рубахи, где по подолу идут знака земли и воды, а на груди и рукавах символы света -птицы, растения. Художественный материал выбираете по желанию, а цвет вышивки, в основном, красный.

Выполняют работу

Рефлексия. Итоги урока (3 мин.)

Объяснительно - иллюстративный

-Ребята, заполните страничку отзыва по уроку, лежащую в пакете №4. Активным участникам урока ставлю «5»

Обучающиеся заполняют страничку, указывая свое отношение к уроку, к теме.



© 2010-2022