Экспериментальная работа по этическому воспитанию и проблема оценки её качества

Представлен опыт педагогов дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» Серпуховского муниципального района Московской области.  Система этического воспитания разработана доктором педагогических наук, профессором, лауреатом премии Президента РФ 2001 года Аллой Ивановной Шемшуриной.  Образовательные организации Серпуховского муниципального района Московской области работают по этой системе с 2006 года, когда между ФГ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЕЁ КАЧЕСТВА. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Муханова Елена Александровна, заместитель директора муниципального образовательного учреждения «Центр внешкольной работы» Серпуховского муниципального района


Система этического воспитания разработана доктором педагогических наук, профессором, лауреатом премии Президента РФ 2001 года Аллой Ивановной Шемшуриной. Образовательные организации Серпуховского муниципального района Московской области работают по этой системе с 2006 года, когда между ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания» и Управления образования администрации Серпуховского муниципального района был заключен договор №133/21 от 14.11.2006 г. о научно-практическом сотрудничестве. В итоге экспериментальной работой по данному направлению стали заниматься педагогические коллективы 8 школ и 2-х детских садов.

Педагоги дополнительного образования МОУ ДО «Центр внешкольной работы» в эксперимент включились 2 года назад. В системе образования Серпуховского муниципального района к этому времени уже сложился определенный методический багаж: проведено более 10 научно-практических районных и межрегиональных семинаров, опубликовано около 40 разработок в журнале «Этическое воспитание».

Методическая поддержка осуществляется через организацию работы творческой группы «Экспериментальная работа по этическому воспитанию в области дошкольного образования, воспитания и дополнительного образования», деятельность которой курирует МОУ ДО «ЦВР». На сайте организации в разделе «Инновационная деятельность» (cvrserp.ru/Innovatsionnaya-deyatelnost/) размещены методические материалы: анализ экспериментальной работы за прошлый учебный год, план работы на текущий учебный год, материалы «В помощь педагогу» (статьи А.И.Шемшуриной, словарь этики, композиция этического диалога), материалы с районных семинаров по этическому воспитанию, формы диагностических и отчетных материалов, разработки с сайта «Инфоурок».

В целом «система воспитания этической культуры построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

- этический курс теоретико-практических занятий с детьми как специальный учебный предмет, построенный по инновационной методике с сюжетно-игровой основой;

- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», построенная на сочетании этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;

- общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие» [2, 19].

Основой технологии является этический диалог, который строится на чётко и логически выстроенном педагогом сюжете. Начало, развитие и кульминация этого сюжета содействуют погружению учеников в восприятие этических категорий, культур, сферу мышления выдающихся философов, противоречия этических учений, временное пространство истории развития этической мысли.

«В процессе такого погружения … раздвигаются рамки этического кругозора учеников, выкристаллизовывается собственное отношение … к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего Я.

Конструирование этического диалога включает следующие составляющие:

- Завязка, выход на проблему. …

- Процесс развивающегося взаимодействия в логике диалогического общения по выявленной проблеме. …

- Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

- Нравственный выбор как внутренний диалог…, как самоопределение.

- Открытый финал как последующее личностное раздумье.

Эти компоненты диалога могут быть творчески использованы педагогом в любых сочетаниях. Важно, чтобы они развивали общение, были подчинены логической канве взаимодействия» [2, 56].

Педагогам дополнительного образования в разной степени успешности используются следующие компоненты данной технологии: этический заряд, этический диалог, внеурочная деятельность этической направленности.

Так, на музыкальных занятиях по обучению навыкам фортепианной игры в младших классах преподаватель музыки О.А. Трефилова связывает с музыкой сказочных героев: «Марш Черномора» М.И. Глинки, «Баба Яга» П.И. Чайковского, детские песни В.Я. Шаинского, «Улыбка», Песня кота Леопольда из мультфильма «Приключения кота Леопольда», песни из мультфильма «3 поросенка» и многие другие позволяют за счет того, что они близки и понятны детям, обеспечить мотивацию на овладение ими нравственными ценностями, представление о нравственной культуре, о добре и зле, о совести и дружбе. Эмоциональная отзывчивость на музыкальное произведение позволяет воспитывать такие качества личности как умение сопереживать другому человеку, сочувствовать.

С.И. Шатурная, преподаватель музыки, на своих занятиях через звуки раскрывает смысловое содержание музыкальных произведений. Ребенок старается звуками нарисовать музыкальную картинку, которая была бы понятна не только исполнителю, но и слушателю. Используя на занятии связь всех видов искусства: живописи (изображают красками пьесы - рисуем картину); поэзии (поют песни или пропевают стихотворные строчки по теме); УНТ (пословицы и поговорки); беседы-диалоги по содержанию пьес - педагог дает ребенку возможность поразмышлять о себе и других, о проблемах и их решении. Обсуждение какой-либо проблемы на занятии позволяет ребенку задуматься, перенести этот опыт на свою жизнь, может, задуматься об этом попозже и прийти к осознанию чего-то важного. Одним уроком проблемы не решить, но есть возможность для анализа, раздумья, самоосмысления. А это ведет к нравственному развитию детей. Ответы на многие вопросы, поставленные на уроке, даст сама жизнь. А у детей есть возможность о многом задуматься.

Гришановы Л.Б. и А.А., преподаватели музыки, в своей работе средствами музыки приближают школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему миру.

На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Но не только. Есть ещё умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение. Талантливое художественное произведение побуждает ребенка думать, анализировать, строить догадки, что-то представлять, проникая в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Через цикл занятий преподавателя ИЗО Г.А. Улановой, на которых происходит изучение вечных тем, дети получают представление об истинной человечности, доброте, о базовых человеческих ценностях.

  1. «Материнство». Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Педагог задает вопросы: опишите картины; что общего между ними; какие чувства они у вас вызывают. После обсуждения дети получают задание: нарисовать улыбку мамы. Педагог дает установку: главное - не внешнее сходство, а чувства, которые владеют вами при создании портрета самого дорогого и близкого вам человека.

  2. «Мудрость старости». Перед детьми предстают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а нарисовать предлагается портрет близкого пожилого человека, передав свои чувства к нему.

  3. «Сопереживание». Картины: «Старик и мальчик» Пикассо, «Возвращение блудного сына» Рембранта не оставляют равнодушным никого из ребят. И задание особое: придумать сюжет о том, кто страдает рядом, услышать его боль и выразить в рисунке.

Шорниковы В.В. и Е.В., преподаватели ИЗО, на занятиях по художественной лепке задействуют удивительно пронзительные слова из песни семейной четы Никитиных (почти наших земляков) «Я леплю из пластилина»:

Ты их лепишь грубовато,

Ты их любишь маловато,

Ты сама и виновата,

А никто не виноват, - ну как после таких слов, на которых акцентирует внимание педагог, не задуматься об ответственности, любви к ближнему, стремлении достичь лучших результатов.

Особая роль искусства в воспитании нравственной культуры личности заключается в способности произведений искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире в соответствии с общечеловеческими нравственными законами и со своей совестью, являющейся личным судьёй каждого человека. Именно такие свойства искусства позволяют выстроить систему воспитания, которая «интегрирует получаемые воспитанниками из разных источников человековедческие знания и преобразует их через эмоциональное переживание и рефлексию в опыт осознанного морального поведения» [3, 65].

Проблема оценки качества экспериментальной работы по этическому воспитанию заключается в сложности оценить сам процесс воспитания в целом и его этическую сторону в частности. Для мониторинга некоторых аспектов организации экспериментальной работы с детьми традиционно используем диагностику нравственной самооценки [1, 71], этики поведения [1, 72], отношения к жизненным ценностям [1, 73], нравственной мотивации у детей [1, 74]. Мониторинг показывают невысокий, но стабильный рост положительных результатов.

Для мониторинга педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности используем следующий опросник, разработанный творческой группой педагогов Серпуховского муниципального района под редакцией к.пс.н. Шемшурина А.А.:

(Уровень - высокий, средний, низкий)

  1. Как Вы оцените уровень собственного овладения технологией этического диалога?

  2. На каком уровне в Вашей работе используются в системе все компоненты технологии этического воспитания (этический заряд, этический диалог, внеурочная деятельность нравственно-этической направленности)?

  3. Насколько личностно Вы заинтересованы в участии в эксперименте по этическому воспитанию?

  4. Каков уровень мотивации Ваших обучающихся на этических занятиях (с применением метода этического диалога)?

  5. Насколько соответствует у Ваших обучающихся позиционирование к нормам этики на занятиях и в реальном поведении в социуме?

  6. Каков уровень Ваших способностей к планированию экспериментальной работы по этическому воспитанию?

  7. Каков уровень Ваших способностей аккумулировать и использовать опыт экспериментальной деятельности по этическому воспитанию других педагогов?

  8. Каков уровень Ваших способностей к сотрудничеству и взаимопомощи в экспериментальной деятельности по этическому воспитанию?

  9. Каков уровень Ваших способностей этично разрешать конфликты?

  10. Какова степень активности Вас как педагога в системе работы по этическому воспитанию (за период с _____ 201__ по _____ 201___)?

№ п.п.

Дата

Уровень:

- учреждения,

- районный,

- межрегиональный

Участие

Форма активного участия:

- открытое занятие,

- мастер-класс,

- выступление

Примечания

Слушатель

Активный участник





    В «Концепции развития дополнительного образования» сказано, что миссия дополнительного образования - наиболее полное обеспечение «права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков», а также, что «в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен» [4]. Одним из способов решения указанных задач и является технология этического воспитания.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания // Этическое воспитание. 2007. № 2. С. 71-75.

    2. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- (Воспитание и доп. Образование детей).

    3. Шемшурина А.И. Этика как учебный предмет и система воспитания в современной школе: Книга для педагогов и воспитателей. - М.: Изд. Этвос, 2012.

    4. «Концепция развития дополнительного образования детей» // Интернет-портал "Российской Газеты". 8.09.2014. URL: rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 14.03.2014).


    © 2010-2022