Родительское собрание на тему Поощрение и наказание детей в семье (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Поощрение и наказание детей в семье»

(Родительское собрание)

«Наказание - это причинение вреда

причиняющему вред.

Похвала - педагогический домкрат»

В.Г.Кротов.

Задачи собрания.

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребёнка в семье.

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения

1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

2. Значение наказания и поощрения детей в семье.

Подготовительная работа к собранию.

1. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.

2. Оформление плакатов с мнением детей о поощрениях в их доме.

3. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4. Оформление памятки для родителей.

Анкета для родителей.

1. Можно ли воспитывать ребёнка без наказания?

2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

3. Как реагирует ваш ребёнок на наказание?

4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?

5. Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?

6. Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?

7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или каждый из родителей делает это в одиночку?

8. Как долго помнит ваш ребёнок наказание?

9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Выдержки из сочинений детей.

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений - то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

Примеры:

«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнём, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».

« Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я - волшебник».

« Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».

«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

Плакат с мнением учащихся класса о поощрениях

Меня хвалят, если…

Мне дарят подарки, если…

Мне дарят деньги, если…

Мне разрешают, если…

Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.

Педагогические ситуации к собранию.

Ситуация 1

Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!»

Ситуация 2

Одна мама рассказывает другой: «Мой, кроме своих дружков, ничего не знает. Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется; перестаёт с нами говорить, если начинаем ему внушать что-то - закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта…»

Ситуация 3

Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду».

Ситуация 4

В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок резко изменился: всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5

В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учёбы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Ход собрания.

Классный руководитель.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего, об агрессивности в семье. Очень часто ребёнок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Прежде чем мы перейдём к анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания.

Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.

Классный руководитель.

Давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит. Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребёнка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребёнка, хотя родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.

А пока говорят дети…

1. Знакомство родителей с мнениями учащихся по проблеме родительского собрания.

2. анализ педагогических ситуаций (в группах), родители обмениваются мнениями по предложенным ситуациям.

В родительский дневник.

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят!» и т.д. Это не просто слова. Это метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что их слабость именно в неуёмном родительском требовании. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение. Так в отношения детей и родителей приходит отчуждённость.

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. Всё это приводит к тому, что ребёнок перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так.

Главный метод воспитания - это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье»

1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

3. Словесно выражайте одобрение пусть самому маленькому успеху своего ребёнка, его поведению.

4. используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.

6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы-поздравления и т.д.

7. Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

8. Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.

9. Для поощрения своего ребёнка используйте те только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружеские шаржи и т.д.

10. если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.

11. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядится, и обсудить это с ним.

12. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

13. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.

14. Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Итог собрания.

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.

Литература к собранию.

1. Астахова А.И. О школе, о земле, о хлебе. - М.: 2001 г.

2. Кабуш У.Т. Воспитание в современной школе. - Минск. 2001 г.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М.: 1999 г.

4. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. - М.: 1999г.

5. Овчинникова И.Г. Отцовство. - М.: 1991г.

© 2010-2022