Внеурочная деятельность. Школьный театр

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр «Матрешка» состав­лена на основе  требований  федеральных  государственных образо­вательных стандартов основного общего образования второго поколения. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф.Сорокиной, И.Б.Караманенко, С.М.Альхимович, Л.Б.Каряевой, И.Б.Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе, детском саду, а также программа «Театр — творчество — дети» Колесн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28 »



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 28»

_____________/ Дикун Е.И.

«______» ______________ 20____ г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности




Направление :школьный театр «Матрешка»

для 5 класса










Составитель

Черных Оксана Анатольевна

учитель технологии и ИЗО













2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр «Матрешка» состав­лена на основе требований федеральных государственных образо­вательных стандартов основного общего образования второго поколения.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф.Сорокиной, И.Б.Караманенко, С.М.Альхимович, Л.Б.Каряевой, И.Б.Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе, детском саду, а также программа «Театр - творчество - дети» Колесниковой И.В.

Актуальность программы обусловлена потребнос­тью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально-активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству.

Новизна данной программы заключается в том , что работа театра «Матрешка» тесно связана с изучением народных художественных промыслов России, таким образом деятельность театра позволяет популяризировать народное творчество, формировать у учащихся чувство патриотизма и основ гражданской идентичности.

Требования к плани­руемым результатам:

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения программы по внеурочной деятельности ( театр «Матрешка») должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к работе, порученному делу, готовности и способности обучающихся к саморазвитию ;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе творческой деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления,

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения программы по внеурочной деятельности (театр «Матрешка») основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

4) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) смысловое чтение;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

8) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения программы по внеурочной деятельности ( театр «Матрешка») основного общего образования с учётом общих требований Стандарта :

- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса ;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса ;

- овладение основными нормами литературного языка , нормами речевого этикета, стремление к речевому самосовершенствованию;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире ;

- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- воспитание уважения к историческому наследию народов России.

Программа предназначена для подростков 11-13 лет (девочки и мальчики); наполняемость группы - 12-15 человек, в основе набора группы - принцип добровольности. Программа рассчитана на 1 год, 68 часов, 2 часа в неделю.

Цель программы - формирование у подростков в процессе создания театральной постановки способности управления культурным пространством своего существования ( семья, здоровье, патриотизм).

Новизна программы - в сочетании народных традиций ( народные промыслы), театра как искусства и формирование у подростков воспитательных функций (шефство).

Принципы, на которых основывается программа:

  • принцип природосообразности;

  • принцип культурообразности;

  • принцип коллективности;

  • принцип патриотической направленности; диалога культур;

  • принцип поддержки самоопределения;

  • принцип добровольности


В конце года учащийся научится:

  • уверенно держаться на сцене.

  • Свободно выражать свои мысли в устной форме

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства и литературы морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной театрально-художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений.

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произве-дений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей - для школьного фильма);

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

получит возможность научиться:

  • свободно выражать свои мысли и чувства в письменной форме (проза,стихи);

  • ощутить себя режиссером , сценаристом;

определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» ;

различать произведения разных эпох, художественных стилей;

понимать гражданское подвижничество художника слова в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в литературно-художественном образе;

осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников.

• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторс-кому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художест-венной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.

выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

• выполнять художественную отделку швейных изделий;

определять основные стили в одежде и современные направления моды.


Содержание программы по внеурочной деятельности «Театр «Матрешка»

Азбука театра. Особенности театральной терминологии. Оформление

декораций. Сцена. Зрители. Правила техники безопасности.

Секреты сценического мастерства. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д. Роль, игра. Этюды.

Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Работа со скороговорками. Посещение спектакля.

Театр. Расширение знаний о театре. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, ее анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Изготовление костюмов и декораций (из бумаги) согласно задуманной стилистике (богородская игрушка). Выступление. Коллективный анализ выступления.

Выбор пьесы и работа над ней. Чтение пьесы, ее анализ. Распределение ролей. Работа над характерами. Репетиции.

Изготовление костюмов, декораций, бутафории ( из бумаги) согласно задуманной стилистике (дымковская игрушка). Плоскостные, полуплоскостные и объемные декорации. Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Генеральная репетиция. Подготовка помещения. Звуковое, цветовоеи световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Спектакль. Анализ выступления.

Театральная игра. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться. Игры с предметами, на превращение, этюды.

Чтение пьесы, работа над ней. Распределение ролей, работа над характерами. Репетиции.

Изготовление декораций, костюмов, бутафории согласно задуманной стилистике (Хохлома).

Генеральная репетиция. Выступление. Анализ выступления.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.

Знакомство со сценарием театрально-музыкальной постановки. Распределение ролей. Работа над характерами. Репетиции.

Подбор музыкального сопровождения в фольклорном и современном стиле.

Изготовление декораций, костюмов и бутафории из бумаги согласно выбранной стилистике ( Матрешка)

Генеральная репетиция. Выступление. Анализ выступления.



Тематическое планирование по внеурочной деятельности школьного театра «Матрешка»

Направление: досугово-развлекательная

деятельность

количество часов - 68

Темы раскрывающие (входящие) данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов внеурочной деятельности обучающихся

Раздел 1. Блок «Богородская игрушка» 18 часов

Тема 1.Азбука театра. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии. Техника безопасности. 1 час

Театральная терминология. Сцена. Зрители. Оформление декораций. Основы техники безопасно­сти.

Разбираться в театральной терминологии, «устроении» театра, правилах выполнения и видах декораций, соблюдать основы техники безопасности.

Тема 2. Декорации. 1 час.

Плоскостные, полуплоскостные и объемные декорации. Возможности обычной бумаги.

Изготавливать простые декорации из бумаги, уметь использовать все возможности бумаги при помощи различных средств.

Тема 3. Выбор пьесы (сказки «Репка»,«Курочка-ряба», «Теремок» на выбор.) Составление сценария. Распределение ролей. 2 часа

Понятие о пьесе, содержании, сюжете, действии, персонажах. Роль, игра.

Составлять несложный сценарий по произведению, выделять главное, работать в группе

Тема 4. Продумывание и изготовление декораций и костюмов из бумаги в стилистике богородской игрушки. 5 часов.

Особенности богородской игрушки, главные герои. Особенности изготовления театральных декораций. Изготовление.

Знать героев богородских игрушек, особенности их изготовления, выполнять декорации и костюмы в стиле народной игрушки, использовать все возможности бумаги.

Тема 5. Речевая гимнастика. 1 час.

Понятие о речевой гимнастике. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Работа со скороговорками.

Уметь «пользоваться» голосом, совершенствовать свою речь и произношение, читать и пересказывать с выражением.

Тема 6. Репетиция спектакля. 8 часов

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика.

Работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство

Раздел 2. Блок «Дымковская игрушка» 14 часов

Тема 1. Сценическая пластика. 1 час

«Секреты» актера. Упражнения.

Учиться красиво двигаться на сцене, владеть своим телом, передавать с помощью движений различные чувства.

Тема 2. Знакомство со сценарием пьесы «Коза-дереза». Распределение ролей. 1 час.

Чтение сценария, распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика. Работа со скороговорками.

Работать в группе, совершенствовать свою речь, учиться выражать эмоции, учить текст

Тема 3. Изготовление декораций и костюмов из бумаги в стиле дымковской игрушки. 3 часа

Дымковская игрушка. Особенности изготовления и росписи.

Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, декораций, костюмов в стиле дымковской игрушки.

Знать особенности изготовления дымковской игрушки, изготавливать декорации и костюмы из бумаги в стиле дымковской игрушки, свободно владеть кистью и красками

Тема 4. Подбор музыкального сопровождения. 1 час

Подбор музыкального сопровождения спектакля с учетом возраста зрителей (4-7 лет)

Уметь подбирать музыкальные заставки (из заготовленных) согласно возрасту зрителей, теме и сцене спектакля

Тема 5. Репетиции. 8 часов

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика.

Работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство

Раздел 3. Блок «Золотая Хохлома» 20 часов

Тема 1. Театральные игры «Режиссер», «Войди в образ», «Великие укротители». 2 часа.

Игры, направленные на психологическую «разгрузку» актеров.

Раскрепощаться и «входить в образ» в игре, перевоплощаться в сценический образ.

Тема 2 .Знакомство со сценарием сказки «Аленький цветочек» ( С.Т.Аксаков). Распределение ролей. 2 часа.

Чтение сценария, распределение ролей.

Работать в группе, совершенствовать свою речь, учиться выражать эмоции, учить текст

Тема 3. Изготовление декораций в стиле хохломской росписи. 6 часов

Хохломская роспись, ее особенности.

Оформление спектакля декорациями, изготовление костюмов в стиле хохломской росписи

Знать особенности хохломской росписи, уметь изготавливать декорации в «хохломском» стиле использовать все возможности бумаги.

Тема 4. Репетиции. 10 часов.

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика.

Работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство

Раздел 4 : Блок «Посадская матрешка» 16 часов

Тема 1. Танцевально-музыкальные игры. 2 часа.

Игры: «Хоровод», «Любимые песни»

Уметь двигаться под музыку, петь в хоре, работать в коллективе

Тема 2. Знакомство со сценарием театрально-музыкальной постановки « На завалинке подружки собрались...» Распределение ролей. 2 часа

Чтение сценария, распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика. Работа со скороговорками.

Работать в группе, совершенствовать свою речь, учиться выражать эмоции, учить текст ролей и песен.

Тема 3. Подбор музыкального сопровождения. 1 час.

Подбор музыкального сопровождения в фольклорном стиле.

Уметь подбирать музыкальные заставки (из заготовленных) согласно теме и сцене спектакля

Тема 4 . Изготовление костюмов (матрешки) и декораций в народном стиле. 3 часа.

Матрешка. Сергиево-посадская, Полхов-майдановская и другие.

Оформление постановки: изготовление декораций, костюмов.

Знать особенности изготовления и росписи различных матрешек, оформлять декорации и костюмы из бумаги росписью в народном стиле.

Тема 5. Репетиции. 8 часов

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика.

Работать в группе, совершенствовать речь, память, актерское мастерство








Материально-техническое обеспечение:

Помещение - актовый зал;

Оборудование: сцена, занавес, звукоаппаратура, фортепиано (синтезатор);

видеоаппаратура,музыкальный центр;

швейная машина;

столы для работы с бумагой, красками;

костюмы для представления, ткани для их изготовления, нитки;

бумага (ватман), кисти, гуашь, клей, ножницы;

СД-диски с музыкальными записями (детские песенки, народные песни, классическая музыка);

Библиотека - школьная

Список использованной литературы:

  1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.

  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. - Спб.: Речь, 2006. - 125 с.

  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

  4. Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов на Дону: Феникс,2005.- 320 с.

  5. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-280 с.

  6. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( «Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008.

  7. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

Согласовано.

Протокол заседания ШМО

от «_____»

№ _____

Согласовано.

Зам.директора по УВР

/_____________/ Кириллова Н.В.

«_____»_

© 2010-2022