Бумага-исследование

Свою исследовательскую работу я посвятила вроде бы простомупредмету – бумаге. Она окружает нас. Мы встречаемся с ней каждый день и не раз. Такая простая и такая незаменимая вещь как бумага. Актуальность исследования в том чтоб найти интересное и незнакомое в простом предмете - бумаге.Цель: изучить свойства бумаги, получить бумагу в домашних условиях, выяснить какую роль она играет в жизни человека.Человечество на протяжении всего своего существования сохраняла и записывала сваю историю, открытия...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №6

г. Хабаровск

Исследовательская работа

БУМАГА

Бумага-исследование

Выполнила: Викина Лада

ученица 4б класса

Учитель: Зогий Алеся Евгеньевна



Хабаровск

2015



ОГЛАВЛЕНИЕ

Основная часть

Глава 1. Бумага - что это?

  1. История открытия и распространения бумаги.

  2. Как делают бумагу.

  3. Какая бывает бумага.

Глава 2.Применение бумаги.

2.1. Значение бумаги в жизни человека.

2.2. Свойства бумаги.

2.4. Результаты исследования применения бумаги в нашем классе.

Глава 3. Получение бумаги в домашних условиях и ее применение.

3.1 Изготовление бумаги в домашних условиях.

3.2. Применение.

Заключение.

Используемые источники.

Приложение.





Введение.

Свою исследовательскую работу я посвятила вроде бы простому предмету - бумаге. Она окружает нас. Мы встречаемся с ней каждый день и не раз. Такая простая и такая незаменимая вещь как бумага.

Актуальность исследования в том чтоб найти интересное и незнакомое в простом предмете - бумаге.

Цель: изучить свойства бумаги, получить бумагу в домашних условиях, выяснить какую роль она играет в жизни человека.

Человечество на протяжении всего своего существования сохраняла и записывала сваю историю, открытия, события на разные носители. Сначала это были глиняные и деревянные дощечки, папирусы затем бумага, потом электронные и компьютерные. Но мне кажется, что бумага она будет всегда. Мне очень нравится рисовать и писать на бумаге, она бывает разного качества и размеров. На ней можно рисовать красками и карандашами, записывать свои мечты и пожелания. Она передает запахи, и даже тепло наших рук.

Для производства бумаги используются разные материалы. И научится делать бумагу из вторсырья очень хорошая идея. Каждый килограмм макулатуры может спасти одно или два дерева, и если порванные старые журналы пойдут на изготовление бумаги в домашних условиях, а не окажется в мусоре, то мы поможем природе. Улучшим экологию.

Объектом исследования стала бумага.

Предметом исследования изучение ее свойств и получение бумаги в домашних условиях.

Задачи работы:

  1. Узнать о истории бумаги.

  2. Узнать о свойствах бумаги.

  3. Узнать о значении бумаги для человека.

  4. Получить бумагу в домашних условиях.

  5. Выполнить работу из полученной бумаги.

Основная часть.

Глава 1. Бумага - что это?

1.1История открытия и распространения бумаги.

В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баодяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки бумаги. Находка датируется возрастом более 2000 лет назад. До этих раскопок изобретение бумаги приписывалось Цай Луню. В 105 году он подал прошение императору об использовании способа изготовления бумаги.

_

Бумага-исследование

_

Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редкостью. В III веке она полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма.

_ В начале XIX века впервые в мире в Китае появляются бумажные деньги. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги. В 751 году в бою под Самаркандом между арабами и китайцами в плен к арабам попало несколько мастеров бумажного дела.

Благодаря этому Восток узнал тайну бумаги. «Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком…» - писал Оноре де Бальзак

Бумага-исследование

_

Бумага-исследование

_

Во II веке новой эры бумага достигла Кореи. В III веке бумага «двинулась» к берегам Японии. Но настоящее развитие она получила только к 610 году, и со временем ученики превзошли китайцев - авторов изготовления бумаги. В III веке бумага проникла в Центральную Азию. В VII веке стала известна в Индии, в VIII веке - в Западной Азии. В Х веке бумага «дошла» до Африки, в XII - вступила в Европу, в XVI - ее уже знали в Америке (Мексика 1580 г.). Кустарное производство возникло позже, в XVII веке на территории США.

_ Первая бумажная мастерская построена в Самарканде арабами с помощью пленных китайцев в VII-VIII вв. Ее стали изготавливать из тряпья, хлопка. Арабы первыми применили метод растирания бумажной массы, вместо того чтобы толочь ее в ступе.

Бумага-исследование

_

Арабы пять веков сохраняли монополию на изготовление бумаги, тщательно оберегая секрет ее производства. Но все тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в этом случае. Сейчас нет свидетельств, каким образом тщательно охраняемый секрет стал известен в Западной Европе, но факт, что тайны больше не было.

_

Бумага-исследование

_

В VIII веке (751г.) когда арабы захватили Самарканд, секрет производства бумаги попал в Месопотамию, Сирию, Египет. Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию. Есть легенда о том, что один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику». У итальянцев существует другая легенда, как некий молодой монах в злости пережевал свою рубаху и выплюнул на кафель печи. Утром он заметил, что масса, приклеенная к гладкой поверхности кафеля, очень ровная и напоминает пергамент. Попробовал монах чернила на этой поверхности и увидел, что можно писать на ней. Так была открыта бумага.… Но все это из области человеческой фантазии. Легенды не совпадают с фактами, что бумага попала в Европу через Испанию и Сицилию в Италию в XIII веке. Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию, Германию, и далее в Польшу, Чехию, Из Испании - на север Франции, в Англию и Скандинавию.

_

Бумага-исследование

_

_

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент - все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимого-информации.

1.2. Как делали бумагу.

Таким же путем шло и распространение производства бумаги.

Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году - Германия, в 1494 году - Англия, в 1565 году - Россия, в 1586 году - Голландия, и в 1698 году - Швеция.

_

В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.

_

Бумага-исследование

_

Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.

_

Бумага-исследование

_

Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.

Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще - прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании - в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии - в 1499 году.

_

Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция - крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.

_

В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья - разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу - заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса - сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени ( обязательно под навесом) для воздушной сушки.

_

Бумага-исследование

_

Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.

Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Вот основные операции по изготовлению бумаги, не считая дополнительных, технологически также довольно сложных манипуляций с бумажной массой. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти.

Бумага-исследование

Бумага-исследование

Бумага-исследование

Технология бумаги за короткое время достигла значительных успехов. Уже к XII веку в Фесе вместо ступок применялись жернова, проклеивалась бумага крахмальным клейстером на основе пшеничной муки, сетки были обтянуты тонкой проволокой. Окраска бумаги в синий, красный и желтый цвета присутствует в архиве, найденном у Фаюма. Сорта бумаги также были разнообразны и отличались местом, где производились. Была изготовлена бумага для голубиной почты, т.н. «птичья». Голубиные станции имелись через каждые три обыкновенные почтовые станции, а голубь летел только от одной станции к другой. Кроме египетской бумаги, имела также значение багдадская и сирийская (дамасская) бумага.

В XI веке бумага применялась уже повсеместно. Ее стали применять даже как упаковочный материал. Назир Хосрой, приехавший из Персии и много путешествовавший по Египту, в 1035-1042 годах описывает нечто знаменательное: на старом базаре в Каире видел, как покупки заворачивают в пакеты, даже бутылки с купленным маслом упаковывают в бумагу! Это было настолько шокирующим фактом для него, что он в нескольких письмах отмечает сию роскошь и расточительство.

Врач Абдель Лятиф, тоже много путешествовавший по Египту, описывает случаи, когда феллахи и бедуины вскрывали древние могилы в поисках полотна, в которые обычно были завернуты мумии, для дальнейшей продажи ворованного материала как сырья на бумажные фабрики. Это описывалось в 1200 году.

_Бумага-исследование

_

Западная Европа к XIII-XIV веку также стала вырабатывать и употреблять много бумаги. В Голландии только к 1670 году (XVII век) изобрели роллер - измельчение бумаги при помощи валов. В Англии первую мельницу построил немец Шпильманн в 1588 году в г. Даршферд. А Франция имела бумажную мельницу в 1189 году, переняв многое от Испании.

Для технологии бумаги были сделаны важные открытия в Германии. Немцы придумали состав для смоляной проклейки бумаги. Келлер в XIX веке пришел к мысли делать бумагу из щепок, наблюдая за работой ос при строительстве своих гнезд. После многих опытов Келлер в 1845 году все-таки изготовил свою бумагу из древесных отходов. Дальнейшие разработки позволили получить бумагу из соломы, травы «альфа», и т.д.

1.3. Какая бывает бумага.

1.3.1 В полиграфической промышленности бумага разделяется на несколько основных видов:

- офисная бумага

- газетная бумага

- книжная бумага

- бумага с водяными знаками

- дизайнерская

Дизайнерская бумага бывает самых разных видов, фактур, расцветок, обладает особой текстурой. Как правило, эта бумага является самым дорогостоящим видом из всех бумаг. Она изготавливается из отборного высококачественного сырья - растительных волокон однолетних растений, дорогостоящей целлюлозы или макулатурного сырья. Дизайнерская бумага - это скорее всего эксклюзив, она необычайна красива и приятна на ощупь. Ею можно любоваться и восхищаться. Видов дизайнерской бумаги большое количество - белая и цветная, гладкая и текстурная. Она может содержать различные примеси и вкрапления. Каждый вид создает эмоциональное настроение. Поэтому так важно не ошибиться в выборе такой полиграфической продукции.

Дизайнерскую бумагу, в основном, используют для печати рекламы, эксклюзивных открыток, писем, визиток, папок, буклетов, конвертов, художественной продукции, для обложек журналов и книг, упаковки т.д.

При печати на дизайнерской бумаге следует придерживаться нескольких правил - нужно помнить, что такая бумага является уже прекрасным произведением искусства. Поэтому при работе с такой бумагой не следует перегружать ее красками и необходимо учитывать ее фактуру поверхности. Как правило, применяется в печати один или два вида краски, кроющее золото или серебро с использованием трафарета, тиснение, конгрев, фольгирование и другие виды отделки.

Самоклеящаяся бумага эта бумага состоит из 4-х основных слоев:

- поверхностного материала

- клея

- силиконового слоя

- бумаги-основы

Применяется такая бумага для ценников, ярлыков, этикеток на продукты, детских игрушек, реклам.

Для изготовления упаковочного материала применяется картон. Существуют несколько разновидностей картона - гофрокартон, мелованный, макулатурный, целлюлозный и др. Упаковочный картон - один из самых дешевых видов полиграфической продукции. Вид картона зависит от предназначения упаковки. При упаковке небольших товаров используют мелованный картон. Он отлично отвечает своим требованиям - легко вырубается, печатается на большинстве типов офсетных машин. При большом объеме товара применяется гофрокартон.

Особое место среди картонов для упаковки занимает дизайнерский картон. Его предназначение - создание элитных упаковок. Эта продукция позволяет раскрыть эстетические качества конкретного изделия. Они оригинальны, эффектны и привлекательны. Такие упаковки применяются, в основном, в парфюмерной, кондитерской и алкогольной промышленности. С такими упаковками товары приобретают роскошный лоск. Дизайнерский картон также применяется при печати эксклюзивных открыток, фирменных папок, визиток и другой художественной продукции.

1.3.2 Полиграфическая бумага:

1. Типографская бумага: Для печати в типографии применяется бумага, изготовленная из древесной целлюлозы, иногда используют бумагу, в основе которой находится древесная масса. Характеристики типографской бумаги: белый цвет, гладкая, каландрированная. Назначение - печать продукции содержащей текс и иллюстрации.

2. Офсетная бумага: Для печати офсетным способом используют бумагу массой 60-250 г/м2. Характеристики офсетной бумаги - высокое содержание целлюлозы (древесной массы), цвет белый, проклеенная, стойкость к механическим повреждениям (пониженная гигроскопичность), имеет машинную гладкость, каландрированная. Используют для печати книг имеющих как иллюстрации, так и текст.

3. Бумага для глубокой печати: Такая бумага имеет следующие характеристики - масса 60-220 г/м2, цвет белый, в своем составе содержит целлюлозу, слабо проклеенная, не пористая, имеет высокую зольность, каландрированная. Используется как для печати изданий содержащих текст и иллюстрации, так и для печати изобразительной продукции.

4. Газетная бумага: Характеристики газетной бумаги - масса 45-49 г/м2, не проклеенная, имеет машинную гладкость, в своем составе содержит древесную массу (основной компонент), также имеет низкую зольность. Способ печати - офсетный. Используется для печатания газетной продукции.

5. Мелованная бумага: Существует несколько типов мелованной бумаги, например, одно или двух кратного мелования. Один из них - тонкая мелованная бумага, имеющая массу бумага 60-70 г/м2. Используется для печати литературы, содержащей как картинки, так и текст. Способ печати - офсетный, высокая или же глубокая печать. Мелованная бумага имеет пигментированный клеевой верхний слой, который наносится на бумагу, содержащую в себе целлюлозу или древесную массу (является основой для пористой и шершавой поверхности бумаги).

6. Писчая бумага: Писчая бумага чаще всего имеет белый цвет, содержит в своем составе чистую целлюлозу, немного древесной массы, а так же целлюлозу, полученную от производства хлопка. Масса писчей бумаги составляет 45-80 г/м2, она проклеенная, имеет машинную гладкость, каландрирована. Писчую бумагу можно отнести к одной из самых распространенных и применяемых в быту. Она используется для печати бланков, школьных тетрадей и учебников, бумаг потребительских форматов, различных документов и др.

7. Ролевая бумага: Бумага ролевая для плоттеров и инженерных машин. Бумага в рулонах традиционно используется для печати на широкоформатных плоттерах на предприятиях различных сфер промышленности и в научно-исследовательских институтах. Инженерные проекты, географические карты находят свое воспроизведение на бумаге ролевой - ее высокое качество позволяет достичь максимального разрешения, точности в цветопередаче, необходимой яркости цвета и контрастности. Все чаще ролевая бумага становится незаменимым носителем информации в архитектурных мастерских при воспроизведении различных архитектурных конструкций. Плотность бумаги составляет 80 -90 гр./м2

8. Самокопирующаяся бумага: Применяется для изготовления бланков, заполняемых в нескольких экземплярах. В зависимости от необходимого количества копий разбита по «слоям», т.е. - верхний, средний и нижний слои, как правило, для удобства указанные слои набирают из различных цветовых оттенков. Это определенный сорт бумаги, позволяющий копировать оригинал без копировальной бумаги. Таким образом, копия создается под давлением письма, из-за него вскрываются микрокапсулы с краской на обратной стороне листа. После письма освободившаяся жидкость вызывает реакцию окрашивания на следующем листе с каолиновой прослойкой, вот так и получается копия. Самокопирующая бумага, в основном, предназначена для печати счетов, накладных и других бланков документов.

9. Писчая, потребительских форматов: Настоящий стандарт распространяется на писчую бумагу, предназначенную для изготовления бумажно-беловых изделий, школьных и общих тетрадей, бумаги потребительских форматов, почтовой бумаги, бланочной продукции и устанавливает требования к писчей бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.

10. Бумага для заметок: Высококачественная бумага для заметок (офсет 65 г/м2). В ассортименте блочки бумаги белого цвета и блочки, состоящие из нескольких цветов (микс), с клееным и неклеенным краем, разных размеров и количества листов. Поставляются отдельно и в пластиковых пеналах, упакованы в пленку.

11. Бумага для плоттеров: Для широкоформатной печати в различных областях производства и науки. Отличается высоким качеством и применяется для широкоформатной печати, необходимой при выполнении любых проектных работ, в том числе приложений САПР. Плоттерная бумага также используется для создания технических рисунков и при разработке ГИС (гео-информационных систем). Плоттерная бумага, изготавливаемая российскими производителями, по качеству аналогична лучшим импортным маркам, а купить бумагу для плоттера отечественного производства можно значительно дешевле. Рулонная бумага для плоттера изготавливается в рулонах различного метража, формата и веса и имеет плотность 80 г/м2.

12. Ватманская (ватман): Относится к белой высокосортной бумаге. Прежде всего, он предназначен для чертежей выполняемых карандашом или другими средствами, например, тушью, красками, чернилами и др. Особенности ватмана - его шероховатая негладкая поверхность. Это бумага ручного отлива, в основу которого входит использование уже отработанной тряпичной массы, сверху ватман проклеивается.

13. Документная бумага: Используется для изготовления денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов, паспортов, банковских чеков, почтовых марок, карточных документов и т. п. Такая бумага также имеет широкое распространение, так как она используется для печати денежных знаков, различных чеков (в том числе банковских), облигаций, акций и некоторых других официальных документов. В основе документной бумаги находятся льнопеньковые и хлопковые волокна. Характеристики данной бумаги - малая зольность, долгий срок службы, высококлееная, а так же практически не подвержена механическим воздействиям.

14. Дизайнерская бумага: Бумага разной плотности, толщины, цвета и фактуры, предназначена для воплощения различных художественных замыслов. Существует огромное количество вариантов дизайнерской бумаги, их задача - сделать процесс творчества максимально разнообразным и выразительным. Дизайнерская бумага - это бумага, созданные специально для придания эффекта эксклюзивности полиграфической продукции. Такая бумага часто имеет текстуру, различные покрытия для придания приятных тактильных свойств или, например, металлизированного или перламутрового блеска поверхности. Существует огромное множество видов дизайнерских бумаг. Такие бумаги используются прежде всего для представительской продукции - папок, бланков, конвертов, открыток и приглашений, визиток и т.п. Картон, отличаются от бумаг большей толщиной (пухлостью) и жесткостью, находит применение при изготовлении упаковки, открыток и приглашений.

15. Термобумага для факса: Такая бумага имеет теплочувствительный слой, благодаря которому бумага предельно точно окрашивается при контакте с горячей пишущей головкой.

1.3.2 Бумага из вторичного сырья.

"Рукотворная" бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, - абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности - вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай-Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу "ши", изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из-за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты-формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название "васи". Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794-1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис-пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась "усудзумигами" - из-за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2-3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована... египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги - "Manuel de papeterie" Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все-таки отличает бумагу от других писчих материалов?

Глава 2 .Применение бумаги.

2.1.Значение бумаги в жизни человека.

Бумага была первым (и остается сейчас довольно важным) фактором информационной революции. До развития бумажного производства из доступной древесной целлюлозы большая часть населения была неграмотным. Объяснялось это вовсе не одними политическими или сословными обстоятельствами. Просто письменные источники знаний - книги, документы - были далеко за пределами экономической доступности для широких кругов. Пергаментная книга стандартного формата - это целое небольшое стадо крупного рогатого скота, на выращивание которого требовалось громадное количество зерна и сена. Естественное, что в такую книгу не стали бы записывать какую-нибудь «Настольную книгу огородника» или последние сельские новости.

По сей день бумага играет значительную роль, прежде всего потому, что с бумаги куда удобнее и приятнее читать, нежели с экранов компьютеров и ноутбуков. Кроме того, бумага овладела множеством иных «профессий»: она является упаковочным материалом, из нее изготавливают обои и строительный гипсокартон, одноразовую посуду, полотенца и гигиенические салфетки… и многое, многое другое.

2.2. Свойства бумаги

Бумага, как и всякое физическое тело, характеризуется комплексом физических свойств. К ним относятся показатели структуры, молекулярно-физические, механические, оптические и другие свойства. Все это определяет реакцию бумаги на различные воздействия на нее. Знание структуры и физических свойств бумаги позволит прогнозировать ее поведение в работе с ней.

Термин «печатные свойства» бумаги -от которых зависит результат непосредственного процесса печатания, т.е. от взаимодействия бумаги, краски и печатающих элементов формы.

Печатно-технологические свойства включают в себя комплекс свойств бумаги, от которых в наибольшей степени зависит результат процесса выпуска печатного издания. Бумага участвует в различных технологических операциях производства печатного издания, результат которых определяется механическими, упругопластическими, оптическими, электрическими и гигроскопическими свойствами бумаги.

Потребительские свойства - это комплекс важных для потребителя характеристик бумаги, которые помимо визуальных параметров полиграфического издания определяются печатными свойствами бумаги, формируют стабильность размеров и формы изделия, устойчивость к загрязнению, износоустойчивость, светостойкость и многое другое.

Общепринятым является подразделение свойств бумаги на следующие группы:

1) структурно-размерные свойства - формат, толщина, плотность, гладкость, разносторонность и другие - зависят от состава по волокну, степени помола, условий изготовления на машине; структура бумаги влияет на ее прочность, пористость, анизотропию свойств и другие показатели;

2) композиционные свойства - состав по волокну, наличие наполнителей и других компонентов; изменение композиции бумаги позволяет в широких пределах варьировать ее свойства;

3) механические и упругопластические свойства - сопротивление разрыву, излому, расслаиванию, истиранию, влагопрочность и жесткость;

4) оптические свойства - цвет, белизна, лоск, оттенок, светопроницаемость, непрозрачность и др.;

5) сорбционные свойства - степень проклейки, впитывающая способность, гигроскопичность, влажность и др.;

6) химические свойства - наличие остатков кислот или щелочей, минеральных вкраплений, различных катионов и анионов;

7) электрические свойства - электрическое сопротивление, диэлектрическая проницаемость, электрическая прочность и др.;

8) печатные свойства - структура поверхности, мягкость, взаимодействие с печатными красками;

9) специальные свойства - барьерные, жиро-, паро-, газо- и водопроницаемость, влагопрочность, термостойкость и долговечность.

Перечисленные свойства бумаги в значительной степени зависят от свойств исходных волокнистых полуфабрикатов и их анатомического строения, степени и характера помола, наличия наполнителей, проклеивающих веществ и других добавок, а также от условий изготовления ее на бумагоделательной машине и ряда других факторов.

Все эти показатели имеют тесную зависимость друг от друга. Степень их влияния на оценку печатных свойств бумаги различна для различных способов печати.

2.3. Результаты исследования применения бумаги в нашем классе



Где изобрели бумагу - правильно ответили только 14 человек.



В классе о разных видах бумаги знают мало, только 7 человек назвали больше 5 видов бумаги, 10 человек назвали только бумагу для письма и бумагу для рисования и 3 человека затрудняются вообще назвать виды бумаги.



Ребята мало знают о том для чего нужна нам бумага - 14 человек говорят что бумага нужна только для письма и рисования, 5 человек считают что бумага нужна для рисования, письма и поделок и только 1 человек сказал что ему бумага нужна только для письма.



Нужна ли бумага в век компьютерных технологий большинство ребят 16 человек ответили, что бумага будет нужна всегда, 1 человек сказал, что бумага не нужна, что все можно делать на компьютере и 3 человека затруднились ответить, сказав, что бумага нужна только для рисования, а вот писать можно бы было на компьютере он и ошибки проверяет.

Глава 3. Получение бумаги в домашних условиях и ее применение.
3.1. Изготовление бумаги в домашних условиях

МЕТОД1

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Кусок марли с мелкими отверстиями
Растворимый крахмал (две чайные ложки)
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная "целлюлоза" не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся "целлюлозу" вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.


МЕТОД 2

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.


МЕТОД 3

Я его использовала для изготовления бумаги в домашних условиях.

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки.

Бумага-исследованиеБумага-исследование

Бумага-исследованиеБумага-исследование



Бумага-исследованиеБумага-исследование



Так же можно разнообразить фактуру, цвет бумаги во втором случае я использовала немного другой способ.Бумага-исследование

  1. 1. Бумага рвется на мелкие кусочки.

  2. 2.Заливается теплой водой и с помощью перемешивания принимает кашеобразное состояние.

  3. 3.На противень выкладывается марля в один слой.

  4. И выливается содержимое таза, равномерно распределяется по всей поверхности.

  5. На поверхности выкладываются камушки (могут быть палочки или что то другое) в зависимости от того какой рисунок в последствие хочется получить.

  6. Затем работа оставляется в теплом и сухом месте на 48 часов.

  7. После полного высыхания камушки убираются, марля аккуратно удаляется.



Бумага-исследованиеБумага-исследованиеБумага-исследование

Бумага-исследованиеБумага-исследованиеБумага-исследованиеБумага-исследованиеБумага-исследованиеБумага-исследование

Бумага-исследованиеБумага-исследованиеБумага-исследование

Бумага-исследование





Бумага-исследование

3.2. Применение

Таким способом можно добиться разных результатов. Из полученной бумаги можно делать открытки, поделки, обложки для книг, блокноты, или упаковывать в нее подарки. Если добавить при изготовлении эфирные мосла то бумага будет распространять приятный аромат.

Бумага-исследование

Бумага-исследование Бумага-исследованиеБумага-исследование

4. Заключение


Таким образом, цель, поставленная в самом начале, была достигнута: нами были изучены свойства бумаги, освоены два способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод их применения , мы выяснили какую роль бумага играет в жизни человека.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Таким способом можно давать вторую жизнь использованной бумаге. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется. Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.


5. Используемые источники

1. "Новая Газета" № 49 (492), 2005 год
2. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2-е, перераб. и дополненное. - Мурманск, 2002. - 32 с.
3. Бумага своими руками _ Страна Мастеров.mht

4.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. - 2-е изд., стереотип. - М.: Прогресс, 1987. - Т. 1, с. 240-241

5.История бумажного листа, № 12, 2009 год Журнал «Наука и жизнь»

6.ВЛИЯНИЕ ИСЛАМА НА СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЕВРОПУ, Уотт Монтгомери

7.Бумага для печати // Краткий справочник книголюба. - М.: Книга, 1970. - С. 262-264. - 352 с.

8.Выпускные данные // Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник : [электронное издание]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ОЛМА-Пресс, 2006.

9.Бумага писчая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

10.Мао Цзо-бэнь Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания А. Клышко. - М.: Молодая гвардия, 1959. - С. 9-20. - 160 с.

11.Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. - М., 2006, с. 287-297

12.Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002. ISBN 5-17-012785-5







ПРИЛОЖЕНИЕ











© 2010-2022