Конспект урока МХК в 11 классе на тему: Элитарная и массовая культура

Урок посвящен рассмотрению особенностей элитарной и массовой культуры на основе произведения "Адажио соль минор для струнных инструментов и органа" Т. Альбинони и вокальных версий ("Адажио" Ариана), основанных на этом произведении, а также синтезу элитарной и массовой культуры, который начинается с произведения У. Эко "Имя розы" - на уроке в качестве примера используется "Адажио" в исполнении интернациональной группы "Il Divo". Используются: беседа, сравнение, составление таблицыработа в парах, ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок МХК В 11 классе на тему: «Элитарная, и, массовая культура»

Цель: определить особенности элитарной, массовой культуры, а также культуры, синтезирующей черты массовой и элитарной, через рассмотрение «Адажио» Альбинони и версий, основанных на этом произведении.

Оборудование: проектор, надпись темы урока, записать адрес почтового ящика, записи «Адажио»: Альбинони, Ариана, Il Divo; для каждого ученика: распечатанные таблицы, кисти, краски, альбомный лист.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы продолжаем рассмотрение особенностей современной культуры.

- Скажите, а однородна ли современная культура?

- Н. А. Бердяев утверждал: «Культура иерархична». Об этой иерархии поговорим сегодня в рамках темы: «Элитарная, и, массовая культура». Запишем тему в тетради. Но я позволю себе в этом предложении нарушить нормы пунктуации и синтаксиса и сделать И однородным членом. Почему это сделала, станет ясно позже, а пока давайте определим, что же мы должны выяснить на сегодняшнем уроке.

(Определить особенности элитарной, массовой культуры; привести примеры произведений, которые относятся к той или иной культуре).

- Чтобы наш разговор основывался на конкретных примерах, предлагаю прослушать произведение, которое вам достаточно знакомо.

(Прослушивание «Адажио» Альбинони)

- Ребята, продолжаем прослушивание, но теперь ваша задача усложняется: используя 2-3 цвета, изобразите те чувства, которые вызывает у вас эта музыка.

(Обсуждение, объяснение изображенного;

прикрепление некоторых работ на доску).

- Скажите, что за произведение сейчас звучало?

- Полное название «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа», автор - Томазо Альбинони.

История создания произведения весьма запутана: оно было создано в ХVII веке не то самим Альбинони, не то его биографом Ремо Джацотто в середине ХХ века. Этого исследователи не могут выяснить до сих пор, и эта тема заслуживает отдельного разговора.

Дело в том, что это произведение получило такую популярность благодаря регулярной транскрипции на других инструментах (электрогитара (тяжелый рок) Ингви Малмстин) и используется как фоновая музыка для вокальных версий. Отрывок такой версии предлагаю вам для прослушивания.

«Адажио» Ариана

- Теперь на листе бумаги постарайтесь изобразить и это произведение.

(Обсуждение, объяснение изображенного;

прикрепление некоторых работ на доску).

- Ребята, скажите, почему же так отличаются рисунки, ведь, по сути, музыка одна и та же… Или все-таки разная? Чем отличается первое произведение от второго?

(Первое относится к элитарной культуре, второе - к массовой).

- На основе чего сделали такой вывод?

(Работа с таблицами).

Элитарная культура

Массовая культура

Понятна немногим.

Для понимания необходимы определенные знания, внимание, обдумывание, осмысление и т. д.

Автор не стремится к тому, чтобы его поняли все.

Широкий диапазон средств выразительности.

Выражение чего-то нового, не существовавшего ранее.

Цель создания произведения: самовыражение автора.

Понятна всем.

Произведения не требуют специальных знаний, особого внимания и глубокого серьезного осмысления.

Ориентировано на массу.

Унифицированность.

Стандартизированность.

Цель создания произведения: коммерческая выгода.

(Разделить доску на 2 части, кратко записывать характеристики).

- Приведите примеры произведений, относящихся либо к массовой культуре, либо к элитарной.

- А вы, ребята, в больше степени, потребители какой культуры. Какие произведения предпочитаете вы. Задачу несколько облегчим: можно отнести себя не только к массовой или элитарной культуре, но и поставить на стыке этих культур.

(При помощи магнитов ребенок определяет

свое место в современной культуре).

- Большинство поместили себя посередине. Почему?

- Синтез элитарности и массовости начинается во второй половине ХХ века с произведения У. Эко «Имя розы».

У произведения детективный сюжет, но в роман органично вписываются цитаты из элитарных произведений Хорхе Луиса Борхеса. (Стенли Кубрик)

- Какие примеры синтеза элитарной и массовой культуры вы можете привести. (Русский рок)

- Предлагаю вашему вниманию еще один видеосюжет. Его название «Адажио».

Просмотр Il Divo «Адажио»

- Какие черты элитарной культуры наблюдаем в этом произведении?

(Оперная версия, действие происходит на фоне Колизея - символ скорби, горя, но и торжественности).

- Какие черты массовой культуры наблюдаем в этом произведении?

(Это отрывок из мюзикла, мюзикл - «облегченный вариант» оперы и театра; отсутствие органа, благодаря чему возможна торжественная, наполненная надеждой концовка).

- Теперь, ребята, понятно, почему именно так записана тема нашего урока?

- Смогли мы выяснить особенности массовой культуры, элитарной культуры и пресловутого «И»?

- Дома предлагаю вам написать эссе на тему: «Синтез элитарности и массовости - положительное или отрицательное явление?» А в качестве эпиграфа предлагаю слова: «Стремиться надо к идеалу…»

Выставление оценок.

- Благодарю вас за урок. Любите искусство.

3

© 2010-2022