Рабочая программа по Мировой художественной культуре. 10 - 11 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лиственская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского р-на Республики Крым


Согласовано: Утверждено:

Зам. Директора по УВР С. Т. Степанова Директор школы Н. С. Ищук



Рабочая программа учебного предмета

«Мировая художественная культура»

для обучающихся 10 класса

на 2015/2016 учебный год

Учитель: Петрович Ю. В.

Квалификационная категория: высшая

Данная рабочая программа учебного предмета

«Мировая художественная культура» разработана

На основе программы курса «Мировая художественная

Культура» 10 - 11 кл./ Л. А. Рапацкая. - Москва,

Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 »


Программа рассмотрена на

Заседании школьного методического объединения

Протокол № от «____» «____________» 2015 г.

Руководитель _______________ (Астапова Е. П.)


2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».

Цель курса - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

  • развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

  • воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 ».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект Учебники для общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура»» отводится в 10 классе 1 час из базисного учебного плана. Таким образом, в 10 классе за год должно быть проведено 35 часов, в т. ч. 10 минут на тестирование знаний по теме урока и 25 мин. на изучение нового материала.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).

Нормативная база:

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403)



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.



Критерии оценивания учащихся 10 класса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

формы и средства контроля

Формы текущего контроля знаний, умений и навыков:

. Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также.

Презентации

доклады

участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях.

. Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие.

Технологии обучения

• Учебные книги, печатная продукция

• Компьютерные презентации.

• Аудиовизуальные средства.

• Применение информационных ресурсов Интернет.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература.

Учебники для общеобразовательных учреждений.

Мировая художественная культура. Для 10 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 10класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Дополнительная литература.

МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" / Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с.

Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с. .

Учитель - учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия "Дисциплины социально-гуманитарного цикла". Вып. 3 / Сост. Л.М. Белогурова; БелРИПКППС. - Белгород: ИПЦ "Политерра", 2008. - 188 с.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Оборудование и приборы

Компьютер; экран; мультимедийный проектор; принтер

Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма

Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.

Таблица тематического распределения количества часов


п\п

Наименование темы, разделов

Количество часов

авторская программа

рабочая программа


Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры; взгляд из России

68

35

Введение


1

1

Раздел I.Восточные художественные культуры - верность заветам предков


10

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая

Тема 4.Японская художественная культура: долгий путь средневековья

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты


2

Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции


14

Тема 6. Античность - колыбель европейской художественной культуры

Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам

Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма

Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей

Тема 10.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума


3

Раздел III. Духовно - нравственные основы русской художественной культуры


10

Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей

Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов




содержание программы

10 класс

Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры:

взгляд из России

Введение (1 час)

Восток и Запад как ориентиры мировой художественной культуры. Мировые религии. Особенности исторического облика и менталитета России. Сохранение европейской ориентации в развитии русской художественной культуры ( связи с Византией, Болгарией, Грецией, Польшей, Германией, Италией и др.). Христианские нравственные идеалы.

Раздел I. Восточные художественные культуры - верность заветам предков. (10 часов)

Тема 1. Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность

Сохранившиеся ценности художественной культуры древнего Египта. Храмы Карнака и Луксора. Египетское изобразительное искусство и музыка. «Книга мёртвых».

Тема 2. Художественная культура Древней и средневековой Индии.

Художественная культура Древней индии. Древнеиндийский эпос. Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии - буддизма. Будда Ситхартха Гаутама. Духовные откровения индийских мудрецов.

Тема 3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Философская подоплёка искусства. Учение Лао - цзы и Конфуция. Великая китайская стена. Жанры китайской живописи. Шелкография. Китайский театр и народные музыкальные инструменты.

Тема 4. Японская художественная культура: долгий путь средневековья

Нетрадиционные виды искусства: японская поэзия танк, икебана, чайная церемония. Религия Синтоизм. Храмы древней Японии.

Тема 5. Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты

«Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фирдоуси, Низами, Саади ,Омар Хайям. Образы восточных сказок. Архитектурные особенности культовых сооружений.

Раздел II. История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции. (14 часов)

Тема 6.Античность - колыбель европейской художественной культуры.

Мифологическая картина мира. Стремление к гармонии и красоте, совершенству внешних форм. Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Греческий театр. Римская художественная культура.

Тема 7. От мудрости Востока к библейским заветам.

Библия как священная религиозная книга и памятник культуры. Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. Евангельские образы в западноевропейском искусстве.

Тема 8. Средневековье и Возрождение: трудный путь гуманизма.

Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Византийские христианские традиции. Иконография. Мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио. Северное Возрождение. Рождение оперы.

Тема 9. Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей.

Художественная культура Италии и Франции XVII в. В. Шекспир. Барокко в архитектуре. Расцвет светского музыкального искусства, инструментальные сочинения А.Вивальди. Органная и клавирная музыка ( И.С.Бах, Г.Ф.Гендель). Франция - родина классицизма. Дворцово - парковые ансамбли. Версаль. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Д.Веласкес, П.Рубенс, Рембрант, «малые голландцы»).

Тема 10.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

Гуманистические идеалы просветителей. Изобразительное искусство. Классицизм в архитектуре «Венская классическая школа». Симфония и соната (В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен)

Раздел III. Духовно - нравственные основы русской художественной культуры.

(10 часов)

Тема 11. Величие русской средневековой художественной культуры: приоритет духовных ценностей.

Древнейшие памятники культуры язычества Руси. Музыкальное искусство и литература Киевской Руси. Иконописные шедевры. Художественный образ древних городов. Новгородская живопись и музыкальное искусство. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в. Музыка и изобразительное искусство XVII в. Разделение искусства на светское и духовное.

Тема 12. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Писатели первой половины XIX века. Вокальные жанры. Становление инструментальной музыки. Развитие театрального искусства. Портретная живопись (И.П.Аргунов, А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий). Памятник Петру Великому Э.-М.Фальконе. Идеалы зодчества (В.В.Растрелли, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков).


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс (35 часов. 1 час в неделю)

№ УРОКА

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

тЕМА УРОКА ПО ПРОГРАММЕ

КОЛИЧ.

ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

п

ф

п

ф


Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)

1

04.09

Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

1

2

11.09

Египетское изобразительное искусство и музыка.

1

3

18.09

Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

1

4

25.09

Храмовое зодчество Индии.

1

5

02.10

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений.

1

6

09.10

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

1

7

16.10

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой.

1

8

23.10

Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.

1

9

08.11

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.

1

10

13.11

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

1


Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч)

11

20.11

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры .

1

12

27.11

Римская художественная культура.

13

04.12

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

1

14

11.12

Новый Завет.

1

15

18.12

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности.

1

16

25.12

«Пламенеющая готика» европейских соборов.

1

17

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.

1

18

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

1

19

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке.

1

20

Художественная культура Франции.

1

21

Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей.

1

22

Художественная культура Италии и Франции XVII в.

1

23

Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума .

1

24

«Венская классическая школа».

1


Раздел III.Духовно - нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X - XVIII вв.) (10 ч)

25

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства.

1

26

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси.

1

27

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты.

1

28

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

1

29

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля.

1

30

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.

1

31

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров.

1

32

Музыка и изобразительное искусство XVII в.

1

33

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

1

34

Итоговый урок

1








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лиственская средняя общеобразовательная школа»

Нижнегорского р-на Республики Крым


Согласовано: Утверждено:

Зам. Директора по УВР С. Т. Степанова Директор школы Н. С. Ищук



Рабочая программа учебного предмета

«Мировая художественная культура»

для обучающихся 11 класса

на 2015/2016 учебный год

Учитель: Петрович Ю. В.

Квалификационная категория: высшая

Данная рабочая программа учебного предмета

«Мировая художественная культура» разработана

На основе программы курса «Мировая художественная

Культура» 10 - 11 кл./ Л. А. Рапацкая. - Москва,

Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 »


Программа рассмотрена на

Заседании школьного методического объединения

Протокол № от «____» «____________» 2015 г.

Руководитель _______________ (Астапова Е. П)


2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по мировой художественной культуре.

Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования и рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).

В рамках изучения предмета используется следующий учебно - методический комплект:

1. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

2. МХК. 10 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс.»/ Сост. А.В.Хорошенкова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010/.

3. Электронное средство учебного назначения, разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003).

4.Учебное электронное издание по курсу «Культурология» (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003)

Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Данная рабочая программа изучения курса «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе Программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 ».

Цель курса - на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественном культуры в контексте мирового культурного процесса.

Задачи курса:

развивать умение раскрыть мировую художественную культуру как феномен человеческой деятельности; анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

формировать у учащихся представление и знания об истоках и основных этапах развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями зарубежной художественной культуры Востока и Запада; роли и месте русской национальной культуры современности.

воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении духовно-нравственный ценностей мировой культуры и осознанному формированию собственной культурной среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу. Содержание полностью соответствует программе курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005 ».. Изменения не внесены.

Учебно-методический комплект Учебники для общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура. Для 10 классов. Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2005. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Нормативная база:

1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).

2. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).

3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403)



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ (11 класс)

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также.

Презентации

доклады

участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие.

Технологии обучения

• Учебные книги, печатная продукция

• Компьютерные презентации.

• Аудиовизуальные средства.

• Применение информационных ресурсов Интернет.



Критерии оценивания учащихся 11 класса

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Оборудование и приборы

Ноутбук; экран; мультимедийный проектор; принтер.

Слайды: Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима. Искусство Византии. Романская архитектура и скульптура. Искусство готики. Культура Древней Руси. Средневековое искусство мусульманского мира. Культура древнего и средневекового Китая. Искусство Японии. Культура Возрождения. Искусство Барокко. Искусство Классицизма

Аудиозаписи и фонохрестоматии, фрагменты музыкальных произведений.

CD-диски: 1. «Шедевры русской живописи». 2. «Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство Западной Европы».

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ



п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

авторская

программа

рабочая

программа

Художественная культура мира XIX-XX вв.: взгляд из России

68

35

1

Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX- начала XX в.

8

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Тема 3. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)

Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX - начала XX в.

2

Раздел II. Художественная культура России XIX- начала XX в.

10

Тема 5. Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. - фундамент национальной классики

Тема 6. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

Тема 7. «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма

Тема 8. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Тема 9. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное

3

Раздел III. Европа и Америка: художественная культура XX в.

8

Тема 10. Полюсы добра и зла: литературная классика XX в.

Тема 11. Музыкальное искусство в нотах и без нот

Тема 12. Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость

Тема 13. Художественная культура Америки: обаяние молодости.

4

Раздел IV. Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

8

Тема 14. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

Тема 15. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.

Тема 16. «Русская тема» в советском искусстве

Тема 17. Противоречия в отечественной художественной культуры последних десятилетий XX в.

5

Итоговое занятие

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 класс

Художественная культура мира XIX-XX вв.: взгляд из России

Раздел I. Основные течения в европейской художественной культуре XIX- начала XX в. (8 час)

Тема 1.Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

Романтизм как многогранное направление в развитии европейской художественной культуры в XIX в. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов. Романтизм в художественной культуре Франции XIX века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

Расцвет романтизма в музыке и изобразительном искусстве. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Великие композиторы восточных земель Европы.

Тема 2. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

Рождение импрессионизма во французской живописи. Новое понимание цвета, света, пространства на полотне. Сообщение о творчестве Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара.
Изобразительное начало в музыкальных образах. Творчество К Дебюсси, М. Ровеля. Влияние русской музыкальной классики.

Тема 3. Действительность сквозь призму страха и пессимизма (экспрессионизм)

Импрессионизм как одно из ведущих стилевых направление европейской культуры.

Изменение трактовки «вечных тем» в европейском искусстве. Экспрессионизм в музыкальном искусстве, его предтечи.

Тема 4. Мир реальности и мир «новой реальности»: традиционные и нетрадиционные течения в искусстве конца XIX - начала XX в.

Символизм как философская «сверхидея». Влияние символизма на многие стилевые направления и художественные течения. Развитие многожанровой литературы с традиционной художественной образностью. Творчество Р.Роллана, Дж.Р.Киплинга.

Эстетические и инженерные новации в архитектуре.

Изобразительное искусство в поисках радикального обновления средств выразительности. Творчество П.Сезанна, В.ван Гога, П.Гогена. Фовизм в изобразительном искусстве французских мастеров.Кубизм как принципиально новое направление в живописи и скульптуре. Творчество П.Пикассо.

Раздел II. Художественная культура России XIX- начала XX в. (10 час)

Тема 5. Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в. - фундамент национальной классики

Сопротивление идеологии крепостнического устройства России, усиление свободомыслия, идеи декабристов. Характерное сочетание классицизма с новыми романтическими и реалистическими идеалами.

А.С. Пушкин, его роль в развитии русской художественной культуры. Мировое значение поэзии Пушкина.

М.И.Глинка, его роль в становлении основных эстетических принципов русского музыкального классического искусства.

Завершение этапа классицизма в русской архитектуре. Проекты А.Н. Воронихина, А.Д.Захарова. Творчество К.И.Росси.

Рассвет классического романса. Становление идей критического реализма в изобразительном искусстве. Творчество П.А.Тропинина.

Тема 6. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа

Отмена крепостного права и его культурные последствия. Литература как ценностное ядро русской художественной культуры.

Русское музыкальное искусство. «Могучая кучка». Поэтическое восприятие народной жизни в музыке Н.А.римского-Корсакова. Гуманистические идеалы П.И.Чайковского.

Просветительский характер живописи передвижников.

Тема 7. «Переоценка ценностей» в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма

Стремительное развитие нетрадиционных художественных течений и направлений. Символизм в литературе и живописи. Эмоциональное звучание полотен М.А.Врубеля. Попытка преодолеть грань между живописью и музыкой. М.К.Чюрлёнис.

Философия музыки и музыка философии. А.Н.Скрябин. Рождение в творчестве композитора цветомузыки.

Тема 8. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века».

Творческое объединение «Бубновый валет».

Футуризм в литературе. Влияние футуризма на поэзию Б.Л. Пастернака, В.В. Маяковского, В. Хлебникова, музыку С.С. Прокофьева.

Тема 9. Неоклассицизм и поздний романтизм: общее и различное

Акмеизм в поэзии. Творчество Н.С.Гумилёва, А.А.Цветаевой.

Новое в русской архитектуре. Стиль модерн. Творчество Ф.О. Шехтеля.

«Русские сезоны» в Париже. Воплощение идеи синтетического балета.

Развитие музыкального искусства. Духовная насыщенность и национальная характерность музыки С.В. Рохманинова.

Раздел III Европа и Америка: художественная культура XX в. (8 час)

Тема 10. Полюсы добра и зла: литературная классика XX в.

Преемственность и новаторство в литературе XX в.

Светлые духовные идеалы, их воплощение в жанре сказки. А.де Сент-Экзюпери.

Расцвет научно - фантастической литературы. Жанр детектива (Ж. Сименон, А. Кристи) - воплощение представлений о справедливости и победы добра над злом.

Тема 11. Музыкальное искусство в нотах и без нот

Национальные композиторские школы в XX в.

Рождение новых направлений в музыкальном искусстве. Электронная музыка. Электроинструменты и новые тембры.

Тема 12. Театр и киноискусство XX в.: культурная дополняемость

Освобождение театрального искусства от многовековых традиций. Поиск новых форм общения с аудиторией.

Эволюция киноискусства. Национальные школы кинематографа.

Тема 13. Художественная культура Америки: обаяние молодости

Художественная культура стран американского континента. Полиэтнический характер традиций. Американская литературная классика, её истоки.

Афроамериканский фольклор как почва для развития самобытности в музыке.

Своеобразие художественной культуры латинской Америки. Праздники, карнавалы,танцевальные марафоны, фестивали. Бразильская классическая музыка.

Раздел IV Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам (8 час)

Тема 14. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры

Общественные потрясения и ломка духовно-нравственных устоев культурной жизни России. Идеология большевизма. Атеизм и варварское разрушение народной культуры.

Политизация изобразительного искусства. Планетарные идеи в творчестве К.С.Петрова - Водкина.

Героизм «трудовых будней». Историко- революционные кинофильмы.

Оптимистический пафос «массовой песни».

Тема 15. Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в.

Обращение поэзии военных лет к традиционным формам. Кинематография военных лет. Образы великого противостояния в кинофильмах. Песни и кинематография военных лет.

Образы войны и победы в музыке послевоенных десятилетий.

Тема 16. «Русская тема» в советском искусстве

Столкновение оптимистических настроений с политическим режимом сталинской системы. Истоки возвращения «исторической памяти».

Авторская песня. Б.Ш.Окуджава. В.С.Высоцкий.

«Деревенская тема» в русской литературе. Творческое наследие В.М.Шукшина.

Тема 17. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX в.

Диссидентское движение в период «отката оттепели». Деятельность литературных журналов.

Роль театра. Киноискусство.

Перестройка 80-х годов. Усиление критических оценок социальной действительности.

Массовые музыкальные жанры. Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию.

Возвращение к истокам традиционных духовно - нравственных ценностей.



  1. Требования к уровню подготовки учащихся:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе "языки" разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;

  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

  • попыток самостоятельного художественного творчества.



  1. Список используемой учебно-методической литературы:

  1. Программа курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы. Л.А.Рапацкая.- М. : ВЛАДОС, 2010.

  2. Мировая художественная культура. Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений. Л.А.Рапацкая - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.

  3. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. - М.: ООО «Фирма МХК», 2002.

  4. Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  5. Мировая художественная культура.10-11 классы: дополнительные материалы к урокам. О.Е. Наделяева. - Волгоград: Учитель, 2011.

Средства обучения:

  • Фонохрестоматии музыкального материала.

  • Репродукции картин.

  • Мультимедийные презентации.

  • Электронные учебники «МХК», «История искусств».







календарно - тематическое планирование

11 класс ( 35 часов. 1 час в неделю)

№ УРОКА

дАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

тЕМА УРОКА ПО ПРОГРАММЕ

КОЛИЧ.

ЧАСОВ

ПРИМЕЧАНИЕ

П

Ф

П

Ф

1

03.09

Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.

1

2

10.09

Романтизм в художественной культуре Франции 19 века.

1

3

17.09

Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

1

4

01.10

Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.

1

5

08.10

Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

1

6

15.10

Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

1

7

22.10

Импрессионизм в музыкальном искусстве.

1

8

27.10

Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.

1

9

05.11

Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков.

1

10

12.11

Эстетика символизма.

1

11

19.11

Эстетика постимпрессионизма.

1

12

26.11

Новые направления в живописи и скульптуре.

1

13

03.12

Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.

1

14

10.12

Изобразительное искусство и архитектура первой половины 19 века.

1

15

17.12

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

1

16

24.12

Развитие отечественной живописи в пореформенный период.

1

17

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебрянного века»: открытие символизма.

1

18

Символизм в русской живописи.

1

19

Тема 9.Эстетика эксперемента и ранний русский авангард.

1

20

«Русский футуризм».

1

21

Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм.

1

22

Художественное обьедмнение «Мир искусств»

1

23

Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.

1

24

Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот.

1

25

Музыкальный авангард»20 века.

1

26

Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость.

1

27

Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости.

1

28

Искусство Латинской Америки.

1

29

Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.

1

30

Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.

1

31

Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».

1

32

Развитие живописи и музыки в 60-е годы.

1

33

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.

1

34

Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия.

1

35

Итоговый урок

1





© 2010-2022