Осень в произведениях художников и композиторов

Этот интегрированный урок проведен в 1 классе.   В чем необычность нашего занятия? Можно ли выразить с помощью различных видов искусства - живописи, поэзии, музыки - одну и ту же тему? В предложенном уроке рассматривается взаимопроникновение музыки и ИЗО   Урок организован таким образ, что его ведут два учителя (по ИЗО и по музыке). Урок является обобщением и Закрепление предыдущих уроков по этим предметам. Интегрированные уроки повышают Мотивация, формируют познавательные интерес к искусстве.  ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАНОГО УРОКА
по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1 класс

Преподаватели : Егиазарян И.В. И Михеева Е.О.

Тема урока : « Осень в произведениях художников и композиторов»

Тип урока : Урок обобщения и систематизации .

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств - музыки и живописи .. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства..

Задачи

Воспитательные :

  • обогатить духовный мир учащихся.

  • Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.

Обучающие :

  • Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.

  • Отразить , посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;

  • Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.

  • Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи.

Развивающие ::

  • Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;

  • Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;

  • Учить вокально-хоровому пению и игре на народных инструментах .

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.

  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности



Демонстрационный материал

  1. Слайды : 1.Портрет П.И.Чайковского

2.Картины: И.Левитана, В.Ван Гога ,

К.Корсовина, К.Моне , Б.Кустодиева

2 .Рисунки детей на тему «Осенние месяцы»

3.Музыкальные произведения :

  • П.И.Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик»

  • П.И.Чайковский «Времена года» : «Сентябрь. Охота.»

«Октябрь. Осенняя песня.» , «Ноябрь .На тройке»

  • П.И. Чайковский « Грустная песня»

  • Р.н. песня « Во поле береза стояла»

Оборудование:

  • Проектор

  • Экран

  • Мольберты

  • Доска

  • Музыкальные инструменты : синтезатор , народные инструменты

  • Костюмы : «осень» , «березка» .







ХОД УРОКА

I.Вход в класс

Дети входят в класс под марш П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» Садятся группами за столы , расставленные так , что середина класса свободна. .На экране 1 слайд с портретом композитора.

II.Орг. момент

/Учитель музыки/

- Ребята , у нас сегодня необычный урок музыки . Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем о том как композиторы и художники в своих произведениях изображают природу.. Помогут вам в этом те знания , которые вы уже получили на предыдущих уроках музыки и изобразительного искусства. Мы будем говорить о том что объединяет произведения музыкантов и художников , будем рисовать , слушать музыку , петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

III. Основная часть .

1. / Учитель музыки /

- Ребята , посмотрите: на экран. Кто приветствует вас на сегодняшнем уроке ? ( - П.И.Чайковский )

- А узнали ли вы музыку , под которую вы входили в класс? ( - Марш из балета «Щелкунчик» )

- А кто автор этого марша ? ( - П.И.Чайковский )

- Скажите , какие произведения этого композитора вы еще знаете.

( Дети называют композиции из цикла «Времена года» : «Сентябрь . Охота.» , «Октябрь. Осенняя песня» , «Ноябрь. На тройке.»

- А каким словом можно объединить все эти произведения ?

( - Cловом «осень» )

2.

Звучит « Грустная песня» П.И, Чайковского. Открывается дверь и в класс входит Осень (девочка . одетая в костюм художницы - осени ). На экране картина И.Левитана «Золотая осень»

/ Осень / - Здравствуйте . ребята! Я услышала , что вы обо мне вспомнили и решила зайти к вам в гости .У вас такая интересная беседа! Вы говорили о композиторах и художниках. Я сама очень люблю рисовать ! А ведь среди них у меня много знакомых. Мои друзья художники очень часто рисовали меня.. А знаете ли вы какие-нибудь картины на которых нарисована природа ? И как они называются ? (- Пейзаж) . Кто-нибудь из вас знает эти , картины ? ( Указывает на экран ). Дети отвечают .

/ На экране сменяются слайды с картинами известных художников )

/ Учитель ИЗО/ По ходу смены слайдов учитель спрашивает детей какое настроение у этих картин и почему они так считают . Делается акцент на цветовую палитру .

/ Осень / - Ребята , вы много знаете о картинах и знаете художников . Молодцы! А вот умеете ли вы сами рисовать ? ( Дети показывают рисунки с изображением осенней природы , выполненные ими на предыдущих уроках) Да вы настоящие художники !!! Мне нужны помощники чтобы нарисовать палитры осенних месяцев . У меня есть и кисти и краски .

( Раздает принадлежности ребятам )

/ Учитель ИЗО/ - Прежде чем рисовать давайте вспомним осенние месяцы . ( Дети называют)

3.Работа по группам Выбираются группы , рисующие палитры сентября, октября , ноября. Осень раздает детям краски и кисти ..Дети начинают рисовать ( тихонечко обсуждая какие выбрать краски для данного месяца , какие краски смешать для получения нужных оттенков ) /

/Учитель музыки / - Пока помощники Осени рисуют , я предлагаю вам поиграть в «Музыкальную шкатулку»: послушать уже известные вам произведения и назвать их.

Прослушав «Осеннюю песню» , «Охоту» , « На тройке» детям предлагается обсудит настроение этих мелодий . ( После угадывания мелодии на экране появляется слайд с соответствующей иллюстрацией , подтверждающий правильный ответ)

/ Учитель ИЗО / - Давайте посмотрим , что же получилось у помощников Осени .Ребята , как вы считаете. Соответствуют ли палитры осенним месяцам ? ( Ответы детей)

Осень восхищается работами детей и вывешивает их на мольберты.

4.Знакомство с новым произведением

/ Учитель музыки / - Ребята , вы наверное заметили , что Осень пришла к нам с новым , незнакомым вам произведением ? Давайте послушаем его еще раз . Эта мелодия написана тоже П. И. Чайковским .

Обращаясь к осени : «Почему же Осень пришла к нам под эту музыку ?»

/ Осень / - Все очень просто : Петр Ильич написал эту мелодию осенью , когда в его саду с деревьев опадали листья .

/ Учитель музыки/ - А какое настроение у этого произведения ? Почему вы так считаете ? ( Ответы детей) Да , действительно эта музыка грустная .А это произведение так и называется «Грустная песня» . Композитору было грустно смотреть на опадающие листья , было жаль уходящего лета.

Вслушайтесь в эту замечательную мелодию.

IV,Подведение итога урока

/ Учитель ИЗО /

- Ребята , сегодня на уроке мы обсуждали с вами настроение музыкальных произведений и картин . Как вы думаете что вдохновляло и художников и композиторов на создание этих произведений ? (-Красота природы)

А при помощи чего передают настроение художники и композиторы ? ( Одни при помощи красок и оттенков , другие при помощи звуков и нот ) . А что общего между их произведениями ? (Нужно подвести детей к ответу , что и те и другие хотят сказать нам . что природа красива всегда , ведь мы получаем удовольствие глядя на картины и слушая музыку )

И музыканты и художники учат нас уметь замечать красоту , которая окружает нас каждый день .

V. Заключительная часть .

/ Учитель музыки /

- Ребята , но все таки осень не такая уж грустная пора . Осень ,ведь, так радует нас своими разноцветными красками ! Давайте для нее мы исполним вашу любимую русскую народную песню « Во поле береза стояла».

Дети берут инструменты , выходят из-за парт и встают полукругом .Девочка в костюме Березки встает в центр , остальные встают в хоровод вокруг нее . Осень тоже приглашается в хоровод .

Учитель играет на фортепьяно , дети поют , подыгрывают на народных инструментах и водят хоровод.

/ Учитель ИЗО /

- Большое спасибо всем за то что хорошо работали на уроке , спасибо Осени , что зашла к нам на прощание и ждем ее на следующий год с ее красками и мелодиями.

Все за Осенью выходят из класса под музыку П.И.Чайковского « Ноябрь . На тройке.»


© 2010-2022