- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Осень в произведениях художников и композиторов
Осень в произведениях художников и композиторов
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вахрушева И.В. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАНОГО УРОКА
по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1 класс
Преподаватели : Егиазарян И.В. И Михеева Е.О.
Тема урока : « Осень в произведениях художников и композиторов»
Тип урока : Урок обобщения и систематизации .
Цель урока
Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств - музыки и живописи .. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства..
Задачи
Воспитательные :
-
обогатить духовный мир учащихся.
-
Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.
Обучающие :
-
Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.
-
Отразить , посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;
-
Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.
-
Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи.
Развивающие ::
-
Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;
-
Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
-
Учить вокально-хоровому пению и игре на народных инструментах .
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
-
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
-
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
-
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
-
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
-
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
-
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
-
развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
-
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
-
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
-
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
-
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности
Демонстрационный материал
-
Слайды : 1.Портрет П.И.Чайковского
2.Картины: И.Левитана, В.Ван Гога ,
К.Корсовина, К.Моне , Б.Кустодиева
2 .Рисунки детей на тему «Осенние месяцы»
3.Музыкальные произведения :
-
П.И.Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик»
-
П.И.Чайковский «Времена года» : «Сентябрь. Охота.»
«Октябрь. Осенняя песня.» , «Ноябрь .На тройке»
-
П.И. Чайковский « Грустная песня»
-
Р.н. песня « Во поле береза стояла»
Оборудование:
-
Проектор
-
Экран
-
Мольберты
-
Доска
-
Музыкальные инструменты : синтезатор , народные инструменты
-
Костюмы : «осень» , «березка» .
ХОД УРОКА
I.Вход в класс
Дети входят в класс под марш П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» Садятся группами за столы , расставленные так , что середина класса свободна. .На экране 1 слайд с портретом композитора.
II.Орг. момент
/Учитель музыки/
- Ребята , у нас сегодня необычный урок музыки . Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем о том как композиторы и художники в своих произведениях изображают природу.. Помогут вам в этом те знания , которые вы уже получили на предыдущих уроках музыки и изобразительного искусства. Мы будем говорить о том что объединяет произведения музыкантов и художников , будем рисовать , слушать музыку , петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.
III. Основная часть .
1. / Учитель музыки /
- Ребята , посмотрите: на экран. Кто приветствует вас на сегодняшнем уроке ? ( - П.И.Чайковский )
- А узнали ли вы музыку , под которую вы входили в класс? ( - Марш из балета «Щелкунчик» )
- А кто автор этого марша ? ( - П.И.Чайковский )
- Скажите , какие произведения этого композитора вы еще знаете.
( Дети называют композиции из цикла «Времена года» : «Сентябрь . Охота.» , «Октябрь. Осенняя песня» , «Ноябрь. На тройке.»
- А каким словом можно объединить все эти произведения ?
( - Cловом «осень» )
2.
Звучит « Грустная песня» П.И, Чайковского. Открывается дверь и в класс входит Осень (девочка . одетая в костюм художницы - осени ). На экране картина И.Левитана «Золотая осень»
/ Осень / - Здравствуйте . ребята! Я услышала , что вы обо мне вспомнили и решила зайти к вам в гости .У вас такая интересная беседа! Вы говорили о композиторах и художниках. Я сама очень люблю рисовать ! А ведь среди них у меня много знакомых. Мои друзья художники очень часто рисовали меня.. А знаете ли вы какие-нибудь картины на которых нарисована природа ? И как они называются ? (- Пейзаж) . Кто-нибудь из вас знает эти , картины ? ( Указывает на экран ). Дети отвечают .
/ На экране сменяются слайды с картинами известных художников )
/ Учитель ИЗО/ По ходу смены слайдов учитель спрашивает детей какое настроение у этих картин и почему они так считают . Делается акцент на цветовую палитру .
/ Осень / - Ребята , вы много знаете о картинах и знаете художников . Молодцы! А вот умеете ли вы сами рисовать ? ( Дети показывают рисунки с изображением осенней природы , выполненные ими на предыдущих уроках) Да вы настоящие художники !!! Мне нужны помощники чтобы нарисовать палитры осенних месяцев . У меня есть и кисти и краски .
( Раздает принадлежности ребятам )
/ Учитель ИЗО/ - Прежде чем рисовать давайте вспомним осенние месяцы . ( Дети называют)
3.Работа по группам Выбираются группы , рисующие палитры сентября, октября , ноября. Осень раздает детям краски и кисти ..Дети начинают рисовать ( тихонечко обсуждая какие выбрать краски для данного месяца , какие краски смешать для получения нужных оттенков ) /
/Учитель музыки / - Пока помощники Осени рисуют , я предлагаю вам поиграть в «Музыкальную шкатулку»: послушать уже известные вам произведения и назвать их.
Прослушав «Осеннюю песню» , «Охоту» , « На тройке» детям предлагается обсудит настроение этих мелодий . ( После угадывания мелодии на экране появляется слайд с соответствующей иллюстрацией , подтверждающий правильный ответ)
/ Учитель ИЗО / - Давайте посмотрим , что же получилось у помощников Осени .Ребята , как вы считаете. Соответствуют ли палитры осенним месяцам ? ( Ответы детей)
Осень восхищается работами детей и вывешивает их на мольберты.
4.Знакомство с новым произведением
/ Учитель музыки / - Ребята , вы наверное заметили , что Осень пришла к нам с новым , незнакомым вам произведением ? Давайте послушаем его еще раз . Эта мелодия написана тоже П. И. Чайковским .
Обращаясь к осени : «Почему же Осень пришла к нам под эту музыку ?»
/ Осень / - Все очень просто : Петр Ильич написал эту мелодию осенью , когда в его саду с деревьев опадали листья .
/ Учитель музыки/ - А какое настроение у этого произведения ? Почему вы так считаете ? ( Ответы детей) Да , действительно эта музыка грустная .А это произведение так и называется «Грустная песня» . Композитору было грустно смотреть на опадающие листья , было жаль уходящего лета.
Вслушайтесь в эту замечательную мелодию.
IV,Подведение итога урока
/ Учитель ИЗО /
- Ребята , сегодня на уроке мы обсуждали с вами настроение музыкальных произведений и картин . Как вы думаете что вдохновляло и художников и композиторов на создание этих произведений ? (-Красота природы)
А при помощи чего передают настроение художники и композиторы ? ( Одни при помощи красок и оттенков , другие при помощи звуков и нот ) . А что общего между их произведениями ? (Нужно подвести детей к ответу , что и те и другие хотят сказать нам . что природа красива всегда , ведь мы получаем удовольствие глядя на картины и слушая музыку )
И музыканты и художники учат нас уметь замечать красоту , которая окружает нас каждый день .
V. Заключительная часть .
/ Учитель музыки /
- Ребята , но все таки осень не такая уж грустная пора . Осень ,ведь, так радует нас своими разноцветными красками ! Давайте для нее мы исполним вашу любимую русскую народную песню « Во поле береза стояла».
Дети берут инструменты , выходят из-за парт и встают полукругом .Девочка в костюме Березки встает в центр , остальные встают в хоровод вокруг нее . Осень тоже приглашается в хоровод .
Учитель играет на фортепьяно , дети поют , подыгрывают на народных инструментах и водят хоровод.
/ Учитель ИЗО /
- Большое спасибо всем за то что хорошо работали на уроке , спасибо Осени , что зашла к нам на прощание и ждем ее на следующий год с ее красками и мелодиями.
Все за Осенью выходят из класса под музыку П.И.Чайковского « Ноябрь . На тройке.»