Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 6

№ урока по теме: третий урок 2 четверти (2 урок по теме «Натюрморт»)

Тип урока: комбинированный

Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Форма урока:

УУД

Личностные УУД:

- осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Познавательные УУД:

- общеучебные универсальные действия:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

- умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

- знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

- выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

- конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:
- умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель-ученик; ученик-ученик.
- умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Оборудование:

Для учителя:

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ресурсы сети Интернет): Презентация в POWER POINT, универсальные (компьютер, проектор, экран).

Авторские презентации: «Понятие формы». Муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага, карандаш, стирательная резинка.

Для учащихся: бумага для рисования, карандаш, стирательная резинка, рамки для кадрирования.

Интернет ссылки к презентации «Понятие формы».

lenart.su/product_1197.html -Геометрические тела.

matematiku.com/umeniya-razlichat-i-nazyvat-osnovnye-geometricheskie-figury - Основные геометрические фигуры.

shedevrs.ru/osnovi-risunka/534-risovanie-gipsovoi-vazi.html - Конструкция гипсовой вазы.

stereometry.ucoz.ru/index/stereometrija/0-4 - Конус

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (3мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Приветствие гостей

- Ребята, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Нам очень приятно Вас видеть!

- Проверьте свою готовность, настройтесь на урок.

- Садитесь.

Вам понадобятся следующие материалы: (На партах: альбом для рисования, карандаш, стирательная резинка, рамки для кадрирования)

Стоя приветствуют гостей, учителя.

Настраиваются на урок, садятся.

Самооценка готовности к уроку


Регулятивные: планирование подготовки принадлежностей к уроку

Повторение пройденного материала (2 мин.)

Актуализировать знания о натюрморте

Авторская презентация: «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

Ребята, давайте вспомним и повторим то, что мы изучали на прошлом уроке, проведём экспресс викторину мой вопрос-ваш ответ.

Художники во все времена любили изображать что-то необычное, фантастическое. Но!

1 Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что всё же художники изображали чаще всего?

2 Ребята, а если художник, вещи и предметы организует композиционно в единую группу то, как мы это назовём?

3 Дайте пожалуйста определение понятия натюрморт.

Ответы учеников на вопросы.

1 ответ: Чаще всего художники изображали окружающие вещи, предметы быта.

2 ответ: Натюрморт.

Композиция из неодушевленных предметов.

3 ответ: Натюрморт «мёртвая натура» - жанр изобразительного искусства, изображающий окружающие человека вещи, композиционно организованные в одну группу.

Познавательные:

Систематизация знаний о натюрморте.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Актуализировать знания о теме четверти.

Игра «Ассоциативный ряд»

А сейчас, ребята, перед вами ассоциативный ряд из следующих слов: предметы, окружающий мир, объём, геометрические тела, многообразие, изменчивость, вещи. Слайд 1

Пожалуйста, обсудите какое слово или понятие может иметь такие ассоциации? Если вы сможете догадаться о чём идёт речь, вы определите понятие, которое будет являться целью изучения на нашем сегодняшнем уроке.

Правильно, знакомство с понятием «Форма».

Ну, а тема урока звучит так «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира». Слайд 2

Посмотрите на окружающие вас предметы, они все разные, не похожие друг на друга, но в них можно найти что- то, что их объединяет. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, мы можем обнаружить, что в основе любой созданной природой или руками человека форм лежат элементарные геометрические фигуры или тела.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какая цель нашего урока.

Слайд3

Цель урока: исследовать окружающие нас предметы.

Вопрос: Представьте, художник задумал нарисовать натюрморт с натуры, поставил предметы и… как вы думаете что он должен изучить прежде чем передать внешнюю форму предмета?

Вопрос: Как вы думаете форму любого предмета окружающего мира мы можем сравнить с геометрическими телами?

Научиться видеть внутреннюю структуру предметов, простейших геометрических тел.


Называют тему урока.

Ответ: «Форма».


Определяют цель урока.


Ответ: Определить, что общего и чем отличаются друг от друга окружающие нас предметы.

Ответы учащихся: внутреннюю структуру предметов

Ответы учащихся: да, конечно.

Познавательные: наблюдательность в определении темы урока.



Регулятивные: определение цели урока и удержание цели на протяжении всего урока.

Изложение нового материала.

(7 мин)








Метапредметные результаты:
умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
Предметные результаты:

- умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Личностные результаты:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ

Предметные:

конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Для начала мы уясним себе, что такое форма.

Форма- внешний вид, контуры предмета, очертание.

Слайд 4

1.Вопрос: Посмотрите, какие геометрические фигуры вы видите на этом слайде. Назовите их.

2 Вопрос: В чем их отличие?

3 Вопрос: Это простые предметы или сложные?

4 Вопрос: А можно из них сделать сложный предмет? И как это сделать?

Вопрос: Ребята, а какие геометрические тела вы знаете? Слайд 5

Внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его ещё и объёмным.

Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию. Слайд6

Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

Называют основные геометрические фигуры:

1 Ответ: Круг, треугольник, прямоугольник…

2 Ответ: Имеют разную форму.

3 Ответ: Простые.

4 Ответ: Можно.

Соединить их вместе.

Ответ: шар, куб, цилиндр, пирамида.




Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;


Регулятивные: планировать свою деятельность согласно поставленной задаче.

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения.

Практическая работа.

Анализ постановки

Встаньте, подойдите к постановке рассмотрите ее!

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит.

Если мысленно расчленить форму вазы, то можно представить, что … что горло и основание это

… а основная часть сосуда состоит

… верхняя часть горлышка

Композиция

Слайд 7

Вопрос Как вы думаете, на какой таблице рисунок построен правильно? Почему вы так думаете?

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.


Кадрирование

Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). Слайд 8,9

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно).

- Держите в левой руке один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.

-Как должен быть расположен альбом , вертикально или горизонтально?

Построение рисунка

Итак приступим. Делаем всё вместе со мной - не спешим, и не отстаём.

- Возьмите в руки простые карандаши правильно, и (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши предметы Слайд 10

-Затем намечается нижний край яблока.

-Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже вазы?

- Намечаем нижний край вазы.

-Какое яблоко по форме?

- Правильно. А круг хорошо вписывается в квадрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квадрат, и внутрь него вписываем круг.

-Вытяните руку с карандашом и посмотрите сколько раз умещается яблоко по высоте в вазе, а в ширине.

-Общая форма вазы. В какую фигуру она вписывается?

-Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем начинаем строить вазу.

-Мы уже определились что у вазы горлышко и основание имеют форму цилиндра, а основная часть это шар. Если провести центральную линию внутри вазы мы получим основную ось. Построим ось.Значит, мы начинаем строить конструкцию. А что такое конструкция как вы поняли?

-начинаем на оси отмерять высоты наших простых геометрических тел. 1 цилиндр, 2 шар, 3 ?, 4 усеченный конус который острым концом смотрит вверх

-если мы посмотрим сверху на вазу мы увидим что в основании всех геометрических тел из которых состоит ваза лежит круг, только диаметр всегда меняется, шар самый большой в диаметре, потом основание, потом горлышко, обозначим эти величины на рисунке.

-соединим высоты цилиндров и наметим шар и усеченный конус

-теперь мы должны нарисовать те самые круги

И получится у нас правильная конструкция вазы состоящая из разных геометрических тел

-дорисовываем яблочко

И на этом этапе рисунок заканчиваем

Смотрят на постановку и анализируют конструкцию предметов

- это цилиндр,

- из шара.

- усеченный конус

Рисование с натуры

а - изображение слишком велико;

б - изображение мало и сдвинуто вверх;

в - изображение сдвинуто вниз;

г - правильная композиция


Берут рамочки по инструкции учителя, начинают смотреть с их помощью на натюрморт.





-Вертикально

Выполняют действия по инструкции учителя.


Ниже.

Круглое.


3; 2,5

- В прямоугольник.


-это основа формы костяк






Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1мин)

Личностные:

умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Выслушайте домашнее задание.

Понаблюдайте дома за предметами, которые вас окружают, и проведите анализ формы одного сложного предмета. Нарисуйте в альбоме. Слайд 11

Вопрос: Как это можно сделать?

Ответ: Чтобы понять конструкцию предмета надо мысленно разделить предмет на геометрические тела.

Регулятивные:

Выбор и планирование выполнения домашнего задания.

Организация рефлексии и подведение итогов

(3 мин)

Метапредметные результаты:
- умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: ученик-ученик.

Подведение итогов, выставка работ на классной доске, анализ проводят дети

- Мы использовали правила построения рисунка, правильно разобрали сложную форму, определились с понятиями и определениями.

Молодцы

Оценка выставляются в журнал

На переменке подадите дневники.

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Ученик-ученик

7


© 2010-2022