Открытый урок: Разработка композиции иллюстрации книг. Иллюстрация к эпосу

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Тема урока: Разработка композиции иллюстрации книг. Иллюстрация к эпосу

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Познакомить детей с искусством иллюстрации.

Задачи урока:

  • Повторить разные жанры изобразительного искусства:

портрет, пейзаж, натюрморт, морской пейзаж.

  • Познакомить с понятием «художник-иллюстратор», с работами иллюстраторов В. Конашевича и В. Сутеева.

  • Учить выполнять иллюстрацию к художественному произведению (эпос «Кобланды батыр»).

  • Развивать художественно-образное мышление детей, их внимание и восприятие.

  • Формировать положительную учебную мотивацию.

Воспитывать чувство любви к русской природе, учить видеть 3.

  • Воспитывать любовь и интерес к искусству.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, эвристический.

Приемы преподавания: беседа, демонстрация презентации «Строение книги», презентация эпос «Кобланды батыр» постановка вопросов.

Приемы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение самостоятельной работы.

Форма работы: индивидуальная.

Задание: прочитать и проиллюстрировать понравившийся эпизод.

Материалы: цветные карандаши, краски, бумага.

Зрительный ряд: педагогический рисунок, выставка иллюстраций к различным эпосам

План урока:

  1. Подготовка к изучению нового материала, повторение изученного (работа в группах).

  2. Изучение нового теоретического материала (понятие «художник-иллюстратор»).

  3. Эмоциональная подготовка к рисованию (просмотр слайдов под музыку).

  4. Анализ художественного произведения (эпос «Кобланды батыр»).

  5. Практическая

  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационная часть.

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

2. Повторение изученного

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы повторим известные вам жанры изобразительного искусства и познакомимся с новым жанром.

Сейчас вы будете работать по группам. Каждая группа получит задание. В группе шёпотом вы должны прочитать задание, обсудить его и выбрать одного ученика, который будет давать ответ за всю группу. Вот задания для групп (раздаю карточки с заданиями).

Идёт обсуждение. Группы готовы отвечать.

(из предложенных репродукций, отображающих разные жанры изобразительного искусства выбрать жанр соответствующий заданию.)

1 группа: Что изображают на своих картинах художники-портретисты? (Дайте ответ и зачитайте загадку.)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед,-

Обязательно картина

Называется …..

2 группа: Почему некоторых художников называют пейзажистами? Что они изображают на своих картинах?

(Дайте ответ и зачитайте загадку.)

Если видишь, на картине

Нарисована река

Или луг и лес зелёный,

Или снег и облака,

Даже если на картине

Видишь двор любимый наш,

Обязательно картина

Называется …..

3 группа: Что такое натюрморт? (Дайте ответ и прочитайте загадку.)

Если видишь на картине

Вазу, свечи, вкусный торт,

Груши, яблоки в тарелке,-

Знай, что это …..

4 группа: (задание повышенной сложности)*

Что изображают на своих картинах художники-маринисты?

Какие родственные слова к слову «маринисты» вы знаете? Какое значение имеет корень «марин»?


Ответ детей: художники-маринисты

рисуют морские пейзажи. Корень

«марин» обозначает «морской».

Родственные слова Марина,

субмарина (подводная лодка).

3. Изучение нового материала

(Фронтальная работа)

УЧИТЕЛЬ:

-А кого можно назвать художником-иллюстратором?

-Что такое иллюстрация?

-Где мы можем увидеть иллюстрации?

Ответы детей: Художник-иллюстратор

- это художник, который рисует

иллюстрации к художественным

произведениям. Иллюстрации - это

рисунки в книгах.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что должен знать художник, чтобы проиллюстрировать художественное произведение?

Ответ детей: Он должен знать

содержание произведения.

(Учитель выписывает ключевые слова на доске.)

УЧИТЕЛЬ: Что должен уметь художник-иллюстратор?

Ответ детей: Он должен

уметь хорошо рисовать,

- уметь почувствовать

настроение писателя и

передать его в рисунке.

(Учитель выписывает ключевые слова на доске.)

УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас очень интересный урок, потому, что мы начинаем путешествие по необычной стране, по стране народных преданий! А кто из вас знает, что такое предание?

ДЕТИ: Это рассказы о древних временах и т.д./рассуждения детей/

УЧИТЕЛЬ: Правильно, вот и мы с вами попробуем узнать, о том, какие люди жили раньше, чем они занимались, и почему о них рассказывают народы разных стран в своих преданиях! Вы любите слушать сказки?

ДЕТИ: Да!!!

УЧИТЕЛЬ: Наверно, все дети на земле любят слушать, когда им рассказывают сказки! Их готовы слушать часами, ночами напролёт и взрослые и дети! А как вы думаете, почему?

ДЕТИ: Потому, что они интересные, они нас учат и т.д. ( рассуждения детей).

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, правильно, сказки очень поучительны, не зря многие из них заканчиваются такими словами: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А каких героев казахских сказок вы знаете?

ДЕТИ: Перечисляют…

УЧИТЕЛЬ: А какие из них добрые, а какие злые?

ДЕТИ: Перечисляют…

УЧИТЕЛЬ: Кроме сказок у разных народов мира существуют: былины, легенды, фантастические предания, поговорки, загадки, пословицы и поговорки, эпосы.

-Что такое эпос? Прочитайте определение эпоса и иллюстрации, (запись на доске.)

ЭПОС, -а, м. 1. Повествовательный род литературы (в отличие от драмы и лирики) (спец.). 2. Произведения народного творчества - героические сказания, песни. Народный героический эпос Богатырский эпос

УЧИТЕЛЬ:! Сегодня мы с вами будем говорить об эпических сказаниях.

Во-первых, потому, что эпос один из самых любимых жанров народного творчества, а во-вторых, потому, что эпос считают поэтической историей народа, ведь предания эти складывались в течение долгих веков! Все эпические сказания делятся на два вида: это сказания о героях, богатырях, и сказания о жизни людей, о любви. А вы знаете кто такие богатыри, батыры?

ДЕТИ: Они очень сильные, смелые, ловкие, защищают свою землю от врагов./Рассуждения детей/

УЧИТЕЛЬ: А почему народ их так любит, почему помнит их имена

Камбар - батыр, Добрыня Никитич, Кобланды - батыр, Алёша Попович, Алпамыс - батыр?

ДЕТИ: На них хотят быть похожими, их ставят в пример…и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, молодцы! Кроме того, народные поэтические предания написаны в виде стихов и куплетов. Многие народы исполняли эпические предания в сопровождении музыкальных инструментов: казахи в сопровождении домбры, русские сказители-баяны подыгрывали себе на гуслях. Их приятно слушать и они легко запоминаются. Но каждый человек, рассказывающий предания, вкладывал в них свои дополнения, т.е. импровизировал, что давало эпосу новые литературные дополнения. Предания передавались из ус в уста, из поколения в поколение, от отцов к детям и поэтому ни кто не знает, кем и когда они были созданы. А что означает из уст в уста?

ДЕТИ: Люди раньше не умели писать и читать и поэтому рассказывали…и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Да, конечно! Это лишний раз доказывает и то, что создавали эти произведения бедные люди: пастухи, ремесленники, рядовые воины, а не султаны, цари и беи. И не зря в эпосе о них совсем не говорится, потому, что в них воспеты обычные простые люди! Но как же они тогда сохранились до наших времён?

ДЕТИ: Их рассказывали, а потом, когда люди научились писать, то их стали записывать … и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Правильно! В первой половине XIX века многие учёные, литераторы, стали собирать фольклор разных народов. Одним из первых русский академик В.В.Радлов стал собирать героический эпос народов Сибири, Средней Азии и Казахстана. Свой вклад в создание и изучение казахской поэзии внесли Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев /показать портреты/ и учёный-фольклорист Абубакир Диваев. Среди этих записей был и казахский народный эпос «Кобланды батыр».

На дом вы получили задание прочитать эпос «Кобланды батыр», предлагаю просмотреть вам видео материал

Сюжет сказания

Занятна и увлекательна и сюжетная основа, где все непривычно, сплетены многие мотивы: бездетные родители мечтают иметь сына-защитника, опору, мольба-обращение к духу, состязания джигитов, походы, сражения.

В стране кипчаков - одного из крупных родов - жила богатая семья, в которой не было детей. На одном из пышных торжеств бездетные Токтарбай и Аналык чувствуют себя оскорбленными от слов ведущего - « для не имеющих сыновей места нет, для не имеющих дочерей веселья нет»1. Обращение с мольбой к богу о ниспослании сына, странствование, паломничество по святым местам вознаграждаются рождением сына, о котором мечтали родители: «Такого, которого враг не осилит… Такого, которого пулей из ружья не пробить, саблей рубить - не изрубить …»

Народная мечта о богатыре воплощается в необычном росте Кобланды:

В пять лет стал глубоко мыслить. На шестом году разумом зрелым стал...

В двенадцать лет на пегого тулпара сел, на себя доспехи надел.

Грозный, как лев, копье …к юрте своей прислонил...1

Далее Кобланды, преодолевая различные препятствия, участвуя и побеждая в предсвадебных состязаниях, возвращается домой с невестой-красавицей Корткой, советчицей и помощницей богатыря, о которой М. Ауэзов написал: «Кортка, жена Кобланды, символизирует глубокую и мудрую любовь друга, заботливую, способную предвидеть и устранить ожидающие мужа трудности и бедствия»2. Кортка выбирает и выхаживает, готовит к походам чудесного богатырского коня Тайбурыла, скакун «преодолевает расстояние в шесть дней пути за три часа», «летит, взмахивая крыльями»3.

В эпосе много места занимает описание борьбы Кобланды и его дружины с калмыками. Калмыцкие богатыри изображены сильными, но они всегда уступают Кобланды. Один из калмыцких богатырей, образно выражаясь, признается: « Если Кобланды прибудет в мою страну, трудно мне придется. Он сокол, мы вороны. Вороны добыча сокола. Кобланды - беркут, мы вороны. Туго нам с ним придется3

Начинается эпос, торжественной напевной речью о мирной стоянке знатного бая Токтарбай, который дожил до восьмидесяти лет,

Но не было у него детей.
От горя кровавые слезы лил,
Думал: "В мире счастья не познал -
Прожил без копытца свой век"1

Яркая метафора «без копытца свой век» - образная параллель, основанная на представлении: человеку трудно без сына, как и коню без копыта.

Эмоциональное воздействие на нас оказывают необычные, живые сравнения: богатырь выскочил из ворот «быстрей, чем течение в устье реки», он набрал силы и « стал, словно бурлящий поток», «Кобланды скачет и истребляет врагов, словно волк, напавший на отару овец». Самая лестная хвала джигиту - уподобление его «кошкару с изогнутыми, как месяц, рогами». Когда герой приходит в ярость, «с его век осыпается снег, его ресницы покрываются льдом, он завывает, как снежная вьюга».

Оригинальное образное выражение используется для создания оттенка новизны.

Выносливость является важным признаком богатырской силы. Хан Казан только «раз в двенадцать дней ложился спать». Неутомимость в пути, способность быстро преодолевать пространство, является неотъемлемым качеством богатыря. Кобланды на коне «перескочил через множество, множество, множество гор», «миновав пустыни, озера, неприступные горные хребты, обрывы, песчаники, мчится, мчится дальше». Непомерные преувеличения, подчеркивают незаурядную силу, воинскую доблесть не только защитников, но и врагов. Тюркский эпос уникален в описании достоинств и подвигов врага. Возможно, это требование воинской этики.

Кобланды батыр (каракыпчак Кобланды) - народный герой, полководец. ... Ему посвящен героический эпос казахского народа «Кобланды батыр». Существует 29 вариантов этого эпоса.

Самостоятельная работа

УЧИТЕЛЬ: Сегодня я предлагаю вам самим попробовать себя в роли художника-иллюстратора.

Проиллюстрируем эпос «Кобланды батыр».

Задание. Выполните самостоятельно рисунок любого из понравившегося вам эпизода. Постарайтесь передать не только внешнее сходство изображаемых объектов и героев, но и ваше отношение к ним.

Помните: чтобы выделить наиболее интересное и впечатляющее в выбранном вами сюжете, надо эти объекты расположить в центре работы и выполнить более крупно.

Обратите внимание на то, как лучше расположить лист - по вертикали или по горизонтали.

Чтобы вы работали более увлеченно, фоном для вашей деятельности будет музыка из оперы

Воспользуемся теми схемами рисования лошади, всадника для создания своей работы.

.

Этап практического рисования. Учитель поэтапно рассказывает и как рисовать Батыра на коне.

Инструкция

1

Для начала выберите, в какой позе будет фигура лошади и всадника соответственно. Либо это будет рисунок с тихой прогулки, либо со скачек. Посмотрите различные фотографии в интернете, чтобы лучше представить себе ваш рисунок. Обратите внимание на положение человека в седле, как у него расположены ноги, руки, спина.

2

После подготовки расположите лист бумаги вертикально или горизонтально и легкими штрихами набросайте общий рисунок. Укажите положение лошади и всадника. По желанию наметьте детали фона, пейзажа. Затем так же при помощи простого карандаша начните выполнять более детальный рисунок.

3

Легкими линиями укажите положение тела лошади, шеи, конечностей. Затем «посадите» на нее человека, указав положение спины, рук и ног.

4

Далее, наметьте овалами и кругами части тела животного и человека. Не старайтесь сразу нарисовать четкие линии, рисунок будет еще много раз исправляться и уточняться в процессе. Не забудьте о пропорциях в телах объектов.

5

Начните прорисовку деталей с рисунка человека. Обратите внимание, что спина у всадника должна быть прямой, чтобы чувствовалась линия позвоночника, но не слишком «выгибайте» вашего нарисованного человека. Так же помните о правильной посадке - при галопе, прыжке наездник наклоняется вперед, чтобы удержаться в седле, и ни в коем случае не сидит прямо.

6

Постепенно прорисовывая человека, спускаясь ниже, уделите внимание и рисунку лошади. «Сращивайте» между собой овалы, придавая им характерные черты животного - мощную шею, наметьте гриву, уточняйте положение конечностей.

7

При помощи ластика удалите вспомогательные и невидимые линии. Теперь наметьте детали одежды, а так же седло, поводья, стремена и прочее. Чтобы более точно передать части «обмундирования» лошади (седло, подпруга, стремена, поводья и прочее) - посмотрите соответствующие фотографии в интернете.

8

Уточните детали фона, укажите более точно первый план. Затем завершите рисунок прорисовкой различных деталей - лицо всадника, детали одежды, морда лошади, копыта, хвост и прочее.

9

Выберите материалы для работы в цвете или закончите рисунок простым карандашом. Штрихи и мазки старайтесь накладывать по форме. Не забудьте про тени и первый план рисунка.

Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся.

УЧИТЕЛЬ: А сейчас ребята продемонстрируют лучшие работы. Давайте полюбуемся той красотой, которую вы создали. -Какой из рисунков получился удачнее других? Почему?

Эти работы отличаются оригинальным сюжетом. У … (фамилия, имя ученика) грамотно выстроена композиция - главные герои выполнены в центре и крупно. У … (фамилия, имя ученика) тоже интересное в сюжете, подчеркнуто композиционным расположением. У … (фамилия, имя ученика) удачное композиционное расположение главных персонажей сказки, они размещены в центре его работы.

А … (фамилия, имя ученицы) смогла интересно передать образную характеристику персонажей и сказочность, необычность сюжета.

2. Обобщение изученного материала.

УЧИТЕЛЬ: Что нового вы узнали на уроке?

 Как называются рисунки в книгах?

 Кто рисует иллюстрации в книгах?

 Для чего нужны книжные иллюстрации?

 Можно ли одного и того же героя изобразить по-разному?

 Какими средствами можно выделить главного героя в иллюстрации?

Молодцы!

6. Выставление отметок. Окончание урока.

7. Домашнее задание.



© 2010-2022