Разработка урока ИЗО в 6 классе в технологии ТРИИК

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе

Разработала Ю.Н. Осипова, учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 7» г Боровичи Новгородской области

на основе Технологии развития интеллектуально-информационной компетенции (ТРИИК)

Тема

Изображение предмета на плоскости. Цилиндр.

Цели и задачи

Предметные:

Познакомить учащихся с особенностями рисования цилиндра.

Формировать умения и навыки учащихся при использовании светотени в работе.

Метапредметные:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); Коррекция; Оценка - регулятивные УУД.

Формирование познавательных УУД постановки и решения проблем.

Планирование учебного сотрудничества, умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.

Личностные:

Формирование основ гражданской идентичности личности;

Самоопределение к учебной деятельности и развитие внутренней мотивации учения- личностные УУД.

Основное содержание

темы

Беседа о изображении предметов на плоскости с передачей объёма. Организация рабочего поля листа - умение компоновать изображение. Построение изображения в соответствии с формой. Изображение светотени - выявление объёма предмета.

Термины и понятия

Геометрические тела, шар, куб, цилиндр, линейная перспектива, точка схода, эллипс, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость, объём, понятие светотени: свет, тень (падающая, собственная), полутень, рефлекс, блик.

Методы работы с информацией

Методы поиска информации, отбора и обработки, систематизации и хранения в виде продуктов художественно-творческой деятельности. Теоретические (выделение признаков) и эмпирические (наблюдение, опыт художественно-графической творческой деятельности) методы.

Информацией для детей на данном уроке является сообщение о правилах и особенностях рисования цилиндра. Методами обработки этой информации будет: повторение, варьирование (формы, масштаба, способов выполнения), импровизация. Таким образом, использование указанных методов работы с информацией формирует регулятивное УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий), а также способности к решению задач с множественным решением.

Планируемый результат

Личностные умения:

Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - коллективной и индивидуальной.

Умение осознавать личностную значимость деятельности на уроке (развивать внутреннюю мотивацию учения).

Умение самоидентифицироваться как гражданин - хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

Метапредметные умения:

Умение соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения.

Умение художественного прогнозирования (имея замысел увидеть его практическое воплощение - цельный художественный образ и время для его выполнения).

Освоение способов: контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.

Умение передавать форму и объём, ставить и решать проблемы - познавательные УУД.

Планирование учебного сотрудничества, (контроль, коррекция, оценка действий), умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.

Предметные умения

Художественные: умение выбирать формат для работы, умение компоновать изображение в этом формате, умение использовать правила линейной перспективы, умение передавать форму предмета и объём.

Рисование цилиндра с передачей формы и объёма.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Предмет: Математика

Тема: Геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр.

Информационный материал: беседа «Правила рисования цилиндра».

Наглядный материал: Цилиндр из бумаги, рисунки с изображением яблока, рисунок шара, куба, цилиндра, натюрморт.

Фронтальная

индивидуальная

Технология изучения темы


I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый

результат

Мотивировать

Обучающихся к учебной и художественно-творческой деятельности, помочь организовать их самоопределение через обсуждение и оценку творческих работ прошлого урока.

Тем самым нацелить детей на осознание себя как хранителя и продолжателя культурных традиций своего народа.


  1. Проанализировать правила изображения предметов (куба, шара) на плоскости.

  2. Выявить алгоритм изображения цилиндра.

Личностные умения:

- Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - коллективной, и индивидуальной.

-Умение самоидентифицироваться как гражданин и хранитель традиционных национальных культурных ценностей.

- Осознание личностной значимости деятельности на уроке.




П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на знание, понимание, умение и методы работы с информацией

Планируемый

результат

Актуализировать имеющиеся знания и представления о рисунке и передаче в нём формы и объёма.

Научить:

- соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения;

- передавать форму и объём предмета,

-строить композицию

по законам красоты и целесообразности, применяя усвоенные знания.

1. Подумайте, как следует рисовать цилиндр? С чего нужно начать работу?

2. Учащиеся класса по «цепочке» рассказывают, каким образом они будут выполнять изображение.

4. Рефлексия на то, что получилось. Формулировка вопросов учителю и на понимание этапов и способов деятельности.

Умения:

-личностные (умение самоопределения: Я - Сохраняю или развиваю традицию?)

-познавательные (соотнести: знаю - не знаю, найти способы узнать, ставить и решать проблемы);

-коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, умение формулировать вопрос);

-художественно-графические (композиционные умения, умение передать форму и объём);

-регулятивные (освоить способы сличения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, способы коррекции и оценки).

Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

(повтор, вариация, импровизация)

Планируемый

результат

Стимулировать интерес к рисованию.

Научить: прогнозировать, т.е. имея замысел - увидеть его практическое воплощение (цельный художественный образ или композиционное решение), и рассчитывать время для его выполнения; применять полученные знания и освоенные способы действий в новых условиях на основе осознанного выбора своего варианта изображения.

Выполнить рисунок предмета,

Освоить способы контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.


  1. Самоорганизация по выполнению рисунка цилиндра:

на основе целеполагания, прогнозирования, рассчета времени на выполнение замысла, рефлексии, коррекции и самооценки.

Выполнение рисунка цилиндра.

Все виды умений:

Художественные (композиция, владение материалом, )

познавательные (общеучебные, логические);

регулятивные (выбор цели и способов её достижения, прогнозирование и рассчет времени для воплощения творческого замысла, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка);

коммуникативные (планировать учебное сотрудничество);

личностные (осознать смысл, значимость и удовлетворенность результатом собственной художественно-творческой деятельности, как хранителя и продолжателя традиций своего народа).

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат

деятельности

Научить оценивать результат:

  1. С позиций выделенных критериев для оценки творческой работы (выполнение рисунка цилиндра, как продукта деятельности).

  2. С позиций освоенности темы «Рисование предмета на плоскости. Цилиндр» (знаний, представлений, умений и способов художественно-творческой деятельности).

  3. С позиций удовлетворенности образовательным процессом и темпами собственного продвижения в художественно-творческой деятельности (был - стал, насколько быстро, успешно и комфортно).

  1. Задание на самоанализ:

а) Было ли интересно? Легко или трудно?

б) Чему мы научились?

в) В чем были затруднения? Как нашли способ их преодолеть?

г) Цель, которую ставили, достигли или нет? Насколько успешно и быстро продвигались?

2. Задание на самооценку:

а) оцените свой рисунок по нашим критериям творческой работы;

б) дайте оценку объема и качества ваших новых знаний и умений;

в) оцените своё усердие и работоспособность на уроке, инициативность и самостоятельность ваших действий.

личностный (осознание смысла, значимости своей художественно-творческой деятельности, собственного продвижения в ней, фиксация уровня удовлетворенности результатом своей творческой работы - выполнения рисунка цилиндра.

Предметный и метапредметный (критериальный анализ продуктов учебной и художественно-творческой деятельности, их оценка с целью коррекции действий и алгоритмов деятельности для более успешного продвижения в освоении тематического содержания и УУД)

Самоанализ и самооценка

учителя


Соотнести результат с целью

Оценить результат

Цели темы

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы

Констатировать факт соответствия или несоответствия полученного результата заявленной цели по выделенным критериям и показателям



© 2010-2022