- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока ИЗО в 6 классе в технологии ТРИИК
Разработка урока ИЗО в 6 классе в технологии ТРИИК
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Осипова Ю.Н. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока ИЗО в 6 классе
Разработала Ю.Н. Осипова, учитель изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 7» г Боровичи Новгородской области
на основе Технологии развития интеллектуально-информационной компетенции (ТРИИК)
Тема
Изображение предмета на плоскости. Цилиндр.
Цели и задачи
Предметные:
Познакомить учащихся с особенностями рисования цилиндра.
Формировать умения и навыки учащихся при использовании светотени в работе.
Метапредметные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно);
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); Коррекция; Оценка - регулятивные УУД.
Формирование познавательных УУД постановки и решения проблем.
Планирование учебного сотрудничества, умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.
Личностные:
Формирование основ гражданской идентичности личности;
Самоопределение к учебной деятельности и развитие внутренней мотивации учения- личностные УУД.
Основное содержание
темы
Беседа о изображении предметов на плоскости с передачей объёма. Организация рабочего поля листа - умение компоновать изображение. Построение изображения в соответствии с формой. Изображение светотени - выявление объёма предмета.
Термины и понятия
Геометрические тела, шар, куб, цилиндр, линейная перспектива, точка схода, эллипс, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость, объём, понятие светотени: свет, тень (падающая, собственная), полутень, рефлекс, блик.
Методы работы с информацией
Методы поиска информации, отбора и обработки, систематизации и хранения в виде продуктов художественно-творческой деятельности. Теоретические (выделение признаков) и эмпирические (наблюдение, опыт художественно-графической творческой деятельности) методы.
Информацией для детей на данном уроке является сообщение о правилах и особенностях рисования цилиндра. Методами обработки этой информации будет: повторение, варьирование (формы, масштаба, способов выполнения), импровизация. Таким образом, использование указанных методов работы с информацией формирует регулятивное УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; составление плана и последовательности действий), а также способности к решению задач с множественным решением.
Планируемый результат
Личностные умения:
Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - коллективной и индивидуальной.
Умение осознавать личностную значимость деятельности на уроке (развивать внутреннюю мотивацию учения).
Умение самоидентифицироваться как гражданин - хранитель традиционных национальных культурных ценностей.
Метапредметные умения:
Умение соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения.
Умение художественного прогнозирования (имея замысел увидеть его практическое воплощение - цельный художественный образ и время для его выполнения).
Освоение способов: контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.
Умение передавать форму и объём, ставить и решать проблемы - познавательные УУД.
Планирование учебного сотрудничества, (контроль, коррекция, оценка действий), умение формулировать вопрос - коммуникативные УУД.
Предметные умения
Художественные: умение выбирать формат для работы, умение компоновать изображение в этом формате, умение использовать правила линейной перспективы, умение передавать форму предмета и объём.
Рисование цилиндра с передачей формы и объёма.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Предмет: Математика
Тема: Геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр.
Информационный материал: беседа «Правила рисования цилиндра».
Наглядный материал: Цилиндр из бумаги, рисунки с изображением яблока, рисунок шара, куба, цилиндра, натюрморт.
Фронтальная
индивидуальная
Технология изучения темы
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый
результат
Мотивировать
Обучающихся к учебной и художественно-творческой деятельности, помочь организовать их самоопределение через обсуждение и оценку творческих работ прошлого урока.
Тем самым нацелить детей на осознание себя как хранителя и продолжателя культурных традиций своего народа.
-
Проанализировать правила изображения предметов (куба, шара) на плоскости.
-
Выявить алгоритм изображения цилиндра.
Личностные умения:
- Самоопределение в учебной и художественно-творческой деятельности - коллективной, и индивидуальной.
-Умение самоидентифицироваться как гражданин и хранитель традиционных национальных культурных ценностей.
- Осознание личностной значимости деятельности на уроке.
П этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на знание, понимание, умение и методы работы с информацией
Планируемый
результат
Актуализировать имеющиеся знания и представления о рисунке и передаче в нём формы и объёма.
Научить:
- соотнести то, что уже известно и усвоено с тем, что еще не известно, выявить затруднения для постановки цели и способов её достижения;
- передавать форму и объём предмета,
-строить композицию
по законам красоты и целесообразности, применяя усвоенные знания.
1. Подумайте, как следует рисовать цилиндр? С чего нужно начать работу?
2. Учащиеся класса по «цепочке» рассказывают, каким образом они будут выполнять изображение.
4. Рефлексия на то, что получилось. Формулировка вопросов учителю и на понимание этапов и способов деятельности.
Умения:
-личностные (умение самоопределения: Я - Сохраняю или развиваю традицию?)
-познавательные (соотнести: знаю - не знаю, найти способы узнать, ставить и решать проблемы);
-коммуникативные (планировать учебное сотрудничество, умение формулировать вопрос);
-художественно-графические (композиционные умения, умение передать форму и объём);
-регулятивные (освоить способы сличения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, способы коррекции и оценки).
Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цели деятельности
Варианты заданий
(повтор, вариация, импровизация)
Планируемый
результат
Стимулировать интерес к рисованию.
Научить: прогнозировать, т.е. имея замысел - увидеть его практическое воплощение (цельный художественный образ или композиционное решение), и рассчитывать время для его выполнения; применять полученные знания и освоенные способы действий в новых условиях на основе осознанного выбора своего варианта изображения.
Выполнить рисунок предмета,
Освоить способы контроля (сличения с эталоном) с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекции и оценки - регулятивные УУД.
-
Самоорганизация по выполнению рисунка цилиндра:
на основе целеполагания, прогнозирования, рассчета времени на выполнение замысла, рефлексии, коррекции и самооценки.
Выполнение рисунка цилиндра.
Все виды умений:
Художественные (композиция, владение материалом, )
познавательные (общеучебные, логические);
регулятивные (выбор цели и способов её достижения, прогнозирование и рассчет времени для воплощения творческого замысла, контроль и самоконтроль, коррекция и оценка);
коммуникативные (планировать учебное сотрудничество);
личностные (осознать смысл, значимость и удовлетворенность результатом собственной художественно-творческой деятельности, как хранителя и продолжателя традиций своего народа).
IV этап. Рефлексивная деятельность
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка
ученика
Результат
деятельности
Научить оценивать результат:
-
С позиций выделенных критериев для оценки творческой работы (выполнение рисунка цилиндра, как продукта деятельности).
-
С позиций освоенности темы «Рисование предмета на плоскости. Цилиндр» (знаний, представлений, умений и способов художественно-творческой деятельности).
-
С позиций удовлетворенности образовательным процессом и темпами собственного продвижения в художественно-творческой деятельности (был - стал, насколько быстро, успешно и комфортно).
-
Задание на самоанализ:
а) Было ли интересно? Легко или трудно?
б) Чему мы научились?
в) В чем были затруднения? Как нашли способ их преодолеть?
г) Цель, которую ставили, достигли или нет? Насколько успешно и быстро продвигались?
2. Задание на самооценку:
а) оцените свой рисунок по нашим критериям творческой работы;
б) дайте оценку объема и качества ваших новых знаний и умений;
в) оцените своё усердие и работоспособность на уроке, инициативность и самостоятельность ваших действий.
личностный (осознание смысла, значимости своей художественно-творческой деятельности, собственного продвижения в ней, фиксация уровня удовлетворенности результатом своей творческой работы - выполнения рисунка цилиндра.
Предметный и метапредметный (критериальный анализ продуктов учебной и художественно-творческой деятельности, их оценка с целью коррекции действий и алгоритмов деятельности для более успешного продвижения в освоении тематического содержания и УУД)
Самоанализ и самооценка
учителя
Соотнести результат с целью
Оценить результат
Цели темы
Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы
Констатировать факт соответствия или несоответствия полученного результата заявленной цели по выделенным критериям и показателям