• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Программа групповой деятельности Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Программа групповой деятельности Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа групповой деятельности Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста



МБОУ ДОД Детская школа искусств №8










Программа групповой деятельности


Тема: « Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»




Работу выполнила: Назарова Ю.Е.

Преподаватель художественного отделения

МБОУ ДОД ДШИ №8





г. Ульяновск 2014 г.

Содержание

1. Введение

2. Пояснительная записка

3. Развитие творческих способностей

4. Психологические основы детского изобразительного творчества

5. Программа развития художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет

6. Литература

7. Критерии эффективности









Введение

В современном мире ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста , когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно - эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально - познавательной сферы ребенка , его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей .

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Необходимо осуществлять работу направленную на развитие креативных способностей детей.

Работа по развитию творческих способностей осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста(5-7 лет).

Цель работы: Определить уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Определить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий направленных на развитие творчества у детей.

3. Провести обучение нетрадиционным техникам работы в изобразительной деятельности.

Методы и методики исследования:

Дорисовывание фигур(автор О. М. Дъяченко)


Пояснительная записка


Проблема развития способностей дошкольников находится в настоящее время в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих с детьми. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений по развитию психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей, а также способностей специальной направленности (изобразительных, музыкальных, математических).

В настоящее время в эпоху научно-технического прогресса жизнь человека становится разнообразнее и сложнее. Большое значение имеет гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению задач, поэтому важно развивать творческие способности детей начиная с дошкольного возраста.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его способностей.

Необходимо развивать у детей навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Детское творчество-явление уникальное. Необходимо развивать творческие способности через занятия разными видами деятельности (рисование, театр, психологические занятия).

Творческие способности-это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности.

Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность дошкольника заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у детей процесс творчества вызовет хорошее настроение. Дети более глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своих рисунках.

В работах А. В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной деятельности, в том числе в рисовании, выделять существенные связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс осуществляется особенно в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Таким образом, занятия по изобразительной деятельности способствуют решению многих задач в развитии детей дошкольного возраста и достижению эффективных результатов в развитии творческих способностей.

В данной программе предлагается диагностика уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Разработки практических занятий направлены на развитие художественно-творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности. Практико-ориентированные материалы помогут целенаправленно содействовать развитию художественно-творческих способностей у детей.

Развитие творческих способностей

Прблемой развития творческих процессов, разработкой критериев и показателей их оценок занимались многие психологи.

Е. П. Торренсом была разработана батарея заданий направленных на выявление творческого потенциала ребенка. Это такие задания, как усовершенствование предметов(изменить игрушку так, чтобы с ней было интереснее играть); использование предметов в другом качестве(перечислить все возможные новые способы использования игрушки); необычное использование знакомых вещей(перечислить все возможные способы); использование геометрических фигур(назвать как можно больше предметов в которые входят заданные геометрические фигуры), «спроси-угадай) (надо задать как можно больше вопросов по картинке, перечислить все возможные варианты причины и следствия изображенной ситуации). Разработанные критерии оценки продуктов детского творчества(беглость; гибкость и оригинальность ответов).

Д. Шмуклер вводит новую факторную модель детского творчества. Основные факторы в этой модели, связанные с показателем оригинальности продуктов детского творчества, - «выразительное воображение» и «социальная компетенция»(стремление к повышению мастерства ребенка).

В отечественной психологии также применялись специальные методики, позволяющие оценить и реконструировать некоторые особенности воображения по результатам решения ряда задач. А.Я. Дудецкий предлагал детям рисовать картинки объединяющие слова или изображения. На основе полученных данных им были выявлены такие качества воображения, как сила(отчетливость и яркость образов), широта(количество образов) и критичность(приближенность к реальности)

Т.О. Необходимо предоставлять открытые задачи, допускающие самые различные варианты решения и позволяющие ребенку, отталкиваясь от отдельных признаков действительности, строить целостный образ воображения. В такой ситуации возможно выявление уровня развития собственно творческого воображения, оценки степени сформированности у детей его основных механизмов.

О. М Дьяченко высказывает мнение о том, что если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать, то сможем дать ему возможность для наиболее полного развития. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и обязательно помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии. Важно понять какие из характеристик творчества начинают складываться в дошкольном детстве.

Сегодня детское творчество получило всеобщее признание.

Устраиваются конкурсы детских рисунков, проводятся смотры детских вокальных и танцевальных ансамблей, детские стихи попадают на страницы «серьезных» журналов. Прелесть детских произведений, своеобразие и высокая художественность многих из них привлекают самое серьезное внимание разных специалистов: искусствоведов, психологов, педагогов.

Западные психологи педагоги придерживаются мнения, что творчество изначально присуще ребенку и нужно лишь не мешать ему свободно самовыражаться. Основным в обучении творчеству считается прежде всего то, что необходимо дать ребенку средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Если ребенок занимается живописью, то должен научиться элементарно пользоваться кистью и красками, уметь видеть цвет и форму предметов. Ребенок не сможет самостоятельно найти эти средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, да часто взрослый находится на уровне ремесла, а не творчества. Ведь важно вложить в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Автор выделяет еще один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, воплощающихся в последствии в произведения. Воображение-основа любого творчества.

Психолог Л. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Л. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым, неожиданными и оригинальными. Именно поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сенситивный» возраст для развития воображения, как отмечал Л. Выготский, - это дошкольное детство.

Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. В развитой форме такое комбинирование всегда подчинено некоторой задаче(направленное воображение, а не свободное фантазирование) и как бы сопротивляется стандартным решениям, на которые наталкивают внешние особенности материала. Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют единственного заданного решения.

Психолог А. Петровский отмечает, что « воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика» Примеры можно найти в любом виде художественной деятельности, результат, которой сугубо индивидуален и не может регламентироваться заранее заданными условиями. Воображение творчески преобразует действительность; его образы гибки, подвижны, а их комбинации могут давать новые и неожиданные результаты. Именно воображение, то есть умение представлять себе то, что не существует в действительности, отличает человека от всех остальных существ.

Творчество - это вершина развития человека, человеческих способностей. Развитие творческого воображения неразрывно связано с развитием личности ребенка. Воображение-это тот чуткий «музыкальный инструмент», овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка поиска и исполнения своих собственных замыслов и желаний.

Психологические основы детского изобразительного творчества.

Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь специалист, знающий психические процессы, без активизации которых творчество невозможно. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно-творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень.

Т.С. Комарова выделяет общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.

- Восприятие предметов, явлений действительности и индивидуальных свойств.

- Образные представления. Образное мышление.

- Воображение

- Эмоции и творчество

- Развитие моторики руки ребенка

Художественная деятельность детей с самого начала должна быть тесно связана с жизнью. Прежде всего ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия(зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Поэтому ребенок должен представить все основные свойства предмета(или явления), который он хочет изобразить.

Процесс восприятия должен включать анализ - выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества(гладкий, шероховатый, пушистый, колючий, теплый, холодный) и т.д. Следует учить детей сравнивать предметы, обращать их внимание на сходство и различие предметов. Будучи познавательным процессом, восприятие тесно связано с другими познавательными процессами: анализом, сравнением, уподоблением, синтезом, обобщением. Вышеописанная работа способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень изобразительной деятельности.

Рассматривая механизм формирования творческих качеств личности, необходимо развивать творческое воображение, мышление, память. Обязательным составным компонентом художественно-творческой деятельности является интерес ребенка к занятию.

Накапливающийся сенсорный опыт способствует развитию воображения и мышления ребенка. Способность сочинять, придумывать связана с развитием воображения. Итак, воображение развивается на основе комбинирования воспринятых образов в новые, не существующие в действительности или имеющие новый смысл. Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения.

Для того чтобы воплотить замысел в рисунке, лепке, аппликации, требуется его образное наполнение. Нужно чтобы ребенок ясно представлял себе предмет или явление, которое хочет изобразить. Не нужно на каждом занятии показывать, как изобразить тот или иной предмет. Такой подход препятствует развитию воображения и творческих способностей. Дети теряют самостоятельность, становятся пассивными в поисках наиболее выразительных решений. Очень важно предоставлять им больше самостоятельности.

Т.о. активизируя фантазию детей, мы развиваем у детей воображение, самостоятельность, творческие способности.


Программа развития художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет.

Изобразительная деятельность

Цель: развитие творческих умений и навыков в процессе рисования.

Задачи:

1. Побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих нестандартные художественные решения.

2. Развитие изобразительных умений и навыков, овладение новыми приемами и нетрадиционными техниками.

3. Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.

4. Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к творческой деятельности.

Работа с детьми по данной программе осуществляется в течение 3 месяцев.

Занятия проводятся со всей группой детей 10-12 человек, 2 раза в неделю.

Количество занятий по программе

Диагностические занятия-2(Входящая и итоговая)

Для выявления уровня развития творческих способностей у детей были выбраны следующие диагностические методики:

Дорисовывание фигур(автор О. М. Дъяченко)

Данная методика позволяет определить уровень развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Данный диагностический инструментарий применяется в начале и после прохождения программы занятий.

Диагностическая методика «Дорисовывание фигур»

(автор О.М. Дъяченко)

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Материал: два комплекта из 10 карточек. На каждой карточке нарисована одна фигурка неопределенной формы.

Во время одного обследования предлагается один из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Инструкция к проведению. Перед обследованием психолог говорèт ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают» Что у тебя получилось?». Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно(по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Обработка данных. Для оценки уровня выполнения задания ребенком подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются.

Затем сравнивают изображения, полученные детьми из одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей .

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся(по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей. Протокол обработки полученных результатов оформляют в таблицу. По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали - фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали( повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов и есть Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания -Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень-Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень-Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни для детей старшего возраста.

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения. Изображения повторяются, они стандартные, с не детализированными объектами.

При среднем уровне дети дорисовывают отдельные объекты с деталями, сюжеты, но их рисунки не оригинальны, всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают сюжетные изображения, оригинальные изображения отдельных объектов с деталями или решения по типу «включение», когда предъявленная фигурка является незначительной частью созданного рисунка.


Тематический план занятий (Изобразительная деятельность)

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

Вид занятий

1

Цветные ладошки

30 минут

рисование

2

Наши любимые игрушки

30 минут

лепка

3

Золотые березы

30 минут

аппликация

4

Капельки-кляксы нам детства знакомы

30 минут

рисование

5

Бабочка

30 мин.

оригами

6

Кружевные рыбки

30 мин.

рисование

7

Осенний натюрморт

30 мин.

лепка

8

В стране Великании

30 мин.

коллаж

9

Сказочные птицы

30 мин.

рисование

10

Звери-птицы-небылицы

30 мин.

Нетрадиционные техники рисования

11

Морское царство

30 мин.

рисование

12

Фантастические цветы

30мин.

Лепка из пластилина

13

Веселые портреты

30 мин.

Аппликация из бумаги

14

Рисование в технике «по мокрому»

30 мин.

Рисование

15

Слон

30 мин.

оригами

16

Иллюстрация к сказке «Теремок»

30 мин.

рисование

17

Лошадки

30 мин.

Лепка

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Характеристика нетрадиционных техник рисования.

Пальчики - палитра.

Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.

Печать от руки.

Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Печатка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,

Тампонирование.

Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.

Трафарет.

Используется в сочетании с техникой "тампонирование". Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.

Набрызг.

Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой), стекой проводится по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе.

Монотипия.

Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгибы листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Кляксография (по определению О. Белобрыкиной).

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.

Рисование по сырой бумаге.

Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется любое изображение.

Цветные ниточки.

Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.

Граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.

Рисование по мятой бумаге.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называют эффектом мозаики.

Рисование восковыми мелками или свечой.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу - на цветном фоне появляется рисунок.

Штрих.

Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.

Опыт работы по развитию способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, эмоционально разыграть сценку, а вот понять, что такое красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности - дар, о котором можно мечтать, но этому можно и научить.

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? Предлагаю детям самим сформулировать подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения. Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания.

После прохождения программы дети должны уметь создавать интересные произведения, применяя полученные знания, технические умения и навыки, используя нетрадиционные техники, нестандартные художественные решения.

Умение творчески подходить к решению поставленной задачи.

Положительный эмоциональный настрой в процессе творческой деятельности.

Заключение

Данная программа будет способствовать развитию художественно-творческих способностей у детей в изобразительной.

Поиски эффективных форм и методов работы будут способствовать достижению поставленных целей и задач. Для этого необходимо создать условия и творческий подход преподавателя к осуществлению работы в данном направлении.




Литература

1. Выготский Л. С. « Воображение и творчество в детском возрасте» М., «Просвещение» 1991.

2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1998.

3. Дъяченко О.М. «Развитие воображения дошкольника» Психологический Институт Российской Академии образования. М., 1996.

4. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» М.,, мозаика-синтез 2005.

5. Кожохина С. К. « Путешествие в мир искусства» М.,2002.

6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М., «Просвещение», 1989.

7. Страунинг А. М. « Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изодеятельности» Ростов-на Дону., 1992

8. «Художественное творчество и ребенок». Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972.

9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» М., 2007.




Критерии эффективности


  1. Умение творчески подходить к решению поставленной задачи.


  1. Применять нестандартные, нетрадиционные техники работы в изобразительной деятельности.


  1. Положительный эмоциональный настрой у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.

4. Сформированные умения и навыки в изобразительной деятельности.


© 2010-2022