Формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства

      Это статья предназначена для учителей изобразительного искусства, направленная на творческий подход преподования предмета в школе.           Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности – изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастер...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Прокудина Лариса Николаевна,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением отдельных предметов»

ЭМР Саратовской области.

Формирование творческой деятельности

на уроках изобразительного искусства.

Изучение практики образования позволяет отметить вариативность программ образовательной области «Изобразительное искусство» для школьников, что отражено в перечне образовательных программ «Гармония», «Школа-2100», «Школа России», «Классическая начальная школа» для 1- 4 классов, программа «Изобразительное искусство и художественный труд». Однако, детальный анализ, позволяет констатировать недостаточность теоретического и методического знания о процессе формирования творческой деятельности у школьников на уроках изобразительного искусства. Таким образом, актуальность состоит в том, что бы выявить методы, при которых обеспечивается устойчивое позитивное отношение ребенка к изобразительно-творческой деятельности.

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н. Бердяев: "Непостижимо, что есть творчество"[1]. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.

В научной литературе творчество истолковывается по-разному. Я. А. Пономарев считает, что «творчество - это необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и формы творчества. Творчество человека - лишь одна из таких форм» [5]. Не подвергая сомнению этот философский тезис, мы отмечаем, что наиболее распространенной дефиницией творчества является его определение как деятельности по созданию нечто нового. В частности, творчество определяется как «процесс создания существенно нового» (П.К. Энгельмейер) [7]; как «процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности» (В.П. Полонский). «Своеобразным творчеством является, - по утверждению Н.Н. Нечаева, - каждый шаг субъекта, что бы ни делал человек, объективно - это творчество, ибо в результате появляется то, чего раньше не было» [3] . Однако данная позиция не может быть признана нами бесспорной. Творческий процесс подразумевает своей целью создание не только того, чего раньше не было. В конечном итоге это новое должно нести в себе зерно рациональности. При этом условии творчество будет направлено на актуальное развитие личности.

Согласно Б.М. Теплову, «Творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности». В словаре С.И.Ожегова «Творчество - создание новых по замыслу материальных и культурных ценностей».

Что является движущей силой творчества? Движущей силой творчества является противоречие. С выявления противоречия и определения творческой задачи начинается процесс творчества и, условно - это первый, начальный шаг творческой деятельности.

Что можно выделить в основе содержательного аспекта процесса творчества? Творчество - это универсальная преобразующая система взаимосвязи продуктивного и репродуктивного компонентов, что проявляется в продуктивном осмыслении и переработке репродуктивного.

Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами.

Непрерывный процесс творческой деятельности личности ребёнка включает в себя несколько этапов (по Н. П. Капустину) [2].

1 этап. Вхождение в "творчество". Ступень 1-4 классы

«Создание у школьников представлений о творческой деятельности»

Задача педагога, классного руководителя обучение учащихся умениям самостоятельной деятельности: целеполаганию, планированию, самоконтролю, самоанализу.

Критерии результативности: сформированность этих умений на начальном этапе обеспечит проявление их возможностей на последующих этапах обучения.

2 этап. Начало "творчества". Ступень 5-9 классы

«Накопление учащимися умений самостоятельно получать знания и организовывать свою деятельность на основе развития их познавательных интересов"

3 этап. "Творчество". Ступень 10-11 классы

«Ориентирует образовательный процесс на развитие готовности к личностному, профессиональному и мировоззренческому самоопределению, настойчивости и волевых усилий в поисках истины и её осмысления». Начальная школа - самый первый этап по развитию творческой деятельности учащихся. Поэтому, можно сказать, самый ответственный.

На современном этапе развития образования конструктивной будет методика формирования не просто опыта, а индивидуального формирования творческой деятельности, способствующей развитию интересов и особенностей каждого ученика и при этом учитывающая общественные интересы.

Вышесказанное позволило выдвинуть предположение, в том, что обучающийся как субъект обучения и творческая деятельность характеризуется одними и теми же качествами. Между тем, творческая деятельность имеет более непроизвольный характер, нежели учебная деятельность.

Таким образом, творческая деятельность и обучение (учебная деятельность) дополняют друг друга и позволяют развивать качества обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития детского воображения и художественного творчества позволил сделать следующие выводы педагогической сущности, способствующей эффективному развитию воображения:

• введение интегрированного урока, когда учащиеся наряду с рисованием слушают музыку, стихи, самостоятельно их сочиняют, говорят на иностранном языке;

• расширение опыта ребенка для создания прочной основы для его творческой деятельности, что может быть обеспечено за счет применения разработанной комплексной методики развития творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.

Работая по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 классы, предполагается знакомство обучающихся с целостным интегрированным курсом, включающим в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусства и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.

Так как поддержка творческих, талантливых детей - важнейшая задача современной школы и является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа».

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование из бумаги, лепка, графика.
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности - изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам.

  • диалог в сотворчестве;

  • свобода выбора, действий;

  • равенство всех участников;

  • «благоустройство» пространства;

  • право на ошибку.

Все занятия построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка.

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой искусства.

Для развития творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства используются следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею - открытие.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучаю четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик - собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Чаще используется метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».

На каждом уроке сначала обучаем всех, а затем работаем индивидуально. При этом учащиеся могут работать в двух режимах: вместе с учителем и самостоятельно, в режиме "консультант".

Метод проектов Интересная технология, потому что включает в себя совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Одна из новых технологий, разработанная «Французской группой нового образования».

Творческие мастерские

Мастерская выступает, как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.

Остановлюсь на методе проектов.

Создавая на уроках ИЗО среду, способствующую формированию системы знаний и умений, обеспечивающую учащимся условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности, создается среда для урока-проекта.

Уроки творчества, уроки-конкурсы, школьные вернисажи - вот итог совместной творческой деятельности, результат от создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования.

Полученные результаты.

1. Работы учащихся, отражающие знания и умения изобразительной грамоты и индивидуальные художественно-творческие способности и особенности видения окружающего мира.

2. Высокий процент учащихся, участвующих в конкурсах рисунков.

З. Результаты творчества: учащиеся являются дипломантами, лауреатами, победителями, призерами творческих конкурсов декоративно - прикладного и художественного творчества на различном уровне.

Для того чтобы отследить результативность работы используются различные формы диагностики: наблюдение, анкетирование, исследование, рефлексия. Анализируются полученные данные с точки зрения вскрытия причин, обусловленных тем или иным результатом творческой деятельности. Диагностика показала следующие результаты. (повысился уровень познавательного интереса к природе; значительно увеличилось количество учащихся с повышенным интересом к пейзажу с 72% до 93%; практически уменьшилась группа учащихся, проявляющих ситуативный интерес к предмету с8% до 2%; повысились практические умения и навыки; изменился уровень наблюдательности (с 43% до 75%); качество знаний выросло по ИЗО искусству, 95% до 98%).

Диагностируя интересы учащихся, выявлено, какие виды работ предпочитают дети.

Таким образом, формирование творческой деятельности на уроках изобразительного искусства - важный компонент в системе работы учителя. Становясь субъектом, ребенок усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, т.е. оказывается способным к творчеству и взаимодействию с другими образовательными учреждениями.

Урок изобразительного искусства направлен на творческую деятельность обучающихся.

Это приносит свои результаты:

Творческая деятельность обучающихся помогает им в создании новых интересных проектов и художественных работ.


Список литературы


  1. Бердяев Н. «Смысл творчества», М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916.

  2. Дереклеева Н.И. Направления работы классного руководителя в современных условиях: Методическое пособие.- Мн.: Бестпринт, 1999.- 64с.

  3. Нечаев Н. Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 3-26.

  4. Полонский В. П. Сознание и творчество. Л., 1934.

  5. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

  6. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Барышевой Т. А. СПб., 2008.

  7. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910.

© 2010-2022