• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Метапредметное занятие по искусству, основам православной культуры, физике, биологии и русскому языку «Православный храм – синтез искусства и науки»

Метапредметное занятие по искусству, основам православной культуры, физике, биологии и русскому языку «Православный храм – синтез искусства и науки»

Методические материалы занятия позволяют найти ответ на проблемный вопрос:«Как сочетается искусство и наука в архитектуре русских православных храмов?», способствуют развитию умений использовать знания различных предметных областей с целью формирования целостного мировоззрения о православной культуре своей страны. Мультимедийные приложения раскрывают красоту архитектуры храмового строительства Руси XI-XVII веков.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА.


Открытый урок по искусству + православию + русскому языку + физике + биологии


«Православный храм - синтез искусства и науки».

Звучит музыка____________________________.

Учитель1: (зажигает свечу): «Ученье - свет, а неученье - тьма». На протяжении всей истории развития человечества именно свет знания воспламенял умы и побуждал их к открытиям неизведанного. В искусстве, знание немыслимо без стремления к красоте, ведь именно красота спасет мир. Стремление к знаниям и красоте заставляло людей творить то, что сейчас называется нашим культурным наследием. Так давайте мы сегодня с вами обратимся к истокам родной культуры, а эта свеча станет проводником в мир искусства. (поставить в подсвечник)

Звучит песня. Видеофильм. По окончании песни..

Учитель 1: Ребята, сейчас прозвучала песня, вы посмотрели видеофильм. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Дети: храмы, колокола, православная вера, русские мастера…..


Слайд «Христианский культ»

Учитель: Правильно. Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, одежда священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты - все эти элементы входят в состав грандиозного художественного ансамбля под названием - христианский культ.

- Что такое культ?.....И одним из основных культовых средств являются храмы.

- Давайте вспомним, что такое храм? (это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Это культовые сооружения, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного);

- Как вы думаете, почему храмы являются основным культовым сооружением? (С эпохи политической раздробленности Древнерусского государства и до становления российской империи главными очагами культуры на Руси были монастыри и храмы. Там писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества)

- Да, в храме писали летописи, творили иконы, пели богослужебную музыку, создавали шедевры зодчества. Давайте посмотрим, к каким видам искусства относятся виды деятельности.

Слайд: Соотнесите виды искусства с видами деятельности.

(по группам - вслух проговаривают)

Вид деятельности

Вид искусства

Летописание

Живопись по сырой штукатурке

Иконопись

Архитектура

Богослужебное песнопение

Декоративно-прикладное искусство

Шедевры зодчества

Живопись

Мозаика

Музыка

Фрески

Литература

Учитель:

- Мы перечислили с вами виды искусства и установили взаимосвязь с видами деятельности храма.

СЛАЙД: Значит, мы можем сказать, что православный храм представляет собой синтез (слияние) разных видов искусств?

- Так как же мы назовем наш урок? Попытайтесь сформулировать его тему .……..

Ответы учащихся

- Согласна с вашими предложениями, но давайте расширим тему. Нам сегодня предстоит доказать, что православный храм является синтезом не только искусства, но и науки. Итак, тема урока….

Слайд - тема урока «Православный храм - синтез искусства и науки».

Учитель: Чтобы рассмотреть тему и определить главную проблему урока, давайте с вами совершим путешествие в прошлое и вспомним основные вехи в истории русской православной культуры.


Слайд: «Экскурс в прошлое».


Учитель: Задание «Экскурс в прошлое». Вам предстоит поработать в группах и в течение 1 минуты дать ответ на заданный вопрос. Презентацию ответа готовят 2 человека. (вопросы лежат на партах).

Время - 1 минута. Работа с карточками

- Какая страна повлияла на принятие православной веры в Древней Руси? (Византия.) Центром православия была тогда могущественная Византия со столицей в Царьграде. Он славился как один из самых больших, красивых и богатых городов мира. Бывавших там русских людей поражало великолепие греческой архитектуры. «Прочность, польза, красота» - эта необычная формула была найдена почти две тысячи лет тому назад в культуре древней Греции, а Византия стала ее наследницей.

- Кто первым из русских князей принял христианство на Руси? В каком году прошло крещение Руси? (Княгиня Ольга в 957 г. крестилась в Византии). Оттуда же были заимствованы достижения в искусстве, пришли мастера. 988 год - крещение Руси Владимиром.

- Каковы были причины принятия православного христианства? (близки традиции и быт славян, объединение княжеств, прочные торговые связи с Византией, подчинение патриарха князю, великолепное убранство Софийского Собора в Константинополе и проведение служб, главная - укрепление княжеской власти «Один Бог на небе - один князь на земле»)

- Итоги крещения Руси? (Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы. Началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика фресковая живопись, церковное песнопение, развитие ремесел, Определение места Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства).

- Почему храмы на Руси называли сокровищницей святынь народа? (храмы всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях - иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры).

- Кому или чему посвящались храмы? (Храмы на Руси посвящались Христу Спасителю, Богородице, Живоначальной Троице или святым. Принято было возводить храмы в ознаменование военных побед и особых событий в истории, в память о близких и в знак благодарности Богу. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…);

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. И не случайно были даны вопросы, связанные с князем Владимиром и с крещением Руси. Имя святого князя Владимира прочно вошло в историю нашего народа. И сегодня важно отметить тот факт, что 2015 год является юбилейным годом в православном мире. 15 июля будет отмечаться 1000-летие памяти Крестителя Руси святого князя Владимира.

Как вы знаете из истории нашей страны, византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пелёнок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём. Уже изначально в новопостроенных храмах было нечто особенное, чего не знал художественный мир Византии. Храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, поэтому созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства.

Учитель: И возвращаясь к теме нашего урока, сформулируем проблемный вопрос: Как сочетается искусство и наука в архитектуре русских православных храмов?


Учитель: Наука и искусство: Сегодня эти две великие сферы культуры воспринимаются как две противоположности, тогда как на самом деле они тесно переплетены крепкими незримыми узами. На нашем уроке мы попробуем проследить пути взаимодействия таких предметов как: литература, искусство, физика, биология и, попробуем увидеть, что формулы науки и образы искусства необходимы друг другу и неотделимы друг от друга. Вместе попробуем доказать, что утверждение, вынесенное в название темы, верно.

Если у нас это получится, то в конце урока мы уберем знак вопроса.

Учитель: Для проведения исследований вы были разделены на 6 групп, каждая группа со своим научным руководителем должна была рассмотреть заданный проблемный вопрос и представить результат с точки зрения своей предметной области: в области лингвистики, архитектуры, искусствоведения, ИЗО, физики, биологии.

По окончании выступления каждой группы, предлагаем принять участие в дискуссии «Открытый микрофон» и задать вопросы в рамках сообщений учащихся. Интересующую вас информацию, вы можете записать в тетради. Мы начинаем ученическую конференцию. И слово предоставляем ее ведущим, учащимся 10-х классов: Агибаловой Екатерине и _________________

Фон - отбивка.

Слайд - галерея храмов.

Учитель: "О светло светлая и украсно украшена земля Русская!.." - в восторге восклицал неизвестный летописец XIII в. при описании храма. Невозможно представить себе русский город или посёлок без храма. Он стал главным спутником русского народа.

Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом христианства в 988 году. С тех пор пронеслось много лет, и заблестели над Русью удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.

- Ребята, какие православные русские храмы признаны Памятниками мировой культуры? Киевский и Новгородский Софийские соборы, Собор ПокровА Пресвятой Богородицы на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

- Кто знает, в чём разница между понятиями «собор - храм - церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие? (ответы)

- Как вы думаете, архитектура и зодчество - это слова синонимы или…? (ответы).

Сравнительный анализ этих понятий провела группа лингвистов, учащиеся 9 «Б» класса, под руководством Судаковой Светлана Рудольфовны. Они сейчас продемонстрируют результаты своей исследовательской работы. Пожалуйста, вам слово.


Представление проекта «Тайны слова». _____________________.

Вопросы к учащимся.


Архитектура - это особый язык. Его составные звенья - здания и сооружения, состоящие из галерей, аркад, колонн, башен и перекрытий.

Православные храмы все разные по своей структуре и в мире не существует двух одинаковых православных храма. Каждый из них - маленькое произведение искусства.…. Давайте, восхитимся величием и красотой, выразительностью и трепетным звучанием православного храма, увидим единство и многообразие древнерусской архитектуры.

Над разнообразием видов и форм православных храмов работала группа архитекторов, учащиеся 9 «Г» класса, под руководством Лауцявичене Натальи Александровны. Пожалуйста, вам слово.


Представление проекта «Особенности храмовой архитектуры».

Вопросы к учащимся.

- Ребята, были ли вы в храме (церкви)?............

- Что особенно вас поразило во внутреннем убранстве храма?.............

Учитель: Да, действительно, иконы, фрески, мозаика, алтарь приковывали к себе взоры молЯщихся, превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Храм - это место Святое, Чистое, Доброе. Мы «отправляемся» с вами увидеть красоту внутреннего убранства этого культового сооружения.

Над этой темой работали группы искусствоведов и изобразительного искусства, учащиеся 9 «В» и 9 «Г» классов, руководитель Литвинова Светлана Анатольевна. Пожалуйста, вам слово, ребята.

Представление проекта «Внутреннее убранство храма».

Вопросы к учащимся.


Учитель: Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

- Так что же это за чудо русское?......(ответ детей)

Учитель: Да, конечно же, это колокол. С давних времен символом единства на Руси были колокольные звоны.

Вопросы учителя:

- Ребята, а кто из вас слышал колокольный звон?.....

- Какие чувства вызывают у вас звуки колоколов…..

- Когда звучат колокола? О чем предупреждают или извещают они?...

Чтец: Давайте послушаем стихотворение о колоколах.

(Мисяновский)
Звонят златые купола,
И православные кресты
Взметнулись в небо на века
Как символ Веры и Любви,
Как память , что в сердцах людей,
Как мудрость древней старины,
Как боль и слезы матерей,
Сынов не встретивших с войны……
Сквозь сотни лет Добра и Зла,
Запреты, войны, слезы, страх
Звонят опять колокола
на православных куполах!

Учитель: «Почему звонят колокола, в чем особенность колокольного звона и его влияние на человека?» - над этими вопросами работали 2 группы: группа физиков - учащиеся 9 «В» класса, руководитель Сивченко Елены Ивановны и группа биологов, учащиеся 9 «А» класса, руководитель Кириллова Людмила Ильинична. Они познакомят вас с результатами своих работ. Пожалуйста.

Представление проекта «___________».

Вопросы к учащимся.


Прошли защиты.

- Слайд: Дискуссия «Открытый микрофон». Ребята, Поделитесь своими впечатлениями, размышлениями. Что нового, интересного для себя узнали?

(3 ответа, не больше: узнали о словах синонимах «архитектор и зодчий», узнали о формах и видах православных храмов, познакомились с красотой внутреннего убранства культового сооружения, почему звонят колокола и как влияют колокола на здоровье организм человека).

Ответы учащихся.


Учитель: Итак, мы рассмотрели архитектуру православного храма в разных предметных областях как искусства, так и науки.

- Как вы считаете, достигнута ли поставленная нами цель?

- Получены ли вами знания, представления о слиянии и синтезе искусства и науки?

- В чем заключается синтез искусства и науки?

- Мы можем убрать знак вопроса, поставленный в начале урока?

И еще, важно отметить, что храмы на Руси строились очень талантливыми людьми, настоящими самородками. "Они умели строить на века."

Думаю, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что искусство и наука являются важными слагаемыми.

Учитель: Таким образом, вы в своих исследованиях пришли к интересным результатам: нашли взаимосвязь науки и искусства, при этом сделали для себя множество открытий: узнали о словах синонимах «архитектор и зодчий», узнали о формах и видах православных храмов, познакомились с красотой внутреннего убранства культового сооружения, почему звонят колокола и как влияют колокола на здоровье организм человека. Проекты, которые были проведены в тесном сотрудничестве с учителями, явились результатом вашего труда и серьезной исследовательской деятельности.

Слайд: «Творческая мастерская»

На следующем этапе нашего урока, мы предлагаем открыть творческую мастерскую, чтобы вы смогли применить свои знания, полученные в ходе изучения темы «Православные храмы Руси»: вам необходимо в свои группах перейти к творческим заданиям и проработать вопросы в соответствии с вашей предметной областью.



  1. Лингвисты: написать синквейн по теме «Храм».

  2. Биологи: Составьте ассоциативный ряд к слову «Храм» (на каждую букву слова «Храм» подобрать ассоциацию).

  3. Физики: для вас задание заключается в следующем: построить кластер. Для этого Вам необходимо составить разветвленную цепь «Наука и искусство», элементами которой являются слова, относящиеся к теме «Храм».

  4. Живописцы: вам предлагается сыграть в интеллектуальное лото. По заданным вопросам выбрать соответствующее изображение.

  5. Архитекторы: определить формы храмов.

  6. Искусствоведы: вставить в текст пропущенные слова.

Учтите, время очень ограничено - 4 минуты и 1 минута на защиту своего решения. Ответы необходимо переслать на основной компьютер или на флэш-карту.


Проверка заданий. Защита. Оценки.

Наш урок подходит к завершению. Сегодня мы с вами закрепили знания о принятии христианства на Руси, отметили особенности живописи, зодчества, внутреннего убранства православного храма, самобытность русской культуры. Хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему важно для русского человека изучать православную культуру?».

Учитель 2:

Таким образом, в современном мире особенно важно вернуться к духовным истокам своей культуры, чтобы не потерять своей индивидуальности.

Мы родились на земле славной своей историей, богатой многовековой культурой и прекрасными памятниками мирового искусства.

«Знать и уважать свою историю, свое прошлое - значит смело и уверенно шагать в будущее»

В заключение нашего урока звучит песня «Мой храм». - Предлагаем всем вместе нам объединиться в этой песни.

9


© 2010-2022