• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича Усть -Кутского муниципального образования Методическая разработка урока к авторской, радикальной программе эл

Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича Усть -Кутского муниципального образования Методическая разработка урока к авторской, радикальной программе эл

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

III. Изучение новой темы.

IV. Закрепление.

V. Физкультминутка

VI. Практическая работа.

VII. Анализ работ.

VIII. Выставка пейзажей.

IX. Рефлексия. Закончите предложение на слайде.

X. Итог.











Аннотация: Данная методическая разработка занятия составлена на основе авторской программы спецкурса«Шань -Шуй. Любя, рисуем мы природу» (автор Марисова М.П.). Апробирована на занятиях во внеурочной деятельности.

Форма проведения - путешествие.

Цель: Углубить и расширить знания о пейзаже - жанре изобразительного искусства.

Задачи:

формирование у учащихся знаний и навыков практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы, развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.

воспитание чувства гордости за творческие успехи нашей художницы Натальи Петровой.

Воспитывать бережного отношения к природе.

Оборудование для учителя:

  • репродукции картин с пейзажами ( И.Шишкина «Рожь», Н.Петрова, «Остановка осень»

  • компьютер,

  • презентация «Правила линейной и воздушной перспективы»

Оборудование для учащихся: альбом, художественные материалы.

I. Организационный момент. Послушайте стих и определите тему урока.

И.А. Бунин. «Листья падают в саду…»

Листья падают в саду,
Пара кружится за парой-
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой,
В сердце - новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями - и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее,
Сердце слезы мне теснят,
И, кружат в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом!

II. Актуализация опорных знаний.

Дети: Пейзаж, осень, осенняя аллея.

Учитель: Верно, тему урока вы определили. Сегодня, мы совершим путешествие в осень. Поставим задачи.

Учитель: А что такое пейзаж?

Ответы детей: Это жанр изобразительного искусства.

ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства а, объектом которого является природа. В какой стране возник пейзаж?(В Китае, в 6 веке)

Учитель: Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Какие пейзажи бывают?

Ответы детей: В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской, фантастический, космический.

Учитель: Назовите основные элементы пейзажа.

Дети: В пейзаж входят некоторые основные элементы:

земная поверхность

растительность

постройки

Учитель: Картина пейзаж также может включать:

водоёмы (озера, моря, реки)

фауну

людей

свет

облака, дождь.

Учитель: Каких выдающихся художников-пейзажистов вы знаете?

Дети: Известные российские пейзажисты: Айвазовский, Васильев, Куинджи, Левитан, Поленов, Саврасов, Шишкин.

А каких знаете местных художников? (Михаил Азизов, Владимир Моргун, Василий Дьяков, Татьяна Душина, Анжелика Половикова, Наталья Петрова).

Учитель: Тема нашего урока: «Очей очарованье, изображение аллеи, уходящей вдаль» Давайте определим тему урока и поставим задачи, которые нам нужно будет решить.

III. Изучение новой темы.

Все вы гуляете на улице и любуетесь природой. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше.

Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке, точке схода. Вы, наверное замечали, как сходятся в одной точке схода рельсы. Через эту точку проходит линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга.

А что такое перспектива?

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio -ясно вижу)- системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.

ПЕРСПЕКТИВА-это взгляд вдаль. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии.

Леонардо да Винчи в XVI веке обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя.

(Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)

Основные понятия записываем в словарь.

Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Это технический рисунок.

  • Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке.

  • Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.

  • Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

  • Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.

  • Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.

  • «Рожь» И.Шишкина. Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе... Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Её раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Глядя на его «Рожь», слышишь строки Никитина, Кольцова…

  • Учитель читает стихи.

  • Тему осени, дороги, и уходящей аллеи мы наблюдаем на полотне недавно известной Усть -Кутской художницы Натальи Петровой.Картина «Остановка осень» - это самый первый шедевр нашей землячки, Натальи Петровой. Сразу несколько, важнейших мотивов соединились в нём - трамвайная дорога, осень, тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие клёны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется одинокий трамвай. Наталья Петрова, стремится передать прозрачность воздуха осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в нечётком очертании стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени клёнов с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом клёнов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа. Художница умело показала состояние природы, так сказать, «погоду» пейзажа.

Учитель: Ребята, а кто из вас был в городском музее на выставке картин Натальи Петровой? Какие картины художницы вы запомнили?

Дети:

(«Прогулка», «Сенокос»,Зимний вечер».

Технология выполнения пейзажа:

  1. Приступая к выполнению самостоятельной работы , определите в пейзаже плоскость земли и неба.

  2. Помните об основных положениях линейной перспективы:

    • чем дальше предмет, тем меньше он кажется;

    • все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;

    • линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;

    • линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;

    • мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,

Учитель: Как воспринимаются ближние и дальние предметы?

Дети: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.

Учитель: Как изображать контуры ближних и дальних предметов?

Дети: Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

Учитель: А что вы можете сказать о тёмных и светлых предметах на большом расстоянии?

Дети: На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные - светлее ближних.

Учитель: А что необходимо выполнить для передачи пространства с этими предметами?

Дети: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные осветлить.

Учитель: Запомните, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско.

Для того чтобы изобразить пейзаж, большую роль играет передача его освещения. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью - пейзаж меняет свои очертания.

Утром контуры пейзажа как бы окутаны дымкой. Следовательно, рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Слегка подчеркнуть контуры предметов переднего плана.

Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят определеннее. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день, хотя земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.

IV. Закрепление.

Переходя к практической работе, давайте вспомним, что передача пространства в пейзаже не может быть выполнена только при помощи, удачно найденной линейной композиции, нужно помнить и о «воздушной перспективе.

Учитель: Как организовать изображаемое пространство, зная основные элементы пейзажа, законы перспективы?

Учитель: Назовите известные вам законы линейной перспективы.

V. Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо,

закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Выполняют движения руками).

VI.Практическая работа.

Дети сразу гуашевой краской приступают к выполнению пейзажа. Учитель ведёт наблюдение, оказывает индивидуальную помощь.

VII. Анализ работ.

Ребята, посмотрите, какие получились разнообразными работы, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Все старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: наполнены осенним воздухом, ароматом опавших листьев, которые изображены в ваших картинах. Рисунки заслуживают положительной оценки, все молодцы.

VIII. Выставка пейзажей.

IX. Рефлексия. Закончите предложение на слайде.

Мне больше всего удалось………

Я могу себя похвалить……………

Мне было интересно………………

Мне было трудно…………………

Я хочу сказать спасибо…………..

Учитель: Спасибо за урок!



Список литературы:

  1. Давыденко Т.М., Тонков Е.В./Проектирование учебного задания. Учебное пособие. - Белгород: Издательство Бел ГУ 2008 г.

  2. Неменская Л.А.Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учебник общеобразовательных учреждений / под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.

  3. Павлова О.В. «Изобразительное искусство.6 класс. Поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского». Волгоград.Изд. «Учитель».

  4. Энциклопедия современного учителя - М.; Издательство Астрель 2009 г.

41




7


© 2010-2022