Рабочая программа по художественному краеведению

Рабочая программа «Художественное краеведение» разработана на основе программы «Художественное краеведение», автор Кривицкая Л.А. Киров 2006 г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год-1 час в неделю. Программа  является целостным курсом в предмете «Краеведение» и рассчитана на учащихся 8-х классов. Опираясь на региональный компонент, она раскрывает особенности культуры В...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

села Мокино Советского района Кировской области


Утверждаю: приказ № 68 от 1.09.2012г.

Директор школы___________(Ведерникова О.С.)











Рабочая программа

«Художественное краеведение»

8 класс






















Автор-составитель: Попова Е.Л.

учитель искусства (выс.кат.)




2013 год








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Художественное краеведение» разработана на основе программы «Художественное краеведение», автор Кривицкая Л.А. Киров 2006 г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год-1 час в неделю.

Программа является целостным курсом в предмете «Краеведение» и рассчитана на учащихся 8-х классов. Опираясь на региональный компонент, она раскрывает особенности культуры Вятского края, истоки и современность художественных промыслов, которые рассматриваются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства для развития каждого ребёнка.

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к культурным традициям, развитием культурного многообразия, многонациональностью культур Вятского края и сохранения их в целостном культурном пространстве России.

В этой ситуации особое значение приобретает этнокультурное образование, в процессе которого не только распространяются знания об обычаях, традициях, культуре народов Вятского края, но и формируется уважительное отношение к ним. Значимость национально-культурного образования нашла отражение в «Национальной доктрине образования» (2000 г.), где главным направлением является этнокультурное образование, которое должно стать в современном мире главным каналом распространения традиционных культур, трансляции в современное мировое культурно-информационное пространство воплощённых в них высших духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Цель - данного курса - формирование у учащихся представления о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественной культуры Вятского края от истоков до современности.

Задачи курса:

  • осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление
    уважительного, бережного отношения к культурному наследию Вятского
    края;

  • формирование художественно-творческой активности в процессе
    собственной практической работы в раскрытии содержательного смысла
    художественно-образного языка декоративного искусства, умения связывать
    его с явлениями в жизни общества

  • формирование художественных знаний о значении древних корней
    народного искусства, связи времён в народном искусстве, месте и роли
    декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Изучение многовекового культурного наследия русского и других народов Вятского края важно в наше время не только само по себе, но и как •фактор преодоления острейших проблем духовной жизни российского общества. Древние памятники народного деревянного зодчества, изделия мастеров народных художественных промыслов и ремёсел, устное народное творчество несут в себе свет добра, милосердия, народной мудрости. Сегодня, как никогда прежде, необходимо распространять в обществе и утверждать средствами традиционной народной художественной культуры значимость таких исконных добродетелей, как приоритет духовных ценностей над материальными, милосердие, доброту, честность, трудолюбие, дружелюбие и гостеприимство, уважение к традициям разных народов.

Эти духовно-нравственные основы народной жизни составляют ядро культурного наследия и живой культуры каждого народа.

Учебный план


Наименование раздела, темы

Часы

Введение. Откуда мы родом?

1

I

Древние корни Вятского искусства

8

1

Вятская природа

1

2

Традиции в вятских жилищах

2

3

Предметы быта и утварь в крестьянском жилище

1

4

Народная одежда Вятского края

1

5

Архитектура Старой Вятки

1

6

Праздники и обряды на Вятке

1

7

Забытые промыслы

1

II

Народные художественные промыслы Кировской области в прошлом и настоящем

17

1

Глиняная посуда и гончарный промысел

1

2

Дымковская игрушка

2

3

Каменная архитектура Вятского края

1

4

Чугунное узорочье

1

5

Вятская вышивка

1

6

Вятское кружево

2

7

Орнамент из меха и кожи

2

8

Геометрическая резьба по дереву

1

9

Изделия из капа

1

10

Вятская матрёшка

2

11

Роспись по дереву

1

12

Изделия из соломки

2

III

Декоративное искусство Вятки в современном мире

9

1

Традиционные местные промыслы

2

2

Лоскутная техника

2

3

Батик

1

4

Гобелен

1

5

Бисероплетение

1

6

Выставочное искусство

1

Итого:

34




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение


Тема: «Откуда мы родом?»

Содержание. Этнические признаки в археологических культурах железного века, памятники Ананьинской и последующих культур -этнокультурное наследие фино-угров. XII-XIV вв. - начало освоения края русскими, татары в регионе, этнические общности и города восточных славян и фино-угров в регионе: быт, торговля, религия. Трифонов монастырь. «Поморские» и «понизовые» культурные черты. Этническая карта региона в XVII - XVIII вв. Традиционная культура этнических общностей в XIX - начале XX века.

Задание. Создание поисковых групп по наполнению материала. Доведение экскурсии в краеведческом музее.

I. Древние корни Вятского искусства


Тема: «Вятская природа».

Мир природы... Он начинается в каждом из нас, входит в нас множеством нитей, отражаясь на нашем физическом и душевном состоянии. природа как среда жизни, источник энергии, пищи, материальных и духовных ценностей. Особенности природных условий и ресурсов определяют характер заселения, культуры, быта, обычаев, хозяйственной деятельности населения. Духовно-нравственная сторона взаимоотношений человека с природой. Место человека в природе. Восприятие природы в её целостности.

Задание: изображение природы на тему «Мой любимый край».

Материал: гуашь, кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды с картин художников П. Вершигорова,
С. Вшивцева, А. Харлова, А. Колчанова, А. Деньшина, А. Рылова и др.

Литературный ряд: стихи М. Чебышевой «Вятичи», В. Фокина «Отчий рай», А. Ревы «Отчина».

Тема: «Традиции в вятских жилищах».

Гармония традиционного жилища. Выбор материала, времени и места строительства. Обряды. Интерьер и экстерьер. Локальные и этнические особенности. Сохранение традиционных элементов в современном жилище. местные названия элементов жилища.

Задание: создание коллективной работы «Конструкция и декор вятского крестьянского жилища».

Материалы: гофрированный -.картон, цветная, белая бумага, ткань, ножницы, клей.

Зрительный ряд: репродукции, иллюстрации, фотографии архитектурных построек деревянного зодчества Вятки.

Литературный ряд: стихи М. Коптева «Москва», А. Гребенева «В мо­ём краю».

Тема: «Предметы быта и утварь в крестьянском жилище».

Подробное рассмотрение различных предметов быта. Традиционная утварь. Органическое единство функционального и эстетического значения вещи в крестьянском быту, пользы и красоты, конструкции и декора. Концептуальность вещи - в выявлении картины определённого жизненного уклада во всём многообразии его реальных функций, в единстве материального и духовного.

Задание: конструирование и декор предметов крестьянской утвари.

Материалы: каркас из мягкой проволоки, жатая бумага, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, иллюстрации, репродукции, музейные экспонаты предметов крестьянской утвари Вятского региона.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Народная одежда Вятского края».

Народная одежда. Изготовление и использование. Различия между будничной и праздничной одеждой. Традиционные костюмные комплексы различных этнических групп населения Вятского края. Локальные названия элементов традиционных костюмов. Современная жизнь народных костюмов.

Задание: создание народного костюмного комплекса (русского, марийского, удмуртского, татарского, коми).

Материалы: ткань, нитки, бумага, ножницы, клей, картонный конус для основания.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии костюмных комплексов Вятского региона.

Литературный ряд: И.Ю. Трушкова «Традиционные костюмные комплексы Вятского края».

Тема: «Архитектура Старой Вятки».

Самобытность Вятской архитектуры как пласт русской культуры. Вятская архитектурная школа. Влияние официальной столичной архитектуры на архитектуру Вятки. Архитектурные формы храмов XVIII века. Архитектурные ансамбли земли вятской. Знаменитые архитекторы.

Задание: графическая серия «Архитектура Вятки».

Материалы: уголь, сангина, тушь, перо, гелевые ручки.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии памятников архитектуры, архитектурных комплексов Вятского края.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 5.

Тема: «Праздники и обряды на Вятке».

Система календарных праздников. Их связь с сезонной жизнью природы и занятиями крестьян. Зимние праздники. Весенне-летняя обрядность. Вятские праздники - Свистопляска и Троецыплятница. Семейные обряды - от рождения к совершеннолетию, через свадьбу к похоронам.

Задание: коллаж «Календарные праздники», «Свистопляска», «Трое­цыплятница».

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии народных праздников и обрядов.

Литературный ряд: Т. Смертина «Вятская радуница», месяцеслов.

Музыкальный ряд: сборник народной музыки «Вятская карусель».

Тема: «Забытые промыслы».

От кустарничества до народных художественных промыслов. Вятский камень - опочный промысел. Камень как символ несокрушимой стойкости и -вековой прочности. Расцвет камнерезного мастерства. Скульптурные формы: львы, бытовые предметы, надгробные памятники и др.

Слободские колокола. История колоколитейного промысла на Вятской земле. Колокол - олицетворение образа Руси, её голос. Назначение колоколов. Колокола и колокольчики.

Ткачество на Вятке. Узорное ткачество и набойка. Многофунк­циональность народного текстиля.

Задание: урок-беседа. Работа в поисковых группах по наполнению содержания материала.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии скульптур из опоки, колоколов, образцов ткани и набоек.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.


II. Народные художественные промыслы Кировской области в прошлом
и настоящем

Тема: «Глиняная посуда и гончарный промысел».

Глиняная посуда как составляющий контекст культуры. Технология изготовления глиняной посуды в древности. Гончары Хлынова. Изделия вятских мастеров: простота и удобство, орнамент и украшение. Современная керамика в Кировской области.

Задание: лепка посуды и её украшение.

Материалы: глина, дощечки, стеки.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии глиняной посуды, керамических изделий..

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Дымковская игрушка».

Дымковская игрушка как уникальное явление в русском искусстве. Художественная эволюция дымковской игрушки: от предмета, связанного с древней символикой культовых обрядов, к самостоятельной декоративной пластике. Дымковские мастерицы. Сохранение и продолжение традиций дымковских игрушек. Нарядность и праздничность орнамента и цвета дымковских игрушек.

Задание: лепка и роспись дымковской игрушки (птицы, коня, барыни).

Материалы: глина, дощечка, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, дымковские игрушки.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Каменная архитектура Вятского края».

Начало каменного строительства в Хлынове. Первые каменные храмы. Каменное зодчество XVIII века; Архитектурные стили второй половины XIX века: «кирпичный стиль» и «модерн». Архитектурные ансамбли. Архитектурное наследие А.Л. Витберга в Вятке.

Задание: рисунок памятника архитектуры.

Материалы: акварель, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии памятников архитектуры.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 5.

Тема: «Чугунное узорочье».

Художественный металл в. архитектуре Вятской губернии. История зарождения и развития художественной металлопластики. Художественное чугунное литьё. Стили: классический, русско-византийский. Орнаменты: геометрический и стилизованный из растительных мотивов.

Задание: изображение рельефа ажурной решётки.

Материалы: пластилин, дощечка, стеки.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии ажурных решёток.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Вятская вышивка».

Из истории происхождения. Виды вышивки: по материалу, по технике. Семантика сюжетов вятской вышивки и её местоположение. Современное использование традиционной вышивки.

Задание: украшение вышивкой эскиза изделия (скатерти, платья, костюма, блузки).

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды-, репродукции, иллюстрации, фотографии вышитых изделий.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Вятское кружево».

Из истории вятского кружева. Художницы и мастерицы. Приёмы кружевоплетения. Кукарекая кружевная школа. Орнаменты: стилизация природных, геометрических, сюжетных мотивов.

Задание: создание эскиза кружевной салфетки по мотивам вятского кружева.

Материалы: бумага тонированная, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии кружевных изделий.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Орнамент из меха и кожи».

Кожа, мех, шерсть - исконные материалы для вятского края. Художественная обработка кожи. Прикладной характер использования сырья: создание панно, цветов из остатков меха, галантерейные изделия из кожи.

Задание: создание панно из кожи и меха «Цветы», «Вятские просторы».

Материалы: бумага тонированная, кусочки меха, кожи, флока.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии изделий из кожи и меха.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Геометрическая резьба по дереву».

Культура художественной резьбы по дереву. Национальные и местные особенности. Солярная символика в орнаментах. Форма старинных деревянных изделий и украшение их резьбой. Глухая скобчатая резьба и объёмная резьба высокого рельефа. Геометрическая резьба по дереву в изделиях современных мастеров-кировчан.

Задание: создание эскиза геометрического орнамента для украшения деревянной доски.

Материалы: бумага тонированная, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии изделий: шкатулок, прялок, блюд, солониц.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Изделия из капа».

История возникновения промысла. Чудесные рисунки капа. Превращение капа в изделия: шкатулки, табакерки, пудреницы.

Мастера капового промысла.

Задание: конструирование шкатулок из прессованного картона, имитация узора капокорня.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии изделий: шкатулок, табакерок, пудрениц.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Вятская матрёшка».

История возникновения промысла. Осбенности корчёмкинской и нолинской матрёшки. Новые виды сувенирных красавиц: особенности росписи, инкрустация соломкой. Творчество мастериц.

Задание: конструирование матрёшек из прессованного картона, украшение орнаментом из соломки.

Материалы: прессованный картон, клей, ножницы, гуашь, кисти, соломка, резаки.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии матрёшек.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Роспись по дереву».

Значение художественной росписи в народном искусстве. Характерные особенности вятской росписи по дереву: техника исполнения, художественная фантазия, цветовая гамма. Сохранение и развитие традиций.

Задание: украшение разделочной доски орнаментом из элементов вятской росписи.

Материалы: гуашь, кисти, деревянные доски.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии предметов быта с вятской росписью.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

Тема: «Изделия из соломки и бересты».

История возникновения промысла. Искусство плетения из бересты. Технология приготовления бересты. Проёмы плетения. Формы изделий из бересты. Соломка - удивительный материал для художественного творчества. Соломка и её превращения.

Задание: а) плетение из бересты простейших предметов: солонки, поставки, блюда и т.д.; б) выполнение орнамента из прорезной бересты; в) конструирование кукол-оберегов из соломки.

Материалы: береста, резаки, соломка.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии предметов быта и сувениров из бересты и соломки.

Литературный ряд: Энциклопедия земли Вятской, том 10.

III. Декоративное искусство Вятки в современном мире

Тема: «Традиционные местные промыслы».

Тема рассматривается на основе материалов местного художест­венного промысла.

Задание: предусматривается по выбору учителя.

Материалы: соответственно заданию.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия местных художественных промыслов.

Литературный ряд: местный фольклор.

Тема: «Лоскутная техника». Задание: коллаж «Цветы».

Материалы: ткань, ножницы, клей, тонированный картон. Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия в технике лоскутной аппликации.

Тема: «Батик».

История возникновения промысла. Особенности холодного и горячего батика. Материалы. Технология узелкового батика.

Задание: панно «Цветы» в технике узелкового батика.

Материалы: ткань, ножницы, тушь цветная, пуговицы разных размеров, кисти.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия в технике батика.

Тема: «Гобелен».

История возникновения промысла. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения ручного гобелена. Виды и приёмы полотняного переплетения. Композиция и орнамент в ручном ткачестве.

Задание: выполнение гобелена на круглой рамке.

Материалы: круглая картонная рамка, цветные нитки, ножницы, игла.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия в технике гобелен.

Тема: «Бисероплетение».

Задание: создание эскиза узора в полосе для пояса, браслета. Материалы: бумага, цветные гелевые ручки, карандаши. Зрительный ряд: слайды, репродукции, иллюстрации, фотографии, изделия в технике бисероплетения.

Тема: «Выставочное искусство».

Оформление выставки работ учащихся по итогам года. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства, посещение выставочного зала, экскурсия на предприятия художественных промыслов.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Кол-во

часов

содержание

Дата

проведения

план

факт

1.

Откуда мы родом?

Урок новых знаний

1

Этнические признаки в археологических культурах железного века, памятники Ананьинской и последующих культур -этнокультурное наследие фино-угров. XII-XIV вв. - начало освоения края русскими, татары в регионе, этнические общности и города восточных славян и фино-угров в регионе: быт, торговля, религия. Трифонов монастырь. «Поморские» и «понизовые» культурные черты. Этническая карта региона в XVII - XVIII вв. Традиционная культура этнических общностей в XIX - начале XX века.




2.

Вятская природа


1

Особенности природных условий и ресурсов определяют характер заселения, культуры, быта, обычаев, хозяйственной деятельности населения. Духовно-нравственная сторона взаимоотношений человека с природой. Место человека в природе. Восприятие природы в её целостности.




3,4

Традиции в вятских жилищах

Урок новых знаний

2

Гармония традиционного жилища. Выбор материала, времени и места строительства. Обряды. Интерьер и экстерьер. Локальные и этнические особенности. Сохранение традиционных элементов в современном жилище. местные названия элементов жилища.




5.

Предметы быта и утварь в крестьянском жилище

Урок новых знаний

1

Традиционная утварь. Органическое единство функционального и эстетического значения вещи в крестьянском быту, пользы и красоты, конструкции и декора. Концептуальность вещи - в выявлении картины определённого жизненного уклада во всём многообразии его реальных функций, в единстве материального и духовного.




6.

Народная одежда Вятского края

Урок новых знаний

1

Народная одежда. Изготовление и использование. Различия между будничной и праздничной одеждой. Традиционные костюмные комплексы различных этнических групп населения Вятского края. Локальные названия элементов традиционных костюмов. Современная жизнь народных костюмов.




7.

Архитектура Старой Вятки

Урок новых знаний

1

Самобытность Вятской архитектуры как пласт русской культуры. Вятская архитектурная школа. Влияние официальной столичной архитектуры на архитектуру Вятки. Архитектурные формы храмов XVIII века. Архитектурные ансамбли земли вятской. Знаменитые архитекторы.




8.

Праздники и обряды на Вятке

Урок новых знаний

1

Система календарных праздников. Их связь с сезонной жизнью природы и занятиями крестьян. Зимние праздники. Весенне-летняя обрядность. Вятские праздники - Свистопляска и Троецыплятница. Семейные обряды - от рождения к совершеннолетию, через свадьбу к похоронам.




9.

Забытые промыслы

Урок обобщения

1

От кустарничества до народных художественных промыслов. Вятский камень - опочный промысел. Камень как символ несокрушимой стойкости и -вековой прочности. Расцвет камнерезного мастерства. Скульптурные формы: львы, бытовые предметы, надгробные памятники и др.

Слободские колокола. История колоколитейного промысла на Вятской земле. Колокол - олицетворение образа Руси, её голос. Назначение колоколов. Колокола и колокольчики.

Ткачество на Вятке. Узорное ткачество и набойка. Многофунк­циональность народного текстиля.




10.

Глиняная посуда и гончарный промысел

Урок новых знаний

1

Глиняная посуда как составляющий контекст культуры. Технология изготовления глиняной посуды в древности. Гончары Хлынова. Изделия вятских мастеров: простота и удобство, орнамент и украшение. Современная керамика в Кировской области.




11,

12.

Дымковская игрушка

Урок обобщения

2

Дымковская игрушка как уникальное явление в русском искусстве. Художественная эволюция дымковской игрушки: от предмета, связанного с древней символикой культовых обрядов, к самостоятельной декоративной пластике. Дымковские мастерицы. Сохранение и продолжение традиций дымковских игрушек. Нарядность и праздничность орнамента и цвета дымковских игрушек.




13.

Каменная архитектура Вятского края

Урок новых знаний

1

Начало каменного строительства в Хлынове. Первые каменные храмы. Каменное зодчество XVIII века; Архитектурные стили второй половины XIX века: «кирпичный стиль» и «модерн». Архитектурные ансамбли. Архитектурное наследие А.Л. Витберга в Вятке.




14.

Чугунное узорочье

Урок новых знаний

1

Художественный металл в. архитектуре Вятской губернии. История зарождения и развития художественной металлопластики. Художественное чугунное литьё. Стили: классический, русско-византийский. Орнаменты: геометрический и стилизованный из растительных мотивов.




15.

Вятская вышивка

Урок новых знаний

1

Из истории происхождения. Виды вышивки: по материалу, по технике. Семантика сюжетов вятской вышивки и её местоположение. Современное использование традиционной вышивки.




16,

17.

Вятское кружево

Урок новых знаний

2

Из истории вятского кружева. Художницы и мастерицы. Приёмы кружевоплетения. Кукарекая кружевная школа. Орнаменты: стилизация природных, геометрических, сюжетных мотивов.




18,

19.

Орнамент из меха и кожи

Урок новых знаний

2

Кожа, мех, шерсть - исконные материалы для вятского края. Художественная обработка кожи. Прикладной характер использования сырья: создание панно, цветов из остатков меха, галантерейные изделия из кожи.

1



20.

Геометрическая резьба по дереву.

Урок новых знаний

1

Культура художественной резьбы по дереву. Национальные и местные особенности. Солярная символика в орнаментах. Форма старинных деревянных изделий и украшение их резьбой. Глухая скобчатая резьба и объёмная резьба высокого рельефа. Геометрическая резьба по дереву в изделиях современных мастеров-кировчан.




21.

Изделия из капа.

Урок повторения

1

История возникновения промысла. Чудесные рисунки капа. Превращение капа в изделия: шкатулки, табакерки, пудреницы.

Мастера капового промысла.




22,

23.

Вятская матрешка.

Урок обобщения

2

История возникновения промысла. Осбенности корчёмкинской и нолинской матрёшки. Новые виды сувенирных красавиц: особенности росписи, инкрустация соломкой. Творчество мастериц.




24.

Роспись по дереву.

Урок повторения

1

Значение художественной росписи в народном искусстве. Характерные особенности вятской росписи по дереву: техника исполнения, художественная фантазия, цветовая гамма. Сохранение и развитие традиций.




25,

26.

Изделия из соломки и бересты.

Урок новых знаний

2

История возникновения промысла. Искусство плетения из бересты. Технология приготовления бересты. Проёмы плетения. Формы изделий из бересты. Соломка - удивительный материал для художественного творчества. Соломка и её превращения.




27,

28

Традиционные местные промыслы.

Урок обобщения

3

Особенности местных промыслов: ковроткачество, плетение, вязание.



29.

Лоскутная техника.

Урок новых знаний

1

Особенности лоскутной техники.



30.

Батик

Урок новых знаний

1

История возникновения промысла. Особенности холодного и горячего батика. Материалы. Технология узелкового батика.




31,

32.

Гобелен.

Урок новых знаний

2

История возникновения промысла. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения ручного гобелена. Виды и приёмы полотняного переплетения. Композиция и орнамент в ручном ткачестве.




33.

Бисероплетение.

Урок новых знаний

1

История возникновения промысла. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения работы. Виды и приёмы переплетения. Композиция.




34.

Выставочное искусство.

Урок обобщения

1

Оформление выставки работ учащихся по итогам года. Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства, посещение выставочного зала, экскурсия на предприятия художественных промыслов.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Барадулин В.А. Изделия из соломки. - М., 1986.

  2. Бузмаков Г. Радуга над Вяткой. - М., 1986.

  3. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. - Л., 1988.

  4. Газарян С. Прекрасное своими руками. - М.,1987.

  5. Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция
    в современном обществе. - М.,1981.

  6. Работа с берестой: Методическое пособие для учителя. -
    Архангельск, 1995.

  7. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. - М., 2002.

  8. Трушкова И. Ю. Традиционные костюмные комплексы Вятского
    края (проблемы формирования, взаимовлияния и современного состояния) //
    История и культура Вятского края. - М., 2005.

  9. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. - М., 1987.

  10. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., 1997.

  11. Энциклопедия земли Вятской. Т. 5, 10. - Киров, 2002.


© 2010-2022