Рабочая программа по дополнительному образованию Акварелька (5 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано Утверждено

на Управляющем Совете приказ №95

протокол №_____

_ «___»___________20___г. от «30» августа 2012г.

Председатель Директор школы

____________Кондрашев А.А. ____________А.М.Круглов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

направление культурологическое

название творческое объединение «Акварелька»

для обучающихся 1-2 классов


Составитель:

Маркина Марина Анатольевна, учитель изобразительного искусства, педагог дополнительного образования




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа. Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе. Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Цель программы

Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

    • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

    • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

    • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

    • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

    • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

  • воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 2 года обучения. Полный объем учебных часов - 68, 1 год обучения - 33 часа, 2 год - 35 часов. Возраст обучающихся: - 6-9 лет. занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие - педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация - на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное - (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия - проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие - подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

1

Портретные изображения романтических героев персонажей любимых литературных произведений

0,5

3,5

4

2

Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений

1

2

3

3

Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении

0,5

3,5

4

4

Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения

0,5

5,5

6

5

Совмещение в одной композиции заданий, выполненных на 3-м и 4-м занятиях

0

2

2

6

Пейзаж в графической технике граттажа

0,5

1,5

2

7

Летний декоративный натюрморт

0,5

5,5

6

8

Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ

0

2

2

9

Наброски и зарисовки растений

1

3

4

ИТОГО

4,5

28,5

33

2 год обучения

Темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

2

3

4

5

1

Иллюстрации художественных произведений

0,5

3,5

4

2

Деревенский натюрморт (с натуры)

0,5

5,5

6

3

Зарисовки фигуры человека в движении

1

3

4

4

Композиция на тему: «В деревне»

1

4

5

5

Пейзаж в графике

1

5

6

6

Портрет в живописной технике

1

2

3

7

Декоративные коллажи «Древняя Русь»

1

5

6

8

Экспозиции творческих работ

0

1

1

Итого:

6

29

35

Содержание программы

1 год обучения

1. Портретные изображения романтических героев - персонажей любимых литературных произведений.

Педагог может выбрать какое-то одно произведение и исходя из этого строить свою дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.
Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.
Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки (можно сочетать уголь и сангину).
Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.

2. Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений. Сбор материала, изучение классических произведений. Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей изображение героев иллюстрируемого произведения в определенной среде, которая должна отражать эпоху и время.
Практическая работа: графическое изображение исторического костюма, архитектуры в соответствии с эпохой литературного произведения.
Материалы: бумага, карандаш или уголь, однотонный фломастер.
Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.

3. Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном литературном произведении. Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.
Предполагается, что в нижней части композиции будут располагаться литературные персонажи, поэтому заранее необходимо оставить для них свободное пространство.
Практическая работа: изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить работу в технике аппликации.
Материалы: большой лист обоев или склеенной бумаги, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающее шрифтовое оформление страниц (для аппликации).
Зрительный ряд: старинные гравюры, фотографии архитектурных памятников.


4. Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения. Предполагается, что изображения будут разными по размеру, так как они будут вклеиваться в коллективное панно в соответствии с решением первого и дальнего планов.
Практическая работа: изображение в цвете фигур людей, всадников на конях; можно выполнить работу в технике аппликации.
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое оформление (для аппликации).
Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.


5. Совмещение в одной композиции заданий, выполненных на 3-м и 4-м занятиях.

Педагог, режиссируя действия своих учеников, подсказывает наиболее удачное композиционное размещение на листе. Учитывая то, что предлагаются разные техники исполнения, подбираются наиболее органичные художественные материалы. Важно добиться цветовой гармонии фона панно и вклеиваемых фигур.
Практическая работа: вырезание фигур персонажей с последующим размещением их в композиции панно, выполненного на 3-м занятии.
Материалы: бумага большого формата, ножницы, клей.
Зрительный ряд: старинные гравюры с изображением городов.


6. Пейзаж в графической технике граттажа. Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.
Практическая работа. Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги:
а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);
б) натереть сверху лист бумаги свечой или парафином;
в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) легкой линией карандаша наметить рисунок пейзажа;
д) процарапать изображение отточенной палочкой.
Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.
Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.


7. Летний декоративный натюрморт. Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.
Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие ребят в постановке натюрморта.
Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.
Материалы: фактурная тонированная бумага, масляные мелки, пастель.
Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.


8. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ.

Практическая работа: выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.
Материалы: картон или бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные в течение всего пребывания в летнем лагере.

9. Наброски и зарисовки растений. Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись).
Практическая работа:
а) выполнение зарисовок цветов, трав. Работа проводится индивидуально, то есть каждый зарисовывает или лежащую на столе, или прикрепленную к мольберту ветку растения;
б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;
в) выполнение декоративной композиции в цвете.
Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.



Содержание программы

  1. год обучения

  1. Иллюстрирование художественных произведений.

Педагог может выбрать какое-то одно произведение и исходя из этого строить свою дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.
Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.
Материалы: тонированная бумага, пастель или масляные мелки (можно сочетать уголь и сангину).
Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.


2. Деревенский натюрморт (с натуры). Основы композиции натюрморта. Рассматривание произведений живописи и графики.
Практическая работа:
а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов деревенского быта;
б) композиционное размещение изображения в листе;
в) выполнение натюрморта в цвете.
Материалы: тонированная бумага, масляные мелки, пастель.
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, К. Петрова-Водкина, В. Стожарова.


3. Зарисовки фигуры человека (в движении). Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Педагогу желательно самому продемонстрировать процесс схватывания натуры в живой моментальной зарисовке. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников.
Практическая работа: выполнение зарисовок фигуры человека (в движении).
Материалы: бумага небольшого формата или блокнот, графические материалы на выбор (карандаш, грифель, фломастер, уголь, сангина и т. п.).
Зрительный ряд: наброски и зарисовки И. Репина, В. Серова, Э. Дега.


4. Композиция на тему «В деревне». 4 ч
Основы композиции картины. Рассматривание произведений русских художников разных эпох.
Практическая работа:
а) композиционные поиски;
б) перенос композиции на бумагу большого формата;
в) выполнение работы в цвете.
Материалы: цветная бумага большого формата, карандаш, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, З. Серебряковой, Н. Гончаровой.


5. Пейзаж в графике. 6 ч
Передача пространства через первый план. Использование фактуры художественного материала, технические приемы работы углем, соусом, сангиной (растирание в сочетании с другими приемами).
Практическая работа: зарисовка с натуры пейзажа с рекой или озером.
Материалы: фактурная бумага, уголь или соус, сангина.
Зрительный ряд: графика художников XIX-XX вв.

6. Портрет в живописной технике (с натуры). 6 ч
Практическая работа:
а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;
б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой

7. Декоративные коллажи «Древняя Русь» 10ч.

Практическая работа: Самостоятельный выбор цветовой гаммы и материла для композиции.

Материалы: бумага, карандаш, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: иллюстрации И. Билибина

8. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ. 1 ч
Материалы: картон или бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: детские работы, выполненные в течение всего пребывания в летнем лагере.











Календарно-тематическое планирование

на 2011-2012 учебный год

Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год

Наименование разделов, тем

Дата

проведения

1

Иллюстрации художественных произведений

4

Знакомство с иллюстрациями, творчеством художников-иллюстраторов

Разработка эскизов, зарисовки главных персонажей любимого художественного произведения

Живописное решение композиции

Завершение творческой работы

2

Деревенский натюрморт (с натуры)

6

Знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «натюрморт»

Композиция

Линейный рисунок

Продумывание композиции в цвете

Живописное решение композиции

Завершение работы

3

Зарисовки фигуры человека в движении

4

Пропорции фигуры человека

Зарисовки фигуры человека по схеме

Зарисовки фигуры человека с натуры

Зарисовки фигуры человека с натуры

4

Композиция на тему: «В деревне»

5

Знакомство с особенностями сельского пейзажа, знакомство с творчеством художников-пейзажистов

Продумывание композиции

Создание линейного рисунка

Продумывание композиции в цвете

Живописное решение композиции

5

Пейзаж в графике

6

Знакомство с графикой, как видом изобразительного искусства и ее разновидностями

Продумывание композиции

Подготовка листов к выполнению работы в технике «граттаж»

Выполнение работы на загрунтованном листе бумаги

Завершение работы в технике «граттаж»

Оформление работы в паспарту

6

Портрет в живописной технике

3

Знакомство с жанром портрета

Рисунок головы человека мягким карандашом

Живописное решение портрета

7

Декоративные коллажи «Древняя Русь»

6

Знакомство с архитектурой Древней Руси

Продумывание композиции

Самостоятельный выбор цветовой гаммы и

материла для композиции

Подбор материала для коллажа

Изготовление коллажа

Завершение работы

8

Экспозиции творческих работ

1

Организация выставки творческих работ

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу года обучения дети должны знать:

  • жанры изобразительного искусства;

  • овладеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

  • понятие симметрии;

  • контрасты форм;

  • свойства красок и графических материалов;

  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

  • пользоваться различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • уметь грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

  • работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).





Литература

Для учителя:

Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. - М., 1991.
Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. - М., 1929.
Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. - М., 1961.
Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. - М., 1975.
Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н. С. Боголюбов. - М., 1986.
Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. - М., 1977.
Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1987.
Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе. - 1993. - № 3.
Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка / Г. Кершенштейнер. - М., 1914.

Для учащихся:

Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. - М., 1979.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. - М., 1981.
Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М., 1987.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. - М., 1981.
Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А. Копальдо. - М., 1981, 1985.
Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. - М., 1991.
Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С. Щербаков. - М., 1969.




© 2010-2022