Конспект урока Дымковская игрушка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»








Конспект урока

«Дымковская игрушка»


5 класс



Учитель изобразительного искусства

Павлова Наталья Сергеевна



2015 год

Цель:

формировать понятие о народной глиняной игрушке.

Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Формировать навыки работы с художественной росписью.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и эстетический вкус.

Оборудование и материалы:

-презентация «Дымковская игрушка»

-альбом, акварель, гуашь, кисти, ластик, таблицы с иллюстрациями игрушек, таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек, таблицы - схемы с изображением порядка изготовления игрушек.

План урока:

Беседа об истории Дымковской игрушки, отличительных особенностях и традиционных орнаментах.

Презентация.

Постановка художественной задачи

Практическое выполнение задания.

Анализ работ и домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Подготовка мест.

Беседа.

Учитель. Дымковская игрушка - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. (Слайд №3)

Ученик.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. (Слайд №4)

Ученик.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. (Слайд №5)

Учитель.

Она обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874-1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886-1979). В этот момент решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С 15-ти лет он увлекся творчеством малограмотных мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство. Особую любовь он питал к творчеству А.А. Мезриной. (Слайд №6)

Ученик.

Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. (Слайд №7)

Ученик.

Для её производства используется местная красная глина , тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

(Слайд №8)

Учитель.

После полной просушки в течение от двух до двадцати дней игрушки обжигают при температуре 700-800 градусов (Слайд №9) , игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.

Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

(Слайд №10)

Ученик.

Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота наклеенные поверх узора. (Слайд №11)

Ученик.

Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, бараны.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы.

(Слайд №12 - №15)

Учитель.

На протяжении ХХ века изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски.

Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Можно выделить основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.

(Слайд №16)

Более 400 лет народное творчество изготовления Дымковской игрушки прославляет на весь мир Вятскую землю. Памятник Дымковской игрушке представляет собой настоящий символ родного края, украшение и легенду города Киров, радующую глаз и детям и взрослым.

(Слайд №17)

Практическая работа: роспись дымковской игрушки. (Слайд №18)

Внимательно рассмотрите элементы узоров.

(Слайд №19-20)

Итог урока.

Выставка работ учащихся.

© 2010-2022