Рабочая программа по ИЗО (6 класс)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО и художественный труд в 6 классе (35 часа)

п/п


Тема урока


Количество

часов


Дата проведения


Цели и задачи.

Планируемый результат.


Тип урока

Вид занятия


Зрительный

ряд


Оборудование

1 четверть « Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

- развивать эмоционально - эстетическое восприятие действительности, познакомить с разнообразным представлением людей разных эпох о красоте человека.

Знать представление людей разных эпох о красоте человека.

Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Репродукции картин: Палеолитическая Венера, Мирон «Дискобол», Джорджоне «Юдифь»,

А. Пластов «Весна»

2

Рисунок - основа изобразительного искусства.

1

- развивать способности к воображению, познакомить с творческими задачами рисунка, его видами.

Знать основу изо искусства - рисунок.

Уметь использовать худ. материалы и применять их в рисунке по воображению.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа карандашом разной твердости

Рисунки

Ф.А. Малявина, наброски ( эскизы) В.М. Васнецова

Простой карандаш разной твердости

3

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

2

- дать понятие пятна, силуэта, тона и тональных отношений в изо искусстве; познакомить с ролью пятна в изображении.

Знать, что такое композиция, контраст, цветовая гамма,

Уметь использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа акварелью, гуашью; рисунок с изображением различных состояний в природе ( осень)

Репродукции картин Рембрандт «Возвращение блудного сына», Веласкес «Сдача Бреды»,

И. Репин «Запорожцы»,

В. Васнецов «Аленушка»,

И. Левитана,

И. Куинджи;

стихи С. Есенина;

Гуашь, акварельные краски, кисти

4


Цвет. Основы цветоведения.

1

- познакомить с основами цветоведения, дать понятия цветового круга.

Иметь представление о цвете, цветовом фоне, насыщенности цвета, цветовом контрасте.

Уметь использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа с акварелью, гуашь; Фантазийное изображение сказочных царств.

Репродукции

К. Петров - Водкин «Купание красного коня»

А. Веницианов,

М. Врубеля,

В. Суриков,

В. Васнецов.

Гуашь, акварель, кисти

5

Цвет в произведениях живописи.

1

- познакомить с понятиями локальный цвет, колорит, гармония.

Уметь находить гармонические цветовые сочетания; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа с акварелью, гуашь.

Репродукции

В. Суриков «Боярыня Морозова»,

А. Куинджи «Ночь на Днепре», К. Коровин «Зимой»

Гуашь, акварель, кисти

6

Объемные изображения в скульптуре.

2

- развивать способности к воображению; познакомить с видами скульптурных изображений.

Иметь представление о объемном изображении.

Уметь создать объемные изображения животных.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа с пластилином.

Иллюстрации скульптурных изображений

Пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка

7

Основы языка изображения.

1

- обобщить знания о видах изо искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях , худ. творчестве и худ. восприятии.

Уметь использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; практикум.

Работа с акварелью и гуашью

Репродукции картин

Б. Кустодиева,

К. Юона, Ф.Малявина;

Фрагмент оперы Н.А.Римский - Корсаков

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

2 четверть «Мир наших вещей. Натюрморт»

8


Художественное познание: реальность и фантазия.

1

- познакомить с выразительными средствами и правилами изображения.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

Работа цветными карандашами

Репродукции

картин В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», В.М. Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

Цветные карандаши, мелки

9

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

-познакомить с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.

Иметь представление о жанре изо искусства - натюрморт.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

Работа с акварелью и гуашью

Репродукции

картин голландских живописцев;

И.А. Коровин,

И.Э. Грабарь

Гуашь, акварель, кисти

10

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

- развивать пространственные представления; познакомить с понятиями - форма, линейная, плоскостная и объемная форма.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный;

Практикум.

Работа с бумагой

Геометрические формы ( куб, параллелепипед, цилиндр, конус); детские работы

Разноцветная и разнофактурная бумага, клей

11



Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

- познакомить с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве.

Знать правила объемного изображения геометрических тел.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный

Работа карандашом, построение конструкции из нескольких объемных геом. тел

Иллюстрации с изображением геометрических форм; детские работы

карандаш

12

Освещение. Свет и тень.

1

- развивать пространственные представления;

познакомить с понятиями - свет, тень, блик, полутень, собственная тень, рефлекс.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; практикум.

Рисунок объемного геом. тела с боковым освещением.

В. Поленов «Московский дворик»; рисунок «Шар» (градации светотени)

Акварель , кисти

13

Натюрморт

в графике.

1

- расширить представление о жанре изо искусстве - натюрморт; развивать технику работы карандашом.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация; практикум.

Графический рисунок натюрморта.

Репродукции

картин голландских живописцев; детские работы

Карандаш

14

Выразительные возможности натюрморта.

1

- обобщить материал четверти, закрепить навыки изображения натюрморта.

Знать жанр изо искусства - натюрморт.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация; практикум.

Репродукции

картин

И. Хруцкого «Цветы и плоды», М.С. Сарьян

« Ереванские цветы»

3 четверть «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

15

Образ человека - главная тема искусства.

1

-познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета.

Уметь находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа с гуашью;

Леонардо да Винчи «Джоконда», детские работы

Гуашь, кисти;

16

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

- вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения жанра изо искусства - портрет; закрепить навыки изображения головы человека с различно соотнесенными деталями лица;

Знать закономерности конструкции головы человека, пропорции лица человека.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Работа с акварелью и гуашью

Леонардо да Винчи;

Рисунок учителя, детские работы

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти;

17

Изображение головы человека в пространстве.

1

- вызвать интерес, потребность дальнейшего изучения жанра изо искусства - портрет; закрепить навыки изображения головы человека с различно соотнесенными деталями лица;

Знать закономерности конструкции головы человека, пропорции лица человека.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

Работа карандашом

Репродукции картин великих портретистов; рисунок учителя.

Карандаш

18

Графический портретный рисунок и выразительность образа.

2

- познакомить с историей изображения образа человека в графическом портрете.

Уметь отображать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе; использовать худ. материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация; практикум.

Рисунок - набросок с натуры

( карандаш); портретный рисунок в цвете

Репродукции картин Рембрандта, В.М. Нестерова, И.Е. Репина,

П.Д. Коровина

Карандаши, гуашь, акварельные краски, кисти

19

Портрет в скульптуре.

1

- сформировать представление о творчестве скульптора, подвести к осмыслению понятия красоты человека.

Уметь изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация; практикум.

Лепка головы во фронтальном положении.

Мирон «Дискобол», «Аполлон»; Лисипп «Геракл, борющийся со львом»; Тутмесон «Портрет Нефертити»;

Пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка

20


Сатирические образы человека.

1

- познакомить с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом худ. преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изо искусства - карикатурой и ее разновидностями.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; педагогическая ситуация.

Рисунок с изображением сатирического образа литературного героя или дружеского шаржа.

Тематическая подборка иллюстраций

А.А. Агина к роману

Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

21

Образные возможности освещения в портрете.

1

- познакомить с особенностями изображения человека при различном освещении.

Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера человека.

Уметь найти хорошее в повседневной жизни ; изобразить портрет одноцветной акварелью.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Наброски с изображением головы человека в различном освещении ( черная акварель)

Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, Н.Н. Ге «Тайная вечеря»,

Э. Мане «Завтрак на траве»,

В.В. Пукирев «Неравный брак»,

акварельные краски, кисти

22

Портрет в живописи.

1

- познакомить с ролью и местом живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16 - 19 и 20 века.

Знать закономерности построения композиции в портрете.

Совершенствовать технику работы карандашом, красками.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация; практикум.

Портрет с натуры

Репродукции Рембрандта, Рафаэль Санти, Микеланджело, Леонардо да Винчи;

К. Брюллова,

В. Серова,

В. Сурикова,

И. Репина

Акварель, гуашь, кисти

23

Роль цвета в портрете.

1

- закрепить знания, умения и навыки по теме; развивать умения передавать свое отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация; практикум.

Рисунок автопортрет или портрет близкого человека.

Репродукции

Ф.С. Рокотова,

Д.Г. Левицкого,

В. Серов «Девочка с персиками»

Акварель, гуашь, кисти

24


Великие портретисты.

1

-обобщить знания о жанре портрета; расширить возможности восприятия красоты человека.

Знать жанр изо искусства - портрет.


Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

В.Л.Боровиковский портрет

М.И. Лопухиной

4 четверть « Человек и пространство в изобразительном искусстве»

25

Жанры в изобразительном искусстве.

1

- Систематизировать знания о жанрах изо искусства;

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

Репродукции картин русских живописцев

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

26

Изображение пространства.

1

- Расширить знания о видах перспективы в изо искусстве;

Знать особенности построения пространства, правила линейной перспективы.

Уметь анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

В. Серов «Петр 1», М. Сарьян

«В старом Ереване», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

27

Правила линейной и воздушной перспективы.

2

- расширить знания о перспективе, как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве.

Уметь изображать предметы с соблюдением правил перспективы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

Репродукции картин

А.К. Саврасова, Куинджи,

И. Шишкина,

И. Левитана

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

28

Пейзаж - большой мир.

Организация изображаемого пространства.

1

- расширить знания о жанре изо искусства - пейзаж.

Уметь изображать предметы с соблюдением правил перспективы; анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Рисунок с изображением эпического пейзажа

Куинджи «Вечер на Украине»,

Ф. Васильев «Оттепель»,

И.И. Левитан «Над вечным покоем»

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

29

Пейзаж - настроение.

Природа и художник.

1

- систематизировать знания о жанре - пейзаж.

Уметь находить красоту природы в разных ее состояниях, передать красками яркие цветовые состояния природы; анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

«Осенний пейзаж» в разное состояние природы ( ветер, туман, дождь, яркое солнце)

Ф. Васильев «Мокрый луг», И.И. Левитан «Весна. Большая вода»,

Н. П. Крымов пейзаж - таблица «Изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток»

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

30

Городской и сельский пейзаж.

1

- познакомить с изображением образа города и села, особенностями городского и сельского пейзажа в истории искусства в разные эпохи.

Уметь изображать предметы с соблюдением правил перспективы; анализировать свою работу; использовать художественные материалы.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация.

Сельский ( или городской) пейзаж

Репродукции картин художников объединения «Бубновый валет», 1910г.;

В. Поленов

« Московский дворик»

Карандаши, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти

31

Выразительные возможности изобразительного языка.

1

-подвести итоги работы учащихся за год; развивать познавательное потребности, творчество и воображение.

Продуктивный,

Объяснительно - иллюстративный; личностно - ориентированный; педагогическая ситуация

Искусствоведческая викторина « О чем рассказывает искусство»

Репродукции картин художников разных стран и эпох.


Итого: 35 часов

© 2010-2022