Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


« Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты»

(по произведениям А. С. Пушкина).



















Работа на тему «Бал» является в 7 классе итоговой работой, в ходе выполнения которой они должны применить полученные знания: умение раскрывать тему, компоновать рисунок на листе, изображать силуэтами фигуры в движении, соблюдая пропорции и одежду людей XIX века.

К седьмому классу на уроках литературы ребята знакомятся с произведениями А. С. Пушкина и эпохой его героев, XIX веком. Поэтому при проведении уроков можно опираться на знания, полученные учащимися ранее на уроках литературы и истории.

Занятия выстраиваются учителем в виде уроков-образов. Для занятий изобразительным искусством тема может охватывать от 2-х до 3-х часов. Учащиеся на уроках более подробно познакомятся с эпохой Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Тема сложная, поэтому осваивается учащимися постепенно. В ходе беседы используются яркие эмоциональные образы, музыкальный фон и репродукций картин художников, раскрывающих эпоху XIX века. Войти в мир исторической картины ребёнку помогут книжные миниатюры и эскизы декораций, костюмов, фрагменты художественных фильмов, например, «Евгений Онегин» режиссера Р. И.Тихомирова или зачитывание фрагментов из произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Карнавал», сопровождая его просмотром иллюстраций, размещенных в книге. Для эмоционального настроя во время выполнения учащимися практической работы используется музыка - вальс Иоганна Штрауса и мазурку Фредерика Шопена.

Оформление доски позволит передать частично интерьер XIX века, вырезанные: подсвечники с горящими свечами, чернильница, перо и искусно задрапированная занавесь. Репродукции картин художников оформлены в едином стиле.

Примерный план урока - образа

  1. Идея: силуэт.

  2. Замысел. Создание образа танца XIX века, передача движения.

  3. Завязка. В классе на доске находится панно с изображением зала для бальных танцев.

  4. Конфликт. Учащиеся выполняют силуэтные фигурки для будущей композиции бала под музыку. Ученики вместе с учителем рассуждают и сравнивают формы, силуэты, движения бального танца, сравнивая этикет на балах с повседневной жизнью и т. д. Учащиеся выполняют зарисовки по ходу урока. Каждый ученик работает над эскизами и зарисовками композиции, занимается поисками основной идеи своего будущего произведения, поисками образов героев.

  5. Для получения сведений о танцах, моде, этикете того времени используется специально подготовленные к уроку материалы (см. ниже).

  6. Кульминация. Складывается замысел будущей работы: выбор композиции, выбор техники работы (гуашь, акварель, силуэтные вырезки).

  7. Развязка: готовые работы учащихся.

  8. Концовка: обсуждение работ.

Этапы работы над темой

Урок 1-ый является как бы вводной частью, учитель знакомит учащихся с эпохой XIX века, рассказывает о моде, интерьере помещений, демонстрируя репродукции картин художников. Более подробно останавливается на развлечении XIX века - балах. В освещении данного вопроса учителю могут помочь учащиеся, которым заранее было дано задание собрать материал об истории бального танца на Руси в XIX веке. Учитель обращает внимание учащихся на то, что именно в это время создает множество своих произведений великий русский поэт А. С. Пушкин, в некоторых из них он описал увеселительные развлечения того времени, а именно бал. Завершается беседа кратким анализом отрывка произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Маскарад» и просмотром иллюстраций к данным произведениям.

В конце первого урока учащиеся вместе с учителем вспоминают последовательность работы над изображением фигуры человека в движении и выполняют практическую работу: зарисовки фигур, исполняющих бальный танец.

Уроки 2 и 3 по данной теме посвящены практической работе. С помощью вопросов класс, вспоминает основные моменты темы, больше внимания при разборе уже уделяется именно последовательности работы над тематической композицией, основным правилам линейной и воздушной перспективы, размещения изображения на листе и выделении композиционного центра. Учитель может использовать разноуровневый подход в обучении по данной теме, организовав работу по группам: одни учащиеся из группы рисуют интерьер, другие предметы интерьера и мебель, третьи - фигуры танцующих пар, причем выбор художественных материалов не ограничен, учащиеся по выбору могут использовать акварель, гуашь, тушь, перо, глеевые ручки, а так же способ аппликации, но во всех случаях работа выполняется на основе «силуэта», используется контраст светлого и темного в работе над композицией. Завершается работа созданием единой аппликации по группам или рядам. Учащиеся в очередной раз могут проявить себя, умело распределяя обязанности, используя обсуждение получать правильное решение поставленной перед ними проблемы и задачи. Предметы мебели и фигуры танцующих пар вырезаются и располагаются на фон интерьера в виде аппликации.

Завершается 3-ий урок выставкой работ и их обсуждением.


Практическая работа

Обозначаем три этапа работы в следующей последовательности:

  1. Выполнение эскиза интерьера для бала (выбор наиболее удачного варианта для переноса на лист формата А1).

  2. Зарисовки отдельных фигур в движении (танце, беседе).

  3. Завершение работы: составление многофигурной композиции из отдельно взятых фигур и пар в танце на листе формата А1, где выполнен интерьер зала для бала. Перед каждым этапом учитель проводит небольшую беседу, помогающую детям выполнить определённую часть работы.

Теоретический материал для подготовки к уроку

Интерьер дворянских балов

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром, скамейках. Протанцевав пять минут, старики принимались за карты.

Интерьер XIX века

Детали интерьеров, предметы внутреннего убранства - вазы, подсвечники, мебель - украшались в римском стиле: на них изображались император, орлы, лавровые венки. Для обивки мебели использовали ткани пурпурного, синего, зеленого, белого цветов, а в оформлении интерьеров применяли позолоту.

Танцы

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт. Вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Танцы осваивали с раннего детства с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства. Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине, длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».

Ведущее место среди танцев того времени принадлежит вальсу

Много времени прошло с тех пор, но до сих пор исследователи немецкой школы, утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Кавалер, выбрав понравившуюся партнершу, выводил ее на круг, вращая ее вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта. В танце преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног, позднее в танце появились элементы вращения, «пары вертелись как одно целое». «Вольт» в переводе означает быстрый поворот.

Постепенно танец распространился по всей Европе и получил новое название «вальс», освободился от прыжков, стал шире, динамичнее, приобрел большую популярность. Большое влияние на развитие вальса оказало творчество прославленного австрийского композитора, автора 447 вальсов - И. Штрауса - «короля венского вальса».

В начале XIX века были популярны: полька, французская кадриль, лансье, полька - мазурка.

Полька

Полька - старинный чешский танец, а не польский, как ошибочно иногда полагают. Само слово полька происходит от «пулька», что по-чешски означает «половинка». И действительно, основное движение этого веселого танца состоит из полушагов, соединенных приставкой. Танец обычно открывается одной парой. ее подхватывает вторая, третья, уже танцуют все. Из народного чешского танца и возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька - галоп, котильон, полька - мазурка и другие, правда, полька пережила всех своих наследников. Танец видоизменился, приобретая национальную окраску, но всегда в ней останется сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского.

Основные движения польки: самым характерным для польки движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Кроме па польки, в танце так же используется па галопа, но чаще исполняется в стремительном движении по линии танца. Корпус должен сохранять прямое положение, переступания исполняются по переменно с правой ноги и с левой ноги, а так же продвижением, подскоки - исполняются небольшими прыжками на низких полупальцах, подскоки могут исполняться так же на правой или на левой ноге, при этом свободная нога находится в положении у щиколотки, шаг с подскоком, па галопа - на шагах подушечка ноги скользит по полу, колени постоянно расслаблены, характер движения подчеркивается тем, что покачивания вверх вниз не должны быть заметными. Шаги - приставки - использовать приставку или притоп без переноса тяжести тела.

Мазурка

В танцевальных салонах конца 18 начала 19 веков появляется еще один танец - мазурка. Возникла мазурка в Польше. в России мазурка появляется в конце 18 века, еще при Екатерине 2, но имеет ограниченный успех, но уже в начале следующего столетия танец приобретает огромную популярность в городах России.

Трудно сказать, была бы в наши дни мазурка столь хорошо известна, если бы не выдающийся польский композитор Фредерик Шопен, который написал более полусотни мазурок.

Во многих странах мазурка становится неизменной участницей любого бала. Правда она никогда не была массовым танцем, на подобие польки, однако это объясняется тем, что мазурка превосходила многие танцы в сложности исполнения. Интересно, что в Польше хорошим исполнителем мазурки считался лишь тот, кто не повторялся в фигурах.

Менуэт

В 18 веке в моду входят новые французские танцы, в т.ч. менуэт, который танцевался в быстром темпе. В менуэте кавалер берет руку дамы. Это считалось невиданным нарушением приличий. Движения придворного менуэта не отличались сложностью: плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны. А обучались ему годами. Трудно давалась особая манера исполнения менуэта: все переходы должны были совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Вот почему менуэт до сих пор изучается во всех хореографических академиях. Галантный менуэт! Танцующие двигаются маленькими шажками, кавалер изящными движениями снимает шляпу, кланяется, дамы церемонно приседают в глубоком реверансе. Они танцуют по сути дела раздельно, лишь иногда позволяя коснуться друг друга кончиками пальцев. Движения медлительны, но изысканны. Из бального танца менуэт проник на оперную сцену, а затем вошел, как чисто музыкальный жанр в сонату, квартет, симфонию.

При исполнении бальных танцев необходимыми были следующие условия: гибкость корпуса, умение красиво ходить, владеть своим телом, красивая и элегантная постановка головы и шеи, большое значение, как в танце, так и для осанки имела грация рук, для того, что бы танцевать легко, необходимо было иметь гибкую талию.

Этикет

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718г., указом Петра I были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Участие в придворных балах было обязательным для всех приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины и гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики - разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

Русский костюм XIX века

С XIX века в России начинают регулярно выходить журналы мод. Но роскошные туалеты для русской аристократии по - прежнему привозят из Парижа или шьют по европейским модным образцам. Живопись русских художников 19 века, журналы мод свидетельствуют о том, что костюм русской аристократии следовал во времени и в формах общему европейскому развитию. Увлечение античностью, выразилось в начале века в костюме в стиле ампир. Современники поэтически сравнивают женские образы с изображениями римских барельефов и этрусских ваз.

В 30 - е годы утверждается дальнейшая пышность и помпезность русского этикета и костюма. Царь Николай 2 указом от 27 февраля 1834 г. устанавливает специальную форму русского придворного костюма. Модные французские формы механически соединяются в нем с русским орнаментом золотого и серебряного шитья и украшением драгоценностями. В Москве и Петербурге открываются золотошвейные мастерские, где расшиваются дворцовые туалеты, стоимость которых превышала 20 - 25 тыс. золотых рублей. Цель этого псевдорусского стиля - представить царское самодержавие выразителем народных интересов.

Мужская мода XIX века

В начале XIX столетия главной принадлежностью мужского туалета был фрак. Его носили не только как придворный костюм, мундир, но и каждый день. На фрак всегда нашивали пуговицы с обеих сторон, даже тогда, когда в 1830-х годах он шился узким «так плотно прилегал к телу, что вдавливал бока и заставлял выступать бедра».

Как отложной воротник, сначала очень высокий, так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С 1830-х годов высокий, закрученный вокруг шеи воротник и отвороты стал шиться все более прилегающими, и наконец, были совершенно пригнуты. Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 г. преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху. Иногда верхней части рукава придавался фасон, он от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней подобно манжеты.

Изображение модного франта в модном журнале 1815 г.: в закрытом до подбородка двубортном фраке и довольно узких из светлого пике, причем брюки снабжены штрипками. На правой стороне, около клапана висит из - под борта фрака часовая короткая цепь с брелоками. Высокий стоячий воротник жилета выдается над узким отложным воротником фрака. Низкий воротник сорочки обернут белым галстуком; цилиндр с прямыми полями, в руке тросточка со слегка изогнутой ручкой.

Около 1815 г. на балах носили черный фрак, черные брюки, шелковый жилет и белый пикейный поджилетник. В то же время на улице носили зеленый травяного цвета фрак с металлическими пуговицами и поднимавшимся до затылка бархатным воротником. При этом фраке носили красный шелковый жилет, поверх которого надевали еще другой жилет черного цвета и длинные белые брюки, заостренные или закругленные на подъеме и снабженные с боков удлинениями, застегивавшимися под подошвой сапога.

В 1820-х г. на балах и в обществе был в большом употреблении галстук из муслина, закрывавший целиком весь вырез жилета, выходя на улицу, надевали черную шелковую косынку или пестрый клетчатый галстук из муслина. Все это одевалось поверх туго накрахмаленного, доходящего до самых щек воротника рубашки. Кончики галстука прятались под жилет, благодаря чему, был виден значительный кусок накрахмаленной, заложенной в мелкие складки манишки, представляющей собой нечто вроде нагрудника, привязанного к талии двумя тесемками.

Плиссированное жабо в начале 19 века носили при придворном костюме вместе с белым галстуком, поднятым к верху воротника рубашки и плиссированными манжетами.

Обувь. Сначала ее носок имел острую форму, за исключением носка сапога. Каблуки обыкновенно или отсутствовали совершенно или достигали весьма незначительных размеров.

Мужские украшения: часы с цепочкой, табакерка, набалдашник палки, булавка для галстука, кольца, запонки, браслеты, маленькая цепочка с брелоком, носовой платок большой из пестрого шелка. Начиная с 1830 г., когда нюхание табака стало выходить из моды, привилегированные сословия вернулись к белому носовому платку.

Головные уборы - среди них преобладали цилиндр, в начале 19 века цилиндр имел довольно высокую форму с узкими сильно закрученными с боков полями. Он часто делался серого цвета. К 1820 г. фасон изменился - представлял шляпу с высокой, расширяющейся к верху тульей с широкими закругленными или узкими полями, так же прямые высокие цилиндры с тугими ровными полями. В начале 1840-х годов цилиндр принял форму короткой трубки, узкие поля его слегка закруглялись.

В конце 18 века аристократия стала носить тросточки с круглым набалдашником. В начале 1820-х годов чаще всего употребляли палки с изогнутой ручкой, но наряду с ними можно было встретить палки в виде костыля с ручкой в форме крюка и трости с набалдашником, а кроме того, длинные бамбуковые трости и толстую витую дубину.

Прическа. В начале XIX столетия волосы носили довольно короткими, они плотно прилегали к голове пышно завитыми кольцами, затем их стали зачесывать на лоб так, что с боков получалось два пробора. В 1830-х г. на лбу красовался хохол. Частные лица носили исключительно небольшие бакенбарды. В 1830-х годах появились маленькие, опущенные книзу усики. В 1840 году бакенбарды стали доходить до подбородка. В то же время подстриженные волосы начали разделять сбоку пробором, причем концы их завивались и ложились кольцом вокруг головы.

Женская мода XIX века

О необычайном и повсеместном в России тогда распространении французских вкусов мод красноречиво свидетельствует не только все современные модные издания и дошедшие до нас женские портреты, но и немногие литературные очерки бытовой жизни того времени.

Моды того времени стремились освободить формы, яснее определить контуры человеческой фигуры и сделать костюм более свободным, более соответствующим незыблемым принципам греческой красоты. Чтобы производить такое впечатление, платья делались узкими из легких полупрозрачных материй: муслина, батиста, крепа, перкаля или кисеи, плотно обхватывавших формы. Такие платья, иногда только снизу обшитые каймами из лент или гирляндами из листьев, иногда вышитыми мелкими узорами, бывают всегда белыми, что и придавало им желаемый характер простоты и величия. Они делались спереди короткими, а сзади длинными с треном и надевались на одну рубашку без юбки. Климатические условия волей неволей заменяли нижние юбки «исподним платьем мужского покроя из трико телесного цвета. Лифы с прямыми или сердцеобразными вырезами, спускавшимися на юбку в виде крыльев бабочки, почти обнажали весь бюст и отрывали спину, эффектно выказывая красоту шеи и красивую посадку головы. Это обнажение бюста еще более подчеркивалось короткими талиями, которые носили с перехватом под мышками при полном отсутствии рукавов, заменявшихся помочами из лент, или при очень коротких рукавах, еле закрывавшим плечи. На руки, почти до плеч, надевали длинные, цвета замши перчатки. Ноги обувались в «котурны»- древнегреческую обувь без каблуков, с переплетенными на чулках лентах, а поверх платья надевались легкие, не доходившие до колен прозрачные туники, прикреплявшиеся на плечах аграфами из бриллиантов, камней или золота на античный манер. Всегда однотонные туники эти делались иногда цвета, отличного от платья и украшались каймой греческого узора, узкими лентами или меховой опушкой. Но самой типичной и самой неотъемлемой принадлежностью женского туалета того времени была шаль (шелковая, шерстяная, батистовая, газовая, кашемировая...). Она выставлялась и пряталась, развертывалась и складывалась, обвивала стан и окутывала грудь, шею, развевалась от ветра вокруг головы. С нею не расставались и на балах, где был изобретен в ее честь особый танец «па-де-шаль». Приблизительно с 1806 г. в ущерб общей стильности женщины начали прикрывать свои прелести. Исчезли полупрозрачные ткани. Отказались от однотонного белого цвета, заменив его очень необычными оттенками серого, зеленого розового. Все плотные и цветные ткани. Юбки носили из гладких материй, их отделывали понизу громоздкой орнаментацией, из прошв, вышивок, рюшей, оборок. Исчез трен. Короткие и узкие платья должны были казаться еще более куцыми и кургузыми, как вследствие моды на прямые, нескошенные юбки, производившие около талии ряд утолщающих ее оборок, так и вследствие высоких талий, которые носились по - прежнему чуть не под мышками, вплоть до 1825 - 1832 г.

Другой принадлежностью женского наряда был головной убор в виде чалмы или тюрбана. Делались тюрбаны из «мериносовой» или «кашемировой» ткани, из бархата, парчи, тонкой индийской кисеи с золотыми полосками и белого или розового крепа и носились в виде витой полосы с украшениями из жемчугов и драгоценных камней или султанов из перьев.

Сложные уборы постепенно заменялись более простыми и непритязательными. Это были плоскодонные «корсеты» и «капоты» с козырьками или завернутыми спереди полями - украшенные цветами и лентами соломенные шляпы, перевязанные косынкой скромные золотые сетки с золотыми желудями на концах и токи с перьями и складками спереди. Носили взамен шляп кружевные длинные косынки и прозрачные чепчики и наколки из цветных материй или кружев, иногда окаймленные спереди «бахромой».

Прически преследовали необычайную простоту. Вместо высоких пышных причесок появились вдруг гладко стриженные головы или половинная стрижка голов с бритыми или коротко подстриженными на затылке волосами, в последствие волосы стали завивать мелкими кудрями по всей голове. Вскоре волосы снова были отпущены и начали зачесываться кверху, так, что затылок оставался открытым, причем, их иногда заплетали в косы, которые обвивали вокруг головы или завивали спереди мелкими буклями, спуская их вдоль щек короткими локонами «фаворитками» или «бандо». В 1808 г. носили длинные локоны, артистически расположенные вокруг головы. В 1815- 1818 г. были в моде небрежно разделенные тонкой нитью пробора, под живописным пучком незатейливых локонов, спускавшихся по обеим сторонам лица бахромы шелковистых кудрей. К 1823 - 1825 г. появились прически с массою буколе и накладных волос, чрезвычайно сложные и громоздкие.

Украшения. Когда начали носить платья без рукава, начали носить по три браслета на каждой руке. Один немного ниже плеча, второй выше локтя, а третий у кисти. Одновременно вошли в моду перстни и кольца на обеих руках и на всех пальцах, не исключая большого. Ко всему этому добавились большие кольцевые украшения: серьги, широкая пряжка для пояса, носившегося высоко под грудью. Украшения, диадемы, гребни, колье, цепочки, лорнетки, ожерелья из нескольких рядов бриллиантов, шейные бриллиантовые ленты - более короткие колье, ожерелья из жемчугов. Веера были неотъемлемой частью женского гардероба. Сами веера были почти всегда бумажные с живописью, а ручки украшались рельефными узорами из позолоты и камней. Кошельки из золота, круглые и в форме часов носили у пояса. Голову украшали гребни дугообразные то узкие с шариками и камеей на верху, с четырехугольным выступом, то украшенные золотыми или бриллиантовыми цветами и колосьями.

Вопросы для обсуждения с учащимися по теме: «Многофигурная композиция «Бал 19 века. Силуэты (по произведениям А. С. Пушкина)»:

  1. Творчество каких зарубежных композиторов повлияло на развитие бального танца?

  2. Какие бальные танцы были популярны в России в XIX веке?

  3. Назовите характерные особенности моды бального наряда XIX века в России.

  4. В произведениях каких русских художников отображена эпоха А. С. Пушкина?.

  5. В каком веке появилось массовое увлечение бальными танцами, и какая страна считалась законодательницей бального танца?

  6. В каких произведениях А. С. Пушкина есть описание бала XIX века?

  7. Назовите этапы работы над многофигурной тематической композицией.

  8. Перечислите основные правила композиции.

  9. Чем обосновывается выбор композиционного центра?

  10. Какой принцип лежит в основе работы «Силуэты»?

  11. Какие художественные материалы и приемы можно применять в работе над композицией по теме: «Бал XIX века. Силуэты (по произведениям А. С. Пушкина)»?

Список использованной литературы:

  1. Т. К. Васильева. Секрет танца. ТОО «Диамант», ООО Золотой век. 1997 г.

  2. Л. Д. Блок. Классический танец. История и современность. Москва. Искусство 1987 г.

  3. Наталья Будур. История костюма. Москва. ОЛМА - ПРЕСС 2001 г.

  4. Вольфганг Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. Эксмо. Москва 1995 г. 5. Андреева А. Ю., Богомолов Г. И., История костюма. Эпоха. Стиль. Мода от древнего Египта до Модерна. Санкт - Петербург. «Паритет» 2001 г.

  5. Н. М. Каминская. История костюма. Москва. Легпромбытиздат, 1986 г.

  6. Многофигурная композиция «Бал XIX века. Силуэты»

© 2010-2022