Конспект урока по ИЗО на тему

Предлагаю Вам конспект урока непосредственной образовательной деятельности для учеников 5 классов по теме: " Гжель - загадочный синий цвет». Данный урок разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах. На уроке расширяются теоретические знания о Гжели, заслушиваются сообщения, легенда о красивом происхождении гжели, а также подробный разбор основных элементов росписи гжельских мастеров. Цель урока познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкус...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

[Введите название документа]

[Выберите дату]

[Год]

[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]

[Введите подзаголовок документа]

Конспект урока по ИЗО на тему

Тема: «Гжель: загадочный синий цвет»

Цель урока:

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Задачи урока:

1. Научить обучающихся определенным методам, принципам и техническим приемам работы.

2. Развивать эстетическое восприятие народного искусства и развивать чувство ритма, цвета.

3. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование:

Для обучающихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.

Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), репродукции, плакат «Гжель», презентации «Гжель»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа учителя.

Сообщение темы урока и запись ее на доске.

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все на месте,

Всё в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что ж давайте по порядку:

Загадаю вам загадку,

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым тему нашего урока назовёт.

Сине-голубые

розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).

Открываем доску с темой урока.

III. Введение в тему урока

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль.

Слайд 1

- Родина Гжели - подмосковный регион. Гжель сегодня невероятно популярна не только в России, но и за ее пределами. Гжель - это фарфоровые изделия сине - белого цвета. Свое название она получила от названия села, что находится в 60 км. от Москвы. Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия - из глины. Это произошло очень давно - еще в 14 веке.

Слайд 2

- Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. А сейчас я вам поведаю интересную легенду о происхождение гжели.

Слайд 3

Легенда:

«Как рассказывают старые люди, недалеко от Москвы в деревне Гжель жила-была бедная девушка Марийка. Была она сиротой, не было у неё ни отца ни матери, а жила она со старым дедом. Бедно было у них в доме, кроме голых стен, стола, лавки ничего не было. Старик лепил из глины игрушки да разную посуду.

Марийка носила на базар там и продавала. Так и перебивались дед с внучкой, а в те времена многие мастера лепили из глины игрушки да посуду. А девки и бабы сидели вечером песни пели, да посуду расписывали. Яркие красивые узоры у них получались с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика.

Марийка с детства к этим занятиям привыкла, нравилось ей посуду разными диковинными цветами украшать. Так бы жили они с дедом дальше. Но случилась беда, занемог старый дед, слёг. Думала, думала Марийка, как же им теперь жить и решила пойти в работницы. Работы Марийка не боялась, работала с утра до вечера, старалась, а хозяин не доволен - все больше работать заставляет, платит мало. Ушла Марийка из мастерской хозяина. Горько на душе, а сама уговаривает деда, просит: «Научи, да научи посуду делать». Дед упрямится: «Негоже ведь девчонке мужским делом заниматься». А потом на все рукой махнул. Марийка оказалась способной девчонкой, быстро научилась. Скоро и сама могла красивую посуду да игрушки делать. А дед все удивляется, и кувшин- то она делает наряднее, и игрушки веселей, чем другие.

Стояла раз Марийка на базаре, продавала игрушки, что сама сделала из белой глины, в печи обжигая, расписывая яркими красками. Прошел мимо неё молодой парень. Полюбился он Марийке с первого взгляда, высокий, красивый, да и взгляд у него добрый. Прошел парень и на Марийку даже не взглянул, работу её не похвалил, хотя многие на её работу заглядывались, а Иван был мастером в соседней деревне. Обидно стало Марийке и решила она доказать, что её работы не хуже. Много дней и ночей думала Марийка, как свою посуду красиво сделать. Однажды сон ей приснился, будто входит Иван и говорит: «Вот Марийка принес я тебе голубую птицу, пусть она тебе и людям радость приносит. » И протягивает ей глиняную птицу причудливой формы и от этой птицы стало в горнице светло. Птица сама белая, а по ней синие узоры, снизу между собой переплетаются. Там и васильки и незабудки и речка синяя. Тут и проснулась Марийка, села за работу, а из головы та синяя птица не выходит. Руки сами за синей краской тянутся. Взяла она чайник и расписала его голубой краской. Смотрит на небо и кажется ей, что в нем сама птица поселилась. Даже дед с печи слез на это голубое чудо посмотреть. Положила Марийка чайник в корзину и бегом на базар, веселая, счастливая. В этот день ярмарка была в городе. Со всех деревень съехались мастера со своим товаром. И Иван приехал. Как увидел народ Марийкину посуду. Так и столпились вокруг неё. Тут и Иван подошел. Смотрит на веселую, счастливую Марийку, глаз отвести не может. А вскоре Марийка и Иван свадьбу сыграли. Вот и сбылся Марийкин сон - принесла синяя птица ей радость и всем людям.»

- Гжель это место старинное, а вот что о нем нам расскажет ученица…

Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветёшь, не увядая,

Полыхая голубым.

В этом пламени чудесном

Вижу буйный твой расцвет.

В сочетании небесном

Белый цвет и синий цвет.

Древний край в обличье новом

Как шекспировский сонет,

Ты звучишь высоким словом -

Белый цвет и синий цвет.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий,

Сине-белый свой букет!

Слайд 4 - 8

- А сейчас мы с вами познакомимся с основными элементами росписи гжельских мастеров.

Слайд 9

- Чтобы посуда была нарядной, праздничной, ее украшали самыми разными элементами росписи. Самые простые и распространенные это геометрические (полоса, точка, клетка, волна и др.) Ими украшали край - кромку посуды. При помощи этих простых орнаментов можно было подчеркнуть форму ручки, крышки; подчеркнуть, выделить центральную часть.

Слайд 10

- Второй элемент - это усик и капелька. Соединяя эти элементы, можно составить красивые узоры, которые украсят не только край - кромку, но и может украсить центральную часть. Капелька - это листики, ромашки, колокольчики и многое другое.

Слайд 11

- Третий элемент росписи - это мазок. Мазок может быть прямым, волнистым, зигзагообразным, в форме запятой … Мазок хорошо смотрится, когда одновременно взято темная и светлая краска. При помощи мазка можно нарисовать: деревья, облака, любимые Гжельские цветы - розы, конечно, птицу счастья - Синюю Птицу.

Слайд 12, 13

IV. Практическая деятельность обучающихся

- Какие цвета вам потребуются?

- А сейчас мы свами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть посуда бумажная, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне раскрасить их?

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка.

Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то , что лучше всего удалось.

V. Итог урока

- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и ,правда , умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!

- Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?

- Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?

- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

Спасибо за урок!

© 2010-2022