- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока по ИЗО на тему
Конспект урока по ИЗО на тему
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мерденова Э.Т. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
[Введите название документа]
[Выберите дату]
[Год]
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]
[Введите подзаголовок документа]
Тема: «Гжель: загадочный синий цвет»
Цель урока:
1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Задачи урока:
1. Научить обучающихся определенным методам, принципам и техническим приемам работы.
2. Развивать эстетическое восприятие народного искусства и развивать чувство ритма, цвета.
3. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Оборудование:
Для обучающихся: модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
Для учителя: предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), репродукции, плакат «Гжель», презентации «Гжель»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа учителя.
Сообщение темы урока и запись ее на доске.
- Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте,
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку,
Кто быстрей ответ найдёт,
Тот первым тему нашего урока назовёт.
Сине-голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Ответы учащихся: Гжель).
Открываем доску с темой урока.
III. Введение в тему урока
- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль.
Слайд 1
- Родина Гжели - подмосковный регион. Гжель сегодня невероятно популярна не только в России, но и за ее пределами. Гжель - это фарфоровые изделия сине - белого цвета. Свое название она получила от названия села, что находится в 60 км. от Москвы. Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия - из глины. Это произошло очень давно - еще в 14 веке.
Слайд 2
- Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. А сейчас я вам поведаю интересную легенду о происхождение гжели.
Слайд 3
Легенда:
«Как рассказывают старые люди, недалеко от Москвы в деревне Гжель жила-была бедная девушка Марийка. Была она сиротой, не было у неё ни отца ни матери, а жила она со старым дедом. Бедно было у них в доме, кроме голых стен, стола, лавки ничего не было. Старик лепил из глины игрушки да разную посуду.
Марийка носила на базар там и продавала. Так и перебивались дед с внучкой, а в те времена многие мастера лепили из глины игрушки да посуду. А девки и бабы сидели вечером песни пели, да посуду расписывали. Яркие красивые узоры у них получались с многоцветной росписью по белому. Называлась она майолика.
Марийка с детства к этим занятиям привыкла, нравилось ей посуду разными диковинными цветами украшать. Так бы жили они с дедом дальше. Но случилась беда, занемог старый дед, слёг. Думала, думала Марийка, как же им теперь жить и решила пойти в работницы. Работы Марийка не боялась, работала с утра до вечера, старалась, а хозяин не доволен - все больше работать заставляет, платит мало. Ушла Марийка из мастерской хозяина. Горько на душе, а сама уговаривает деда, просит: «Научи, да научи посуду делать». Дед упрямится: «Негоже ведь девчонке мужским делом заниматься». А потом на все рукой махнул. Марийка оказалась способной девчонкой, быстро научилась. Скоро и сама могла красивую посуду да игрушки делать. А дед все удивляется, и кувшин- то она делает наряднее, и игрушки веселей, чем другие.
Стояла раз Марийка на базаре, продавала игрушки, что сама сделала из белой глины, в печи обжигая, расписывая яркими красками. Прошел мимо неё молодой парень. Полюбился он Марийке с первого взгляда, высокий, красивый, да и взгляд у него добрый. Прошел парень и на Марийку даже не взглянул, работу её не похвалил, хотя многие на её работу заглядывались, а Иван был мастером в соседней деревне. Обидно стало Марийке и решила она доказать, что её работы не хуже. Много дней и ночей думала Марийка, как свою посуду красиво сделать. Однажды сон ей приснился, будто входит Иван и говорит: «Вот Марийка принес я тебе голубую птицу, пусть она тебе и людям радость приносит. » И протягивает ей глиняную птицу причудливой формы и от этой птицы стало в горнице светло. Птица сама белая, а по ней синие узоры, снизу между собой переплетаются. Там и васильки и незабудки и речка синяя. Тут и проснулась Марийка, села за работу, а из головы та синяя птица не выходит. Руки сами за синей краской тянутся. Взяла она чайник и расписала его голубой краской. Смотрит на небо и кажется ей, что в нем сама птица поселилась. Даже дед с печи слез на это голубое чудо посмотреть. Положила Марийка чайник в корзину и бегом на базар, веселая, счастливая. В этот день ярмарка была в городе. Со всех деревень съехались мастера со своим товаром. И Иван приехал. Как увидел народ Марийкину посуду. Так и столпились вокруг неё. Тут и Иван подошел. Смотрит на веселую, счастливую Марийку, глаз отвести не может. А вскоре Марийка и Иван свадьбу сыграли. Вот и сбылся Марийкин сон - принесла синяя птица ей радость и всем людям.»
- Гжель это место старинное, а вот что о нем нам расскажет ученица…
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом -
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет!
Слайд 4 - 8
- А сейчас мы с вами познакомимся с основными элементами росписи гжельских мастеров.
Слайд 9
- Чтобы посуда была нарядной, праздничной, ее украшали самыми разными элементами росписи. Самые простые и распространенные это геометрические (полоса, точка, клетка, волна и др.) Ими украшали край - кромку посуды. При помощи этих простых орнаментов можно было подчеркнуть форму ручки, крышки; подчеркнуть, выделить центральную часть.
Слайд 10
- Второй элемент - это усик и капелька. Соединяя эти элементы, можно составить красивые узоры, которые украсят не только край - кромку, но и может украсить центральную часть. Капелька - это листики, ромашки, колокольчики и многое другое.
Слайд 11
- Третий элемент росписи - это мазок. Мазок может быть прямым, волнистым, зигзагообразным, в форме запятой … Мазок хорошо смотрится, когда одновременно взято темная и светлая краска. При помощи мазка можно нарисовать: деревья, облака, любимые Гжельские цветы - розы, конечно, птицу счастья - Синюю Птицу.
Слайд 12, 13
IV. Практическая деятельность обучающихся
- Какие цвета вам потребуются?
- А сейчас мы свами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть посуда бумажная, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне раскрасить их?
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка.
Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то , что лучше всего удалось.
V. Итог урока
- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и ,правда , умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров?
- Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?
- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Спасибо за урок!