Проектная деятельность в образовательном пространстве ДШИ

Вашему вниманию предлагается принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса. В последние годы в современном образовании предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной урочной форме, так и вне урока. Инновационные формы обучения многообразны и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения. В центре внимания педагогов находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся. В связи с этим широкое р...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Подпорожская детская школа искусств»










Методическая разработка



Проектная деятельность

в образовательном пространстве ДШИ











Автор: Сергеева Ольга Юрьевна,

преподаватель теоретических дисциплин













Подпорожье

2014

I. Вместо предисловия

Мне кажется, что каждого из нас хотя бы раз посещал вопрос о том, каковы же реальные цели каждого участника классно-урочного процесса? Именно реальные цели, а не абстрактное, заданное извне «формирование гармоничной, разносторонне развитой личности». Может быть, «создание условий для развития личности?», «А что за условия и как их создавать?».

Честный разговор о целях будет, скорее всего, примерно таким:

- единственная реальная цель педагога - пройти программу;

- цель учащегося в лучшем случае - стать умнее, в ином - выучить то, что пригодится для экзамена, в худшем - перетерпеть годы школьной учёбы.

Насколько велика будет ценность обезличенной образованности в наступившем столетии, сказать сложно. Во всяком случае, большинство учащихся перестали мотивировать идеал «человека знающего» - продукта классно-урочного обучения. Но есть ли альтернатива?

Развитие современного общества на основе интегрированных знаний и различных технологий требует внесения значительных корректив в педагогическую теорию и практику, способствует поиску новых моделей образования. Совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся - одна из основных задач современной художественной и музыкальной педагогики. Важную роль в этом процессе должно сыграть изменение подхода к обучению с использованием инновационных методов обучения, способствующих развитию у детей интереса к искусству и творческих сил.

Модернизация российского образования открыла новые перспективы перед учреждениями дополнительного образования, прежде всего - использование их широких возможностей для реализации предпрофильного обучения. ДШИ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве. В связи с этим Детская школа искусств должна давать соответствующую подготовку и профессиональную ориентацию одаренным учащимся. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной школе.

Целью работы является постановка проблемы комплексного подхода в обучении в ДШИ на примере проектной деятельности учащихся, направленной на воспитание творческих способностей и познавательной активности учащихся.

На современном этапе развития педагогической науки проблема взаимодействия между различными видами искусства и познавательной деятельностью как факторов, способствующих целостному восприятию мира и культуры, является весьма значимой. Разрабатываются прогрессивные экспериментальные программы в школах общего среднего и дополнительного образования, где намечены новые перспективы обучения.

Актуальность проблемы комплексного подхода к изучению различных видов искусства обусловлена объективным расширением содержания современного образования, в орбиту которого включаются все новые пласты культуры. Комплексное освоение разных видов искусства делает личность человека многогранной, оптимизирует его творческие способности, развивает фантазию и воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любой сферы деятельности. Это положение приобретает особую окраску в связи с переориентацией учебно-воспитательного процесса на саму личность ученика в плане ее духовного развития.

Внедрение интегрирующих технологий в процесс обучения является ключевой проблемой современного образования. Именно в рамках их взаимодействия и представляется перспективным использование методики проектной деятельности учащихся.

Вашему вниманию предлагается принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса.

II. Проектная деятельность в образовательном пространстве ДШИ


Установка современного образования на активизацию познавательных способностей детей, развитие их творческих способностей успешно вписывается в концепцию проектной деятельности. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в быстро изменяющемся мире, уметь самостоятельно добывать информацию, рационально усваивать знания, т.е. научить учиться. Основная цель, которую преследует работа над проектом: научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний, научить предвидеть проблемы, которые нужно решить.

В современном обществе проектирование все шире применяется в разных сферах деятельности человека, таких как: архитектура и строительство, машиностроение, технологические процессы. Популярным становится создание проектов в области экологии, социальной жизни, в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании и т.д. Это позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, обладает универсальным подходом к изучению явлений. Проектирование становится стилем жизни, поэтому термин и понятие «проектная деятельность» является поистине феноменом века. Таким образом, проектная деятельность предстает как образовательная тенденция будущего.

Достаточно чётко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В основе системы лежат следующие идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских учёных:

- с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим;

- деятельность строится не в русле учебного предмета, т.е. носит надпредметный характер;

- опора на сиюминутные увлечения детей;

- истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.

Основатели системы выдвинули лозунг «Всё из жизни, всё для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Учёные предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Иначе говоря, использование проектного метода в обучении предполагает определённую, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус. Проектная методика - это педагогическая технология нового образования.

Вместе с тем учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Палитра разнообразна - от учебного пособия для кабинета до пакета каких-либо государственных рекомендаций. Важно определить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и предоставления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, игры, сценарии, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.д. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Выходом такого проекта могут быть доклад, пресс-конференция, судебное заседание и т.д. Чем завершится спор? Будет ли разрешён конфликт и заключён договор?

Следует иметь в виду, что все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:

- монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

- межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными (разного масштаба);

- межрегиональными (в рамках одного государства);

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе. Разработать реальный проект и провести его одновременно и сложно и просто. Сложно потому, что имеющиеся у педагога теоретические знания необходимо вывести на практический уровень, а это получается не вдруг и не сразу. Просто же потому, что имеется технологическое описание действий педагога и учащихся в процессе их совместной работы в проекте.

Для того чтобы иметь целостное представление о содержании будущего проекта и его основных этапах, целесообразно рассмотреть лист планирования содержания и этапов учебного проекта.

Лист планирования

- продумывание учителем темы проекта;

- выбор возрастной группы учащихся;

- формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов темы;

- формулирование дидактических целей проекта;

- формулирование методических задач;

- выбор тем индивидуальных исследований учащихся как основного компонента проекта;

- выдвижение гипотез решения проблемы;

- определение творческого названия проекта;

- формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов;

- обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе;

- обсуждение источников информации;

- самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группах;

- подготовка учащимися презентаций по отчёту о проделанной работе;

- защита полученных результатов и выводов;

- оценивание результатов проекта.

Критерии оценивания

1 (плохо)

2 (слабо)

3 (хорошо)

4 (отлично)

Самостоятельность работы

над проектом


Активность участника проекта в соответствии с его индивидуальными

возможностями


Актуальность и значимость темы


Полнота раскрытия темы


Оригинальность решения проблемы


Артистизм и выразительность

выступления


Как раскрыто содержание проекта

в презентации


Использование средств наглядности,

технических средств


Эстетика оформления результатов

проекта


Умение отвечать на вопросы

оппонентов


Итоговое количество баллов

III. Роль преподавателя в проектной деятельности

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Какова же роль преподавателя в проектной деятельности?».

Проектная деятельность требует от преподавателя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому преподаватель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И, прежде всего - развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребёнка и его творческого потенциала. Авторитет преподавателя базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определённом смысле преподаватель перестаёт быть «предметником», а становится преподавателем широкого профиля, педагогом-супервайзером, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения проекта, ни за продукт, а лишь создаёт систему условий для качественного выполнения проекта учащимися.

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать руководитель, какие - сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений и др.

Для преподавателя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е годы стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI века преобладает противоположная крайность. Следует помнить, что развивающий эффект проектной деятельности находится в прямой зависимости от степени её самостоятельности.


IV. Из опыта работы проектной деятельности учащихся

Почти семь лет назад мы обратились к проектной деятельности, которая позволила обеспечить достаточно высокий уровень творческой активности ребят. Интерес учащихся к различным аспектам культуры, умение реализовать свои идеи требует выхода за пределы урочных занятий.

Мы занялись разработкой внеурочных индивидуальных и групповых проектов. Учащиеся моего класса участвуют во Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ и в конкурсе «Учебный проект» с представлением творческих работ по проблемам культуры и искусства. Участие в проекте дает им возможность увидеть реальную практическую значимость затраченных усилий. Наиболее ценным при работе над проектом является то, что теоретические знания ребенок должен уметь реализовать на практике.

Учащимся предлагается масштабная тема, которая содержит несколько направлений для исследования. Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные: разучивание и сочинение собственных произведений, сбор и обмен информацией, подбор зрительного ряда, плакатов и текстов для выступления. Теоретический блок проекта составляют папки индивидуальных исследований. Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих основные положения темы и представление содержания работы. Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и работ, сочинение стихов, интервью по заданной теме и т. Д.

Учащиеся ДШИ под моим руководством выполнили проекты и исследовательские работы по проблемам, где тесно взаимодействуют - живопись, поэзия и музыка:

  • «Русская история в музыкально-литературных образах» - 2008 г. (Ершова Влада, Сергеев Никита) - участник Всероссийского фестиваля «Портфолио ученика»;

  • «О чём говорит музыка Игоря Стравинского» - 2012 г. (Филиппова Полина) - номинант Всероссийского конкурса «Учебный проект»;

  • «Откуда родом ты, моя гитара» - 2012 г. (Смиренникова Екатерина) - победитель Всероссийского конкурса «Учебный проект»;

  • «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» - 2013 г. (Цыганов Матвей, Бусуёк Александр, Ксензов Дмитрий) - победитель Всероссийского конкурса «Учебный проект»;

  • «Забытая война, забытые герои» - 2014 г. (Бусуёк Александр) - лауреат Всероссийского конкурса «Учебный проект».

Как видно из этого списка, выбор тематики весьма обширен и разнообразен. Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную замыслу исполняемых произведений.

Для проекта могут быть предложены темы, завершающие определенный этап программы и представленные как итог работы. Это может быть творческая работа, не связанная напрямую с прохождением программы, но позволяющая оценить способности учащихся к межпредметной интеграции, обобщению полученных знаний и их творческий потенциал в выборе и обосновании темы, поиску необходимой информации и форме реализации темы. Таким образом, спектр исследований весьма разнообразен, и смысловые акценты, присутствующие в разных темах, можно переставлять в соответствии с личными пристрастиями участников проекта.

V. Заключение

Как показывает опыт, применение проектного метода в образовательном пространстве ДШИ, как нельзя лучше соответствует задачам нового времени. Знания, приобретенные в ходе работы над проектом, помогают учащимся самостоятельно осваивать культурные ценности. Дети успешно разбираются в сложных проблемах мировой культуры и осваивают их не только в познавательном, но и в творческом плане.

Проектная деятельность вносит разнообразие в череду повседневных будней, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует инициативности. В процессе выполнения проекта проявляются самые разнообразные практические задачи, которые влекут за собой потребность в новых знаниях и формируют умения и навыки.

Следовательно, комплексный подход в проектной деятельности представляет собой установку на всестороннее развитие творческих способностей учащихся на основе музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, взятыми в их целостности, способен сформировать определенные черты личности учащегося и повлиять на становление его духовной культуры в целом.

Таким образом, участие в проектной деятельности развивает кругозор учащихся, способствует творческому самовыражению личности, позволяет воспринимать все виды искусства в неразделимом единстве и целостности и, несомненно, является одной из перспективных форм обучения и художественно-эстетического воспитания.

Проектная деятельность учащихся является одной из возможных альтернатив традиционной информативной методике обучения.


Используемая литература


1. Меняева И.Н. О методе проектов // Педагогическая мастерская. - 2004. - №4.

2. Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. - М., 1999.

3. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учебное пособие. - М., 2004.

4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. - №1.

5. Ржанова И. Урок-проект. - «Педагогическая техника», 2004 - №1.

6. Рыбина О. Проектная деятельность учащихся в современной школе. - «Образование в современной школе, 2003 - №9.

7. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. - «Исследовательская работа школьников», 2004 - №1.

8. Фрей К. Проектный метод. - М.: Просвещение, 1997.


© 2010-2022