- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа факультативного курса по рисованию
Программа факультативного курса по рисованию
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жаилганова Г.А. |
Дата | 04.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
факультативного курса «Рисование с элементами черчения»
для учащихся 7,8 классов.
Занятия факультативного курса составлены в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Основаны на теоретических и практических знаниях, навыков учащихся по рисованию на плоскости, для развития пространственного воображения.
Программа курса построена с учетом связующего звена между курсом изобразительного искусства, который завершается в 6 классе и курсом черчения в 9 классе, как новой интегрированной области знания. Факультативный курс определяет оптимальные условия для развития навыков работы на плоскости.
Целостный подход к программе курса принципиально объединяет дисциплины. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие пространственного воображения предмета и перенос его на плоскость. Основное понимание в содержании курса уделено развития навыков изображения на плоскости. Вторым центральным понятием является понятие умение видеть предмет в пространстве, анализировать и сравнивать.
Цели курса:
-
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству и черчению;
-
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия учащихся средствами искусства и черчения;
-
развитие наблюдательности и зрительной памяти;
-
развитие аналитических способностей и эстетической мотивации учащихся при создании ими собственной художественной композиции.
Задачи обучения:
-
знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, композиции, черчения;
-
овладение художественными навыками (освоение различной изобразительной и чертежной техник);
-
развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
-
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учащихся;
-
знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов черчения.
-
темы раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе темы направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.
В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с дисциплинами:
-
«Русский язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи; развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов изображения;
-
«Литература»: обогащение словарного запаса на материале рисунков; развитие умений сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного; развитие умений описывать изображения на плоскости к прочитанному тексту; изображение в материале прочитанного текста;
-
«Самопознание»: использование объектов природы, окружающего мира в качестве объектов для рисования с элементами черчения; использование жизненного опыта, в процессе рисования по памяти, воображению;
-
«Математика»: использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке; обогащение речи математическими терминами;
-
«Технология»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
Учащиеся должны знать:
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
-
разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании изображения на плоскости;
Учащиеся 7 класса должны уметь:
-
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных изображений;
-
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, уголь), обладать навыками работы с чертежными инструментами;
-
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения предмета; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
Учащиеся 8 класса должны уметь:
-
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
-
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
-
применять навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
-
применять творческий опыт в построении тематических композиций, формировать авторскую позицию по выбранной теме и искать способы ее выражения;
-
анализировать произведения, знать их общие начала и специфику;
-
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-
конструировать объемно-пространственные композиции (в объеме);
-
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием;
-
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);
-
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
Личностные результаты, учащиеся должны проявлять:
-
основы казахстанской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;
-
социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы;
-
эстетические потребности, ценности и чувства;
-
этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.
Системно-деятельностные результаты, учащиеся должны применять:
-
элементарные практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании);
-
полученные знания при выполнении творческой работы и других видов практической деятельности;
-
умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения практических заданий;
-
умение оценивать правильность выполнения практических заданий, анализировать, классифицировать и осознанно использовать информацию, полученную разными способами;
-
умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом разных позиций и интересов;
-
современные информационно-коммуникационные технологии.
Содержание программы 7 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Линейная перспектива. Линия горизонта. Точки схода.
1
2
Пропорции. Визуальное измерение предмета. Сравнение.
1
3
Форма предмета. Анализ формы.
1
4
Понятие о композиции. Законы композиции. Целостность композиции
1
5
Неделимость композиции. Равновесие.
1
6
Законы контрастов. Контраст величин.
1
7
8
Линия. Линейный рисунок. Типы линий.
2
9
10
Построение рисунка геометрических тел.
2
11
12
Конструкция геометрических тел.
2
13
Цветоведение. Цветовой круг. Передача пространства с помощью цвета.
1
14
15
Виды скульптуры .
Объемная (круглая) скульптура.
2
Содержание программы 8 класс
№
Тема
Кол-во
часов
1
Линейная перспектива. Линия горизонта. Точки схода.
1
2
Пропорции в рисунке. Визуальное измерение предмета. Сравнение.
1
3
Построение рисунка. Узловые (опорные) точки.
1
4
Форма предмета. Анализ формы.
1
5
Законы композиции. Целостность композиции. Равновесие.
1
6
7
Линия. Линейный рисунок. Типы линий.
2
8
9
Построение рисунка геометрических тел.
1
10
11
Трансформация плоскости в объеме. Конструкция геометрических тел.
2
1213
Конструирование архитектурных сооружений геометрическими телами
2
14
Цветоведение. Цветовой круг. Передача пространства с помощью цвета.
1
15
Виды скульптуры . Объемная (круглая) скульптура.
1