Конспект урока музыки и изобразительного искусства Звуки писанки в 5 классе

Комбинированный урок музыкального и изобразительного искусства, открывающий характерные черты писанкарства и особенности его проникновения в музыку. Позволяет развивать творческие способности детей, ассоциативное мышление и умение слушать сложные музыкальные произведения. Итог работы - коллективная красочная писанка, созданная как иллюстрация музыкальных вариаций Л.Дичко.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Звуки писанки».

Цель: Определить характерные черты искусства писанки и особенности его проникновения в музыкальное искусство. Проанализировать раскрытие темы писанкарства в вариациях «Украинские писанки» Л.Диско и песне «Писанки» В.Таловири. Развивать способности к интерпретации художественных произведений, творческие способности, образно-ассоциативное мышление, вокально-хоровые навыки. Воспитывать интерес к народному искусству, творчеству Л.Дичко, В.Таловири.

Музыкальный и визуальный материал: «Песенка джуры» О.Жилинский (исполнение), вариации для фортепиано «Украинские писанки » Л.Дичко (слушание); В.Таловиря. «Писанки » (разучивание); таблицы по писанкарству; видеоматериалы:портрет Л.Дичко, музей писанки в Коломии, памятник писанке в Канаде штат Атавио.

Оборудование: музыкальный центр, DVD, слова песен.

Ход урока:


  1. Организационный этап урока.

Учащиеся входят в кабинет под звучание песни «Песенка джуры» О.Житлинского.

Музыкальное приветствие :

«Песенка джуры» О.Жилинского.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Как вы думаете, станет ли мальчик-джура настоящим казаком? Почему? Да, потому, что он сохраняет народные традиции, помнит свой род, свои народные песни, любит свой край.

- В песне поется: «Нам роздольний степ - вірний оберіг». А какие еще обереги вы знаете?

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня мы будем продолжать знакомиться с украинскими традициями, традиционными промыслами. Приход весны - это не только обновление природы, но и человеческой души. Вместе с весной приходит один из главных Христианских праздников - Пасха, Воскресение Христово. И на этот праздник обязательно расписывают писанки, это традиционный украинский промысел. Расписанная писанка будет охранять дом от гроз и пожаров, неприятностей и горя в течении всего года. Писанка - это не просто красивое яичко. О ней слагают стихи и поют песни. Писанке ставят памятники и пишут о ней целые симфонические произведения. Поэтому тема нашего урока «Звуки писанки».

4.Разучивание песни «Писанки» композитора В.Таловири

Учитель: представьте себе, что вы композиторы.

- Сочините мелодию про писанку на первые две строчки песни:

Ввечері матуся нас чарує,

Писанки на свято нам малює.

-А теперь сравните эту мелодію с песней композитора В.Таловири.

Исполнение песни учащимися 9 класса.

(песня сопровождается показом иллюстраций 31-35)

-Почему «Очі мами світяться у ласці»?

-Что же она нарисовала на писанках ? (выбираем слова из текста, объясняем непонятные)

- Какой характер этой песни, как мы ее будем петь? - (нежно, ласкаво.)

Исполнение песни, работа над вступлением.

-В песне поется: «Я у мами малювати вчуся.» Что же появится на писанке у Маши?.

Стихотворение «Писанка»

Розмалюю писанку, розмалюю

Гривастого коника намалюю

Розмалюю писанку, розмалюю

Соловейко-любчика намалюю

А сопілка буде грати, соловейко щебетати,

А гривастій кониченько славно танцювати

5. Слушание вариаций «Украинские писанки» Л.Дичко

- Можно нарисовать много вариантов писанки. Все они будут разные.

(показ вариантов писанки на видео)

-Художник может изменить цвет, размах линии, узор. Как вы думаете, а композитор может музыкальными средствами нарисовать разные писанки? Какие средства у него есть? (работа с ромашкой).

-Если поменяется регистр, звуки будут низкие, какого цвета писанку вы себе представите - яркую, солнечную, или темную, мрачную? А если изменить темп, какую линию вы представите на писанке - ровную или извилистую? Как в музыке называются разные варианты исполнения одной темы? (работа со словарем «Вариации»)

-Современный украинский композитор Леся Дичко (Показ портрета на видео) написала много красивых произведений: вокальные,

инструментальные, симфонии, балет . И оказалось, что Украинские писанки тоже могут звучать. Мы послушаем вариации для фортепиано, которые так и называются. Возьмите карандаш и символы. Когда будете слушать, отметьте, какие символы вы бы использовали для той или иной вариации.

(слушание с остановками и обсуждением).

6. Актуализация музыкального и художественного опыта учащихся

Чтение стихотворения «Писанка, люба» (Нина)

Ой, писанко, люба,

Які в тебе взори

То олені, півні,

Ялинки та зорі…

Дивуюсь, любуюсь,

Та знати б хотіла.

Що кажуть ті взори?

Скажи ж мені, мила.

Ялинка зелена

І олень рогатий

Тобі нагадають

Зелені Карпати

А той безконечник

Біжить безконечно,

Бо правда не згине,

А житимо вічно.

Тепер розумію,

Недаром же мати

Нам наказала

Тебе шанувати.

Бо щастя віщуем.

Ті, писанко-іічко

Посвячена в церкві

В Воскресную нічку

-А сейчас мы еще раз послушаем вариации Л.Дичко, а пока будет звучать музыка, вы нарисуете 2-3 варианта писанки. Вашими рисунками мы заполним, как музыкальными вариациями, наше, пока еще не расписанное яйцо. А пока вы рисуете и слушаете музыку, я расскажу вам о том, почему на Пасху всегда гремит гром, а на писанках появляются молнии.

Легенда:

«Далеко в горах на высокой скале железными цепями прикован страшный нехристь, злой дух Пекун шез би. Тот злой дух имеет 12 посланцев, которые ходят по селам и городам и смотрят, как живут люди. Все, что они увидят и узнают - рассказывают нехристю. Когда посланцы говорят, что люди живут бедно и ругаются между собой, нехристь радуется и смеется так, что аж горы трясутся, а цепи его слабеют. Когда посланцы говорят, что между людьми добро, он сердится, нахмуривает брови, а цепи сильнее стискивают его тело. Самая страшная весть для дьявола - что люди еще пишут писанки, что не забыли еще этот обычай. Тогда он ревет, как зверь, рвется со всей силы и бьется о скалу так, что аж огонь летит. От этого появляется огонь и молния, а цепи делаются такими крепкими, что невозможно их оторвать».

7. Итог урока.

- Почему народное искусство писанкарства привлекает музыкантов и вдохновляет их на создание музыкальных произведений?

- Какие произведения музыкального искусства мы слушали на уроке?

Ответы учащихся

Вывод учителя: Образы украинских писанок нашли свое воплощение во многих видах искусства. В Канаде стоит памятник Писанке (Показ). Это скульптура. А в Коломии построен музей писанкарства в виде большого расписанного яйца (показ фото) (архитектура).

8. Оценивание музікально-творческой деятельности учащихсяна уроке

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 85


Конспект урока музыки и изобразительного искусства Звуки писанки в 5 классе

Тема: «Звуки писанки»

Подготовила и провела

учитель музыки

Матренина Наталья

Станиславовна












17.03.2011. Донецк

© 2010-2022