Рефлексивный компонент на уроках

Рефлексия — это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. На уроках под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. В этой статье разные приемы , которые можно использовать на  разных уроках по всей щкольной программе. Можно  использовать рефлексивный компонент на уроке, который наиболле удачно поможет подвести итоги урока.  Для учеников старших классов предлагается заполнить резюме Ученики письменно отвечают на с...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексия

Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. На уроках под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексирующий ученик осознает смысл своих действий, он знает ответы на вопросы:
ü Что я делаю?
ü С какой целью?
ü Почему я делаю это так?
ü Каковы результаты моей деятельности?
ü Как я этого достиг?
ü Можно ли это сделать по-другому?
ü Какой вариант лучше?
ü Насколько необходимо мне то, что я сегодня сделал?
ü Что я буду делать дальше?

На первом уроке четверти ребята заполняют анкету следующего содержания:
1. За предыдущую четверть по _______имею отметку ________
2. Отметка объективна, завышена, занижена (нужное подчеркнуть)
3. Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку ______
4. Для этого мне нужно ___________________________________
5. У меня пока не получается ______________________________
Все запланированные баллы выставляются на лист учета знаний зеленым цветом под заголовком «мечта»
В конце четверти подводятся итоги, выясняются причины успехов и неудач.

Рефлексивный компонент на уроке:
Иногда это короткая беседа в конце урока:
ü Чем мы сегодня занимались?
ü Что мы для этого делали?
ü Что у нас получилось хорошо?
ü Что нам пока не удается?
Если перед уроком на доске были записаны цели вопросы могут быть иными.
ü Что мы делали для достижения поставленных целей?
ü Довольны ли мы результатом?
ü Можно ли это было сделать иначе?
ü Какой вариант лучше?
ü Где нам пригодится это умение?
Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2) Больше всего мне понравилось_________ .
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял____________
7) Сегодня я научился_________
8) Сегодня я задумался_________
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)
Для старших классов предлагается заполнить резюме
Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю.
1. Что нравиться на уроках?
2. Что не нравиться на уроках?
3. Можешь ли учиться лучше по предмету?
4. Какие действия учителя считаешь неправильными?
5. Поставь отметку учителю по 10 - ти бальной системе?
6. Поставь себе отметку по 10 - ти бальной системе?

К современному уроку предъявляется множество требований. Среди них выделяется группа, которая ратует за сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это помогает дозировать учебную нагрузку, а также пресекать усталость органов чувств ребёнка и интеллектуальное истощение. В этот ряд мы можем вписать и релаксационные упражнения, которые давно перестали быть новшеством.

Впрочем, сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

Рефлексия это...

В переводе с латинского рефлексия означает «обращение назад». Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств - картины, музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Ещё один вид - рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Рефлексия в конце урока

Это уже, как говорится, классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Фантазировать на тему рефлексии может сам учитель. Чем более творчески он к этому подойдёт, тем сильнее будет отдача, ответ. Учитывая возрастные особенности, учитель составляет рефлексивную методику для своего класса. Самые маленькие несут свой якорь на тот корабль, который соответствует их настроению. Ребята постарше поднимают карточку со знаком, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке (вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие). Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

А вот как быть со старшеклассниками? Для них интересным является нечто более изощрённое. Как всегда рецепт прост - перейдите на их язык. Предложите им оценить свою работу не том или ином этапе урока оценками (по аналогии с известной социальной сетью) или значком «лайк». Также можно попросить ребят в конце урока оценить свою работу и общее впечатление от занятия тезисом или афоризмом.

Рефлексия в творчестве

Это определение можно рассматривать с двух сторон, как рефлексию на занятия творческого цикла, так и рефлексию как объект творчества. Конечно, предметы эстетической направленности - это широкое поле огромных возможностей. Здесь рефлексия выступает не только как инструмент оценки, но и как орудие развития творческого мышления, воображения. К примеру, на уроке изобразительного искусства, при подведении итогов занятия, ребятам можно предложить сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком.

На уроках литературы, музыки, изобразительного искусства предложите ученикам несколько известных высказываний, дабы ребята соотнесли их со своим эмоциональным состоянием на исходе урока.

Творческим будет и следующее задание - вы можете ученикам раздать размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром или букетом в руке, или же тяжёлой сумкой), что будет дополнять общее впечатление. Понравился ли мне урок? Остались ли у меня вопросы? Доволен ли я своей работой?

Не забывайте, что ученик на уроке оценивать может не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. После окончания работы в группах, проведите рефлексию. Ученики должны оценить эффективность коллективной работы. Если вы опасаетесь, что ребята не будут откровенны, рефлексия может проходить по аналогии с анкетированием. Вы говорите варианты ответов на вопросы, ребята ставят нужную цифру. К примеру:

Работая в группе, вы общались. Как это влияло на результат?
* работа стала более эффективной;
* это тормозило процесс;
* в работе мы допускали неточности;
* не позволило задействовать ресурсы всех участников группы.

Учитель затем может быстро проанализировать результат и подкорректировать особенности работы на следующих этапах урока, когда вновь прибегнет к групповым методам.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.



© 2010-2022