Исследовательская работа Загадка Чурумала

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования города Ак-Довурак

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Секция - Культурное наследие. Археология

Исследовательская работа на тему:

«Чурумал - уникальный памятник

наскального искусства Тувы»







Выполнила: Саая Олча Омаковна

ученица 11 «Б» класса

МБОУСОШ №1 г. Ак-Довурака

Научный руководитель: Чапчын Солангы Сергеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака



Ак-Довурак - 2014

Оглавление.

Введение…………………………………………………………….....2

Писаница «Чурумал» ее классификация и хронология……………5

Заключение………………………………………………………..…..8

Библиография………………………………………………………....9

Приложение………………………………………………………….10































Введение.

Наскальные изображения - петроглифы - один из древнейших видов искусства, появившийся в далекие времена дописьменной истории человечества. В наши дни они представляют собой один из важных видов археологических памятников. Петроглифы отражают мировоззрение древнего человека, являются одной из форм отражения его общественного сознания, формировавшегося и изменявшегося на протяжении длительного периода от палеолита до наших дней. Как справедливо подчеркивал А.П. Окладников, сюжеты наскальных изображений - это своеобразие «окно в исчезнувший мир»1.

Актуальность. Памятники наскального искусства являются ценнейшим источником знаний о жизни людей в бесписьменные времена. Для изобразительного искусства каждой эпохи и каждого региона характерны художественные особенности и специфический свой набор образов, обусловленные как хозяйственной деятельностью, так и мировоззрением их создателей. Всестороннее изучение памятников наскального искусства обусловлена также их современным состоянием. Петроглифы подвергаются постоянным разрушениям, многие из них находятся в критическом состоянии и возможно в скором времени исчезнут безвозвратно.

В настоящее время, со стороны российских и зарубежных исследователей, проявляется большой интерес к памятникам древнего наскального искусства, проблемам их сохранения и использования в современных условиях. Если древние наскальные изображения, находящиеся за рубежом и в большей части территории России, изучены довольно хорошо, то памятники наскального искусства, расположенные в Республике Тыва, и, в частности в урочище Эдегей, требуют дальнейших серьезных исследований и комплекса мер по их сохранению. Это подтверждают, проводившиеся в последние годы, обследования данных объектов, с целью инвентаризации, проверки технического состояния и определения их сохранности.

На территории Республики Тыва поставлены на государственный учет и охрану 787 объекта культурного наследия федерального значения - памятников археологии. Суммарно это более 6000 охраняемых единиц (курганы, поминальные сооружения, стелы, изваяния, городища и др.). К основным памятникам культурного наследия относятся наскальные изображения.

Объект исследования: наскальные изображения в скальном массиве Дулаан-кара, которому мы дали название «Чурумал».

Предмет исследования - петроглифы эпохи бронзы и раннего железного века.

Целью данной работы является изучение наскальных рисунков, найденных в скальном массиве Дулаан-кара.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Проследить историю исследования наскального изображений в России и Республике Тыва;

  2. Изучить наскальные изображения в местечке «Дулаан-кара», выявить хронологическое и стилистическое своеобразие петроглифов данного памятника;

  3. Обобщить и сделать итоги.

Хронологические рамки исследования могут охватывать эпоху бронзы и ранний железный век (конец III - I тыс. до н.э.)

Территориальные рамки исследования включают горную область Эдегей, а для сравнения приводятся наскальные сопредельных территорий.

В данной работе использованы следующие методы исследования: метод накопления фактов (изучение литературы, беседа, поисковый метод, наблюдение), метод обобщения и осмысления собственных фактов (сравнение) и теоретические методы.

Метод обобщения и осмысления собственных фактов позволяет сравнить найденные, посредством поискового метода, изображения в скальном массиве Дулаан-кара, с обнаруженными петроглифами на разных территориях Барун-Хемчикского района, на основе типологии, выявить стилистические элементы, которые позволяют выявить хронологию наскальных рисунков.

Во время исследования были применены современные методы копирования петроглифов на цифровую фотокамеру.

И для дальнейшего изучения данного памятника была выдвинута следующая гипотеза : наскальные рисунки «Чурумал» отображают духовную и материальную жизнь людей, проживавших на данной территории.

Историография: проблема изучения искусства бесписьменного периода была поставлена в конце XIX- началаXXвв. ученым-петроглифоведом Формозовым Александром Николаевичем. Около 300 лет назад, Петр 1 издал указ: «… осмотреть и описать сколь велика и высока…» писаная гора или камень на Урале и в Сибири2. И сэтого времени началось исследование петроглифов на территории России.

Уже в дореволюционной России петроглифы Сибири и Тувы привлекли внимание многих исследователей. Так М.А. Дэвлет были написаны монографии, в которых в ходе полевых работ были исследованы многие памятники наскального искусства Тувы.

Научная новизна работы, в том что наскальные изображения в местечке «Дулаан-кара» мало исследованы. Изучение этого памятника даст нам информацию об истории древних предков, которые жили в районе. Эта тема может представлять большой интерес для современной молодежи нашего района, тем что показывает какую ценность имеют эти уникальные памятники, что на мой взгляд поможет сохранить их.





Глава 1. Писаница «Чурумал», ее классификация и хронология.

Памятник расположен в 16км. ниже г. Ак-Довурака на правой стороне трассы Абакан - Ак-Довурак, по правому берегу р. Хемчик, местечко Дулаан-кара урочище Эдегей. Найденный памятник выполнен на ровной поверхности небольшой скалы. (Приложение 2) Уникальность памятника по сравнению с другими памятниками наскальных изображений Тувы состоит в том, что изображения более 70 наскальных рисунков изображены на одном большом камне (ширина около 5м, высота 3м). Изображения разные по образу, размеру и стилю изображения. Наиболее популярные из них - олени и лошади более 25 (Приложение 3). Сцена охоты человека на животного - 5 (Приложение4). Рисунки непонятных знаков, символов - 10 (Приложение 5). Также есть изображения человека в округлённой шапке - 4.

Про этот исторический памятник мы узнали из уст населения села Дон-Терезин, но оказалось, что дорогу может показать только один человек Ооржак Виктор Биринеевич, коренной житель долины Эдегея. Родился в 1957 года, в 1963г. стал учиться и закончил в 1973г. среднюю школу с. Дон-Терезин. Мы с ним встретились в октябре 2012года. Впервые он увидел эти рисунки когда ему было 5 лет, значит это был 1962год. Ему про эти рисунки рассказывал его дедушка. С его слов мы узнали, что место где расположен памятник издавна называли «Чурумал», потому что жители удивлялись красоте и сказочности этого места. Рассмотрев рисунки и сфотографировав мы начали свое исследование.

Изучив научную литературу, узнали, что наскальные изображения можно классифицировать по сюжету3, можно выделить антропоморфные(наделенные человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных), зооморфные (изображения животных), знаковые символы. (Приложение 6)

Петроглифы в образе охоты человека на животного, найденные на писанице «Чурумал», доказывают, что занятие охотой было одним из основных способов добычи пищи в нашей местности. Все изображения животных на видном месте и около такого места совершались культовые обряды. Они обеспечивали роду благополучие и удачную охоту.

Древний человек не мог представить себе мир иначе чем в образе могущественного лося. Он для него олицетворял всю окружающую природу. (Приложение 7)С образом лося был связан и культ родовых предков. Неслучайно на скалах часто находят изображения лося, выделенное на общем фоне красной охрой. Такие скалы превращались в своеобразные родовые храмы-«святилища», где совершались ритуально-магические действия.

На писанице «Чурумал» были обнаружены загадочные знаки и символы. Можно предположить что, их рисовали шаманы для своих ритуальных обрядов. Может так они разговаривали с иным миром.

( Приложение 8)

Антропоморфные фигуры: схематичная фигура с поднятой рукой, профильная фигура с полусогнутой ногой. Это свидетельствует об изображении «шамана» в головном уборе. По этим рисункам, можно предположить, что люди верили в шаманизм, духов. Поскольку они были наедине с природой люди верили, что своими обрядами смогут добиться каких-либо условий. Об этом свидетельствует изображения «шамана» в головном уборе виде полукруга и в руках похожее на религиозный бубен.

Также эти изображения можно классифицировать по стилю. Исследователи подразделяют их на три группы: линейные, контурные, силуэтные.

В археологической литературе принято следующие определения данных понятий: линейный - состоит из одних линий, контурный рисунок очерчен линией, а внутри заполнен и силуэтный рисунок имеет сплошную заливку контура.

На писанице «Чурумал» были выявлены изображения смешанного характера: например, туловище животного передано контуром, голова силуэтно, а ноги показаны в виде линий. Тело животного показано профилем, а рога в анфас.( Приложение 9)

Из 50 изображений в основном силуэтные фигуры. Что говорит об уникальности данного памятника.

Можно еще выделить простые и сложные изображения. Простые изображения- изображения не загруженные дополнительными деталями. У сложных присутствуют: головные уборы и поперечные линии (Приложение 10)

В научных трудах ученых-археологов по наскальным изображениям, в которых изображены рисунки могущественного лося, парных и одиночных относят к эпохе ранней бронзы (бронзовый век - середина IIIтыс.- I тыс. до н.э.), «Скелетный стиль» зародился в эпоху позднего неолита (неолит «новый каменный век» - VIII-IV тыс. до н.э.)В свое время Г.А. Агафонова в книге4 относила к эпохе бронзы изображения лосей.В настоящее время мнения исследователей расходятся. Но к мнению Агафоновой присоединились А.И. Мартынов, Н.Л. Подольский и Я.А. Шер.

По мнению В.И. Молодина, изображение лосей, изображения подобного типа в Западной Сибири датируются периодом развитой бронзы т.е. II тыс. до н.э.

К эпохе раннего металла Формозов А.А. отнес группу животных Западной Сибири. Еще молодой возраст таких изображений предположил Леонтьев Н.В., он также предположил, что эти изображения характерны для окуневской культуры (южносибирская культура эпохи бронзы).

В результате анализа и сравнения сюжетов, художественного стиля и смыслового содержания рисунков на писанице «Чурумал» и раннее исследованных памятников наскального искусства, можно предположить, что наскальные изображения относятся к эпохе неолита и бронзы. (Приложение 11)

Таким образом, писаница «Чурумал» исторический источник, уникального типа, написанный в эпоху бронзы и неолита.





































Заключение.

  1. Данный археологический памятник является мало исследованным, так как он не поставлен на государственный учет и охрану объектов культурного наследия Республики Тыва;

  2. Наскальные рисунки расположены на одной большой скале, т.е не разбросаны.

  3. Изображения можно классифицировать по стилю и сюжету (зооморфные, антропоморфные, знаковые);

  4. Наскальные рисунки были выполнены в эпоху неолита и бронзы.

Гипотеза, что наскальные изображения писаницы «Чурумал» отображают духовную и материальную жизнь людей частично доказана.

Изучение и сохранение исторических памятников остается актуальным вопросом на сегодняшний день.

И этот памятник наскальных рисунков достоин, чтобы его узнали, исследовали ученые-археологи и поставили в учет, охрану культурного наследия Республики Тыва.

В 2014г. в нашей республике будет праздноваться юбилей столетие единения Тувы с Россией, и открытие такого уровня исторического памятника разбудит интерес ученых, историков и всего общества.



Список использованных источников.

  1. Агафонова, Г.А. Петроглифы Тянь-Шаня. Л.: б.и., 1981 - 200 с.

  2. Адрианов, А.В. Писаницы в Урянхае. // Архив МАЭС ТГУ

  3. Грач, А.Д. Петроглифы Тувы 1. Проблемы датировки и интерпретации, этнографические традиции. // сб. МАЭ. Т 18. М., 1957. С.388-427

  4. Дэвлет, Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. - М.: Научный мир. 2002. - 256с.

  5. Окладников, А.П. Петроглифы Анкары. М., Л. 1996 «Наука» - 260с.

  6. Чадамба, Л.Д. Наскальное искусство Тувы. / диссертация. Кызыл, - 263с

Информаторы

  1. Ооржак Виктор Биринеевич - 1957г.р. коренной житель долины Эдегей.

  2. Ооржак Ай-Хаан Александрович - 1988г.р. завхоз детсада «Салгакчы» с.Дон-Терезин





Приложение 1. Данные из общего свода памятников наскального искусства







Приложение 2. Камень «Чурумал»

Исследовательская работа Загадка Чурумала







Приложения 3.Рисунки оленей и лошадей

Исследовательская работа Загадка ЧурумалаИсследовательская работа Загадка Чурумала

Приложение 4. Сцена охоты на писанице «Чурумал»

Исследовательская работа Загадка Чурумала



Приложение 5. Рисунки знаков и символов

Исследовательская работа Загадка ЧурумалаИсследовательская работа Загадка Чурумала

Приложение 6. 1. Антропоморфные. 2. Зооморфные

Исследовательская работа Загадка ЧурумалаИсследовательская работа Загадка Чурумала

Приложение 7. Рисунок «могущественного лося»

Исследовательская работа Загадка Чурумала





Приложение 8. Образ шамана

Исследовательская работа Загадка ЧурумалаИсследовательская работа Загадка ЧурумалаИсследовательская работа Загадка Чурумала

Приложение 9. Изображения смешанного стиля.

Исследовательская работа Загадка Чурумала

Исследовательская работа Загадка Чурумала

Приложение 10. Простые и сложные изображения.

Исследовательская работа Загадка Чурумала



Приложение 11. Сравнение.

  1. Писаница «Чурумал». Фигуры «шагающего лося»

Исследовательская работа Загадка Чурумала

Исследовательская работа Загадка Чурумала



Исследовательская работа Загадка Чурумала

Ооржак Виктор Биринеевич.





1 Окладников А.П. Исследования петроглифов Анкары. М.: 1966. С.123.

2Борисов В. Новый документ из истории археологии России 17в. советская археология №4. 1963. С.12

3Грач А.Д. Петроглифы Тувы 1. Проблемы датировки и интерпретации, этнографические традиции. // сб. МАЭ. Т. 18. М., 1957. С.388-427.

4 Г.А. Агафонова «Петроглифы Тянь-Шаня» Л.: 1981 -200с.

25

© 2010-2022