Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС


№ урока



Тема урока




Кол-во часов

Тип урока


Элементы

содержания


Виды

деятельности



Планируемые результаты


Средства

обучения


Д/З

Дата








Личностные


Метапредметные


Предметные



план

факт

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение (1 час)

1

Введение.

1

Происхождение и содержание термина «средние века». Представления об эпохе Средневековья в разные времена. Хронологические рамки и периодизация Средневековья. Источники по истории Средних веков.

Раскрывать смысл и содержание термина «средние века». Определять хронологические рамки и периодизация Средневековья.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям

Умение определять понятия, создавать обобщения,

Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося

Учебник, карта, иллюстрации

с. 3-5


Раздел I. Средневековый мир в V-XI вв. (14 часов)

Глава 1.Рождение средневековой Европы (2 часа)

2

Древние германцы.

1

Занятия, общественное устройство, верования древних германцев.

Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством древних германцев. Выявлять причины изменений в хозяйственной и общественной жизни германцев. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Умениеопределять понятия, создавать обобщения.

Формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Карта «Римская империя и германские племена».

Иллюстрации из учебника

§ 1

3

Варварские королевства

1

Падение Западной Римской империи. Великое переселение народов. Остготское королевство. Теодорих. Вестготское королевство. Варварские королевства в Британии. Образование Франкского королевства. Хлодвиг

Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Высказывать своё отношение к личности короля остготов Теодориха и короля франков Хлодвига. Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Умение определять понятия, создавать обобщения.

Формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Карты из учебника: «Великое переселение народов», «Европа в конце IV - начале V в.».

Иллюстрации из учебника

§ 2

Глава 2. Западная Европа в V-XI вв. (7 часов)

4

Труд средневекового человека.

1


Природно-климатические условия. Хозяйственная жизнь. Земледелие и скотоводство в средневековом обществе. Развитие ремесла и техники.

Различать типы земледелия: мотыжное, подсечно-огневое, пашенное

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы.

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

Карта из атласа «Лесной покров Западной Европы в начале Средневековья».

Иллюстрации из учебника

§ 3



5.

Распространение христианства.

Христианская религия и её распространение. Формирование церковной организации. Григорий Великий. Возникновение монашества. Разделение церкви на православную и католическую.

Различать три основных значения понятия «церковь». Раскрывать значение церкви в жизни средневековых людей. Составлять схему церковной иерархии

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы.

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества

Карта из атласа «Распространение христианства».

Словарь в конце учебника.

Иллюстрации из учебника

§ 4

6.

Империя Карла Великого.


Государство франков при Меровингах, его подъём и упадок. Династия Каролингов. Реформы Карла Мартелла. Карл Великий. Образование империи. «Каролингское возрождение».

Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого.

Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы.

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

Карта из учебника «Империя Карла Великого».

Иллюстрации из учебника

§ 6



7.

Крестьяне и феодалы.


Вассалитет. Феодальная иерархия. Формирование сословий феодального общества: духовенства, рыцарства, крестьянства. Феодальная зависимость.

Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике, извлекать информацию из фрагмента документа личного характера

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

Словарь в конце учебника.

Схемы: «Феодальная лестница», «Сословия».

Иллюстрации из учебника

§ 7


8

Феодальная раздробленность. Франция и Германия.



Распад империи Каролингов, его причины. Феодальная раздробленность во Франции. Германские герцогства. «Римская империя» Оттонов.

Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы.

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества.

Карты из учебника «Раздел Франкской империи», «Феодальная Франция в начале XI в.».

Иллюстрации из учебника

§ 8




9

Викинги. Образование новых европейских государств.

Норманны: занятия и культура. Походы викингов. Завоевание Англии: волны нашествий. Образование скандинавских государств.

Раскрывать историческое значение эпохи викингов в Европе

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Умение определять понятия, создавать обобщения,

Формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Карта из учебника «Походы викингов в IX-XI вв.».

Иллюстрации из учебника

§ 9



10

Культура Западной Европы.

Истоки средневековой культуры: наследие античности и варварства; христианство. Образование. «Семь свободных искусств». Рождение средневековой литературы. Героический эпос. Памятники романского стиля в художественной культуре.

Осуществлять анализ иллюстративного материала учебника по теме «Культура Западной Европы». Находить в современности следы средневекового западноевропейского культурного наследия

Формирование целостного мировоззрения.

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение.

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Иллюстрации из учебника

§ 10


Глава 3. Византия и славяне (3 часа)

11

Византийская империя.

1

Образование Восточной Римской империи. Население и хозяйство Византии. Власть императоров-василевсов. Юстиниан. «Золотой век» Византии. Византия в VII-XI вв. Константинополь - центр православия.

Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера

Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Умение анализировать, формулировать и обосновывать свою точку зрения и выводы.

Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников.

Карта из учебника «Византийская империя в VI-XI вв.».

Иллюстрации из учебника

§ 11



12

Образование славянских государств.

1

Славяне: расселение, общественный строй, хозяйственная жизнь, быт. Образование раннеславянских государств. Первое Болгарское царство. Великоморавская держава. Чехия. Польша.

Раскрывать характер влияния Византийской империи на политическое развитие славянских государств. Рассказывать, используя карты учебника, о процессе образования славянских государств

Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Смысловое чтение.

Умение работать с разными источниками информациями.

Карты из учебника: «Образование славянских государств», «Польша в XI - начале XIII в.».

Иллюстрации из учебника

§12



13.

Культура Византии и славянских государств.

1

Истоки и своеобразие византийской культуры. Архитектура. Базилика. Иконопись. Развитие славянской культуры. Деятельность Кирилла и Мефодия.

Выявлять характерные особенности византийской культуры путём анализа иллюстративного ряда учебника. Различать архитектурные особенности базилики и крестово-купольного храма

Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Умение анализировать, формулировать и обосновывать свою точку зрения и выводы.

Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников.

Схемы: «Базилика», «Крестово-купольный тип храма». Изображение букв глаголицы и кириллицы.

Иллюстрации из учебника

§ 13



Глава 4. Арабы в IV-XI вв. (2 часа)

14

Зарождение и распространение ислама.

1

Арабские племена Аравийского полуострова. Верования древних арабов. Зарождение и распространение ислама. Рождение ислама. Мухаммад. Коран. Сунна. Шариат. Арабский халифат: возникновение, расцвет и распад. Завоевательные походы арабов.

Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. Устанавливать причины распада халифата. Показывать по карте направления завоевательных походов арабов. Воспроизводить схему «Система управления халифатом»

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Карты из учебника: «Создание Арабского халифата», «Распад Арабского халифата».

Схема «Система управления халифатом».

Иллюстрации из учебника

§ 15



15.

Культура исламских стран.

1

Мусульманские города. Развитие наук. Арабская литература. Архитектура мечети. Каллиграфия. Арабеска.

Выявлять характерные особенности культуры исламских государств. Составлять устный рассказ об арабском городе. Сравнивать особенности исламской и христианской культур. Извлекать информацию из фрагмента литературного сочинения

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы

Формирование способности исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого.

Иллюстративный материал параграфа

§ 16



Раздел II. Средневековый мир XII-XV вв. (11 часов)

Глава 5. Средневековое общество Европы (3 часа)

16.

Европа XII-XV вв.: природа и человек.

1


Изменение природно-климатических условий. Хозяйственная жизнь. Труд крестьянина. Конец крестьянской зависимости. Развитие ремесла и торговли.

Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Умение давать определения понятиям, обобщать, делать выводы.

Формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося.

Схема «Периоды всеобщей истории».

Иллюстративный материал параграфа

§ 17



17.

Рыцарство.

1

Роль рыцарства в средневековом обществе. Феодальные замки архитектура, жизнь, быт. Посвящение в рыцари. Турниры. Куртуазность.

Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Составлять под руководством учителя сложный план по теме «Рыцарство»

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Умение понимать законы «Рыцарской чести».

Иллюстративный материал параграфа

§ 18



18

Город и горожане.

1

Возникновение городов. Роль городов в средневековом обществе как ремесленных, торговых и культурных центров. Ремесленные цехи. Развитие торговли и банковского дела. Городской театр и представления. Изменения в средневековой картине мира в XII-XV вв. Новые ценности. Новые представления о природе, времени, пространстве, богатстве и собственности.

Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Составлять рассказ об облике средневекового города. Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. Показывать по карте важнейшие торговые пути, сферы влияния Венеции, Генуи и Ганзы, крупнейшие ярмарки

Освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека.

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Умение характеризовать условия и образ жизни, занятиялюдей населявших города.

Карта из атласа «Ремесло и торговля в Европе и на Ближнем Востоке в XI - первой половине XIV в.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 19



Глава 6. Развитие европейских государств в XII-XV вв. (5 часов)

19.

Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.

1

Соперничество пап и императоров. Григорий VII и Генрих IV. Монашеские ордена. Францисканцы. Доминиканцы. Ереси. Инквизиция. Крестовые походы. Причины крестовых походов. Первый крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Итоги и значение движения крестоносцев.

Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Знать особенности религиозных верований католической церкви.

Умение работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Карты из учебника: «Крестовые походы XI-XII вв.», «Четвёртый крестовый поход».

Иллюстративный материал параграфа

§ 20



20

Англия.

1

«Книга страшного суда». Династия Плантагенетов. Реформы Генриха. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей. Возникновение английского парламента. Восстание Уота Тайлера. Война Алой и Белой розы.

Выявлять особенности процесса образования централизованного государства в Англии. Определять историческое значение появления английского парламента. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Различать сословно-представительную и абсолютную монархию

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

Умение самостоятельно планировать пути достижения цели.

Воспитание уважения к историческому наследию

Карты из учебника: «Англия в XI - начале XIV в.», «Англия в 1381 г.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 21



21

Франция. Столетняя война.

1

«Собирание» Франции при Капетингах в XII-XIII вв. Укрепление власти короля. Филипп IV. Генеральные штаты Столетняя война. Битва при Пуатье. Жанна д'Арк и успехи французской армии. Завершающий этап войны. Жакерия. Объединение Франции. Людовик XI и Карл Смелый.

Выявлять особенности процесса образования централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д'Арк. Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Рассказывать по карте о ходе Столетней войны

Уважение к культуре других народов, толерантность.

Овладение устной монологической контекстной речью.

Воспитание уважения к историческому наследию

Умение работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Карты из учебника: «Франция в XI - начале XIV в.», «Столетняя война (1337-1453)».

Иллюстративный материал параграфа

§ 22



22

Государства Пиренейского полуострова.

1

Мусульманская Испания. Реконкиста. Формирование сословной монархии. Кортесы. Укрепление королевской власти. Образование Испанского королевства. Фердинанд и Изабелла.

Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании

Формирование уважение к правам и свободам человека;

Умение работать с учебной и внешкольной информацией

Умение правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Карта из учебника «Завершение Реконкисты».

Иллюстративный материал параграфа

§ 24



23

Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII-XV вв.

1

Болгария:. Сербия: Установление османского господства над балканскими странами. Развитие культуры в балканских странах. Польша. Кревская уния Польши и Литвы Грюнвальдская битва. Чехия. Ян Гус и гуситское движение. Венгрия.

Устанавливать особенности политического развития государств Центральной и Восточной Европы в XI-XV вв. Оценивать значение героической борьбы балканских стран за свою независимость. Извлекать информацию из документа литературного характера

Формирование умения обосновывать собственную позицию.

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

Карты из учебника: «Польша и Чехия в XIV-XV вв.», «Польша и Великое княжество Литовское и Венгрия в XV в.», «Гуситское движение».

Иллюстративный материал параграфа

§ 25 (разделы), § 26



Глава 7. Культура средневекового мира (3 часа)

24

Наука, образование, литература

1

Теология и схоластика. Развитие научных знаний. Роджер Бэкон. Образование. Школы и университеты. Литература: трубадуры, труверы; басни, шутки, сатирический эпос, рыцарский роман. Поэзия вагантов. Книгопечатание

Уметь давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки

Формирование целостного мировоззрения

Овладение устной монологической контекстной речью.

Развитие умений находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Иллюстративный материал параграфа

§ 27



25

Расцвет средневекового искусства

1

Памятники готического стиля в художественной культуре.

Уметь различать романский и готический стили

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Развитие умений находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Иллюстративный материал параграфа

§ 28



26

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV-XV вв.

1

Понятие «возрождение». Гуманизм и гуманисты. Гуманистический идеал человека. Литература Возрождения. Данте Алигьери. Франческо Петрарка. Джованни Боккаччо. Архитектура и изобразительное искусство. Джотто де Бондоне. Сандро Боттичелли. Донателло Мазаччо. Филиппо Брунеллески. Развитие наук.

Раскрывать причины появления гуманизма в Италии в XIV-XV вв. Выявлять особенности гуманистического миросозерцания на основе анализа художественных произведений представителей гуманизма. Составлять под руководством учителя сложный план раздела параграфа

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира.

Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Развитие умений находить, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Иллюстративный материал параграфа

§ 29



Раздел III. Государства Азии в эпоху Средневековья (3 часа)

27

Византия и Османская империя.

1

Образование, расцвет и распад государства турок-сельджуков. Осман. Образование государства. Завоевания на Балканах. Образование Османской империи. Мехмед II Завоеватель.

Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII-XV вв. Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV-XV вв. Рассказывать с опорой на карту о территориальном росте Османской империи

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

Карта из учебника «Византийская и Османская империя XIV-XV вв.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 25 (разделы), § 30



28

Империя Чингисхана и держава Тимура.

1

Монголия Образ жизни и занятия монгольских племён. Объединение монгольских племён. Образование, расцвет и распад империи. Держава Тимура.

Выявлять причины распада империи Чингисхана и державы Тимура. Прослеживать по карте направления завоевательных походов Чингисхана и Тимура

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам.

Умение анализировать, формулировать и обосновывать выводы

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Карты из учебника: «Индия

в X-XV вв.», «Китай в XI-XV вв.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 32



29

Китай, Япония, Индия.

Поднебесная империя. Император и подданные. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура Китая.Япония. Государство Ямато. Сёгунат. Синтоизм. Японское искусство.Индия. Природа и население. Индийские княжества. Делийский султанат. Буддизм и индуизм. Индийское искусство.

Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

Карты из учебника: «Индия

в X-XV вв.», «Китай в XI-XV вв.».

Иллюстративный материал параграфа

§ 32



Всего: 29 часов.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА.

Введение (1 час)

30.

Введение в историю России.

1

Россия на современной карте мира. Россия - Родина, Отечество россиян. Россияне - представители разных народов, национальностей. Исторические периоды в развитии России. Повторение основных понятий, связанных с изучением исторического прошлого

Знать определение исторической науки.

Уметь разделять исторические источники по группам.

Называть способы и единицы измерения времени в исторической науке.

Объяснять, как пользоваться исторической картой

осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

формулировать и обосновывать выводы

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний

Урок проводится с опорой на материалы курса «История. Введение».

с.3-9



Глава I. Народы и государства на территории России (с древнейших времён до середины IX в.) (4 часа)

31

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины.

1

Исторические процессы, происходившие в этот период в мире. Источники России данного периода. Влияние природных условий га занятия и жизнь людей. Освоение человеком территории Восточной Европы, Сибири. Первобытные стоянки.

Называть основные занятия людей

в древности.

Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны.

Объяснять, почему не существует точных дат в древнейшей истории человечества.

Использовать иллюстрации учебника в своём рассказе, при доказательстве своих суждений

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

раскрытие общего и особенного в развитии прошлого восточных славян

Карта в учебнике «Древнейшие поселения человека на территории Восточной Европы и Сибири».

Иллюстрации,

Лента времени

§ 1



32

История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. - середине V в. н.э.

1

Предки современных народов России в середине 1-го тыс. н.э. Великое переселение народов. Праславяне, славяне. Взаимоотношения славянских племен и их соседей. Значение этого периода в истории России.

Называть единицы измерения времени, которыми пользуются историки. Знать, что основной единицей измерения времени в древнейший период истории человечества является тысячелетие.

Правильно показывать объекты на исторической карте.

Находить территории, где располагались греческие колонии.

Давать характеристику исторических источников различных археологических культур

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

раскрытие общего и особенного в развитии прошлого восточных славян

Карта «Северное Причерноморье в V в. до н. э.» Иллюстрации,

§ 2



33.

Первые государства на территории Восточной Европы.

1

Исторические процессы, происходившие в Евразии. Расселение восточных славян. Взаимоотношения восточнославянских племен и их соседей. Территория Руси. Источники по истории Древней Руси.

Охарактеризовать различные точки зрения на происхождение славян.

Правильно показывать территорию расселения славянских племён .на исторической карте

Характеризовать основные занятия восточных славян в древности.

Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной.

Находить территории, Хазарского каганата, Волжской Булгарии.

Давать характеристику исторических источников.

Изучение фрагментов письменных исторических источников.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, связанных с деятельностью первых киевских князей

Лента времени.

Карта «Восточные славяне в конце I тыс. н. э.».

§ 3



34

Повторительно-обобщающий урок.

1

На этом уроке основное внимание уделяется проблемам хронологии древнего периода истории и основополагающим понятиям темы.

Использовать при ответах понятия, определяющие специфику исторической науки: «факт», «исторический источник», «документ», «памятник».

Делать описание исторического памятника. Использовать рисунки, схемы в своём рассказе.

Понимать, чем иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники отличаются от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора.

Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, связанных с деятельностью первых киевских князей

Лента времени. Карты в учебнике.

§1-3



Глава II. Русь в IX - первой половине XII века. (10 часов)

35.

Образование Древнерусского государства.

1

Исторические процессы, происходившие в Евразии. Путь «из варяг в греки». Территория Руси. Источники по истории Древней Руси. Восточнославянские племенные союзы (середина IX в) Города Киев, Новгород, Ладога. Призвание князя Рюрика.

Объяснять значение понятия «племенные союзы»

Знать время возникновения Древнерусского государства.

Называть имена первых русских князей, важнейшие даты.

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке.

Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки»

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

способность решать творческие задачи

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Карта «Древняя Русь в IX-X вв.».

§4-5



36.

Образование Древнерусского государства.

1

Образование Древнерусского государства. Правление первых Рюриковичей Направления внутренней и внешней политики князей. Русь и Византия. Система управления государством в середине XI в. Дружина. Вече.Полюдье.

Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений.

Выделять наиболее характерные признаки государства.

Используя текст учебника, объяснять, для чего людям необходимо государство.

Объяснять, что такое полюдье и с какой целью оно собиралось русскими князьями.

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике первых русских князей

Лента времени.

Карта «Древняя Русь в IX-X вв.».

Иллюстрации, воспроизводящие вещественные исторические источники.

§4-5



37.

Русь в конце X - первой половине XI в. Становление государства.

1

Направления внутренней и внешней политики князей. Русь и Византия. Система управления государством в середине XI в. Порядок престолонаследия. Принятие христианства. Христианская Церковь на Руси

Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром.

Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства.

Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос.

Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

способность решать творческие задачи

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

высказывать свою точку зрения о принятии христианства на Руси.

Лента времени.

Карта «Древнерусское государство в конце X - первой половине XI в.». Иллюстрации,

§6-7



38.

Русь в конце X - первой половине XI в. Становление государства.

1

Система управления государством в середине XI в. Порядок престолонаследия. Деятельность Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Христианская Церковь на Руси

Русь и государства Европы.

Понимать, для чего необходимы законы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Знать важнейшие положения первого свода законов - «Русской Правды» и историю её создания

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого

Лента времени.

Карта «Древнерусское государство в конце X - первой половине XI в.». Иллюстрации,

§6-7



39.

Русь в середине XI - начале XII в.

1

Рост самостоятельности отдельных княжеств. Междоусобные войны. Любеческий съезд. Владимир Мономах.

Знать о феодальной раздробленности, как закономерном и в определенном смысле прогрессивном процессе в ходе развития феодальных отношений,

Выяснить предпосылки и закономерности этого процесса.

Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества.

Знать последствия распада Руси на отдельные княжества

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение, создавать схемы

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси».

§8-9



40.

Русь в середине XI - начале XII в.

1

Раздробленность на Руси. Особенности развития русских земель-княжеств. Расцвет хозяйства. Художественные школы разных земель.

Знать особенности развития удельного княжества, Уметь характеризовать своеобразие его политического устройства. Раскрывать военный аспект противостояния кочевников и земледельцев, Объяснять закономерности в переселении кочевников, показать героическую борьбу нашего народа против завоевателей как на Востоке так и на Западе.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

Умение определять понятия, устанавливать аналогии

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси».

Иллюстрация, воспроизводящая миниатюру из «Лицевого свода»

§8-9



41.

Общественный строй Древней Руси

1

Повседневная жизнь: людей Древней Руси. Облик древнерусских городов. Быт: жилище, домашняя утварь, одежда, украшения. Праздники. Хозяйственная деятельность: земледелец, холопы, закупы,рядовичи, смерды, горожане, торговые люди.

Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели.

Представлять облик древнерусского города

Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси.

Делать описания вотчины, основных занятий земледельцев и ремесленников.

Составлять рассказ по картине.

Находить ответ на поставленный в тексте документа вопрос

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира

способность решать творческие задачи

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории

Лента времени.

Исторический источник: «Русская Правда» (фрагмент).

Иллюстрации.

§10



42.

Древнерусская культура.

1

Особенности развития культуры и культурное наследие. Былинный фольклор. Письменность. Начало летописания Нестор Литературные памятники.

Знать памятники культуры Древней Руси.

Знать особенности русской письменности этого периода - миниатюра, красная строка- инициал. Называть материал, на котором писали в Древней Руси.

Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки.

Понимать, какое значение имеет летопись «Повесть временных лет» для изучения истории России.

Объяснять, почему с возникновением письменности единицы, используемые историками для измерения времени, становятся более точными: век, год, а нередко месяц и число.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Исторический источник.

Изображение кириллической азбуки.

Книжная миниатюра XI в. из Остромирова Евангелия.

§11-12.



43.

Древнерусская культура.

1

Развитие каменного зодчества. Первые храмы на Руси.

Живописные произведения: иконы, фрески, мозаика.

Формирование культуры древнерусской народности.

Знать памятники культуры Древней Руси.

Оценивать влияние византийской культуры на изобразительное искусство Древней Руси.

Оценивать роль христианства в становлении культуры Древней Руси и росте ее международного политического влияния.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Исторический источник.Иллюстрации.

§11-12.



44.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в IX - первой половине XII века»

1

На этом уроке основное внимание уделяется проверке знания фактов, позволяющих определить уровень усвоения базового исторического материала

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке.

Объяснять значение важнейших понятий темы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Обосновывать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми.

Понимать, что главными причинами принятия христианства на Руси были: повышение престижа на международной арене, приобщение к более высокой культуре и нравственное развитие народа.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

составлять тезисы

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Лента времени.

Работа с тестами на выявление знания дат, фактов

§4-12



Глава III. Русь в середине XII - начале XIII в. (6 часов)

45.

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.

1

Раздробленность на Руси. Особенности развития русских земель-княжеств. Расцвет хозяйства. Художественные школы разных земель. Киевское и Галицко-Волынское княжества. Территория. Борьба князей за великокняжеский престол в Киеве. Южная Русь и Степь.

Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества.

Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства.

Находить на карте княжества, на которые распалась Русь.

Знать три типа государственности в удельный период.

Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях:

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы

Анализируя текст документов учебника, знать политику князей XII -начала XIII века.

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси».

§13



46.

Княжества Северо-Восточной Руси.

1

Владимиро-Суздальское княжество. Территория. Княжение Юрия Долгорукого и его сыновей. Хозяйственные и культурные особенности развития княжества

Находить на карте княжества, на которые распалась Русь.

Сравнивать положение князя в Галицко-Волынском и Владимиро-Суздальском княжестве.

Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском.

Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов,

составлять тезисы

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси».

Иллюстрации.

§14.



47.

Боярские республики в Северо-Западной Руси.

1

Новгородская земля. Особенности политического устройства. Хозяйственные и культурные особенности развития Новгородской земли.

Сравнивать положение князя во Владимиро-Суздальском княжестве и в Великом Новгороде.

Объяснять роль веча в Великом Новгороде,

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов,

составлять тезисы

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси». Исторический источник: фрагмент новгородской летописи.

§ 15



48-49.

Культура Руси.

2

Распространение христианского мировоззрения.

Складывание единой общерусской культуры.

Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи.

Понимать значение понятий христианское мировоззрение, общерусская культура.

Оценивать значение христианское мировоззрения на формирование общерусской культуры.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси».

Иллюстрации,

§16-17



50.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Русь в середине XII - начале XIII в»

1

На этом уроке основное внимание уделяется проверке знания фактов, позволяющих определить уровень усвоения базового исторического материала

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке.

Объяснять значение важнейших понятий темы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Оценивать значение христианское мировоззрения на формирование общерусской культуры.

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

составлять тезисы

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Лента времени.

Карта «Раздробленность Руси».

Иллюстрации

Работа с тестами на выявление знания дат, фактов.

§13-17



Глава IV. Русские земли в середине XIII -XV в. (7 часов)

51.

Походы Батыя на Русь.

1

Нашествие Батыя на Русь. Падение Рязани, Владимира, Киева. Героизм защитников Руси.

Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества.

Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в.

Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

устанавливать причинно-следственные связи

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Карта «Борьба русских земель и княжеств против иноземных захватчиков в XIII в.».

§18



52-53.

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада.

2

Битва со шведскими рыцарями на реке Неве. Битва с немецкими рыцарями на Чудском озере. Значение этих битв в условиях нашествия монгольских племён. Александр Невский.

Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242 г.Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь.

Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.

Установить, что современником Александра Невского был хан Батый.

Использовать схему при описании сражения

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,

умение использовать речевые средства

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Карта «Борьба русских земель

и княжеств против иноземных захватчиков в XIII в.».

Схема «Невская битва

Карта и схема «Ледовое побоище.».

«Боевой порядок войск в Ледовом побоище».

§ 19



54-55.

Русские земли под властью Орды.

2

Борьба русских князей за ярлык на великое княжение Владимирское. Взаимоотношения русских князей и ордынских ханов. Жизнь разных слоев русского общества.

Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника.

Знать примеры героизма народа в борьбе за свободу.

Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Умение логического рассуждения, умозаключения

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Лента времени.

Карта «Борьба русских земель

и княжеств против иноземных захватчиков в XIII в.».

§20-21.



56.

Москва и Тверь: борьба за лидерство.

1

Важнейшие исторические процессы и явления, происходившие в Евразии. Рост территории Московского княжества в XIV - начале XVI в. Источники по истории Московской Руси.

Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель.

Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали.

Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель.

Понимать, почему ханы Золотой Орды провоцировали усобицы между русскими князьями.

Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери.

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.».

§ 22



57.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Русские земли в середине XIII -XV в»

На этом уроке основное внимание уделяется проверке знания фактов, позволяющих определить уровень усвоения базового исторического материала

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Давать оценку исторического значения Невской битвы и Ледового побоища в условиях нашествия монгольских племён. Александр Невский. Определять последствия зависимости Руси от Золотой Орды для хозяйственного развития Руси. Давать характеристику деятельности русских князей. Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали

формирование целостного мировоззрения

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством

Работа с тестами на установление характерных признаков явлений

Лента времени. Карта «Борьба русских земель

и княжеств против иноземных захватчиков в XIII в.».

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.».

Иллюстрации

Работа с тестами на выявление знания дат, фактов

§18-22



Глава V. Русские земли в XIII -первой половине XV в. (4 часа)

58.

Начало объединения русских земель вокруг Москвы.

1

2

Причины возвышения Московского княжества. Политика московских князей: расширение территории княжества, взаимоотношения с Ордой, борьба с соперниками за великое княжение, приглашение митрополита в Москву. Иван Калита - великий князь московский и владимирский. Преемники Ивана Калиты. Превращение Московского княжества в центр политической жизни Северо-Восточной Руси. Деятельность князя Дмитрия Ивановича (Донского). Куликовская битва. Сергий Радонежский.

Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали.

Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель.

Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче.

Пользоваться схемой сражения при описании Куликовской битвы.

Объяснять, используя схему сражения, в чём проявился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича.

Понимать, какое значение имело благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы.

Понимать историческое значение Куликовской битвы.

формирование целостного мировоззрения

представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

формирование умений применения исторических знаний умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий

Лента времени.

Карты: «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.», «Поход князя Дмитрия Ивановича к Дону в 1380 г.».

Схема «Куликовская битва 8 сентября 1380 г.».

§ 23



59.

Московское княжество в конце XIV - середине XV в.

1

Политика московских князей - преемников Дмитрия Донского. Основные направления внутренней и внешней политики. Первый свод законов единого государства - Судебник 1497 г. Налоги, система кормления, местничество. Православная церковь. Защита рубежей государства.

Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в.

Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в.

Выстраивать события изученного периода в хронологическом порядке.

Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию.

Группировать имена, события по заданным признакам (партии, борящиеся за престол)

уважение к культуре других народов, толерантность.

Умение работать в группе

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.».

§24



60.

Соперники Москвы.

1

Образование Литовско-Русского княжества (первая половина XIII в.). Объединение западных русских княжеств с литовскими племенами. Территория Литовско-Русского княжества. Военные успехи княжества.

Присоединение земель Литовского княжества, Твери, Новгорода к Москве

Превращение Московского княжества в центр политической жизни.

Показывать на исторической карте соперников Москвы.

Знать основные исторические события и князей Литовского княжества.

Понимать, что Великое княжество Литовское состояло из добровольно присоединившихся русских княжеств

Знать причину войны между Новгородом и Москвой и ее результаты.

Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери.

Показывать на карте

как шло присоединение русских земель. к Москве.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.». Иллюстрации.

§ 25



61.

Повторительно-обобщающий урок по главе: «Русские земли в XIII -первой половине XV в»

На этом уроке основное внимание уделяется проверке знания фактов, позволяющих определить уровень усвоения базового исторического материала

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Давать оценку исторического значения объединения русских земель вокруг Москвы, изменению положения московских князей, Судебника 1497г. Давать характеристику деятельности русских князей.

формирование целостного мировоззрения

умение применять и преобразовывать знаки и символы

Уметь работать с историческими источниками

Работа с тестами на установление характерных признаков явлений

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.».

§23-25



Глава VI. Формирование единого русского государства в XV в. (7 часов)

62.

Объединение русских земель вокруг Москвы.

Превращение Московского княжества в центр политической жизни Северо-Восточной Руси «Стояние на Угре» Конец ордынского ига Изменение международной обстановки. Иван III - государь «всея Руси». Основные направления его внутренней и внешней политики.

Понимать значение терминов «внутренняя политика» и «внешняя политика».

Определять основные черты единого (централизованного) государства.

Оценивать историческое значение освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Понимать, почему Москва стала центром объединения русских земель.

Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III.

Понимать историческое значение возникновения единого Русского государства.

формирование целостного мировоззрения

Умение анализировать и обобщать факты

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель в XV - первой трети XVI в.». Иллюстрации.

§26



63.

Русское государство во второй половине XV - начале XVI в.

Понимать причины укрепления власти московского государя.

Понимать причины изменения положения Русской Православной церкви на международной арене.

Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.

Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей.

Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Выявлять негативные стороны местничества и кормления.

формирование целостного мировоззрения

Умение анализировать и обобщать факты

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель в XV - первой трети XVI в.».

§ 27



64-65.

Русская культура в XIV - начале XVI в.

2

Литературные памятники. Изделия декоративно-прикладного искусства. Памятники архитектуры (крепости, Московский Кремль). Произведения живописи (иконы, фрески). Феофан Грек. Андрей Рублёв. Памятники культурного наследия Московской Руси: их роль в жизни человека того времени и значение для людей XXI в. Значение данного периода в истории России.

Объяснять значение важнейших понятий темы.

Сравнивать вотчину и поместье.

Объяснять, как вокруг города возникали слободы.

Объяснять, почему введение Юрьева дня было необходимым явлением для того времени

Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Иване III.

Использовать иллюстрации учебника при рассказе о быте людей разных социальных групп. Группировать исторические памятники эпохи.

Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России

представить результаты в виде таблицы

Умение составлять сравнительную таблицу

Карта «Объединение русских земель в XV - первой трети XVI в.».

Иллюстрации, воспроизводящие вещественные исторические источники.

§28-29



66.

Повторительно-обобщающий урок по главе: «Формирование единого русского государства в XV в.»

На этом уроке основное внимание уделяется формированию умения выявлять причины и следствия исторических событий, проверке знания фактов, позволяющих определить уровень усвоения базового исторического материала

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы.

Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Группировать исторические памятники эпохи.

Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России

формирование целостного мировоззрения

представить результаты в виде таблицы

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Работа с тестами на установление характерных признаков явлений

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.».

§27-29



67.

Повторительно-обобщающий урок по теме «На пути к единому государству. XIV - начало XVI в.».

На этом уроке основное внимание уделяется формированию умения выявлять причины и следствия исторических событий

Понимать необходимость объединения Руси. Знать, какие условия способствовали объединению.

Определять основные черты единого (централизованного) государства.

Находить на карте места важнейших сражений.

Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке, как шло объединение русских земель.

Рассказывая об исторических событиях, уметь ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Работа с тестами на определение причин и следствий исторических событий



68.

Общие и особенные черты в истории Западной Европы и России.

Понимать необходимость объединения Руси. Знать, какие условия способствовали объединению.

Определять основные черты единого (централизованного) государства.

Находить на карте места важнейших сражений.

Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке, как шло объединение русских земель.

Рассказывая об исторических событиях, уметь ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло

Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы.

Устанавливать соответствие между историческими деятелями и связанными с ними достижениями и событиями.

Группировать исторические памятники эпохи.

Знать важнейшие достижения в культуре России

Уметь составлять синхронистическую таблицу «История России - всеобщая история»

формирование целостного мировоззрения

представить результаты в виде таблицы

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Работа с тестами на установление характерных признаков явлений

Лента времени.

Карта «Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV в.».



69-70.

Резерв

2





История Средних веков: 29 часов

История России: 39 час.

Резерв: 2 часа

Всего: 70 часов



© 2010-2022