Урок истории в 6 классе Золотая орда

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока в 6 классе по теме: Русь и Золотая Орда

Цель: научить объяснять, в чем выражалась политическая и экономическая зависимость русских земель от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против завоевателей; раскрывать, каковы были последствия ордынского владычества.

Планируемые результаты:

1. Воспитание умения общаться, уважительное отношение к историческому прошлому монгольского народа.

2. Овладение умениями работать с учебной информацией (выделять главное в тексте, характеризовать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде, анализировать факты, формулировать выводы)

3. Овладение представлениями о политической и экономической зависимости Руси от золотой Орды) применять исторические понятия для раскрытия событий прошлого, оценивать политику Александра Невского по отношению к Золотой Орде.

Основные термины и понятия: ярлык, баскаки, ордынский выход, численник.

Ход урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Улыбнитесь гостям, друг другу, пожелайте себе хорошей работы на уроке.

Рефлексия: ладошки

II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока. Предлагаю вам выполнить задание: Дан ряд слов (1 слайд)

Шведы, Чудское озеро, монголы, Козельск, немецкие рыцари, Нева, хан, «свинья».

Распределите данные слова на три группы. Назвать, какое событие объединяет каждую группу.

Ответ: Невская битва 1-я гр: шведы, Нева, 2-я: Ледовое побоище: Чудское озеро, рыцари-крестоносцы, «свинья». 3-я: монголо-татарское нашествие: монголы, Козельск, хан.

- Назовите даты этих событий 15 июля 1240 г, 5 апреля 1242 г, 1237-1240 гг.

- С именами каких исторических деятелей связаны эти события? (Александр Невский, Батый).

Учитель. Используя карту, сделайте вывод - в каком положении оказалось Древнерусское государство в XIII веке?

Ученик. В очень тяжелом: с запада нам угрожали немецкие рыцари и шведы, с Востока татаро-монголы. В результате войн нам удалось остановить натиск с Запада, а вот война с монголами завершилась разгромом русских княжеств и установлением зависимости от Золотой Орды.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассматривать взаимоотношения Руси и Золотой Орды. Поэтому тема урока будет звучать так «РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА» Запишите тему урока в тетрадь. Слайд 2.

III. Определение цели урока.

Учитель. Как вы считаете положительное или отрицательное влияние оказало монголо-татарское иго на Русь? Иго - господство одного народа над другим.

Назовите отрицательное влияние. А положительные стороны можете назвать?

На доске появляется запись, по ходу ответов детей, учитель заполняет таблицу «Влияние монголо-татарского ига на Русь» «-» «+»

Учитель. Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь русского народа. Почему ведутся споры по этому вопросу? (одни историки утверждают, что монгольское влияние на Русь было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты)

Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока

Какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа. (3 слайд).

Чтобы достичь цели мы должны узнать о чем? (чтение учащимися рубрики учебника «Вы узнаете» с.40).

IV. Изучение нового материала.

План урока: 1. Политическая зависимость Руси.

2. Повинности русского населения.

Слайд 4. 3. Русь и Орда при Александре Невском.

4. Последствия ордынского владычества.

Учитель. Итак, что же представляла собой Золотая Орда? Слайд 5.

1. Работа с картой

ЗОЛОТАЯ ОРДА, монголо-татарское государство, основано в 1243 году ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым, степи Северного Причерноморья и Поволжья. Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях жизни созывались курултаи - съезды знати во главе с членами правящей династии.

Учитель. Послушаем еще некоторые интересные факты об этом государстве (сообщение ученика). 6,7слайд Город САРАЙ (в переводе дворец) - столица Золотой Орды, построенный ханом Батыем, внуком Чингисхан. Располагался примерно в 120 км севернее современного города Астрахань. В городе было выстроено много дворцов, ремесленных кварталов (большинство построек было сделано из сырцового кирпича), имелись канализация и водоснабжение. Город имел площадь 36 км2 по тем временам это был крупнейший город Евразии.

Задание. Найдите и покажите территорию Золотой Орды и ее столицу (земли волжских болгар, половецкую степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии);

- на какой реке располагалась столица (Волга)

- определите по карте, входила ли Русь в состав Золотой Орды, докажите (разные границы). Допишем этот факт в положительный момент в нашу таблицу.

Вывод: Древнерусское государство не вошло в состав Золотой Орды, но это не значит, что оно осталось свободным. Монголо-татары установили над Древнерусским государством власть, сделав его вассальным государством.

Учитель. Что означает понятие вассальное государство. (Вассальное государство - государство, находящееся в подчинении другому государству, но сохраняющее своего правителя или в вассальной зависимости).

Что значит находиться в подчинении, в зависимости? (предположения учащихся)

На доске учитель рисует (схему) кластер.

2. Постановка учебной задачи. Работа в парах.

Сейчас вы будете работать в парах по учебнику, стр.40 плюс используйте дополнительный материал. Ваша задача определить, в какой еще зависимости находился русский народ, заполнить схему кластер и дать им общее название.

Дополнительный материал. Древнерусская летопись о смерти черниговского князя Михаила в Золотой Орде. В лето 1246. Михаил, князь черниговский с внуком своим Борисом поехал в Татары, и когда они были там, послал Батый к Михаилу князю, веля ему поклониться огню и их идолам; князь же Михаил не повиновался их повелению… и был без милости заколот нечестивыми…

Зависимость населения Руси







Политическая зависимость Экономическая зависимость

Вмешательство в порядок управления Содержание ханских послов

Жестокая расправа с неповиновением Ежегодная выплата дани - «ордынский выход»

Княжение по ярлыку Внеочередные платежи

Контроль за деятельностью князей Участие в ордынских военных походах

Учитель. Ребята, в какой зависимости находилась Русь от Золотой Орды? (в политической)

Что она в себя включала?

Назовите повинности русского населения. Как называется такая зависимость? (экономическая)

Работа с новыми понятиями: ярлык, баскаки, выход (1,2документ) - запись в тетрадь 8,9,10 слайд.

Кто освобождался от дани? (духовенство)

Это можно отметить как положительный момент?

Заполняется «-» и «+» в таблице

Вывод: Древняя Русь находилась в политической и экономической зависимости от Орды.

Физкультминутка

3. Рассказ учителя

- Ребята, какие чувства испытывал наш народ, оказавшись в таком тяжелом положении?

- Что он мог сделать?

- Какой вывод вы можете сделать для себя?

Действительно в 1257-1259 годах монголы провели на Руси перепись населения. Во все города приехали численники(переписчики). Все жители были переписаны для того, чтобы никто не ушел от дани. В 1262г в Ростове, Суздале, Владимире начались народные волнения. Многие баскаки были убиты, остальные изгнаны из городов.

- Ребята, кто мог защитить народ от угнетения? (князья).

- Почему? Народ им верил, уважал, у них была дружина, князья были мудрыми.

- Послушайте сообщение о том, как князья вели себя по отношению к Золотой Орде.

Слайд 11

4. Сообщение ученика. Русские князья по-разному восприняли установленные порядки. Одни князья пытались сопротивляться и искать союзников в этой борьбе. Другие, наоборот, считали разумным на время подчиниться монголам.

Кто были эти князья?

Черниговский князь Михаил Всеволодович, приехав к Батыю, не пожелал пройти монгольский религиозный обряд, за что был зверски убит. И рязанского князя Романа Ольговича, также не предавшего своей веры, ордынцы жестоко казнили. Эти князья-мученики почитаются Русской православной церковью как святые. На северо-востоке сопротивление татарам возглавил младший брат Александра Невского - Андрей Ярославич. Но его постигла неудача. В 1252 году отряды князя Андрея потерпели поражение от карательного войска ордынца Неврюя-«Неврюева рать».

В этом же году ярлык на великое княжение Батый передал Александру Невскому.

5. Работа с текстом учебника.

Прочитайте текст учебника на с. 41 3-й абзац и ответьте на вопрос:

Слайд 12. Почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?

Какую политику вел Александр Невский по отношению к Золотой Орде?

Учитель. Итак, Почему Александр Невский, сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?

Ученик. Политику Невского можно охарактеризовать как политику подчинения или умиротворения. Александр Невский - князь мудрый, предвидел будущее, понимал, что у него недостаточно сил, чтобы идти войной на татар. Тем более, что были враги и на Западе. Надо было сохранить на время мир, чтобы уберечь землю от новых разорений.

Учитель. Объясните свое отношение к политике князя.

Учитель. Иногда в конфликтной ситуации нужно идти на уступки даже врагу, чтобы сохранить жизнь другим людям, собрать силы для отпора, успокоить врага.

Что удалось сделать Александру Невскому благодаря такой политической мудрости?

1. Удалось предотвратить разгром городов.

2. Орда пошла на уступки - право сбора дани было передано русским князьям.

3. В результате власть князей укрепилась.

Учитель. Верно. Политика Александра Невского оказалась более правильной и разумной на тот период.

Учитель. Вернемся к нашему главному вопросу - Какое влияние оказало ордынское иго на жизнь русского народа?

6. Самостоятельная работа в парах.

Прочитайте текст учебника - «Последствия ордынского владычества» стр.41, обсудите этот вопрос в парах и дополните нашу таблицу «Влияние монголо-татарского ига на Русь» «-» «+».

( разрушены десятки городов, забыты многие ремесла, экономическое отставание страны от западноевропейских государств, прервались связи южных и юго-задных княжеств с северо-восточными, сократилось численность населения, русская культура пришла в упадок; предпосылки для объединения страны с сильной княжеской властью, в русский язык вошли многие татарские племена, название многих мест в России, было остановлено завоевание татаро-монгол западных государств).

Как мы можем ответить на наш главный вопрос? Какое влияние ордынское владычество оказало на жизнь русского народа? (Ордынское иго оказало как отрицательное влияние на жизнь русского народа, так и положительное).

Вывод. Правильно, нельзя давать однозначную оценку данного события. Ордынское владычество нанесло сильный удар по экономической жизни людей, привело к изменению характера власти, но при этом произошло взаимообогащение народов Руси и Орды.

V. Повторение и закрепление новых знаний.

Сейчас вам предлагается тестовые задания по данной теме.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

• Какую цель ставили?

• Удалось решить поставленную цель?

• Какие большие выводы по теме нашего урока вы можете сделать?

Какую мысль или вывод лично для себя вы запомнили, чтобы использовать в жизни?

Оценка эффективности работы на уроке

Ф.И. ученика__________________________________________________

Сделайте, пожалуйста, метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится 0, если выше, то выберите подходящий балл - от 1 до 5.

Степень усвоения материала:

0

1

2

3

4

5

Оценка моей работы на уроке:

0

1

2

3

4

5

Рефлексия: ладошки

Домашнее задание: п.13 вопросы

Литература

  1. Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. С древнейших времен до конца XVI века» 6 класс.

  2. В.В.Шаповал. «Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века». 6 кл. - М.: ЭКЗАМЕН, 2008.

  3. school.yandex.ru




© 2010-2022