- Преподавателю
- История
- Тематическое планирование курса История России. 7 класс
Тематическое планирование курса История России. 7 класс
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янкова О.И. |
Дата | 07.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания образования | Тип урока-
| Основные понятия | Знания, умения | Формы контроля | Домашнее задание |
Тема: Россия на рубеже XVI - XVII веков. 6 часов. | ||||||||
1 | Введение | 1 | Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй | Лекция | Сословно-представи- тельная монархия | Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV) | Работа с контурной картой | Записи |
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов | Изучение нового материала | Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание | Обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты | Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала | §1, вопросы и задания
|
3 | Смута | 1 | Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И.Болотникова. Польская и шведская интервенция | Комбиниро ванный урок | Смута, интервенция | Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории | Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления | §2 вопросы и задания словарь |
4 | Окончание Смутного времени | 1 | Агрессия речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов; положение К.Минина и Д.Пожарского. Начало династии Романовых | Комбиниро ванный урок | Семибоярщина | Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение | Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока | §3 вопросы и задания словарь
|
5 | Р/К: Наш край в период Смуты | 1 |
| Изучение нового материала |
| Уметь готовить сообщения с использованием краеведческого материала. Выделять главное в устной речи, выделять общее и особенное в истории государства и края | Обсуждение причин общего и особенного в развитии края и страны |
|
6 | Повторительно-обобщающий урок по теме 1
| 1 | Повторение и контроль по теме
| Повтори тельно-обобщающий |
| Систематизировать исторический материал о Смутном времени. Высказывать суждения о деятелях Смутного времени. | Контроль знаний |
|
Тема: Россия в XVII веке. 9 часов. | ||||||||
7 | Новые явления в экономике
| 1 | Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля ярмарки | Изучение нового материала | мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок | Установить межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы | Предъявление результатов работы в виде таблиц | §4, вопросы; задания; словарь; даты |
8 | Оформление сословного строя
| 1 | Бояре и дворяне. Крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество. | Комбиниро ванный урок | Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, крепостное право | Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу.
| Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания, обобщающий тест | §5, вопросы; задания; словарь; даты |
9 | Политическое развитие страны | 1 | Первые Романовы: усиление самодержавия. Ослабление роли Земских соборов и Боярской Думы. Приказная система. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649г. | Комбиниро ванный урок | Абсолютизм | Иметь представления о структуре управления государством, сравнивать её со структурой стран Европы. Учиться работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним | задания | §6
|
10 | Власть и церковь. Церковный раскол | 1 | Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум | Комбиниро ванный урок | Протопоп, церковный раскол, старообрядцы | Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума | Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»? | §7; вопросы; задания; словарь; даты |
11 | Народные движения | 1 | Социальные движения второй половины XVII века. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина | Комбиниро ванный урок | «Бунташный век», прелестные письма | Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями | Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений | §8; вопросы; задания |
12 | Внешняя политика | 1 | Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока | Комбиниро ванный урок | Гетман, голытьба, реестровые казаки | Выделять основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России | Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте | §9.; вопросы; задания |
13 | Русская культура и быт сословий в XVII в. | 1 | Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни | Комбиниро ванный урок | Изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем | Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников
| Проверка таблиц, заполненных по результатам обслуживания и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура» | §10,11; вопросы; задания; |
14 | Р/К: Наш край в XVII в. | 1 | Развитие хозяйства, быт и культура края. | Комбиниро ванный урок |
| Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей края
| Опрос по домашнему заданию, обобщение особенностей края | Записи в тетради |
15 | Россия в XVII веке | 1 | Повторение и контроль по теме | Повтори тельно-обобщающий |
| Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVIIв. Высказывать суждения о значении наследия XVIIв. для современного общества.
| Итоговая работа |
|
Тема: Россия при Петре I. 9 часов. | ||||||||
16 | Предпосылки петровских преобразований | 1 | Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина -Нащокина. В.В.Голицын | Изучение нового материала | Регентство, гвардия, медаль, волонтер, верфь | Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника
| Обобщающая беседа в конце урока | §12; вопросы; задания; даты |
17 | Начало царствования Петра I.
| 1 | Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.
| Комбиниро ванный урок |
| Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже веков, используя карту. Начать составление характеристики Петра. Давать оценку Азовским походам и Великому посольству. | Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц | §13-14; вопросы; даты; таблица |
18 | Северная война
| 1 | Северная война. Основание Петербурга. Реформы армии | Комбиниро ванный урок | Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут | Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и её необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях | Рассказ по плану | §14 вопросы; задания |
19
| Реформы Петра I | 1 | Реформа государственного управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея». Значение реформ. | Комбиниро ванный урок | Абсолютизм, аристократия | Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра и систематизировать материал в форме таблицы. Использовать тексты исторических источников для характеристики политики власти. | Проверка домашнего задания по вопросам учебника, тест | §15 вопросы; задания; даты |
20 | Экономика России первой четверти XVIII века | 1 | Состояние экономики к началу XVIII века. Экономическая политика Петра. Сельское хозяйство. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития. | Комбиниро ванный урок | Меркантелизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм | Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра. Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия. | Опрос | §16 вопросы; задания |
21
| Народные движения первой четверти XVIII века | 1 | Причинынародных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение народных выступлений. | Комбиниро ванный урок | Работные люди, отходники, челобитная | Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения. Сравнивать народные движения первой четверти XVIII века и аналогичные движения XVII века. | Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц | §17 вопросы; задания |
22 23
| Русская культура эпохи Петра I | 2 | Изменения в культуре, быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны. | Комбиниро ванный урок | Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма | Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы | Проверка сочинений. Обсуждение вопроса о пользе и вреде изменений в культуре при Петре I | §18-19; вопросы; задания |
24
| Россия при Петре I | 1 | Повторение и контроль по теме | Повтори тельно-обобщающий |
| Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Завершить составление характеристики Петра I и участвовать в ее обсуждении. Давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I. | Написать сочинение-эссе «Петр - великий тиран или реформатор» тест |
|
Тема: Россия в 1725-1762гг. 6 часов. | ||||||||
25 26 | Дворцовые перевороты | 2 | Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни | Изучение нового материала | Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиции | Знать причины и последствия дворцовых переворотов, хронику событий, действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Систематизировать материал в форме таблицы. Составлять исторические портреты. | Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы «Почему в XVIII веке наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?» | §20-21; вопросы; задания; документы; таблица |
27
| Внутренняя политика в 1725-1762 гг. | 1 | Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества | Комбиниро ванный урок | Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен, усиление крепостничества
| Особенности внутренней политики российских императоров после Петра. Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов. | Тест | §22; вопросы; документы. |
28 | Внешняя политика России в середине XVIII века. | 1 | Войны с Персией и Турцией. Участие в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
| Комбиниро ванный урок | Восточный барьер, гаубица, Семилетняя война - кузница русского военного мастерства | Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы.
| Фронтальный опрос, тесты для закрепления | §23; вопросы и задания п.20-22, записи в тетради |
29 | Наш край в первой половине XVIII века | 1 |
| Комбиниро ванный урок |
| Знать историю родного края, особенности и его место в истории России. Уметь делать записи по лекции учителя |
| Записи |
30 | Обобщающий урок по теме | 1 | Повторение и контроль по теме | Повтори тельно-обобщающий |
| Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра I. | Письменная проверочная работа |
|
Тема: Россия в 1762-1801гг. 10 часов. | ||||||||
31 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством | Изучение нового материала | Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Либерализм | Анализ политики Екатерины ( выделение целей, подведение итогов), работа с документами, развитие умений работать с текстом | Задание в конце параграфа, тесты для закрепления | §24 вопросы; задания |
32 | Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва | 1 | Социальные движения второй половины XVIIIвека. Восстание под предводительством Е.Пугачева | Комбиниро ванный урок | Крестьянская война, уложенная комиссия | Объяснить причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания | Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа | §25 вопросы; задания |
33 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века
| 1 | Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Предпринимательство. Начало разложения капиталистической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития | Комбиниро ванный урок | Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк | Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту. | Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы | §26; вопросы; задания; документы |
34 | Внешняя политика Екатерины II
| 1 | Русско-турецкие войны конца XVIII века и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русское военное искусство. А.Суворов, Т.Т.Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии | Комбиниро ванный урок | Протекторат, повод и причины войны | Определять направления внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты | Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы | §27,28 вопросы; задания; документы; таблица |
35 | Россия при Павле I
| 1 | Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине | Комбиниро ванный урок | эскадра | Показать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой | Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления | §29; вопросы; задания; документы. |
36 | Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование. Литература, искусство второй половины XVIII века | 1
| Век просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М.В.Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф.Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве | Комбиниро ванный урок | Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура | Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему. Определять особенности развития культуры, прослеживать её связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры | Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов, викторина | §30-32; вопросы. задания |
37 | Быт и жизнь во второй половине XVIII века. | 1 | Быт народов России. Дворянская судьба. Жизнь крестьян и горожан. | Комбиниро ванный урок | Самосознание, нация, патриотизм, казачество | Описывать образ жизни различных слоев общества. Развивать умение слушать и делать записи в ходе лекции | Тест, взаимопроверка конспектов | §33, записи вопросы; задания |
38 | Р/К: Наш край во второй половине XVIII века | 1 | Родной край во второй половине XVIII века | Комбиниро ванный урок |
| Определять общие и особенные черты истории края. |
|
|
39
| Повторительно-обобщающий урок по теме 5 | 1 |
| Повтори тельно-обобщающий |
|
| Контрольная работа | Повторить курс |
40 | Итоговое повторение | 1 |
| Повтори тельно-обобщающий |
|
| Устное собеседование |
|