Тематическое планирование курса История России. 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания образования

Тип урока-


Основные понятия

Знания, умения

Формы контроля

Домашнее задание

Тема: Россия на рубеже XVI - XVII веков. 6 часов.

1

Введение

1

Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй

Лекция

Сословно-представи-

тельная монархия

Умение работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

Работа с контурной картой

Записи

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

1

Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий. Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Изучение

нового

материала

Патриаршество, самозванство,

Крестьянское восстание

Обобщать знания по истории царствования Б.Годунова, отмечать основные тенденции развития государства. Совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

Обобщающая беседа, самопроверка усвоения нового материала

§1,

вопросы и задания


3

Смута

1

Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И.Болотникова. Польская и шведская интервенция

Комбиниро

ванный урок

Смута, интервенция

Должны уметь определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории

Фронтальный опрос, взаимопроверка, домашнее задание в тетради, тест для закрепления

§2

вопросы и задания

словарь

4

Окончание Смутного времени

1

Агрессия речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освободительная борьба против интервентов; положение К.Минина и Д.Пожарского. Начало династии Романовых

Комбиниро

ванный урок

Семибоярщина

Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти. Выделять главное из текста, формулировать и доказывать свое мнение

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы, опрос по вопросам, сообщение о персоналиях урока

§3

вопросы и задания

словарь


5

Р/К: Наш край в период Смуты

1


Изучение

нового

материала


Уметь готовить сообщения с использованием краеведческого материала. Выделять главное в устной речи, выделять общее и особенное в истории государства и края

Обсуждение причин общего и особенного в развитии края и страны


6

Повторительно-обобщающий урок по теме 1


1

Повторение и контроль по теме


Повтори

тельно-обобщающий


Систематизировать исторический материал о Смутном времени. Высказывать суждения о деятелях Смутного времени.

Контроль знаний


Тема: Россия в XVII веке. 9 часов.

7

Новые явления в экономике


1

Ликвидация последствий Смуты. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля ярмарки

Изучение

нового

материала

мелкотоварное производство,

мануфактура, всероссийский рынок

Установить межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять объективные причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы

Предъявление результатов работы в виде таблиц

§4, вопросы; задания; словарь; даты

8

Оформление сословного строя


1

Бояре и дворяне. Крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Комбиниро

ванный урок

Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, крепостное право

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу.


Опрос по вопросам домашнего задания, индивидуальные задания, обобщающий тест

§5,

вопросы; задания; словарь; даты

9

Политическое развитие страны

1

Первые Романовы: усиление самодержавия. Ослабление роли Земских соборов и Боярской Думы. Приказная система. Местное управление. Законы. Соборное уложение 1649г.

Комбиниро

ванный урок

Абсолютизм

Иметь представления о структуре управления государством, сравнивать её со структурой стран Европы. Учиться работать с документом, анализировать источники, критически относиться к ним

задания

§6


10

Власть и церковь.

Церковный раскол

1

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Комбиниро

ванный урок

Протопоп, церковный раскол, старообрядцы

Приводить примеры, подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации. Объяснять причины конфликта власти и церкви. Готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума

Взаимопроверка знания ключевых терминов, дискуссия по проблеме урока «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романовиче»?

§7;

вопросы; задания; словарь; даты

11

Народные движения

1

Социальные движения второй половины XVII века. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Комбиниро

ванный урок

«Бунташный век», прелестные письма

Уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век». Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

Диктант терминов, обобщающая беседа о причинах и последствиях народных движений

§8; вопросы; задания

12

Внешняя политика

1

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока

Комбиниро

ванный урок

Гетман, голытьба, реестровые казаки

Выделять основные направления внешней политики. Определять причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России

Проверка домашнего задания устно и по карточкам, предъявление результатов деятельности на контурной карте

§9.; вопросы; задания

13

Русская культура и быт сословий в XVII в.

1

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. Симон Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Комбиниро

ванный урок

Изразцы, тафта, парча, секуляризация культуры, терем

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения. Учиться слушать сообщения одноклассников


Проверка таблиц, заполненных по результатам обслуживания и заслушивания сообщений, составление кроссвордов по теме «Культура»

§10,11;

вопросы; задания;

14

Р/К: Наш край в XVII в.

1

Развитие хозяйства, быт и культура края.

Комбиниро

ванный урок


Учиться выделять главное в устной речи, объяснять причины особенностей края


Опрос по домашнему заданию, обобщение особенностей края

Записи в тетради

15

Россия в XVII веке

1

Повторение и контроль по теме

Повтори

тельно-обобщающий


Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности развития России и ведущих стран Западной Европы в XVIIв. Высказывать суждения о значении наследия XVIIв. для современного общества.


Итоговая работа


Тема: Россия при Петре I. 9 часов.

16

Предпосылки петровских преобразований

1

Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина -Нащокина. В.В.Голицын

Изучение

нового

материала

Регентство, гвардия, медаль, волонтер, верфь

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника


Обобщающая беседа в конце урока

§12; вопросы; задания; даты

17

Начало царствования Петра I.




1

Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Внешняя политика. Азовские походы. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство.


Комбиниро

ванный урок


Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже веков, используя карту. Начать составление характеристики Петра. Давать оценку Азовским походам и Великому посольству.

Опрос по домашнему заданию, взаимопроверка хронологических таблиц

§13-14; вопросы; даты; таблица

18

Северная война


1

Северная война. Основание Петербурга. Реформы армии

Комбиниро

ванный урок

Рекрутская система, конфузия, регулярная армия генеральное сражение, редут

Знать хронологию Северной войны. Уметь показывать основной театр военных действий. Объяснять причины войны и её необходимость. Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота. Использовать литературные произведения для рассказа об исторических событиях

Рассказ по плану

§14

вопросы; задания

19


Реформы

Петра I

1

Реформа государственного управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея». Значение реформ.

Комбиниро

ванный урок

Абсолютизм, аристократия

Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра и систематизировать материал в форме таблицы. Использовать тексты исторических источников для характеристики политики власти.

Проверка домашнего задания по вопросам учебника, тест

§15

вопросы; задания; даты

20

Экономика России первой четверти XVIII века

1

Состояние экономики к началу XVIII века. Экономическая политика Петра. Сельское хозяйство. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономического развития.

Комбиниро

ванный урок

Меркантелизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, протекционизм

Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра. Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствия.

Опрос

§16

вопросы; задания

21


Народные движения первой четверти XVIII века

1

Причинынародных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К.А.Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение народных выступлений.

Комбиниро

ванный урок

Работные люди, отходники, челобитная

Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения.

Сравнивать народные движения первой четверти XVIII века и аналогичные движения XVII века.

Промежуточное тестирование. Обобщение в форме взаимопроверки таблиц

§17

вопросы; задания

22

23


Русская культура эпохи Петра I

2

Изменения в культуре, быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. Роль петровских преобразований в истории страны.

Комбиниро

ванный урок

Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма

Готовить сообщения на заданную тему, выступать с докладом, отвечать на вопросы

Проверка сочинений. Обсуждение вопроса о пользе и вреде изменений в культуре при Петре I

§18-19; вопросы; задания

24


Россия при Петре I

1

Повторение и контроль по теме

Повтори

тельно-обобщающий


Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Завершить составление характеристики Петра I и участвовать в ее обсуждении. Давать и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I.

Написать сочинение-эссе «Петр - великий тиран или реформатор»

тест


Тема: Россия в 1725-1762гг. 6 часов.

25

26

Дворцовые перевороты

2

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

Изучение

нового

материала

Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия,

кондиции

Знать причины и последствия дворцовых переворотов, хронику событий, действующих лиц. Учиться обобщать знания, делать выводы. Систематизировать материал в форме таблицы. Составлять исторические портреты.

Анализ пробелов знаний по эпохе Петра. Решение проблемы «Почему в XVIII веке наступает эпоха дворцовых переворотов, что изменилось?»

§20-21;

вопросы; задания; документы; таблица

27


Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1

Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянской. Усиление крепостничества

Комбиниро

ванный урок

Манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен,

усиление крепостничества


Особенности внутренней политики российских императоров после Петра.

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период дворцовых переворотов.

Тест

§22;

вопросы; документы.

28

Внешняя политика России в середине XVIII века.

1

Войны с Персией и Турцией. Участие в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.


Комбиниро

ванный урок

Восточный барьер, гаубица,

Семилетняя война - кузница русского военного мастерства

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Развивать умение работать с картой. Составлять хронологические таблицы.


Фронтальный опрос, тесты для закрепления

§23; вопросы и задания п.20-22, записи в тетради

29

Наш край в первой половине XVIII века

1


Комбиниро

ванный урок


Знать историю родного края, особенности и его место в истории России. Уметь делать записи по лекции учителя


Записи

30

Обобщающий урок по теме

1

Повторение и контроль по теме

Повтори

тельно-обобщающий


Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Давать и обосновывать оценку итогов деятельности преемников Петра I.

Письменная проверочная работа


Тема: Россия в 1762-1801гг. 10 часов.

31

Внутренняя политика Екатерины II

1

Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А.Н.Радищев. Борьба самодержавия с вольнодумством

Изучение

нового

материала

Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства.

Либерализм

Анализ политики Екатерины

( выделение целей, подведение итогов), работа с документами, развитие умений работать с текстом

Задание в конце параграфа, тесты для закрепления

§24

вопросы; задания

32

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва

1

Социальные движения второй половины XVIIIвека. Восстание под предводительством Е.Пугачева

Комбиниро

ванный урок

Крестьянская война, уложенная комиссия

Объяснить причины, итоги, различные оценки восстания. Давать собственные аргументированные суждения. Уметь показывать на карте район восстания

Фронтальный опрос, индивидуальные карточки, обобщающая беседа

§25

вопросы; задания

33

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века


1

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Предпринимательство. Начало разложения капиталистической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития

Комбиниро

ванный урок

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, банк

Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики. Совершенствовать умение читать карту.

Фронтальный опрос, взаимопроверка сравнительной таблицы

§26; вопросы; задания; документы

34

Внешняя политика Екатерины II


1

Русско-турецкие войны конца XVIII века и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Русское военное искусство. А.Суворов, Т.Т.Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии

Комбиниро

ванный урок

Протекторат, повод и причины войны

Определять направления внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

Фронтальный опрос, взаимопроверка таблицы

§27,28

вопросы; задания; документы; таблица

35

Россия при Павле I


1

Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине

Комбиниро

ванный урок

эскадра

Показать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать свое отношение, работать с текстом учебника и картой

Диктант дат, сообщения о Суворове и Ушакове, тест для закрепления

§29;

вопросы; задания; документы.

36

Русская культура второй половины XVIII века. Наука и образование.

Литература, искусство второй половины XVIII века

1


Век просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. Становление отечественной науки. М.В.Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф.Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве

Комбиниро

ванный урок

Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, институт благородных девиц, университет, агрономия, паровая машина, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура

Устанавливать связь между развитием экономики, политики и культуры, работать с дополнительной литературой, делать доклад на заданную тему. Определять особенности развития культуры, прослеживать её связь с западной культурой, знать выдающиеся достижения и имена деятелей культуры. Работать с иллюстрацией, описывать памятники культуры

Фронтальный опрос, обобщающая беседа, обсуждение докладов, викторина

§30-32; вопросы. задания

37

Быт и жизнь во второй половине XVIII века.

1

Быт народов России. Дворянская судьба. Жизнь крестьян и горожан.

Комбиниро

ванный урок

Самосознание, нация, патриотизм, казачество

Описывать образ жизни различных слоев общества. Развивать умение слушать и делать записи в ходе лекции

Тест, взаимопроверка конспектов

§33, записи

вопросы; задания

38

Р/К: Наш край во второй половине XVIII века

1

Родной край во второй половине XVIII века

Комбиниро

ванный урок


Определять общие и особенные черты истории края.



39


Повторительно-обобщающий урок по теме 5

1


Повтори

тельно-обобщающий



Контрольная работа

Повторить курс

40

Итоговое повторение

1


Повтори

тельно-обобщающий



Устное собеседование



© 2010-2022